СОКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СОКОЛЬСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Создана в Чехословакии доктором М. Тыршем в 1861 — 1884. Сущность ее Тырш изложил в статье «Наши задачи, направление и цель» (1871). Основа С. с. ф. в. — всестороннее физич. развитие, эстетическое и нравственное воспитание. Средства С. с. ф. в. — гимнастические упражнения — Тырш привел в логическую систему, изложенную в книге «Основы гимнастики».
Упражнения делились на группы: а) без снарядов и без помощи занимающихся, т. е. упражнения простые, порядковые и танцевальные; б) на снарядах и прыжки, а также со снарядами (булавы, палки и т. п.); в) с помощью др. занимающихся (пирамиды); г) в силе (борьба, фехтование и т. п.).
Рекомендовалось проводить экскурсии, игры, лагерные сборы и различные спортивные состязания. Гимнастическими уроками руководили добровольцы-общественники. Начинался урок общими упражнениями, потом шли упражнения в подгруппах, а заканчивался общей ходьбой с песней. Самым важным в методике Тырш считал соответствие упражнений способностям большинства занимающихся. К своей системе он создал специальную терминологию упражнений, к-рая применяется до сих пор. С. с. ф. в. имела большую популярность. Хорошо известны сокольские слеты, к-рые проводились в свое время не только в Чехословакии, но и в др. славянских странах. Сокольство сыграло большую роль в деле пробуждения национального сознания и повышения культуры чешского народа. Впоследствии организация «Сокол» была использована буржуазией в своих классовых эгоистических целях.
Созданная в социалистической Чехословакии единая организация Союз физической культуры поставлена на службу физич. воспитания широких трудящихся масс. Средства физич. воспитания и лучшие элементы методики обучения физич. упражнениям бывшей С. с. ф. в. использованы в общей системе физич. воспитания, принятой в ЧССР (см. Чехословакия).
- Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1963. 423 с.
Источник
Гимнастика
Сокольская система гимнастики
Одной из первых славянских комплексов физической подготовки считается сокольская гимнастика. Она сформировалась не только как вид спортивных занятий, но и активного течения за самобытность народов Австро-Венгрии. В конце 19 века начавшись с пробуждения чешского самосознания народа, территория которого входила в состав Австрийской Империи Габсбургов, это направление постепенно стало прогрессировать в различных государствах, в частности, в России. Сокольское движение в начале имело некоторую политическую подоплеку (стремление народов Австро-Венгрии к независимости), однако в целом оносформировалось в спортивную систему.
Истоки движения и особенности тренировок
Сокольская гимнастическая система, взяла символичное имя «сокол» как символ силы, храбрости, доблести, характера, напора и целеустремленности на пути к своим правам и суверенитету.
Основателем по праву считается выпускник Пражского университета, представитель чешской буржуазной интеллигенции Мирослав Тырш (1832-1884), пару десятилетий являвшийся бессменным лидером этого движения. Фундаментальные понятия можно найти в написанном им труде «Основы физической подготовки», где он соединил воедино комплексы упражнений немецкой гимнастики и легкой атлетики 50-60-х годов 19 века. Оснащение инвентарем залов сокольникам помог создать первый председатель общества Индрих Фигнер.
Отличительной чертой сокольской гимнастики являлся акцент на правильность, грациозность и эстетику выполняемых движений в упражнении. В отличие от немцев и шведов, нацеленных на повтор определенного количества раз и подходов, соколы следили за внешним видом, приправляя тренировку яркой одеждой, мелодичной музыкой и гимнастической обувью. Однако, не стоит считать, что это приводило к хаотичности. Так, в последовательность входили: сначала строевые упражнения, далее — одиночные занятия со снарядами и боевые навыки, позднее тренировки в группах со снарядами и без, затем общие занятия (пирамиды), и завершающий этап — снова строевая подготовка. Для М.Тырша, вдохновленного историей и культурой эллинов, правила физкультуры Древней Греции явились базой.
Составляющие сокольской гимнастики
Согласно М.Тыршу можно выделить 4 основополагающих типа упражнений:
- без снарядов – ходьба, бег, вольные, строевые упражнения, танцы и хороводы;
- со снарядами – прыжки в длину, прыжки в высоту « атакой», с шестом в глубину, прыжки через «козла» в длину, упражнения на «коне» в ширину с ручками и без ручек, с использованием перекладин, брусьев, ходуль, лестницы, шведской стенки, канатов, скамеек, коньков, велосипеда, также использовались палки, гантели, копья, диски, ядра, кубы, мячи, молоты, скакалки, флажки, булавы;
- упражнения в группе — подвижные спортивные игры, пирамиды, парные и групповые гимнастические соревнования;
- боевые занятия — борьба, бокс, фехтование, упражнения с сопротивлением.
Влияние на развитие в России
Соколы внесли вклад, не только в физические тренировки, но и заботились об интеллектуальном развитии населения. До них люди были либо малограмотны, либо знали только немецкий язык. А сокольцы позволили крестьянам посещать библиотеки, читать произведения на своем чешском языке. В 1889 году, спустя 14 лет после первоначальной задумки провести соревнования, и отказа австрийского правительства в их проведении, в Праге провели так называемые «сокольские слеты», турнир, который включал упражнения на различных гимнастических снарядах, соревновались между собой разные спортивные общества Австро-Венгрии. А уже в 1892 году в Нанси решили устраивать регулярные соревнования молодежи.
В Россию это направление стало внедряться чешскими учителями гимнастики. Они собирали вокруг себя кружки любителей гимнастики, которые назывались сокольскими. Так позднее в столице появилось Первое русское гимнастическое общество, а в Санкт-Петербурге – гимнастическое общество « Север». С подачи П. Столыпина название «Сокол» было разрешено к использованию, в том числе в наименовании официальных групп и сообществ. Метод таких тренировок был широко распространен в военных и в военно-спортивных училищах России. К 1914 году в 26-ти городах насчитывалось порядка 42 кружков и объединений.
В период октябрьской революции и позднее упражнения сокольской системы были запрещены, так как их идеи не совпадали с идеями советской власти. Однако идеи продолжали жить среди эмигрантов, например в Югославии.
В послевоенное время в СССР методы сокольской системы взяли на вооружение спортсмены и тренеры.
Сегодня различные термины, заимствованные у сокольцев, продолжают широко применяться в легкой атлетике и гимнастике. Используются также спортивные снаряды, формы и методы обучения, принципы судейства.
Источник
Консультация «Сокольская гимнастика. Что это?»
Ольга Лебедева
Консультация «Сокольская гимнастика. Что это?»
Сокольская гимнастическая система была первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание в России в конце ХIХ века. В отечественной литературе до сих пор отсутствуют исследования, освещающие формы и методы работы сокольских организаций, как отечественных, так и зарубежных. В существующих источниках анализ деятельности, к сожалению, осуществлялся слишком тенденциозно и односторонне.
Анализируя доступные материалы можно констатировать, что Сокольство родилось в эпоху пробуждения чешского самосознания.
Идеи, порожденные французской революцией и войнами Наполеона, вызвали в начале ХIХ века во всей Европе активизацию общественно-политического движения, которое к середине века вылилось в ряде революционных выступлений. Общее стремление к независимости и свободе проникло и в Чехию, входящую в состав Австро-Венгерской империи и начавшую борьбу за национальное освобождение. В эту эпоху и родилось Сокольство, оформившее национальные стремления чешского народа в одну стройную систему, которая постепенно развиваясь и совершенствуясь превратилась в заметное социальное явление не только в Чехии, но и в других славянских государствах, в первую очередь в России.
Сокольская система гимнастики — это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название «Сокол» — использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главе этой организации встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств: основатель М. Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет, и первый председатель И. Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материальной базы «Сокола» и постройку первой Пражской сокольни. Выпускник Пражского университета М. Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился к объединению и сплочению чешского народа для участия в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своей книге «Основы физической подготовки» он изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.
Первая группа — упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.
Вторая группа — снарядовые упражнения : прыжки простые в длину, прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, щведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями и т. д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).
Третья группа — групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.
Четвертая группа — боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.
Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов, затем общие упражнения (пирамиды, наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь.
В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М. Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.
Восхищение общеэллинскими празднествами привело М. Тырша к идее организации подобных физкультурных празднеств, которые могли способствовать сближению всех славянских народов. В 1868 г. в Праге им была предпринята попытка провести совместные публичные физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ Австро-Венгрии. Однако она не увенчалась успехом т. к. власти отказались разрешить их проведение. Они состоялись лишь четырнадцать лет спустя. В сокольской печати того времени празднества были названы олимпиадой, однако официально эти гимнастические выступления вошли в историю как общесокольские слеты, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах. В 1889г. чешские «соколы» принимали участие в съезде французских гимнастов в Париже, который был организован Пьером де Кубертеном.
В 1892г. состоялась вторая поездка «соколов» на гимнастические празднества французских гимнастов в Нанси. Под влиянием идей олимпизма в том же году по инициативе общества «Сокол» было принято решение об устройстве игр для молодежи.
Следует отметить, что чешские «соколы» принимали активное участие в международных состязаниях, таких как состязания «Союза европейских гимнастических обществ». В 1911 г. они стали победителями этих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в число членов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений, входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом, бег на 100 м.
Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания «Сокола» чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. «Соколы» сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.
Благодаря привлекательности, форм работы с детьми, с женской и мужской молодежью, сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастики.
Консультация для педагогов и родителей «Загадка золотой ключик развития или гимнастика для ума» «Загадка — золотой ключик развития или гимнастика для ума» Консультация для педагогов и родителей. Одно из самых любимых занятий наших детей.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной» Я работаю в коррекционной группе, которую посещают дети с нарушениями зрения. Особенность развития моих воспитанников, как и всех детей.
Источник