- Zhas Project шагает по стране: Возрождение древней лечебной казахской гимнастики
- Казахские баксы – древние шаманы, к которым обращаются за помощью и в наши дни
- С древних времен до наших дней
- Немного индейцы, йоги и музыканты…
- Баксы – часть казахской культуры
- Карагандинец разработал систему казахской йоги
Zhas Project шагает по стране: Возрождение древней лечебной казахской гимнастики
Житель Павлодара Дархан Назымбеков занимается лечением позвоночников посредством комплекса упражнений казахской гимнастики «Айкуне». За один год он поставил на ноги свыше ста человек. Об этом на своей странице в Инстаграм рассказал блогер Оркен Кенжебек.
О целительных свойствах тайского массажа или индийской йоги знают многие, однако о существовании казахской гимнастики, насчитывающей более тысячи физических упражнений, знают не все. Молодой парень из Павлодара Дархан Назымбеков выиграл грант Проекта развития молодежного корпуса Zhas Project и потратил миллион тенге на популяризацию «Айкуне».
Проект Zhas Project реализуется Министерством образования и науки Казахстана совместно со Всемирным банком и направлен на социализацию молодежи и развитие у них жизненно важных навыков.
Развитие массового спорта является приоритетной задачей в Костанайской области
Проект, направленный на лечение позвоночника, Дархан выбрал неспроста. Несколько лет назад у молодого человека врачи обнаружили межпозвоночную грыжу. После своего исцеления Дархан всерьез увлекся казахской гимнастикой.
В Казахстане методика «Айкуне» появилась 20 лет назад. Лечебный комплекс упражнений был разработан Абаем Баймагамбетом, который смог собрать воедино древние казахские традиции: «малдас құру» — сидеть, поджав под себя скрещенные ноги, сидение на седле, и многие другие. Такие упражнения можно выполнять в разных позициях: стоя, сидя, лежа, набегу и находу.
Впервые гимнастика появилась в 1998 году в Павлодаре, и со временем комплекс увеличился до 40 упражнений. Спустя некоторое время упражнений стало больше тысячи, и все они были только физическими. Также был разработан комплекс упражнений, которые меняют сознание человека. Благодаря такому методическому комплексу люди могут изменить и улучшить работу внутренних органов. Таких упражнений насчитывается более 9 тысяч.
Элизабет Турсынбаева объявила о завершении карьеры
Благодаря гранту Дархан открыл кабинет для занятий гимнастикой «Айкуне». На выигранный миллион от Zhas Project он купил необходимое оборудование. Проект работает уже больше года, и за это время казахская гимнастика улучшила здоровье более ста человек.
«Данный комплекс упражнений нацелен на укрепление мышц позвоночника. С помощью казахской гимнастики можно вылечить такие заболевания, как: сколиоз, остеохондроз, межпозвоночную грыжу и протрузию. Самое главное, для исцеления нужно желание самого больного. Мы учим, как правильно выполнять эти упражнения, а как регулярно их будет делать сам пациент, зависит только от него», — говорит Дархан Назымбеков.
Для лечения заболеваний позвоночника нужно пройти курс как минимум из 10 занятий. Также значение имеют возраст пациента и сложность заболевания. Однако при регулярном выполнении упражнений результат не заставит себя долго ждать, о чем говорят отзывы пациентов. Эффективность казахской гимнастики «Айкуне» признана и российскими учеными.
На платформе IMedicus вдвое увеличится количество казахстанских врачей
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Казахские баксы – древние шаманы, к которым обращаются за помощью и в наши дни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С точки зрения традиционного ислама шаманизм и общение с шаманами считается грехом. Однако некоторые современные казахи все равно обращаются за помощью к этим странным людям, которые по-тюркски зовутся «баксы», и верят, что те обладают сверхъестественными способностями. Более того, интерес к шаманизму в средней Азии и на юге России в последние годы стал возрастать – несмотря на то, что на дворе XXI век.
С древних времен до наших дней
Баксы существовали на территории современного Казахстана с древних времен. Испокон веков шаманов одновременно и боялись (считая, что они общаются с темными силами), и просили о помощи, ведь баксы могли воздействовать на человека и обладали теми способностями, которых не было у простых людей.
В древние времена баксы имели большое влияние на общество и были уважаемы правителями азиатских государств – с ними советовались как со жрецами, к ним прислушивались. С распространением ислама эти «волшебники-мудрецы» отошли на второй план, утратив свой былой авторитет, и стали в основном заниматься только гаданием и знахарством.
Шаманы практикуют свои ритуалы в Казахстане и в наши дни. Встречается подобное шаманство (баксылык) и у астраханских казахов. Сами баксы живут своим укладом и, как и их предки, продолжают верить в духов и свою избранность.
Немного индейцы, йоги и музыканты…
Слово «баксы» произошло, предположительно, от тюрского корня «бак» (смореть, видеть). Своим покровителем казахские шаманы считают человека по имени Коркыт (Коркут). Для них это одновременно и реальный персонаж, и мифический, но все-таки больше реальный. Считается, что он был тюрком из племени огузов, а матерью его была кипчачка. Кстати, в библиотеке Папы Римского есть труд, написанный примерно в XV-XVI веках, под названием «Книга моего деда Коркыта». В ней рассказывается о некоем старике, который был очень уважаем на Востоке: он вел благочестивый образ жизни, был мудрецом и благословлял ханов на военные походы.
Не только у казахского народа, но и у туркменского, башкирского, азербайджанского, турецкого и почти всех представителей так называемой огузской ветви в народных преданиях встречаются упоминания о дедушке Коркыте.
Считается, что стать шаманом-баксы человек может в любом возрасте: кто-то получает этот дар по наследству, кто-то обретает его уже будучи взрослым.
Традиционная одежда баксы чем-то напоминает наряд американского индейца – например, на головном уборе его тоже присутствуют длинные перья. Впрочем, некоторые современные баксы практикуют ритуалы в национальной казахской одежде или даже в повседневной.
Во время ритуалов шаман использует посох, нож или плеть, а также может бить в бубен или барабан. Но самым важным атрибутом баксы считается необычный музыкальный инструмент под названием кобыз. По преданию, его создал сам Коркыт-ата. Казахи, которые обращаются к шаманам, верят, что умение играть на кобызе – это особый, редкий дар, полученный свыше. А сами звуки, которые воспроизводит этот инструмент, не иначе как волшебные: они, мол, открывают сокровенные знания, успокаивают нервную систему и даже могут излечивать от тяжелых недугов.
Кобыз представляет собой деревянный смычковый инструмент с двумя струнами, изготовленными из конского волоса. Звуки, им издаваемые, действительно звучат странновато и не очень походят на обычную музыку. Как правило, исполняется сложная (часто – хроматическая) мелодия и не менее сложный ритмический рисунок. Игра на кобызе, а также пение, как правило, сопровождают общение баксы с духами.
Во время своих ритуалов «музыкант» может запросто встать ногами на лезвие острого кинжала, взять в рот иголку или нож либо прикоснуться к раскаленному до красна металлическому предмету – все это поражает воображение зрителей и вызывает у них еще больше доверия к «дару» баксы.
Столь замечательное владение своим телом и контроль над органами чувств очень напоминает трюки, исполняемые йогами. Шаманы также очень часто применяют гипноз и довольно сложные «фокусы», используя необычайную ловкость рук.
Во время ритуала шаман входит в экстаз – он может прыгать, вскрикивать и изображать различных животных либо птиц (своих духов-помощников), порой во время такого транса у него может даже пойти пена изо рта. Но при этом он всегда способен контролировать это свое состояние.
Все, кто когда-либо общался с казахскими шаманами, утверждали, что в столь безумный экстаз они входят исключительно во время своих ритуалов, а в повседневной жизни пребывают в абсолютно здравом рассудке и ведут себя, как обычные люди. Возможно, странное психическое состояние во время ритуала связано с тем, что баксы очень сильно верят в своих духов и собственную избранность, полностью вживаясь в эту роль.
Баксы – часть казахской культуры
Во время «лечения» больного шаман может окуривать его дымом, прыскать на него разными смесями и давать пить собственноручно приготовленные настойки.
Все это одновременно и завораживает зрителя, и пугает, и восхищает, а у кого-то может вызвать смех или даже возмущение. Одно неоспоримо: баксы – часть древней казахской культуры, и от этого никуда не деться. А одежду шаманов и их инструменты часто можно увидеть в исторических и краеведческих музеях.
Кстати, среди современных казахов есть и те, кто относится к данному явлению не так трепетно, как когда-то предки. Например, если для поклонников шаманизма кобыз считается священным инструментом, то обычные музыканты относятся к игре на кобызе, скорее, как к уникальному и сложному опыту. Есть даже школы, где детей учат на нем играть. Например, преподаватель Мереке Хаирова поясняет, что звукоизвлечение у кобыза не менее сложное, чем у скрипки, и добиться певучего, неотрывного звука очень непросто. Музыкант, решивший освоить этот инструмент, должен иметь идеальный слух, а также уметь привнести в исполнение что-то свое, продемонстрировав красивое уникальное звучание.
На кобызе можно исполнять как народные произведения, так и классику, но в последнем случае при игре все равно очень четко слышится индивидуальность музыканта. Кстати, стоит этот инструмент в Казахстане довольно дорого – самый простой и дешевый обойдется (в пересчете на рубли) в 15 тысяч.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Карагандинец разработал систему казахской йоги
Карагандинец разработал систему казахской йоги
Еще будучи школьником, Бейбут Есмагамбетов тренировал своих одноклассников. Его команда по рукопашному бою побеждала в спаррингах бойцов из КГБ. Он был обладателем черного пояса по карате-до и победителем первенства СССР. Но 10 лет назад Бейбут попытался забыть обо всем, чему научился. Для того, чтобы овладеть древней боевой и оздоровительной системой. Бейбут считает, что ему удалось реставрировать принципы воинской подготовки, которыми пользовались кочевники, жившие на землях Азии несколько тысячелетий назад.
У реставратора есть все основания утверждать, что эти забытые практики полезны как пожилым людям, так и молодежи. Наш Минздрав его мнение поддерживает. А Министерство туризма и спорта собирается выделить средства на издание пособий и подготовку видеоролика о системе Есмагамбетова. То, что предлагает сегодня карагандинец, претендует стать массовым национальным видом спорта. Чем-то вроде казахской йоги.
ВЕЗЕНИЕ
Бейбут рассказывает, что по жизни ему постоянно сопутствовала удача. Он родился в семье врачей. Был интеллигентным ребенком, играл на скрипке. И, возможно, добился бы успехов в музыке, если бы не жил в Майкудуке.
— Время тогда было непростое, — улыбается собеседник. — Чтобы тебя совсем не «зачморили», нужно было уметь за себя постоять. Мне невероятно повезло. Физруком в нашей школе работал Георгий Лутошкин. Он сам меня позвал на карате…
В спорте Бейбут показывал хорошие результаты. Но со временем он бросил тренировки. И, вероятно, больше ничем бы в жизни не отличился, если бы к 30 годам не стал часто и сильно болеть. Бейбут говорит, что каждая ангина заканчивалась у него тяжелой пневмонией. Принимая в больших количествах тяжелые антибиотики, он посадил печень и почки. Стал замечать боли в сердце и мучиться от кожной аллергии. В конце концов, никакие лекарства на него уже не действовали.
— На самом деле это большое везение, — продолжает он. — За два года я был «готов»: уже практически не мог работать. И понял, что такими темпами лет через пять мне придется оформлять инвалидность. Мои родители-врачи с детства «кормили» меня таблетками. Иммунитет был подорван, нарушился обмен веществ. Однако благодаря этому я рано стал заниматься собой. Начал с очищений по Малахову, с голоданий, травки пил. Но особого толку от этого не было. Потом стал бегать, пробовал снова заняться карате — ничего не помогало.
КЛАНОВОЕ ЗНАНИЕ
Тогда больной пошел по целителям и мануальным терапевтам. И однажды наткнулся на такого, который за один сеанс вылечил давно мучивший Бейбута шейный остеохондроз. Что не могло не впечатлить.
— Он дал мне основной принцип воздействия на тело через протяжку. Оказывается, есть определенные линии в теле, вдоль которых тело нужно тянуть. Для того, чтобы правильно выставить косточки в пространстве. Тут все дело в позвоночнике. Ведь каждая клетка организма управляется мозгом. Как это происходит? Сначала сигнал попадает в спинной мозг, а уже оттуда к нужному органу. Но если у нас позвоночник пережимается, эта связь прерывается. И тогда мы можем сколько угодно лечить тот же желудок или почки, но эффекта не будет.
Мануальный терапевт рассказал своему клиенту, что система протяжек — это остатки древнего семейно-кланового знания, которое когда-то существовало в Азии. И служило в первую очередь для того, чтобы восстанавливать организм после ранения или готовить бойца к сверхнагрузкам.
«ВПЕРЕДИ НЕБО»
Бейбут вспоминает, что, избавившись с помощью протяжек практически от всего своего букета болезней, он всерьез увлекся новой темой. Стал искать об этом больше информации и экспериментировать. Параллельно занимался йогой, изучал цигун и купался в проруби. Однако постепенно отказался от всего, кроме протяжек. Разработал на их основе программу двухчасовых занятий. По словам Бейбута, у него занимались астматики и диабетики, люди с нервными расстройствами и болезнями суставов — и у многих были хорошие результаты. Все спрашивали, как называется новая система? Бейбут пожимал плечами и особо не переживал насчет названия. Но как-то раз во сне ему пришло звуковое сочетание — «алдаспан». Потом выяснил, что это слово означает «большой меч» и состоит из двух основ: «алды аспан» — что дословно переводится как «впереди небо».
— Алдаспан — это стремление к небу, к чистоте, к совершенствованию, — объясняет Бейбут. — Получается, что название соответствует самой сути нашей системы. Ведь выполняя протяжки, мы всегда тянемся вверх и как бы перековываем свое тело. Мне сразу слово понравилось.
Семь лет назад в Карагандинском институте профзаболеваний и на кафедре физвоспитания КарГУ исследовали, как «Алдаспан» влияет на организм человека. Для этого собрали группу добровольцев. Доктора и кандидаты медицинских наук несколько месяцев наблюдали за их тренировками. В итоге отметили: кроме того, что занимающиеся заметно похудели и приобрели гибкость, у них улучшилась работа сердца. А психологическое тестирование показало, что у всех добровольцев снизился уровень тревожности, повысилась уверенность в себе и нормализовался сон. Министерство здравоохранения одобрило оздоровительную методику «Алдаспан» и рекомендовало ее для изучения преподавателям физкультуры, ЛФК, психологии, а также медицинским работникам.
А в прошлом году Бейбуту позвонил заместитель министра туризма и спорта. Пригласил приехать на семинар-совещание, посвященный проблемам массового спорта. Так об «Алдаспане» узнало множество чиновников. Во время своей презентации карагандинец предложил всем присутствующим на себе испытать действенность протяжек. По команде замминистра все его подчиненные выстроились между рядами. И прямо в галстуках и строгих костюмах выполнили несколько упражнений. Заместителю министра идея национальной оздоровительной системы понравилась. Бейбуту пообещали помочь.
АРИЙСКАЯ ШУТКА
— Назарбаев распорядился привлечь тридцать процентов населения к занятиям спортом, — рассуждает Бейбут. — У нас разговоры об этом идут, но делается немного. В министерстве я спрашивал: «Что вы предложите 50-летнему человеку, на какие тренировки его отправите?». Они молчали. Один только пошутил: «Пошлем на шахматы или на шашки». Понимаете, что получается? В стране нет взгляда на массовый спорт. Чем нагрузить человека, в Казахстане не знают. У нас йога и цигун потихоньку становятся казахскими национальными видами спорта! У нас нет ничего своего в этом плане. Это ненормально.
Бейбут убежден, что именно «Алдаспан» способен заполнить собой этот вакуум. По мнению автора, методика оздоровительной физкультуры, которой полезно заниматься даже лежачему больному, может увести казахстанцев от увлечения экзотическими практиками.
— Я не хочу сказать, что йога или цигун — это плохо. Но это вовсе не оздоровительные системы. Цели там совершенно иные, а оздоровление — всего лишь побочный эффект, который может и не наступить. На самом деле это философско-религиозные системы. Йоги — многобожники, а цигунисты — шаманы. Человек начинает заниматься йогой, а потом и сам не понимает, как оказывается в Индии с красной точкой на лбу. Еще сегодня только пробует цигун, а завтра уже в Китае бегает по монастырям. «Алдаспан» же привязан не к религии, а к здоровью — физическому и психологическому. За мудростью никуда ездить не надо. Достаточно того, что у нас есть.
Посмеиваясь, Бейбут рассказывает свою теорию происхождения боевых искусств на планете.
— Когда-то эти знания были у ариев, которые жили как раз на территории Великой степи и Центральной Азии, — улыбается он. — С Урала арии разошлись по всему миру. Ушли в Индию, и там возникла йога. Оттуда йога попала в Китай — появилось ушу. Точно так же в Японии появилось карате, а в Корее — таэквондо. Поймите меня правильно, это полушутка.
СИЛА
— Когда последний раз вы были на больничном?
— Не помню. Единственное, что меня беспокоит — это левое колено, которое я повредил, занимаясь йогой.
…Бейбут с сожалением констатирует, что нулевой бренд очень сложно раскручивать. В отличие от модных восточных техник, об отечественном «Алдаспане» сейчас знают немногие — всего лишь несколько сотен казахстанцев. В интернете можно найти немного отзывов, оставленных теми, кто побывал на тренировках по новой системе. Один пишет, что у него после занятий прошла головная боль. Другой обнаружил, что стал высыпаться всего за шесть часов. Третий признается, что избавился от геморроя. И все отмечают небывалый прилив сил.
Природу этих сил можно представить, вникнув в одну из алдаспановских фишек, которой новичок способен овладеть уже через несколько минут после общения с Бейбутом. Она заключается в трюке с вытянутой вперед рукой. Человек просто немного сгибает одно колено и выставляет вперед ладонь. При этом изнутри он должен прочувствовать дугу, натянутую от упирающейся в пол левой пятки до стремящейся вперед правой ладони. Фокус заключается в том, что стоящего в такой позе человека почти невозможно сдвинуть с места. Однажды этот прием Бейбут продемонстрировал на спортивном мероприятии, устроенном на стадионе «Шахтёр». После краткого инструктажа совершенно неподготовленная девушка выставила вперед руку. И несколько культуристов одновременно навалились на ее раскрытую ладонь. Однако столкнуть так и не смогли.
Корреспонденты «Нового Вестника» испытали действия «Алдаспана» на себе. Мы с фотографом тоже научились правильно стоять. Действительно, оказалось, что в таком положении практически не ощущаешь усилий того, кто упирается тебе в ладонь.
— Это потому, что вы слабо давите, — предполагаем мы.
— Я нормально давлю, — возражает Бейбут. — Во мне сто килограммов веса.
Затем он показывает элементы боевого «Алдаспана». Рассказывает, что тут главное — ощутить тело как цельную структуру. В этом состоянии алдаспановец может просто без усилий опустить расслабленную руку на противника — а тот уже повалится в сторону. Что и происходит с нашим фотографом.
— Видите, — констатирует Бейбут. — А что будет, если я с силой толкну? Такой удар может сравниться с тем, что производит подвешенное на цепях бревно, которое как следует раскачали.
Многие приходят в «Алдаспан» именно за боевыми приемами. Но эти моменты автор методики из своих тренировок обычно убирает. Поскольку чаще всего у него занимаются дамы в возрасте, интересующиеся абсолютно мирными основами системы. Как сам Бейбут говорит, это похоже на «утренние потягушки». Человек не спеша, с удовольствием потягивается разными частями тела, перекатывается с боку на бок, переминается с ноги на ногу, покряхтывает — и так в течение двух часов. А тренер то и дело переспрашивает: «Ну что? Поймали потягушку? Нет? Ищите! Потягушка есть везде».
По инструкциям Бейбута всего полчаса мы медленно искали в разных позах то, что напомнило бы ощущение от утренних потягиваний. И вскоре обнаружили, что наша одежда совершенно промокла от пота. Конечно, никаких чудесных результатов достичь мы не успели. Однако отметили, что состоящие из потягушек тренировки нисколько не утомляют занимающегося. На самом деле это довольно приятный процесс. Не нужно себя мучить. Если ты немного напрягся, должен сразу расслабиться и отдохнуть. И мало того, если вдруг проголодался — не будет ничего страшного в том, что устроишь себе небольшой перекус.
Анастасия Машнина, фото Валерия Калиева
Источник