Что такое дыхательная гимнастика для ребенка

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста как средство укрепления дыхательной системы организма

ирина коробова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста как средство укрепления дыхательной системы организма

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое!

Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнимает много сил и времени у родителей.

В сложившейся ситуации, находясь в режиме самоизоляции у многих появилась возможность провести с ребенком время с пользой, сохранить, укрепить здоровье малыша и уложиться в плотный график общения с ребёнком посредством альтернативных методов оздоровления организма. Например, дыхательной гимнастики для детей

КАК ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма.

При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей дошкольного возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в период простуды. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы. Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга (например астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступ

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Рекомендации по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;

упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;

во время занятий нельзя делать резких выдохов;

плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;

малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

(Комплекс дыхательных упражнений представлен в презентации)

Источник

Комплексы дыхательной гимнастики для детей

Основные правила и меры предосторожности

В идеальном варианте дыхательная гимнастика для детей должна проводиться инструктором, который имеет соответствующее образование. Если это невозможно, то родителям рекомендовано освоить основные правила и принципы упражнений самостоятельно.

Комплексы дыхательной гимнастики подходят детям различных возрастов

Любой комплекс включает в себя выполнение правильного вдоха и выдоха – носом и ртом. Щеки лучше придерживать ладошками, чтобы они не сильно раздувались. Со временем детки привыкнут к этому. Занятия проводятся дважды в сутки, в теплое время года – на улице, зимой – в чистом и проветренном помещении.

Гимнастику выполняют через час после еды или перед проведением зарядки после сна. Важно понимать, что многие упражнения деткам покажутся трудными, поэтому нужно заранее придумать, как заинтересовать ребенка для того, чтобы он выполнял данный комплекс. Одним из вариантов может быть выполнение гимнастики всей семьей или приобщение к процессу игрушек. Для детей дошкольного возраста прекрасно подходят игровые формы занятий.

Примеры игр на дыхание

Для детей в возрасте 3-4 лет рекомендованы следующие упражнения:

  • «дерево», когда малыш сначала стоит ровно, его ноги находятся вместе. Во время вдоха нужно очертить листву дерева, ручки поднимаются снизу вверх, а во время выдоха они возвращаются в исходное положение, по швам;
  • «волны»: сначала ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища. Во время вдоха они направляются вверх и немного назад, а при выдыхании воздуха идут тем же путем обратно;
  • «шарик», когда в исходном положении малыш так же лежит на спине, но руки находятся на животе ладонями вниз. Во время вдоха нужно надуть живот, при выдохе – сдуть. Это техника абдоминального дыхания, которая очень тяжело дается взрослым, но при рождении все люди дышат животом;
  • «рыбка»: в исходном положении ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Упражнение заключается в задержке дыхания после максимально глубокого вдоха.

К рекомендованным упражнениям для деток 5-6 лет относятся:

  • «хомячок»: сначала ребенок стоит, во время вдоха надувает щеки и выполняет несколько шагов вперед. Затем нужно нажать на щечки, сдувая их во время выдоха;
  • «гашение свечи»: в исходном положении малыш стоит ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Необходимо сделать глубокий вдох, затем размеренный и длительный выдох, как будто нужно погасить горящую свечу. Это упражнение некоторые специалисты называют одуванчиком. Его смысл меняется в том плане, что ребенку нужно представить, будто он сдувает белые парашютики с цветка;
  • в комплексе для деток старше 5 лет есть упражнение «дракоша». В исходном положении ребенок стоит ровно, руки вдоль тела. Ему нужно представить себя драконом, извергающим языки огня из носа. Для этого следует дышать поочередно разными ноздрями, при этом «нерабочую» часть носа зажимают пальчиком;
  • «курочка наседка»: в исходном положении малыш сидит на табуретке, руки располагаются вдоль туловища и направлены вниз. Нужно сделать быстрый вдох, во время которого ладошки подтягиваются к подмышечным впадинам. Таким образом изображаются куриные крылышки. На выдохе конечности опускаются вниз;
  • «мячик»: в исходном положении руки над головой, фиксируют мяч. При вдохе нужно опустить его до уровеня груди, а при выдохе с силой толкнуть вверх, произнося «ух!». Эта игра несколько сложнее остальных, поэтому рекомендована для деток, которые уже скоро пойдут в первый класс.

Все комплексы упражнений необходимо выполнять не менее четырех раз. Но когда гимнастика только начинается, можно просто показывать малышам правильную технику и не требовать от них повторений.

Меры предосторожности

Нужно внимательно следить за ребенком во время выполнения комплекса упражнений. Особенно это важно для деток 2-3 лет, когда они не в состоянии сказать словами о своем плохом самочувствии. Если у ребенка определяются изменение окраски кожных покровов или посинение носогубного треугольника необходимо незамедлительно прекратить упражнения.

Другим важным моментом является дрожь в конечностях или их онемение. Это указывает на то, что ребенок очень часто дышит. Это может негативно сказаться на его состоянии. В таком случае нужно попросить малыша подышать глубоко около минуты.

Цель дыхательной гимнастики — укрепление иммунитета ребенка.

Противопоказания

Даже с учетом неоценимой пользы дыхательной гимнастики для детей она способна навредить малышу. Занятия противопоказаны или требуют разрешения педиатра при следующих состояниях:

  • повышенное внутричерепное давление;
  • постоянные носовые кровотечения;
  • остеохондроз;
  • бронхит или пневмония в острой стадии.

Возможно, врач не отменит упражнения полностью. Специалист даст рекомендации относительно тех, которые будут полезны.

Гимнастика по Стрельниковой

Комплексы упражнений разрабатываются длительное время различными специалистами. Наиболее эффективными считаются дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. и Бутейко К.П.

Методика Стрельниковой приобрела популярность в середине второй половины ХХ века. Она обладает общеукрепляющим эффектом, а также применяется для лечения хронических заболеваний дыхательных путей – бронхиальной астмы, хронического бронхита. Отличительная черта – во время вдоха детки выполняют физические упражнения, из-за чего грудная клетка не может расширяться. Всего гимнастика включает 14 техник, но 3 из них – самые главные, и именно с них начинают тренировать малышей.

1. Ладошки. Рекомендуются после 4-х лет. Исходное положение – стоя, ладони развернуты. Необходимо выполнять короткие шумные вдохи, во время которых сжимать кулаки, а во время выдохов – разжимать. Каждые 4 вдоха чередуются с перерывом около 5 секунд. Одна тренировка включает 2-4 подхода;

2. Погончики. Также рекомендуется после 4-х лет. Исходное положение такое же, только руки сжаты в кулаки. Во время громких и коротких вдохов ладошки разжимаются, как будто что-то бросается на пол. Выполняется 8 подходов по 12 раз;

3. Насос. Исходное положение – ноги на ширине плеч, вдох сопровождается неглубоким наклоном к полу, голова несколько опущена, спину нужно округлить. Возвращение в исходную позицию происходит вместе с выдохом. Выполняется 12 подходов по 8 раз.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой подходит взрослым, детям и пожилым людям. Это первый комплекс упражнений, где нужно резко и шумно вдыхать. Темп очень ритмичный, некоторые специалисты сравнивают его со строевым шагом.

Комплекс дыхательных упражнений подбирается с учетом возраста.

Поверхностное дыхание Бутейко

Советский врач утверждал, что большинство заболеваний связано с неправильным дыханием. В результате этого отмечался дефицит углекислого газа и избыток кислорода. По мнению специалиста гипервентиляция негативно сказывается на состоянии здоровья. Поэтому Бутейко утверждал, что необходимо научиться дышать поверхностно, делая незначительные паузы между вдохами. Он разработал специальную систему упражнений для обучения этому процессу.

Такая гимнастика рекомендована пациентам от 4-х лет. Упражнения:

  • сначала необходимо задержать дыхание на максимально возможное время, а затем дышать без движения грудной клетки;
  • после этого упражнения усложняются. Такое же дыхание выполняется при движении по комнате с последующей задержкой дыхания;
  • поверхностное дыхание с контролем движения грудной клетки с постепенным увеличением интервала до 10 минут.

Также Бутейко разработал специальный тест задержки дыхания. Согласно ему, если человек после максимального выдоха может не дышать:

  • 3-5 секунд – он болен;·
  • до полуминуты – относительно здоров;
  • свыше 60 секунд – здоров;
  • 3 и более минут – показатель отличного здоровья.

Врач рекомендует периодически проводить такой тест и фиксировать результаты.

Дыхательная гимнастика для детей – прекрасная возможность укрепить здоровье и провести профилактику целого ряда патологий дыхательной системы. Она также служит примером хорошего отношения к своему организму. Важно понимать, что никогда не поздно начать выполнять упражнения.

Видео

Источник

Дыхательная гимнастика для здоровья детей. Консультация для родителей

Татьяна Помыткина
Дыхательная гимнастика для здоровья детей. Консультация для родителей

Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!

Почему дыхательная гимнастика нужна?

«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего

правильно дышать,можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыханиераспадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу.Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух.Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Важно! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещёпопеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение,а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову.Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку,как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

И налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Вот еще пример некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Консультация «Дыхательная гимнастика» «Дыхательная гимнастика. Методика проведения» Дыхательная гимнастика- это один из способов профилактики и укрепления здоровья детей. Необходимое.

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» (консультация для родителей) Упражнения дыхательной гимнастики очень полезны для здоровья детей, они развивают.

Консультация «Дыхательная гимнастика» для детей ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Послушаем свое дыхание Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту.

Дыхательная гимнастика для здоровья. Рекомендации для родителей Выполнение упражнений дыхательной гимнастики поможет выработать у детей старшего дошкольного возраста способность к ритмическому дыханию.

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для детей!» Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для детей» Уважаемые родители! Одним из необходимых условий правильного развития, хорошего.

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой» ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ Для того чтобы разобраться, что такое дыхательная гимнастика, нужно понять, а что же.

Консультация для родителей (папка-передвижка) «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей» Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка? Упражнения дыхательной гимнастики.

Консультация для воспитателей «Играя, лечим. Дыхательная гимнастика» Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков — все это определяет необходимость.

Презентация для детей, педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика» Правильное дыхание очень важно для развития речи дошкольников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные.

Консультация для родителей в ДОУ «Домашняя дыхательная гимнастика как средство развития речи» Взаимодействие с родителями ДОУ. «Домашняя дыхательная гимнастика – как средство развития речи». Подготовила учитель-логопед I категории.

Источник

Читайте также:  Тренировка по борису шейко
Оцените статью