Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»
Светлана Симонова
Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»
Проработав в детском саду 27 лет, я заметила тенденцию к увеличению числа детей с нарушениями развития речи.
В результате наблюдения, я выяснила, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Если человек, не находит нужного слова для объяснения, он часто помогает себе жестами,и наоборот: ребёнок рисующий, пишущий, помогает себе непроизвольно высовывая язык.
Таким образом, можно рассматривать кисть руки, как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). На основе личного опыта мною был разработан проект «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка».
Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Новизна: разработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.
Цель проекта – повысить речевую активность ребёнка.
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
3. Повысить у детей интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Сделать работу регулярной.
5. Развить ловкость и координацию движений рук ребёнка.
6. Научить вслушиваться и понимать смысл речи.
7. Учить концентрировать своё внимание.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Проект состоит из трёх этапов:
1. Самомассаж рук. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Сопряженная гимнастика.
Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук:
1. Легкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.
2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.
3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой,затем двумя руками одновременно:
а. Катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика.
б. Сжимание резиновых игрушек.
Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
Следующим этапом моей работы было изучение пальчиковых игр и создание пальчиковых игрушек.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошку.
А этому не дала:
Ты воду не носил,
Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.
В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Пальчиковые игры помогают ребенку научиться свободно, владеть своими не всегда послушными пальчиками, развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.
Переходим к третьему этапу – сопряжённая гимнастика.
СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту на топке. Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки. Язык выполняет движения вверх – вниз.
Она села на пенёк, Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.
И читала весь денёк: Ладони развернуть от груди.
Я люблю тебя». Ладони прижать одну к другой, на каждый слог пальцы поочередно смыкать и размыкать. Поочередно растягивать губы в улыбке и смыкать трубочкой.
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз). Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев).
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
Летела кукушка мимо сада. Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев. Язык выполняет движения вверх – вниз.
Поклевала Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «Птица клюет». Языком выполнить упражнение «Лошадка»— поцокать языком 4 раза.
Всю рассаду. Положение рук поменять, движения повторить. Язык выполняет упражнение «Лошадка».
И кричала «Ку-ку-мак!». Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «Птица раскрывает клюв». Округлить губы, как при произнесении звука о, закрыть рот.
Разжимай один кулак. Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать их. Поочередно надувать щеки.
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка. Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.
Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает. Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя. Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там. Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.
Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]
Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.
Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.
И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.
На основании моих занятий я сделала вывод,что:
1. У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.
2. Усовершенствовалась общая координация движений.
3. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.
Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей
1. Ребёнок должен своевременно овладеть навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивание (расстёгивание) пуговиц, завязывание шнурков, узелков.
2. Привлекать ребёнка к участию в сервировке стола, уборке помещений, игрушек.
3. Применять разнообразные виды ручной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек).
4. Развивать графическую моторику, выполнять упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов, штриховка).
5. Использовать различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, разнообразное нанизывание, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
6. Выполнять массаж кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него, играть в пальчиковый театр, устраивать театр теней. Можно предложить массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек, грецких орехов.
6. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Рисовать пальчиковыми красками можно как угодно, как захочет ваш ребенок. Рисуйте и пальчиками, и кистью, и перышком, и шерстяными нитками, и восковыми мелками, и карандашами, словом, всем тем, на что только способна ваша фантазия.
Все виды заданий проводить в игровой форме, вызывая интерес у детей, не забывать хвалить ребенка и не приводить к переутомлению.
Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. http://www.logoped-sfera.ru/palchikovyj-igrotrening.html
Османова Г. А. Новые игры с пальчикамидля развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Эксмо, 2001.
Цыбульникова Е. Н. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка. http://festival.1september.ru/articles/566446/
http://solnushki.ru/fingerplay Шаблоны пальчиковых игрушек.
Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Спортивный уголок в группе Воспитатель Полякова Т. М. Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей, поэтому, особое внимание уделяю реализации.
Источник
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста
Татьяна Гицевич
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста
Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.
Почему я выбрала именно это направление в своей работе?
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Несмотря на то, что дети к подготовительной группе осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения, по развитию графомоторных навыков. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия. Включение на занятиях с дошкольниками нетрадиционных форм проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств помогает ребёнку концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку. Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Перед каждым упражнением делаем с детьми разминку, состоящую из трех этапов
1. Самомассаж рук – начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.
Су – джок терапия –дети перекатывают мячик – ежик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую. Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца. К каждому упражнению используется небольшой стишок.
2. Артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» — втянуть щеки.
«часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
3. После разминки можно начинать сопряженную гимнастику.
Воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.
Для начинающих гимнастика состоит из одного предложения,например :
Землянику мы нашли.
Язык – движение языка вверх, вниз.
Руки – ходьба указательным и средним пальцами.
Гимнастика из двух предложений.
«На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка».
Руки – соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.
«Кошка глазки закрывает, кошка спинку выгибает».
Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.
Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
Тук – тук – тук, постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;
Рот и язык — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Тук – тук – тук, наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;
Раздается чей – то стук.
Это дятел на сосне соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Рот и язык – напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д»
Тексты подбираются с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи.
Для более длинных упражнений используются опорные картинки.
— «Маша поехала на поезде к бабушке».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.
— «У бабушки большой красивый дом».
Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.
Руки – пальцы рук «домиком».
«Под окнами – клумба с цветами».
Язык – язык свободно лежит на нижней губе.
Руки – кисти рук прижаты
—«По двору бродят пёстрые куры».
Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.
Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.
— «Протяжно мычат коровы».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.
— «На крыльце греется кошка».
Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.
Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряженной гимнастике, например, поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли.
Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.
Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребенку последовательно и легко передать содержание упражнения.
Итог: Я считаю, что на основании сопряженной гимнастики :
— У детей улучшается координация артикуляционного аппарата.
— Улучшается общая координация движений.
— Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость.
Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения. Так же может использоваться воспитателями в качестве разминки, организационного момента. Поскольку гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Используемая литература:
1. А. Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2019 г.
2. М. А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.
3. Г. Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб,2017г.
4. С. И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет.Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. ” Волгоград, Учитель 2012 г.
5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2015 г.
Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.
Источник