Что такое лингвистическая разминка

Научная статья на тему «Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересует всех тех, кто работает в системе над развитием у учищихся лингвистической грамотности.

Скачать:

Вложение Размер
nach.shkola_statya_lingvisticheskaya_razminka.docx 16.7 КБ

Предварительный просмотр:

как структурный компонент урока русского языка в начальной школе

Одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать учителю – это мотивация ученика. Особенно важно это для учащихся начальной школы. Цель, мотив, эмоциональная заинтересованность к обучению, способность испытывать положительные эмоции от самого процесса получения знаний — все эти составляющие сложного понятия «мотивация» постоянно находятся в поле зрения каждого учителя.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет был не только важен и нужен, но и интересен ученику, тогда и сам предмет будет усваиваться качественнее. Когда речь идет о русском языке, то интерес к этому предмету постегивается тем, что практически каждому школьнику понятно, что для того, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо смириться и монотонно заучивать правила, решать надоедливые упражнения и выполнять работу над ошибками. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы появился искренний интерес к русскому языку; появился подлинный интерес к тому, как и почему что-то происходит в языке, на котором учащийся думает и разговаривает?

С этой целью было предложено каждый урок русского языка со 2 по 4 классы начинать с небольшой пяти-шестиминутной лингвистической разминки. Почему именно лингвистическая? Потому что, во-первых, лингвистика как наука формирует языковое мышление ученика, которое ему необходимо не только для изучения родного языка, но и может стать хорошей базой при изучении школьником других языков мира. Выработка единых подходов к изучению разных языков способствует более глубокому проникновению в суть языковых явлений. Лингвистические задачи в начале урока являются практически единственной возможностью познакомить учащихся с азами науки «языкознание». Задача учителя-языковеда – заинтриговать ученика, заставить «открыть» новое слово. Во-вторых, языковые задания несложно увязать с материалом текущего урока. Занимательность не отвлекают, а наоборот направляют на изучение конкретной темы урока. В-третьих, эти разминки можно использовать и с целью укрепления межпредметных связей. Это помогает развивать у ученика наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В-четвертых, ответы на поставленные учителем задачи могут быть представлены в форме кратких сообщений (работа на уроке по кальке, домашнее задание и др.)

Итак, исходя из вышеизложенного приходит понимание, что именно лингвистический компонент должен стать объединяющим началом для всего образовательного процесса в школе, при условии, что эти разминки возьмут в работу и другие учителя-предметники, которые преподают в старших классах. Введение этого элемента урока как общего для большинства предметов будет способствовать формированию лингвистической компетенции – одной из наиболее значимых в наше время.

Остаются вопрос: в какой форме может проходить лингвистическая разминка? Предлагаются несколько примеров. Заданиям даны произвольные названия, поэтому в работе возможно их заменить на самостоятельно придуманные варианты.

  1. «Отгадай слово» (учащимся предлагается отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки).
  2. «Этот лишний» (в качестве проверки понимания изученного на прошлом уроке предлагается убрать «лишнее» слово, объяснив причину выбора; как правило критерии отбора не задаются).
  3. «Бумеранг» (учащимся предлагается разминка в форме бытрого вопроса и быстрого ответа).
  4. «Конструктор» (учащимся предлагается собрать слово по отрывкам из истории создания слова, изменениям, которые происходили с этим словом в языке).
  5. «Шутки-загадки» (учащимся начальной школы задаются шутливые вопросы, которые создают творческую и одновременно рабочую обстановку).
  6. «Найди ошибку» (учащимся предлагается предложение(я), в которых допущены орфоэпические, грамматические, стилистические или синтаксические ошибки; во время отработки найденных ошибок идет работа по нормативной речи учащихся).
  7. «Информация к раздумью» (учащимся предлагается заранее самостоятельно подготовить лингвистическую разминку, в которой они могут рассказать об истории слова, фразеологизма, истории какого-либо названия).
  8. «Встать, суд идет» (учащимся после изучения материала предлагается обсудить «выдвинутое обвинение» над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи).
  9. «Кроссворды и чайнворды» (учащиеся решают предложенные задачи целиком или частично; разгадки должны быть посвящены определенному грамматическому правилу).
  10. «Главный редактор» (учащимся предлагается не только исправить стилистические ошибки, но и продолжить двумя-тремя предложениями текст; можно предложить две готовых концовки текста или конкретного предложения, задача ученика – выбрать нужную концовку).

Теперь необходимо оценить проделанную работу. Главная цель оценки – стимулировать познание. Поэтому получить оценку «хорошо» или «отлично» в самом начале урока – это хороший стимул для активной работы на весь урок. Если задания были не очень сложные и учитель не готов выставить оценку за ответ ученика, то возможно использование системы накопительных баллов. Отсутствие страха получить плохую оценку – безусловный плюс лингвистических разминок.

Остается лишь добавить, что задания, которые задает учитель, не должны быть очень сложными, они должны быть посильны учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки.

Рассмотрев разные формы лингвистических разминок, которые безусловно способствуют мотивации к изучению предмета, выражаем уверенность, что такой вид работы станет неотъемлемой частью творческого процесса учителя во время проведения не только уроков русского языка в начальной школе, но и после перехода детей в среднюю и старшую школы.

Статью составил учитель начальных классов Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа № 2». Май 2020 года.

Источник

Научная статья на тему «Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров.

Скачать:

Вложение Размер
statya_lingvisticheskaya_razminka.docx 16.54 КБ

Предварительный просмотр:

как структурный компонент урока русского языка

Одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать учителю – это мотивация ученика. Цель, мотив, эмоциональная заинтересованность к обучению, способность испытывать положительные эмоции от самого процесса получения знаний — все эти составляющие сложного понятия «мотивация» постоянно находятся в поле зрения каждого учителя.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет был не только важен и нужен, но и интересен ученику, тогда и сам предмет будет усваиваться качественнее. Когда речь идет о русском языке, то интерес к этому предмету постегивается тем, что практически каждому школьнику понятно, что для того, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо смириться и монотонно заучивать правила, решать надоедливые упражнения и выполнять работу над ошибками. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы появился искренний интерес к русскому языку; появился подлинный интерес к тому, как и почему что-то происходит в языке, на котором учащийся думает и разговаривает?

С этой целью было предложено каждый урок русского языка с 5 по 11 классы начинать с небольшой пяти-шестиминутной лингвистической разминки. Почему именно лингвистическая? Потому что, во-первых, лингвистика как наука формирует языковое мышление ученика, которое ему необходимо не только для изучения родного языка, но и может стать хорошей базой при изучении школьником других языков мира. Выработка единых подходов к изучению разных языков способствует более глубокому проникновению в суть языковых явлений. Лингвистические задачи в начале урока являются практически единственной возможностью познакомить учащихся с азами науки «языкознание». Задача учителя-языковеда – заинтриговать ученика, заставить «открыть» новое слово. Во-вторых, языковые задания несложно увязать с материалом текущего урока. Занимательность не отвлекают, а наоборот направляют на изучение конкретной темы урока. В-третьих, эти разминки можно использовать и с целью укрепления межпредметных связей. Это помогает развивать у ученика наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В-четвертых, и в условиях подготовки учащихся к ГИА, является важным, ответы на поставленные учителем задачи могут быть представлены в форме кратких сообщений (работа на уроке по кальке, домашнее задание и др.)

Итак, исходя из вышеизложенного приходит понимание, что именно лингвистический компонент должен стать объединяющим началом для всего образовательного процесса в школе, при условии, что эти разминки возьмут в работу и другие учителя-предметники. Введение этого элемента урока как общего для большинства предметов будет способствовать формированию лингвистической компетенции – одной из наиболее значимых в наше время.

Остаются вопрос: в какой форме может проходить лингвистическая разминка? Предлагаются несколько примеров. Заданиям даны произвольные названия, поэтому в работе возможно их заменить на самостоятельно придуманные варианты.

  1. «Отгадай слово» (учащимся предлагается отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки).
  2. «Этот лишний» (учащимся 5-6 классов в качестве проверки понимания изученного на прошлом уроке предлагается убрать «лишнее» слово, объяснив причину выбора; как правило критерии отбора не задаются).
  3. «Бумеранг» (учащимся предлагается разминка в форме бытрого вопроса и быстрого ответа).
  4. «Конструктор» (учащимся предлагается собрать слово по отрывкам из истории создания слова, изменениям, которые происходили с этим словом в языке).
  5. «Шутки-загадки» (учащимся начальной школы и учащимся 5-6 классов задаются шутливые вопросы, которые создают творческую и одновременно рабочую обстановку).
  6. «Найди ошибку» (учащимся предлагается предложение(я), в которых допущены орфоэпические, грамматические, стилистические или синтаксические ошибки; во время отработки найденных ошибок идет работа по нормативной речи учащихся).
  7. «Информация к раздумью» (учащимся предлагается заранее самостоятельно подготовить лингвистическую разминку, в которой они могут рассказать об истории слова, фразеологизма, истории какого-лтбо названия).
  8. «Встать, суд идет» (учащимся после изучения материала предлагается обсудить «выдвинутое обвинение» над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи).
  9. «Кроссворды и чайнворды» (учащиеся решают предложенные задачи целиком или частично; разгадки должны быть посвящены определенному грамматическому правилу).
  10. «Главный редактор» (учащимся предлагается не только исправить стилистические ошибки, но и продолжить двумя-тремя предложениями текст; можно предложить две готовых концовки текста или конкретного предложения, задача ученика – выбрать нужную концовку).

Теперь необходимо оценить проделанную работу. Главная цель оценки – стимулировать познание. Поэтому получить оценку «хорошо» или «отлично» в самом начале урока – это хороший стимул для активной работы на весь урок. Если задания были не очень сложные и учитель не готов выставить оценку за ответ ученика, то возможно использование системы накопительных баллов. Отсутствие страха получить плохую оценку – безусловный плюс лингвистических разминок.

Остается лишь добавить, что задания, которые задает учитель, не должны быть очень сложными, они должны быть посильны учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки.

Рассмотрев разные формы лингвистических разминок, которые безусловно способствуют мотивации к изучению предмета, выражаем уверенность, что такой вид работы станет неотъемлемой частью творческого процесса учителя во время проведения не только уроков русского языка, но и будет использован другими учителями-предметниками.

Статью составил учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 291 Санкт-Петербурга Маяцкая Светлана Александровна. 2020 год.

Источник

Лингвистические разминки
методическая разработка по русскому языку

Лингвистические разминки как способ формирования положительной мотивации к обучению

Скачать:

Вложение Размер
lingv_razm.docx 20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Формирование положительной

мотивации к обучению»

Учитель русского языка и

литературы МКОУ СОШ №6

В системе школьного образования учебный предмет «русский язык» занимает центральное место. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка – государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80 % граждан России. Процессы, которые происходят в нашей стране, не могут не отразиться на структуре и содержании школьного образования и проблем обучения русскому языку.

Изучение русского языка является важным не только потому, что он относится к числу учебных предметов, составляющих основу общего образования, но и по причине того, что он является средством общения. Я как учитель являюсь посредником в осуществлении связи между предметом и средством, и ц елью моей работы является то, чтобы научить учащихся свободной речевой деятельности и сформировать у них лингвистическую компетенцию. В этом мне помогают лингвистические разминки, с которых я начинаю почти каждый урок.

Такая « разминка» является средством формирования мотивации в изучении русского языка, создаёт ситуацию поиска ответа на вопрос, проблемную ситуацию, вносит в урок элемент игры. Но занимательность, игровой элемент не должны отвлекать от главного – изучения конкретной темы урока. Поэтому языковые задания я увязываю с текущим материалом урока. Игра наряду с трудом и ученьем – один из видов деятельности человека. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных и умственных способностей детей. Игра является также одним из средств формирования способностей школьников к творчеству. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями среднего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А.Н.Лука, «детские игры с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет потребности школьника в познавательной активности.
Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. Игра помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Лингвистическую разминку на уроках русского языка я провожу в разных формах (названия заимствовала у других авторов).

Игра «Кто больше?». Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному ( яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п . ) . Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4–5 самых внимательных учеников.

По этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевленного предмета ( ворона летает, прыгает, каркает, клюет, дерется и т.п.), назвать предметы, обладающие этим признаком ( горячий – чай, металл, сердце и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к сочинению. Это н аиболее распространенная и простая форма . Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

Игра «Третье (четвертое) лишнее». Основами для объединения слов в группы могут стать морфемный состав, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания и прочее. Например:

Найдите «третье лишнее».

1. Неизменный, утренний, доменный.
2. Резонный, сезонный, сенсационный.
3. Соловьиный, синий, воробьиный.

Это задание требует внимания к морфемному составу. «Лишними» будут слова утренний (суффикс -енн-, в остальных словах -н- ), сенсационный (суффикс -онн-, в остальных словах -н- ), синий (нет суффикса -ин- , как в других словах ряда).

Найдите «четвертое лишнее».

1. Любить, бить, давить, рубить.
2. Синеть, чернеть, петь, звенеть.

«Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и звенеть (относится ко II спряжению).

Найдите «третье лишнее».

1. Горе, нагорный, горевать.
2. Переносить, переносица, носовой.

Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.

Подобные задания вызывают интерес школьников, они охотно обсуждают другие версии, высказывают свои, не опасаясь, что их мнение окажется неверным, а вариант ответа нелепым и смешным. Практически к любой теме можно подобрать соответствующие примеры.

Игра «Найди ошибку». Данный вид заданий может быть использован при изучении языковых норм: орфоэпических, грамматических, стилистических, синтаксических. С одной стороны, дети слышат на уроках нормативную, корректную речь учителя, и от них требуется такая же; с другой — за пределами школы они слышат речь, в которой «есть все на свете» — от разговорных оборотов и просторечной лексики до самых грубых вульгаризмов. Предложенная нами методика позволит ненавязчиво, регулярно вести работу по формированию нормативной речи учащихся.

  1. «На дом мы получили задание написать рецензию О прочитанной книге». (Неправильный выбор предлога).
  2. У Ольги КАРИЕ волосы. ( Нарушение лексической сочетаемости слова).
  3. В рассказе А.П.Чехова «Ионыче» рассказывается об Ионыче. (Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
  4. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. (Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики).

Игра «Корректор». На доске записаны предложения или текст с ошибками. Надо найти их и устранить, провести редакторскую правку.

· В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

· Петя ушиб колено ноги.

· Он написал свою автобиографию.

· Я был смущён от его замечания.

Таким образом, дидактические игры могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний в начале урока, «разминки», необходимой по ходу урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал» Игротека. Лингвистическая разминка».

Лингвистическая разминка на уроках русского языка.

Выполнение заданий ЕГЭ А9, А10, А11, А20, В1. В2, В3 на материале одного предложения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Лингвистическая разминка — это 5 тестовых заданий по разным разделам русского языка, которые необходимо повторять в 8-9 класах, так как большую часть программы в них составляет «Синтаксис».

Лингвистическая работа к уроку русского языка по синтаксису.

Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров.

Источник

Читайте также:  Употребление алкоголя после тренировок
Оцените статью