- Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису
- Что такое «темная ночь души»
- В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.
- Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».
- Что наука знает о кризисах духовной практики
- Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.
- Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого
- Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.
- Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.
- Кому медитация может навредить
- Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.
- Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.
- Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.
- Медитация на чёрный цвет. (Страница 1 из 9)
- Сообщений [ с 1 по 25 из 221 ]
- 1 Тема от JohnRunner 24-03-2016 11:16:13
- Тема: Медитация на чёрный цвет.
Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису
Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.
После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.
До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.
Что такое «темная ночь души»
Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.
В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.
Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.
Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.
из буддистского блога
Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?
Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».
Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.
Что наука знает о кризисах духовной практики
Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «всевозможных непростых состояний» :
Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.
— из интервью с Уиллоуби Бриттон
Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.
Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.
Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.
После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.
Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».
Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.
Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого
Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.
Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.
В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.
Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.
Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».
Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.
По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.
Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.
Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.
Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.
— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”
Кому медитация может навредить
Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.
Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.
Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.
Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.
— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»
Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.
Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.
Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.
Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.
Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.
В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.
Я ощущал себя живым, мертвым, всеведущим, бессмертным, несуществующим, геем, гетеросексуалом, телепатом, цветком, сгустком чистой энергии и атомной бомбой. И это еще были относительно позитивные переживания.
— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»
Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.
Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.
«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».
Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.
Источник
Медитация на чёрный цвет. (Страница 1 из 9)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений [ с 1 по 25 из 221 ]
1 Тема от JohnRunner 24-03-2016 11:16:13
- JohnRunner
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 24-03-2016
- Сообщений: 80
Тема: Медитация на чёрный цвет.
Здравия желаю, уважаемые форумчане.
Предлагаю вашему вниманию метод развития сознания, а также лечения своего тела и своего сознания. метод очень мощный.
поймите. серьёзные методы не даются без серьёзного предупреждения.
Предупреждение: метод, написанный вот таким вот необычным шрифтом с подчеркиванием , может привести к сильно повышенному обожествлению благ внутри сознания практикующего этот метод- например, способностей, или благ вне его сознания- например, материальных благ. при неправильном или слишком большом усилии, а также при не учитывании или слабости своих ощущений от клеток мозга- можно сильно повредить клетки мозга.
метод родился из отрывка статьи одного йога. вот этот отрывок: «инициируемого неофита жрец приводил в Колодец. Там он некоторое время медитировал, а затем сливался с энергией черного цвета и следовал за ней в Матку Земли, называемую Залами Аменти.»
Вообразить черный шар примерно 7-8 см диаметра перед собой на расстоянии ..20-30 см на высоте ..между пупком и солнечным сплетением. если вам удобнее по ощущениям в другом месте- пожалуйста. и нужно. отдавать себя этому черному шару-отдавать себя- это значит всё свое сознание- своё «я», всё что «я» может осознать как себя и как часть себя, всё, до чего «я» может дотянуться в стремлении в глубину себя, внутрь себя- всё это. отдается черному шару- который создал сам практикующий для себя прямо перед собой. отделяется от себя и отдаётся. — я понимаю, это звучит как какой-то сатанизм, как треш, но.. когда я сильно болел, то активно лечился этим. мне было всё равно насколько это треш или бред, мне было Плохо- главное я понял из того упоминания Авторитетного для меня человека, что концентрироваться на черном цвете можно. и я просто оттаскивал себя от сепсиса и менингита -и теперь по прошествии трех лет интенсивного использования черной энергии я все же надеюсь, что я не стал чертом, дьяволом, не потерял душу, не испортил её этим методом. хотя точно не уверен.
при отдаче и отрешении- с участием чёрного- создаётся очень много энергии- нужно постепенно учиться сбрасывать излишки её из глубины себя на поверхностные уровни и во внешний мир- её будет столько что аккумулировать её. я не знаю как и не думаю что это вообще необходимо. если не оставлять полученную энергию позади, стремясь дальше- обожгутся мозги, даже инвалидом можно стать. -поэтому начинать отдачу или отрешение нужно со слабого усилия, постепенно наращивая его и при неприятных ощущениях прекратить и вспомнить, мысленно рассмотреть подробности. если неторопливо, внимательно и вдумчиво пытаться разобраться в таком применении чёрного шара- то можно добиться того, что и энергии будет создаваться много и она не будет жечь, и сознательность будет быстро расти.
отрегулировать место и размеры шара по ощущениям.
Возможно, кому-то будет приятнее или эффективнее создавать шар белого света вместо чёрного- это нормально, естественно. если работаете и с чёрным и с белым- после завершения работы по любому методу на одной из полярностей- начинать работать с другой полярностью нужно плавно- постепенно наращивая концентрацию/усилие- так, чтобы без болевых ощущений от мозга. и лучше подождать несколько минут.
лучше осваивать это на земле или вблизи от земли- в землю легче сбрасывать излишки энергии.
более сложный и мощный вариант отдачи себя: отрешиться от всего своего «я»- от того, что я перечислил в первой части, когда характеризовал «отдавать себя» а также от участка сознания, поддерживающего непрерывное существование чёрного шара. вроде бы звучит почти одинаково, но при отдаче. реально глубокие слои себя почти не затрагиваются- сужу по себе. наверное потому, что участок сознания, поддерживающий непрерывное существование чёрного шара- от него не отрешается практикующий.
когда вы вернулись в сознание после отрешения- выполните простую отдачу себя из начала описания метода- но очень слабо! -слабо вкладываясь энергией и глубиной себя. иначе обожжете мозги. поэтому очень слабо.
затем, почуствовав механизм и эффект нужно отрешение ослабить, а отдачу усилить- уравновесить их так, чтобы они без дискомфорта шли ..параллельно или. даже не так.. а скорее так -чтобы усилия ума на это приносили максимум свободы, успокоенности, ясности, уверенности, наполненности. как-то так. все эти признаки равнозначны, равноважны.
отлаживать эту вторую часть эффективно в марафонском беге, нагрузка способствует правильному отлаживанию.
с гордыней боролся я так. по началу хорошо помогал метод «если есть гордыня значит что-то ещё не отдано чёрной энергии», затем.. я выяснил, что помогает осознавать себя- понимать своё я- не как личность из эмоций, ума, души, а как.. одноременно личность и какая-то энергия разлитая по всей вселенной и единая в себе- сохраняющая единство сознанием между всеми своими «лужами», проявлениями по вселенной. как-то так. и эта энергия уже не личность, отдельная от Единства и конкретная.
зная метод- нужно быть особо внимательным и не поддаваться на провокации психических ударов- тоесть не наносить удары силой мысли, не испытывать ненависть- из-за возросшей сознательности ответственность за удары будет гораздо выше- не поддаваться на провокации- . даже если считаешь, что бьешь справедливо. и если оставить без ответа -карма по-любому возьмет сполна.
Источник