Что такое колонна гимнастика
Перестроения из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре) по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом — марш!» Учащиеся продвигаются подобно радиусу круга до очередной команды. Могут подаваться следующие команды «Класс — стой!», «На месте!» в момент, когда учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении.
Для перестроения из колонны по одному в колонну по три (четыре) одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре) – марш!».
Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подается команда: «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – марш!»
Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда; «Через центр – марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонну по одному направо (налево) в обход – марш!» (дробление).
При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – марш!» (сведение).
Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить учащихся в колонну по четыре, восемь и т.д.
Обратное перестроение разведением или слиянием производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход – марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – марш!» (сведение) и т.д., пока класс не перестроится в колонну по одному.
Источник
Гимнастика «Строевые упражнения».
Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся с помощью многообразных по форме строевых упражнений их включают практически в любое массовое гимнастическое выступление. Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая группа создавалась в процессе работы по гимнастике.
Содержимое разработки
Гимнастика «Строевые упражнения».
Ученик 11Б класса МБОУ лицей №1 Сагитдинов Дмитрий
Проверил: учитель Ф.К Клиянкин А.В
Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся с помощью многообразных по форме строевых упражнений их включают практически в любое массовое гимнастическое выступление. Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая группа создавалась в процессе работы по гимнастике.
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы.
Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правому нижнему углу.
Для пользования строевыми упражнениями установлены основные понятия о строе.
Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг – правая и левая оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперед руки.
Направляющий – учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий – учащийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга – строй, в котором учащиеся один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна – стой, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Строевые упражнения подразделяют на следующие группы:
построения и перестроения;
размыкания и смыкания.
Строевые приемы выполняются по следующим командам:
«Становись!» — по этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.
«Смирно!» — по этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».
«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают основную стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь!».
«Отставить!» — по этой команде принимается предшествующее ей положение.
«Вольно!» — по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно. «Правой (левой) — вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю. «Разойдись!» — занимающиеся действуют произвольно.
«По порядку — РАССЧИТАЙС!», « На первый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИТАЙСЫ» и др.; расчет начинается с правого фланга.
Повороты на месте и в движении . Команды:
«Напра-BO!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!».
Построения и перестроения
Построения – действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
Построение в шеренгу: Команда: «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!» . Одновременно с подачей команды учитель становится лицом к фронту в положение «Смирно!» .Класс выстраивается слева от него.
Построение в колонну: Команда: «В колонну по одному (два, три и т.д.) – СТАНОВИСЬ !» . Класс выстраивается за учителем.
Перестроение из одной шеренги в две: После предварительного расчета на «первый и второй» подается команда: «В две шеренги — СТРОЙСЯ!» . По этой команде вторые номера делают шаг левой ногой назад (счет раз), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет два) и становясь в затылок первому, приставляют левую ногу (счет три).
Перестроение из одной шеренги в три: После предварительного расчета подается команда: «В три шеренги – СТРОЙСЯ!» . По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу – СТРОЙСЯ!» . Перестроение проводится в порядке, обратном построению.
Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки.
Команда: «Строевым шагом — МАРШ!».
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений.
«Шагом — МАРШ!» — подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг).
«Обычным шагом (бегом) — МАРШ!» — применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении.
Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:
« На месте шагом (бегом) — МАРШ!»
«Направляющий, на месте!» — подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.
Переход с движения на месте к передвижению.
«Прямо!» ( подается под левую ногу ) — выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.
«Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) — МАРШ!»
Прекращение движения по команде «Группа — СТОЙ!» — подается под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога).
Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).
Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды «ШИРЕ ШАГ!», «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!».
Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом — МАРШ!» Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.
Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу. Поворот выполняется на правом носке.
Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом — МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.
Движение в обход.
Команда: «Налево (направо) в обход шагом — МАРШ!».
Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключается.
Движение по диагонали.
Передвижение противоходом — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении.
«Противоходом направо (налево) шагом -— МАРШ!» (рис. 34).
Интервал между встречными колоннами — один шаг.
Может исполняться по прямым и косым направлениям.
Движение змейкой — несколько противоходов подряд.
Величина змейки определяется по первому противоходу.
«Противоходом налево (направо) шагом — МАРШ!»
«Змейкой — МАРШ!» (рис. 35).
Размыкания и смыкания
Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя.
«Вправо(влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись!».
Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда «Влево (вправо, к середине) сом-КНИСЫ», и все действия выполняются в обратном порядке.
Это же размыкание и смыкание может быть выполнено бегом. При подаче команды добавляется слово «бегом».
Источник
Построение и перестроение
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
При проведении занятий и игр возникает необходимость построить детей в круг, шеренгу, в одну или несколько колонн. Надо научиться делать это быстро и правильно. В материале представлена методика обучения и варианты игр на перестроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perestroenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
1.Значение строевых упражнений
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Строевые упражнения — совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, удобном и целесообразном размещении занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:
Строй — установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.
Разомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Фланги — правая и левая оконечности строя.
Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий — занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий — занимающийся, идущий в колонне последним
Размыкание — способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя.
2.Виды и содержание строевых упражнений в младших группах .
Обучение ребенка строевым упражнениям всегда проводится по принципу «от простого к сложному».
Со второй младшей группы детей приучают строиться (с помощью воспитателя) — в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура, возде кубиков и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.
Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.
Построение в колонну
В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенки или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
Построение в шеренгу
В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров — предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров — игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.
Построение в круг
Круг — самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу.
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем — один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению.
3.Методика обучения строевым упражнениям
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно для всех групп, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом уроке. Для более успешного овладения строевыми упражнениями целесообразно с первых же занятий начинать учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо». В старших группах без ориентира: «первое звено — направо, второе — налево — марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного использования пространственной терминологии ребенком 5-6 лет.
4.Игры на построение и перестроение
Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как, например, «Чье звено быстрее построится «, в которых воспитателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения — равнение в строю, дистанцию.
В интересной форме можно предложить дошкольникам становиться в колонну строго на свое место. В игре «Репка» (аналог игры «Чье звено быстрее построится») каждая колонна состоит из семи человек — репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием правильности построения послужат маски — шапочки и детали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенствовать конкретные навыки строя, отдавая следующие команды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпрямить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть перед собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстояние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В основе всех этих требований лежат игровые задания типа «Кто лучше построится».
Игра « Карусели». Играющие становятся в круг, держаться за руки (в младшем возрасте при знакомстве с игрой можно использовать обруч или веревку). Дети вместе с воспитателем идут по кругу, произнося слова:
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (Ходьба ускоряется до бега)
Тише, тише, не спешите! (Движение замедляется)
Раз, два. Раз, два. Вот и кончилась игра. Стоп!
Игра «Поезд». Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колонне «паровозом» встает воспитатель или кто-нибудь из детей в старших группах. «Паровоз» дает гудок, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъезжая к станции, дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар: «Ш-ш-ш-ш». Игру можно повторять несколько раз.
5.Последовательность обучения определенному виду строевых упражнений в конкретной группе
Обучению детей построения в круг начинается уже с первой младшей группы. Для начала можно использовать игру «Карусель». Для освоения понятий «круг, хождение по кругу» можно использовать обруч. Дети берутся за него одной рукой. Движение идет по кругу в одну сторону. Воспитатель произносит текст игры. Когда дети понимают, что значит ходить по кругу, можно обходиться без обруча. Дети держатся за руки и так же выполняют движения по кругу.
Для обучению понятия «круг» можно также использовать игру «Пузырь». Дети держаться за руки, образуя маленький круг «пузырь». Дети делают шаги назад, произнося следующий текст:
Образуется большой круг. Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» и пузырь лопается. Дети при этом снова делают маленький круг, издавая звук «Ш-ш-ш».
Методика обучения строевым упражнениям детей младшего возраста
1ая младшая группа
Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.
Все построения проводятся с помощью воспитателя. Он показывает каждому ребенку его место среди других детей, например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место. В младшей группе дети становятся в пары с помощью воспитателя, кто с кем хочет.
Для построения в круг.
1 прием. Дети становятся сначала в линейку, берутся за руки. Воспитатель берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.
2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубик и др.),которые обозначают центр круга. Воспитатель предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Воспитатель всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.
Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным воспитателем ориентирам (к окну, куклам, скамейке и пр.), либо двигаясь за ним самим.
Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Воспитатель предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению воспитателя каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.
2ая младшая группа
Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом.
1. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей . Чтобы добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, воспитатель подсказывает, за кем он должен встать. 2. Детей приучают становиться в шеренгу , т.е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ : дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками. 3. Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ : воспитатель становится против середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки.
4. Воспитатель показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте . При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну). 5. Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.
1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.
3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. — Минск, 1998
4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой — М., 2009.
5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М., 1984
6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
Источник