- Тактическая подготовка и ее виды
- Что такое тактика
- Цели и задачи тактической подготовки
- Классификация по составу участников
- Типовая классификация
- Методы тактической подготовки
- Тактические упражнения
- Тактическая тренировка: гимнастика
- Тактическая тренировка: бег
- Тактическая тренировка: легкая атлетика
- Тактическая тренировка: единоборства
- Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Тактическая подготовка и ее виды
В современном спорте невозможно достичь высоких результатов без хороших физических данных и психологии победителя. Однако главным нюансом успеха остается тактическая подготовка. Именно ей каждый спортсмен и тренер должны уделять особое внимание.
Что такое тактика
Это целенаправленные методы и способы использования допустимых технических приемов для решения поставленных задач. Стоит учитывать, что тактическая подготовка обуславливается правилами соревнований относительно каждого вида спорта. В число таких методов входят также анализ характеристик соперника и собственных сил с учетом условий среды.
Таким образом, тактической подготовкой называется педагогический процесс, который направлен на овладение рациональными способами ведения борьбы в процессе соревновательной деятельности. Методика исследования напрямую зависит от вида спорта. Каждый из них имеет свою трактовку и определяет общие и специфические рамки тренировки. Поэтому тактики в разных видах спорта могут заметно отличаться. Показательным примером будет хоккей и теннис – командная и индивидуальная игры со своими правилами и нюансами.
Аналитическая подготовка спортсмена может быть общей и специальной. Первая категория направлена на освоение знаний и навыков, необходимых для достижения успеха. Вторая представляет собой совокупность аналогичных методов против конкретного противника. Объединяют эти две категории общие средства из достижения: специальные упражнения в условиях среды (облегченных или усложненных).
Цели и задачи тактической подготовки
Смысл методики заключается в том, чтобы спортсмен научился использовать свои лучшие стороны против соперников с наибольшей эффективностью. Здесь важны все возможности: физические, психологические и технические.
Основы тактической подготовки подразумевают соответствие поведения спортсмена и его плана действий уровню развития его главных качеств и знаний. Сегодня такая методика включает в себя не только отдельные приемы и анализ возможностей соперника, но и умение рационально распределять собственные силы на протяжении всего комплекса соревновательных упражнений. Кроме того, важными нюансами являются маскировка намерений и психологическое воздействие на оппонента.
В командных видах спорта методика анализа и действия немногим отличается от индивидуальных. Например, тактическая подготовка футболистов сводится к правильной расстановке на поле, поведению в конкретных ситуациях, умению комбинировать с партнерами, наигрыванию определенных схем и т.д. В одиночных разрядах большее внимание уделяется индивидуальной программе.
При выборе тактики немаловажную роль играет дисциплина. К задачам методики относят формирование навыков и умений, совершенствование возможностей тела (растяжка, гибкость), приобретение общих знаний, развитие способности молниеносно переключать свое внимание с одного действия на другое, быстрое составление схемы поведения во время поединка, моделирование подходящего приема и т.д.
Классификация по составу участников
На сегодняшний день различают следующие виды тактической подготовки относительно разряда соревнования:
- Одиночные (единоборства, скоростные и цикличные дисциплины). В этом случае подготовка к тактическим действия проходит по индивидуальной программе. Перед каждым спортсменом стоят определенные задачи, от которых необходимо отталкиваться. Методика тренировок зависит от возможностей участника соревнования.
- Групповые (художественная гимнастика, гребля, эстафета, синхронное плавание). Здесь во главе идут общие задачи ограниченного количества человек. Методика подготовки может быть для каждого спортсмена разной, но в конце она всегда сводится к единой цели.
- Командные (футбол, гандбол, хоккей, поло). Каждый спортсмен на поле выполняет определенные функции. Цели у команды одинаковые, но достигаются они совокупностью действий всех вместе взятых игроков. Здесь тактическая подготовка должна учитывать нюансы соревнования и возможности каждого его участника (вратарь, нападающий, защитник и т.д.).
Типовая классификация
В настоящее время подготовка должна строиться исходя из специфики соревнований, квалификации его участников, вероятных форс-мажорных ситуаций. Относительно этих критериев различают следующие виды тактики:
- Алгоритмическая (тяжелая атлетика, конный бег, гребля). Этот вид тактической подготовки предусматривает набор действий, которые должны осуществляться в строго запланированной очередности. По сути, данная методика тренировки подразумевает минимальную вариативность решений. Все действия идут по заданному плану, а упор делается на физическое развитие.
- Вероятностная (футбол, теннис, хоккей). Здесь трудно предугадать, как будет развиваться противостояние. Задачей вероятностной тактики является подготовка спортсменов к определенному стечению обстоятельств в начале поединка. Дальнейшие действия игроки должны планировать самостоятельно, отталкиваясь от соперника.
- Эвристическая (единоборства, гимнастика). Такой вид тактики подразумевает умение мгновенного реагирования на действия оппонента. Предугадать течение поединка сложно на любом его этапе.
Методы тактической подготовки
В командных видах есть несколько способов тренировки, позволяющих проверить возможности спортсменов. Самым эффективным из них является игра с условным соперником. Здесь тактическая подготовка строится в момент проведения матча с другой командой, схожей по силе с будущим противником.
Следующим по эффективности методом является игра с партнерами. Иными словами, тренировка, в которой участники команды противостоят на поле друг другу. Это позволяет оценить кондицию как можно большего числа спортсменов и наладить между ними связи.Самыми действенными с точки зрения физической готовности и оттачивания особых приемов являются тренировки при отсутствии соперника.
Аналогичные методы имеют место и в индивидуальных видах. Единственное, чем отличается тактическая подготовка спортсмена в одиночном разряде — это возможность тренировки со снарядами. В качестве условного соперника выступают манекены, мишени, тренажерные устройства и прочие приспособления.
Тактические упражнения
Облегченный тренировочный комплекс необходим для формирования новых навыков и умений. Усложненная программа упражнений используется для стимулирования развития способностей и обеспечения надежности ранее разученных форм.
Каждый спортсмен обязан учитывать особые указания по тактической подготовке. К таковым относят следующие упражнения:
- Подходы с введением определенной ситуации и действий соперника. Целью является решение динамической задачи.
- Подходы с ограничением времени, пространства, количества попыток.
Непосредственно перед стартом соревнований следует приступать к тактическим упражнениям в максимально приближенных к поединку условиях. Это поможет смоделировать целостные формы поведения, как во время турнира.
Тактическая тренировка: гимнастика
Данная вариация подготовки также подходит для фигурного катания, фристайла и акробатики, то есть для сложно-координированных видов спорта. Поскольку соревнования здесь бесконтактные, тактика сводится к тренировке сознания в процессе выполнения определенных действий.
Важнейшим аспектом является концентрация и стабильность. Задачей такой подготовки будет заучивание новых технических приемов, элементов, их соединений.
В конечном итоге спортсмен должен уметь выражать свои эмоции и теоретические знания в движениях.
В сложно-координированных видах спорта подготовка строится на основе регламента соревнований.
Тактическая тренировка: бег
Такой способ подготовки характерен и для лыжных гонок на дальние дистанции. В продолжительных видах спорта соревновательная деятельность может быть одиночного и командного разрядов. Кроме того, в таких турнирах вполне вероятны контакты с соперниками и взаимодействие с партнерами.
Здесь спортивно-тактическая подготовка учит терпению, концентрации, способности расчета силы на длинных дистанциях, выдержке, самоконтролю, познанию своего тела и возможностей, принятию решения с учетом непредвиденных обстоятельств. Для эффективности занятия должны проходить в приближенных к соревнованиям условиях.
Тактическая тренировка: легкая атлетика
В плане подготовки циклические виды спорта характеризуются взаимодействием между партнерами, к примеру на эстафете, и индивидуальной направленностью (прыжки). Здесь контакт полностью исключен.
Тактическая подготовка сводится к распределению усилий во время финальных соревнований и определению поведения на всей дистанции (комплекса упражнений). На тренировках большая часть времени уделяется внимание физике и обучению новым приемам. По сути, тактическая составляющая здесь сведена к минимуму. Подготовка развивает самообладание и выносливость.
Тактическая тренировка: единоборства
В контактных видах важнейшим аспектом является доминирование. Здесь имеет место технико-тактическая подготовка. Параллельно с аналитическими занятиями должны проходить тренировки, направленные на улучшение физического состояния спортсмена.
В единоборствах тактическая подготовка позволяет овладеть новыми приемами прессинга, нападения и защиты, сформировать навыки ведения боя, изучить определенные комбинации.
Источник
Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).
Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).
Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).
Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.
Основные характеристики техники физических упражнений:
· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);
· временные характеристики (длительность и темп движения);
· пространственно-временные (скорость движения);
· силовые характеристики (сила движения);
· ритмическая характеристика (ритм).
Краткая характеристика методов физического воспитания
Метод —это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).
Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
В физическом воспитании различают следующие группы методов:
· организации занимающихся в процессе физического воспитания;
· обучения двигательным действиям;
· развития физических качеств;
· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;
· научных исследований в физической культуре и спорте.
Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании
К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:
· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);
· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);
· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);
· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);
· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);
· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).
Характеристика методов обучения двигательному действию
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).
Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:
Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:
· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Источник