Что такое неправильная медитация

Содержание
  1. Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису
  2. Что такое «темная ночь души»
  3. В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.
  4. Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».
  5. Что наука знает о кризисах духовной практики
  6. Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.
  7. Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого
  8. Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.
  9. Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.
  10. Кому медитация может навредить
  11. Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.
  12. Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.
  13. Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.
  14. Медитация типичные ошибки
Читайте также:  Гимнастика для глаз это комплекс упражнений

Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису

Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.

После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.

До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.

Что такое «темная ночь души»

Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.

В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.

Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.

Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.

из буддистского блога

Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?

Читайте также:  Свами криянанда раджа йога

Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».

Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.

Что наука знает о кризисах духовной практики

Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «всевозможных непростых состояний» :

Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.

— из интервью с Уиллоуби Бриттон

Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.

Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.

Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.

После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.

Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.

Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого

Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.

Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.

В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.

Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.

Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».

Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.

По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.

Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.

Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.

Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.

— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”

Кому медитация может навредить

Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.

Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.

Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.

Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.

— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»

Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.

Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.

Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.

Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.

Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.

В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.

Я ощущал себя живым, мертвым, всеведущим, бессмертным, несуществующим, геем, гетеросексуалом, телепатом, цветком, сгустком чистой энергии и атомной бомбой. И это еще были относительно позитивные переживания.

— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»

Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.

Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.

«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».

Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.

Источник

Медитация типичные ошибки

МЕДИТАЦИЯ: типичные ошибки

Эта статья — пособие для практикующих медитацию, и направлена она на разъяснение некоторых аспектов, которые, как правило, по разным причинам опускаются авторами многочисленных трудов на эту тему.

Кроме того, ее будет небезынтересно прочесть всем тем, кто в той или иной мере интересуется различными формами эзотерики.

Кратко, ключевые положения, на которых базируется само понятие, а значит и практика медитаций:

1. Будда сказал(и не только он): «Человек состоит из трех матрешек. Их названия: Тело, Речь, Ум. Тело — это большая матрешка. Ум — самая маленькая. А Речь отделяет большую от маленькой». Принимаем без обсуждения. Мы же практики. Для теоретиков есть Сутра.
2. Падмасамбхава сказал: «Суть всех практик проста. Для Тела — випассана. Для Речи — медитация. Для Ума — самадхи». Здесь самадхи — это восьмая практика Раджа-Йоги. Не путать с Самадхи (дзеновское Сатори) состояние краткого просветления. Випассану больше упоминать не буду, лишь замечу для последователей ныне модной практики Чод, что если они не осознают ее как разновидность випассаны, и занимаются ею без базовой подготовки в последней, то их подношение не будет принято. Никакие духи есть их плоть не станут.

Все практики, называемые медитацией, как бы внешне они ни отличались, направлены на очищение Речи, т.е. на торможение и остановку внутренней «болтовни» человека, которую еще называют внутренним диалогом. И религиозная молитва, и чтение мантр, и ритуальный танец папуасов, и «ката» японских каратистов — все это разновидности медитации, ибо они «тормозят» внутренний диалог. Однако, чаще всего этот термин используется в отношение практик, которые выполняются в неподвижной позе «сидения» с прямым позвоночником: либо «на пятках»(как в дзен), либо в «лотосе», либо просто со скрещенными ногами. Именно о таких медитациях и пойдет далее речь.

I. Ошибка первая: представление о том, что существует «чистое» упражнение в медитации.

Это очень серьезное заблуждение, которое сводит на нет любые усилия. Медитации в неподвижной позе всегда сопутствует практика самадхи, хотим мы этого или нет, ибо любое волевое сохранение тела в определенной позе — это самадхи. Например, выстаивание двухчасовой литургии в православном храме — это самадхи. Цель самадхи — очистить Ум. Очистить от волевых импульсов.

Но вернемся к медитации. Если вы выполняете «чистую» медитацию, не понимая, что при этом имеет место самадхи и не отделяя элементы одной практики от другой, результат будет нулевым. Если уж вы решили медитировать, то этой практикой и занимайтесь. А именно: не старайтесь сидеть абсолютно неподвижно. Для медитации это лишнее. Максимальная неподвижность желательна в практике самадхи. Вы же, если, например, «затекла» спина, — позвольте себе подвигать плечами. Если чешется нос — почешите его. Терпеть будете выполняя самадхи, а для медитации «терпение» — только помеха. Так что определитесь однозначно: либо медитировать, т.е. очищать Речь от «болтовни», либо выполнять самадхи, т.е. очищать Ум от беспорядочных волевых импульсов.

II. Вторая ошибка: контроль дыхания при медитации.

Если вы сидите в медитационной позе и при этом выполняете дыхательное упражнение, либо следуете каким-то предписаниям касательно дыхания(например: выполняете задержку дыхания) — вы практикуете лишь пранаяму. Медитации в этот момент стопроцентно нет. Почему? Причина проста. Та наша «часть», которая контролирует дыхание, является также и «выполняющей» медитацию. Но делать то и другое одновременно «она» не способна никогда. То есть, если вы «сели» медитировать, оставьте дыхание «в покое», забудьте о нем. Либо, сначала «подышите», а потом приступайте к медитации.

III. Третья ошибка: концентрация внимание на каком-либо плоском изображении или точке.

Сосредотачиваться(концентрировать внимание) следует только на объемных объектах, либо на области пустого пространства. Почему? Простого ответа нет. Кратко скажу так: осознание и пустое пространство — это одно и тоже. Если вы сжимаете пространство в плоскость или точку, то тем самым «зажимаете» свое осознание. Результат такой практики даже не ноль, а большой минус. Идет процесс вашего «отупления». Но того ли вы хотите? Стоп! Пора остановиться. А то вместо ошибок при медитации темой статьи станут основы Дзогчен.

IV. Четвертая ошибка: фиксация взгляда.

Взгляд «должен» медленно сканировать объект или пространство медитации. Если вы правша, то против движения часовой стрелки. Если вы левша, то по движению часовой стрелки. Чем медленнее сканирование(угловая скорость движения взгляда), тем результативнее медитация. Однако, если даже вы будете «бешено вращать глазами», — это все-равно лучше, чем «уставиться в одну точку». Объяснения аналогичны тем, которые даны касательно третьей ошибки. Повторять их не буду.

V. Пятая ошибка: отсутствие регламентации времени медитирования.

Если у вас нет таймера, на котором можно выставить отрезок от 10 до 30 минут, то вам следует его приобрести. В худшем случае подойдет будильник, а в самом худшем, просто часы. Но если и их нет, то забудьте о всяких практиках, не читайте эту статью дальше и отправьтесь просто на прогулку в парк или лес. А по дороге поразмышляйте на тему: что я такое в прошлых жизнях натворил, что моя карма не позволяет мне иметь даже часы. А может вы уже Будда?! Ну а если серьезно, то запомните правило: всегда заранее четко определите, сколько минут вы будете медитировать. Выставьте это время на таймере и никогда не заканчивайте раньше или позже. Форс мажорные обстоятельства, естественно, возможны. Если дом в котором вы медитируете загорелся, вы имеете «право» закончить медитацию раньше.

Один сеанс медитации может иметь продолжительность от 10 до 30 минут(10, 15, 20, 25, 30 мин.). Начинайте с отрезка в 10 минут, это по силам каждому. Больше 30 минут одна медитация — это уже перебор. Пустая трата времени. Лучше отдохните, а потом повторите практику. Пауза между медитациями должна быть не меньше продолжительности самой медитации и не больше 24 часов.

VI. Шестая ошибка: отсутствие намерения получить результат.

Всегда, садясь медитировать, делайте это с намерением достичь просветления в этой конкретный медитации. Кратковременное просветление, которое в дзен называют Сатори, а в йоге — Самадхи, возможно даже у того, кто медитирует первый раз в жизни, хотя вероятность этого не велика. Однако она, эта вероятность, имеет место только тогда, когда практикующий знает о ней и намеривает достигнуть просветления. Но даже если просветление не случилось, медитация с намерением его достичь в 100 раз эффективнее, чем «бесцельная». Не бойтесь кратковременного просветления, это вовсе не Нирвана. Длится оно доли секунды, так что вы не успеете даже потерять сознание. Оно имеет очень сильный оздоровляющий эффект. Спутать его с чем-то другим невозможно. Так что пусть вас и это не беспокоит. Индивидуальных различий Сатори почти не имеет. Это всегда яркая вспышка огненного облака перед глазами, похожего на гриб после взрыва атомной бомбы. Если вы устраните ошибки, о которых идет речь в этой статье, то вам понадобится не больше года, чтобы впервые пережить это состояние. Впрочем, не придавайте ему слишком большого значения. Это всего лишь очищающий транс, не более. До состояния Будды еще очень далеко.

VII. Ошибка седьмая: миф о «силе» групповой медитации.

Медитация в группе в лучшем случае не сильно помешает вам. Медитировать следует в одиночестве, если вы, конечно, относитесь к практике серьезно. Ну а группы для совместной медитации в странах Европы и Америки — это просто тусовки. Они для того и созданы, чтобы культурным людям было где потусоваться. Если вы посещаете подобные семинары, это не беда. Но не ждите от них ни какой пользы. Упорно трудитесь дома в одиночку. Впрочем, если вы почувствуете вкус настоящей медитации, то у вас пропадет всякое желание посещать подобные тусовки. Заранее предупреждаю вас об этом.

Здесь кто-то наиболее продвинутый вдруг скажет: «А как же документальные кадры медитирующих в дзеновских монастырях десятков монахов?». Ответ прост. Посмотрите на эти кадры внимательно. В зале только молодые начинающие монахи. Опытные монахи медитируют у себя в кельях в одиночку. И эти ребята будут медитировать по одному, когда у них сформируется собственное намерение. А пока такого монашка ни на минуту не оставляют без дела или в одиночестве, а иначе он будет либо ковырять пальцем в носу и считать ворон, либо мастурбировать, но только не медитировать. Еще раз повторюсь: медитация — это абсолютно одиночная практика. Пока у вас есть необходимость посещать разного рода семинары по медитации, вам следует их посещать, ибо это означает, что суть практики вам еще не понятна. Когда же у вас появится правильное понимание, вы сами без принуждения оставите эти тусовки. Седьмая ошибка: миф о «силе» групповой медитации, — самая устойчивая. Это сегодня самое большое препятствие стоящее перед любым практикующим медитацию в «цивилизованных» странах. Поэтому начните с ее преодоления. А если вам это удастся, то с первыми шестью вы справитесь тем более.

Когда достигнете просветления Будды, вспомните, кто вам помог в это!

Источник

Оцените статью