Круговая тренировка в детском саду
***
Круговая тренировка в детском саду
Повышение эффективности физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста путём применения круговой тренир овки
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе — важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребёнка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. Хорошо учиться может только здоровый, физически развитый ребёнок. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемое под руководством педагога, должно представлять собой определённый двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 60 % от периода бодрствования. При этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по интенсивности двигательной активности.
Физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Эффективность физкультурных занятий во многом определяется их плотностью. Моторная плотность характеризует двигательную активность детей в течение занятия. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребёнка. Один из перспективных путей реализации этих требований – применение круговой тренировки.
Для детского сада подходят упрощённые комплексы круговой тренировки с заданиями различной степени трудности. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми, как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название либо применяются приёмы имитации и подражания (занятия «Цирк», «Озорные котята, а также упражнения с предметами (мячи, скакалки и др.). Вводная часть занятия, общеразвивающие упражнения, подвижная игра подбираются также в соответствии с сюжетом. В занятия можно включать элементы психогимнастики и релаксации. Например, в занятии «На морском берегу» дети «собирают» ракушки и слушают шум моря (аудиозапись). В «Походе в лес» — лежат на «зелёной травке» и слушают пение птиц.
Существует два варианта круговой тренировки: непрерывно-поточный и интервальный. В первом случае дети выполняют упражнения, последовательно перемещаясь со «станции» на «станцию» и проходят так несколько «кругов». Во втором – определённое время или количество раз повторяют упражнение на своей «станции» и по сигналу переходят на следующую. И так до возвращения на исходное положение.
На базе нашего детского сада апробированы такие комплексы круговой тренировки как «Путешествие на сказочную планету», «Поход в лес», «На морском берегу», «Матросы на парусном корабле в шторм», «Озорные котята», «Игрушки, «Цирк».
При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки придерживаюсь определённой последовательности действий:
1. Размещаю занимающихся в том месте зала, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.
2. Вызываю у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Например, занятие «Путешествие на сказочную планету» начинается с подготовки к путешествию и полёту на ракете.
3. Выбираю двух-трёх ловких, уверенных в своих возможностях детей, которые будут одновременно с объяснениями выполнять различные варианты упражнений по «стациям» с последовательным прохождением одного «круга».
4. Отчётливо произношу название каждой «станции», объясняю двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Во время показа движений детьми обращаю внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий, подчеркиваю правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции» и т. д.
5. После объяснения заданий и прохождения выбранными детьми одного «круга» уточняю представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещаю их по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества детей и «станций», акцентируя внимание на правильном исходном положении.
6. По сигналу занимающиеся одновременно начинают делать упражнения. Я нахожусь в точке наилучшего обзора и слежу за выполнением упражнений детьми, делаю дополнительные словесные указания, исправляю ошибки, при необходимости оказываю помощь, поощряю правильные двигательные действия. Применяю музыкальное сопровождение, соответствующее темпу выполнения упражнений (например, «Парад- алле» М. Протасова в занятии «Цирк»).
После разучивания комплекса круговой тренировки на следующих занятиях сразу размещаю детей по «станциям» и они начинают выполнять упражнения после кратких указаний. Желательно на каждой «станции» разместить плакаты с графическим изображением упражнения, тогда дополнительные объяснения не требуются.
Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами:
1) изменять продолжительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»; 2) варьировать темп выполнения упражнений; 3) изменять интервалы отдыха; 4) вводить дополнительные «станции» с облегчённой или, наоборот, с более высокой нагрузкой; 5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.
В процессе круговой тренировки развиваются не только физические качества, но и умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям взрослого, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Умение чётко следовать инструкциям имеет большое значение: без него ребёнок не в состоянии усваивать знания и навыки в процессе обучения, что очень важно для будущих школьников.
Большим достоинством круговой тренировки является высокая плотность занятия. Развивается общая выносливость, а значит, повышается сопротивляемость детского организма болезням. Если во время занятий по традиционной методике средний уровень частоты сердечных сокращений составляет 110-130 ударов в минуту, то во время круговой тренировки – 140-160. Благодаря разнообразным упражнениям, включаемым в занятие, значительно расширяются двигательные возможности дошкольников, что помогает решать им двигательные задачи, возникающие в практических и игровых ситуациях.
Интервальный вариант круговой тренировки «На морском берегу»
1. «Ходим по песку» (ходьба перекатом с пятки на носок по мату).
2. «Сёрфинг» (ползание на животе по скамейке, подтягиваясь руками)
3. «Запутанные следы» (прыжки вдоль шнура справа и слева от него).
4. «Плаваем брассом» (приподняв корпус, выполнять руками соответствующие движения).
5. Ходим по камням» (ходьба по мягким набивным мячам).
6. «Катаемся на катамаране» (движения ногами, как при езде на велосипеде).
Непрерывно-поточный вариант круговой тренировки «Котя та»
1. «Котёнок лазает по деревьям» (лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролёта на пролёт, с последнего пролёта спуск вниз чередующимся шагом).
2. «Котёнок лезет под забор» (ползание на животе под верёвкой).
3. «Котёнок на заборе» (ходьба по бревну).
4. «Котёнок залез в погреб» (ползание на ладонях и коленях в сочетании с ползанием под дугами).
5. «Котёнок на крыше» (ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками).
6. «Котёнок перебирается через лужу» (ходьба по кирпичикам).
Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Источник
Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Ольга Лукашенко
Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия на организм.
Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в ДОУ — применение круговой тренировки.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.
Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.).
С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся в процессе круговой тренировки следует распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции. Детей различных подгрупп целесообразно отметить каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов)
При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возрастарекомендуется такая последовательность действий:
1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.
2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к ошибкам.
3. Выбрать двух ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга». 4. Преподаватель отчетливо произносит название каждой «станции», объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение.Преподавателю нет необходимости показывать каждое задание самому: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий для детей из разных подгрупп, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции» и т. д.
5. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного «круга» преподаватель уточняет представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещает их по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества «станций» и детей, акцентируя внимание на правильном исходном положении
6. По сигналу занимающиеся начинают одновременно делать упражнения, а преподаватель наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки.
7. Руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки направлено на качественное выполнение ее содержания. Преподаватель находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильные двигательные действия, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь. Наряду с этим следует осуществлять контроль за нагрузкой — визуальный, методом пульсометрии и при необходимости ее регулирование.
После разучивания комплекса круговой тренировки на следующих занятиях занимающиеся сразу размещаются по «станциям», и начинают выполнять упражнения после кратких указаний преподавателя, подчеркивающих наиболее важные моменты. На каждой «станции» можно использовать схемы — подсказки с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией, дополнительные объяснения в этом случае не требуются.
Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировкиможно следующими способами:
1) изменять продолжительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»;
2) варьировать темп выполнения упражнений;
3) изменять интервалы отдыха;
4) вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.
Методическими особенностями круговой тренировки как организационно — методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:
— обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;
— применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами, а также специальных организационно — методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию;
— направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;
— оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки — 75 -87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей — 140-160 уд/ мин;
— использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
В рамках круговых тренировокпроводятся занятия на базе полученных умений и решаются следующие задачи:
1) укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки;
2) развивать и закреплять физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и т. д.);
3) развивать самостоятельную деятельность детей;
4) активизировать зрительную память, наблюдательность, воображение, координацию, ориентацию.
Круговая тренировка, таким образом, является одним их самых эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, однако при этом следует учитывать их анатомо-физиологические, моторные и психологические особенности.
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: Программа и программные требования. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 144 с
2. Кинеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. ; 2008
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М. : 2006.
Использование здоровьесбегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников План самообразования «Использование здоровьесбегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Инструктор по.
Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Введение «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик,.
Физкультурное занятие-круговая тренировка в подготовительной к школе группе «Цирк» Конспект физкультурного занятия (круговая тренировка) в подготовительной к школе группе Тема: «Цирк» Программное содержание Образовательные.
Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют.
Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской.
Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н. МБДОУ» Детский сад №3″ Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку.
Проект «Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Проект: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников- Са-Фи-Дансе».
Проектная деятельность. Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей. Актуальность проекта: Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном.
Развитие целенаправленности и саморегуляции в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста От детей можно требовать проявление сознательного выполнения движения. По этому поводу известный отечественный ученый П. Ф. Лесгафт писал:.
Источник