Что такое артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков
консультация по логопедии (старшая группа)

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков

(по методике Е.Ф. Архиповой)

Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»

Комплекс упражнений для свистящих зауков (С, З)

Забор –Окно –Мост –Забор –Холодный ветер- Комар

«Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот.

Зубы должны быть видны. Удержать под счет до5

«Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

«Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

«Комар»

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Источник

Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Практический материал для логопедов и родителей.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_s_funktsionalnoy_nagruzkoy.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

Дети, имеющие тяжелые речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание) нуждаются длительной логопедической помощи. Эмоциональная поддержка, постепенное увеличение нагрузки и стимуляция мышц артикуляционного аппарата помогут восстановлению речи. На своих занятиях использую артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.

Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенка на выполнении упражнения, выработать умение удержать артикуляционную позу. Для этого достаточно несколько секунд, в течении которых артикуляционные мышцы получают нагрузку. Я использую на занятиях артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.

Дети выполняют упражнения под счет логопеда и эмоциональное сопровождение, одновременно подбадривая успешными результатами.

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Рекомендации: перед зеркалом максимально растянуть губы, зубы в исходном положении. Между зубами расстояние 2-3 мм. Удерживаем 6 секунд. Вернуться в исходное положение.

Цель: уметь удержать открытый рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Рекомендации: из положения «забор» медленно открыть рот, зубы должны быть видны.

Цель: выработать нижнее положение языка (плоское) для вызывания свистящих звуков.

Рекомендации: из положения «забор» — «окно» положить язык на дно полости рта у нижних резцов. Следить, чтобы язык не бугрился, не поднимался выше коренных резцов ( механическая помощь – произношение [а] ).

Цель: подготовить верхний подъём языка к альвеолам.

Рекомендации: «забор»-«окно»-«мост», поднять язык вверх к альвеолам ( [д] про себя).

Цель: выработать максимальное напряжение круговой мышцы губ.

Рекомендации: из положения «забор», рука под подбородком, губы вытянуты вперёд, «в пучок».

6.Чередование «забор» — «труба».

Цель: добиться ритмичного переключения с одной артикуляции на другую, точности выполнения. Из положения «забор» — «труба» — «забор». 4-6 переключений.

Цель: выработать широкое положение языка, что необходимо для постановки шипящих звуков. Добиться длительного удержания языка в покое. «Забор» — «окно» — «мост» — широкий язык на нижней губе. Следить: верхние зубы видны, язык в покое. Можно использовать шпатель. Следить: верхние зубы видны, рот открыт, не морщить нос.

8. «Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию «чашечка» для шипящих звуков. После упражнений «забор»- «окно» — «мост»-«лопата копает», поднять язык кверху.

9. «Вкусное варенье»

Цель: удержать язык в форме чашечки на верхней губе и выполнить движение сверху вниз.

«Забор»- «окно» — «мост» — «лопата копает» и поднять язык к верхней губе, нижняя обнажает зубы. Следить: язык прикрепляется широким. Не убирать язык в полость рта. Язык в форме « чашечки».

10. «Теплый ветер»

Цель: вызывание шипящих звуков. Из «вкусного варенья» спрятать язык за зубы под альвеолы. Рука у подбородка, попросить подуть на язык.

Если не удается, то вводятся упражнения

14. «Лошадь цокает»

Цель: Выработать дифференцированные движения кончиком языка у альвеол. Рекомендации: последовательно выполнить «забор» — «окно» — «мост» — «парус», Рукой удержать нижнюю челюсть и попросить ребенка поцокать языком.

Цель: подготовить артикуляцию для звука [р].

Готовить вибрацию кончика языка из положения «парус», постучать по альвеолам т; д. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос, удерживать нижний подбородок.

Цель: формировать вибрацию кончика языка у альвеол. Из положения «парус» — «молоток», серия ударов д — д — д.

Цель: вызвать по подражанию [р]. Рекомендации: при выполнении упражнения попросить ребенка сильно подуть на кончик языка. Желательно удерживать подбородок.

18. «Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать правильную воздушную струю по средней линии языка. Из положения «мост» вернуться к положению «забор», подуть на язык с-с-с. Если не получается, то использовать зонды-заменители.

Цель: подготовить артикуляцию для звука [л]. Из положения «мост» — «лопата» — «забор» потянуть ы-ы-ы.

20. «Пароход гудит»

Цель: по подражанию вызвать звук [л]. «Пароход» — открыть рот [а] (межзубно [ла]).

Во время логопедических занятий, я предлагаю детям сделать паузу, проглотить слюну. Эмоциональное сопровождение и постепенное увеличение нагрузки под счет логопеда способствуют увеличению мышечной нагрузки, удержанию артикуляционной позы, постепенному формированию артикуляционных укладов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком»Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, пед.

Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ.

В помощь воспитателям детских садов «Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников&quot.

МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»» 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ .

Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т.

Источник

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)

Функциональная нагрузка выражается в утриро­ванном, четком выполнении всех заданий, с макси­мальной амплитудой движений органов артикуляции.

Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артику­ляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно».

Цель: уметь удерживать от­крытым рот с одновременным показом верхних и нижних зу­бов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медлен­но открывать рот. Зубы долж­ны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет

Это упражнение очень зна­чимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистя­щие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получа­ется, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев прово­дят логопедический массаж, направленный на ослаб­ление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно вы­полняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.

Язык поднят кверху.

Упражнение 5. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключе­ния с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «За­бор» выполнить движение «Трубочка». Такие пере­ключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, опре­деляемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать непо­движность подбородка.

Упражнение 7. «Лопата».

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготов¬ки шипящих звуков.

последовательно выполнять уп-

ражнения «Забор» — «Окно» —

«Мост». Из положения языка Рис. 7. «Лопата»

«Мост» выдвинуть язык на ниж¬нюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 8. «Лопата ко­пает».

Цель: подготовить артику­ляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Ча­шечка».

Методические рекомендации: Рис. 8. «Лопата копает» выполнить последовательно сле­дующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.

Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 9. «Вкусное ва­ренье».

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашеч­ки», удерживание языка на верх­ней губе и выполнение облизы­вающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в мед­ленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10-а. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное ва­ренье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль­ веолами. Руку расположить у подбородка и попро­сить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть гу­бы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздуш­ную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык.

Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 10-6. «Жук».

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, распо­ложенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гор­тани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 11. «Цокает ло¬шадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при ши¬роко открытом рте цокать язы¬ком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выпол¬нить 5—6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подборо¬док, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуля­ции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Сле­дить, чтобы не было назального оттенка, не напря­гался голос и не поднималась нижняя челюсть. Пос­тучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со зву­ком [д] или [т].

Упражнение 13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].


Методические рекомендации: из положения «Па­рус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоми­нают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет».

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для зву­ка [р].

Методические рекомендации: из положения «Па­рус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воз­душную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» тол­чок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упраж­нение №20.

Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Упражнение 15-6. «Комар»».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребен­ка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ре­бенок должен ощутить вибра­цию гортани. Исходным поло­жением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно про­износить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Упражнение 16-6. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упраж­нения «Окно» произносить длительный звук [а] и не­однократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слы­шатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражне­ние «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твер­дого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контроли­руется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать ниж­нее и верхнее положение языка, что необходимо для дифферен­циации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередо­вать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 20. «Фокус».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздуш­ную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая по­лоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.

Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для Коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсаль­ная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер»

2 комплекс упражнений для шипящих (какуми­нальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост »— «Лопата»— «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»

3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет»

4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» — «Пароход гудит»

Для формирования кинестетической основы ар­тикуляционных движений проводят дифференциро­ванные упражнения.

Источник

Читайте также:  Гимнастика для устранения запоров
Оцените статью