Бодрящая гимнастика для дошкольников
статья на тему
Бодрящая гимнастика для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bodryashchaya_gimnastika_dlya_doshkolnikov.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Консультация для педагогов и родителей)
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, — улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несёт положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети сразу же впитывают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах или форточках (или в хорошо проветренном помещении), в течение 5 – 7 минут в зависимости от возраста детей.
Варианты бодрящей гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам;
- самостоятельная;
- лечебно – восстановительная;
- музыкально – ритмическая.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами самомассажа и точечного массажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.
Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических игр. Ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально – ритмические игры доставляют ребёнку не только радость, но и улучшат общее состояние организма, повысят его защитные функции, помогут приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж руг и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребёнка.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие чёткое произношение, развивающие память детей.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках, на пятках, парами, медленный бег и т. д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д. Такие коврики – дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой (варежкой) и т. д.). Всё это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье.
Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».
Источник
для чего нужна бодрящая гимнастика
консультация (подготовительная группа)
задачи бодрящей гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_bodryaschaya_gimnastika_posle_dnevnogo_sna.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Задачи бодрящей гимнастики после сна.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В настоящее время первое, что можно заметить у детей, — их слабое физическое развитие.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Физкультурно — оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, спортивные игры, физкультминутки , закаливание и др.
Я хочу поговорить о гимнастике после дневного сна. Она является неотъемлемой составляющей микроцикла двигательной активности.
В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый — вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку.
В комплексы бодрящей гимнастики включаются упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, самомассаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Основная цель гимнастики после дневного сна – помочь проснуться детскому организму, поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно . Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций .
-обеспечивать детям плавный переход от сна к
бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;
-укреплять опорно-двигательный аппарат;
-совершенствовать и развивать координацию движений;
-закреплять навыки проведения самомассажа рук,
головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически
-проводить профилактику плоскостопия;
-формировать правильную осанку;
-воспитывать привычку здорового образа жизни
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Бодрящую гимнастику необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, температура с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов.
Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.
Комплекс гимнастики после дневного сна продолжается не менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10 минут (мл. возраст) и состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели,
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика),
- ходьба по массажным дорожкам
- танцевально- ритмические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха
- выполнение дыхательной гимнастики
- Умывание прохладной водой или контрастное обливание (рук или ног).
В любой вариант комплекса следует включать упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Гимнастика в постели
Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. Гимнастика может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
включает в себя элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.
Чередуются самомассажи: стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
«Вот какая борода»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга
Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от
затылка до яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко
провести по шее от подбородка вниз
Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки,
возвышениями больших пальцев быстро
растереть крылья носа
Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб
всей плоскостью и, мягко надавливая,
Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и
средний пальцы, положить их перед
и за ушами и с силой растирать кожу.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках по массажным дорожкам.
Где проводится танцевально-ритмическая гимнастика под аудио или видео сопровождение (2-3 минуты)
Детям дошкольного возраста интересна бодрящая гимнастика игрового плана, гимнастика с музыкальным сопровождением, видео сопровождением, танцевально-ритмическая гимнастика. Музыка положительно влияет на детей, создает хорошее настроение, вселяет радость, бодрость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.
Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
После этого выполняется комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями – 3-4 имитационных движения.
Заключительный этап гимнастики – водные процедуры. Под руководством воспитателя дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой, контрастное умывание, полоскание горла водой комнатной температуры т.п.)
Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний.
Гимнастика после дневного сна, в сочетании с контрастными воздушными ваннами и музыкальным сопровождением, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, оздоравливает детей, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
- Моргаева Елена Владимировна Консультация для воспитателей
«Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна».
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. —
СПб.:()()() «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с
Источник
Комплекс бодрящей гимнастики для младших дошкольников
Озорнина Мария
Комплекс бодрящей гимнастики для младших дошкольников
В последние десятилетия очень резко ухудшилось состояние здоровья всего населения России, в том числе детей. Поэтому, на данный момент дошкольные учреждения активно применяют здоровье — сберегающие технологии, ведут физкультурно — оздоровительную работу. Особенно это касается детей младшего возраста и вновь поступивших в ДОУ.
Цель : профилактика и укрепление физического здоровья детей, благоприятный эмоциональный настрой после дневного сна.
— укреплять опорно-двигательный аппарат;
— совершенствовать и развивать координацию движений;
— повысить жизненный тонус;
— формировать навык детей дышать через нос;
— упражнять в плавном свободном выдохе;
— формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
— воспитывать привычку здорового образа жизни
— профилактика нарушения осанки
Планируемый результат: у воспитанников вырабатывается способность привычки к здоровому образу жизни.
Этапы Бодрящей гимнастики
Играет спокойная музыка.В:Кто, кто в этой спаленке живет? Кто, кто вместе с зайчиком встает? Это Маши, Саши, Даши – все проснулись.
(Дети постепенно просыпаются)
С боку на бок вместе дружно повернулись.
И, откинув одеяла, улыбнулись.
И сказали дружно-дружно: «Мы проснулись!»
(Выполняют движения, лежа в кровати.
Дети встают с кровати и проходят в групповую комнату.)
В: Все ребятки дружно встали, по тропинке зашагали, змейкой в лес густой пришли, все деревья (кегли) обошли. Как зайчата поскакали и в конце пути устали. Тихо, медленно пошли. Вдруг, лисичку увидали и под кустик убежали.
Зайки тихо сидят, Носиком дышать хотят. (Тропа здоровья- Ходьба по ребристой поверхности; ходьба змейкой между кеглей; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; ходьба по гимнастическим палкам; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; ходьба по селенным дорожкам (по полотенцу, смоченному в солевом растворе; бег по сухим дорожкам. Дети садятся на стульчики.)
Дыхательные упражнения на укрепление мышц губ, языка, мышц полости глотки. 1. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох -правой (при этом левая –закрыта) Выдох длиннее вдоха. На выдохе протянуть м -м-м-м, одновременно постукивая по крыльям носа – 2р.
2. Произносить энергично н -б (10с.)
3. Произносить энергично т — д (10с.)
4. Высунуть язык, произносить при этом к -г, н — г (10 с.)
Несколько раз зевнуть и потянуться (Повторяют движения за воспитателем)
Одновременный повтор за воспитателем упражнений на укрепление мышц губ, языка, мышц полости глотки.
После гимнастики дети одеваются и готовятся к полднику.
Доклад «Особенности проведения бодрящей гимнастики» Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения.
Комплекс бодрящей гимнастики «Зимняя прогулка» для детей 3–4 лет Автор: Кожанова Е. М. Длительность: 8 минут. Цель: создать благоприятную атмосферу для пробуждения детей и вхождения их в ритм жизни; физическое.
Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики.
Комплекс утренней гимнастики для детей 6–7 лет Общая продолжительность: 12 мин. Комплекс утренней гимнастики №9 для детей 6-7 лет 9 Января – 15 Января Форма проведения: ОРУ без предметов.
Комплекс утренней гимнастики для самых маленьких Комплекс утренней гимнастики Для самых маленьких. Воспитатель: Серебреникова Т. В. Цель: Продолжить укреплять здоровье детей;.
Комплекс утренний гимнастики для подготовительной группы Комплекс утренний гимнастики для подготовительной группы № 1 подготовительная группа. I. Ходьба в колонне по одному; ходьба в рассыпную.
Комплексы бодрящей гимнастики в старшем возрасте Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении от 5 до15 минут, в зависимости от возраста. После выполнения.
Конспект бодрящей гимнастики после дневного сна в подготовительной к школе группе МБОУ «СШ №90 п. Кулой» структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник» КОНСПЕКТ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.
Конспект бодрящей гимнастики «Спортсмены» для средней группы ДОО. Цель: • Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений; • Сохранить и укрепить здоровье детей; Задачи: Оздоровительные:.
Конспект проведения бодрящей гимнастики «Снежный колобок» в старшей группе Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. Задачи: — Развитие эмоциональной отзывчивости, стремление общаться.
Источник