- Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков консультация по логопедии (старшая группа)
- Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. картотека по логопедии (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)
- Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков
консультация по логопедии (старшая группа)
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков
(по методике Е.Ф. Архиповой)
Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»
Комплекс упражнений для свистящих зауков (С, З)
Забор –Окно –Мост –Забор –Холодный ветер- Комар
«Забор»
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
«Окно»
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот.
Зубы должны быть видны. Удержать под счет до5
«Мост»
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
«Холодный ветер»
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.
«Комар»
Цель: вызывание звука [з] по подражанию.
Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.
Источник
Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Практический материал для логопедов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_s_funktsionalnoy_nagruzkoy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой
Дети, имеющие тяжелые речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание) нуждаются длительной логопедической помощи. Эмоциональная поддержка, постепенное увеличение нагрузки и стимуляция мышц артикуляционного аппарата помогут восстановлению речи. На своих занятиях использую артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.
Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенка на выполнении упражнения, выработать умение удержать артикуляционную позу. Для этого достаточно несколько секунд, в течении которых артикуляционные мышцы получают нагрузку. Я использую на занятиях артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой.
Дети выполняют упражнения под счет логопеда и эмоциональное сопровождение, одновременно подбадривая успешными результатами.
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Рекомендации: перед зеркалом максимально растянуть губы, зубы в исходном положении. Между зубами расстояние 2-3 мм. Удерживаем 6 секунд. Вернуться в исходное положение.
Цель: уметь удержать открытый рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Рекомендации: из положения «забор» медленно открыть рот, зубы должны быть видны.
Цель: выработать нижнее положение языка (плоское) для вызывания свистящих звуков.
Рекомендации: из положения «забор» — «окно» положить язык на дно полости рта у нижних резцов. Следить, чтобы язык не бугрился, не поднимался выше коренных резцов ( механическая помощь – произношение [а] ).
Цель: подготовить верхний подъём языка к альвеолам.
Рекомендации: «забор»-«окно»-«мост», поднять язык вверх к альвеолам ( [д] про себя).
Цель: выработать максимальное напряжение круговой мышцы губ.
Рекомендации: из положения «забор», рука под подбородком, губы вытянуты вперёд, «в пучок».
6.Чередование «забор» — «труба».
Цель: добиться ритмичного переключения с одной артикуляции на другую, точности выполнения. Из положения «забор» — «труба» — «забор». 4-6 переключений.
Цель: выработать широкое положение языка, что необходимо для постановки шипящих звуков. Добиться длительного удержания языка в покое. «Забор» — «окно» — «мост» — широкий язык на нижней губе. Следить: верхние зубы видны, язык в покое. Можно использовать шпатель. Следить: верхние зубы видны, рот открыт, не морщить нос.
8. «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию «чашечка» для шипящих звуков. После упражнений «забор»- «окно» — «мост»-«лопата копает», поднять язык кверху.
9. «Вкусное варенье»
Цель: удержать язык в форме чашечки на верхней губе и выполнить движение сверху вниз.
«Забор»- «окно» — «мост» — «лопата копает» и поднять язык к верхней губе, нижняя обнажает зубы. Следить: язык прикрепляется широким. Не убирать язык в полость рта. Язык в форме « чашечки».
10. «Теплый ветер»
Цель: вызывание шипящих звуков. Из «вкусного варенья» спрятать язык за зубы под альвеолы. Рука у подбородка, попросить подуть на язык.
Если не удается, то вводятся упражнения
14. «Лошадь цокает»
Цель: Выработать дифференцированные движения кончиком языка у альвеол. Рекомендации: последовательно выполнить «забор» — «окно» — «мост» — «парус», Рукой удержать нижнюю челюсть и попросить ребенка поцокать языком.
Цель: подготовить артикуляцию для звука [р].
Готовить вибрацию кончика языка из положения «парус», постучать по альвеолам т; д. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос, удерживать нижний подбородок.
Цель: формировать вибрацию кончика языка у альвеол. Из положения «парус» — «молоток», серия ударов д — д — д.
Цель: вызвать по подражанию [р]. Рекомендации: при выполнении упражнения попросить ребенка сильно подуть на кончик языка. Желательно удерживать подбородок.
18. «Холодный ветер»
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать правильную воздушную струю по средней линии языка. Из положения «мост» вернуться к положению «забор», подуть на язык с-с-с. Если не получается, то использовать зонды-заменители.
Цель: подготовить артикуляцию для звука [л]. Из положения «мост» — «лопата» — «забор» потянуть ы-ы-ы.
20. «Пароход гудит»
Цель: по подражанию вызвать звук [л]. «Пароход» — открыть рот [а] (межзубно [ла]).
Во время логопедических занятий, я предлагаю детям сделать паузу, проглотить слюну. Эмоциональное сопровождение и постепенное увеличение нагрузки под счет логопеда способствуют увеличению мышечной нагрузки, удержанию артикуляционной позы, постепенному формированию артикуляционных укладов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика. Игры с язычком»Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, пед.
Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ.
В помощь воспитателям детских садов «Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников".
МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»» 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ .
Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т.
Источник
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)
Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
Упражнение 1. «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. «Мост».
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный на ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.
Упражнение 4. «Парус».
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.
Язык поднят кверху.
Упражнение 5. «Трубочка».
Цель: выработать активность и подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 7. «Лопата».
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготов¬ки шипящих звуков.
последовательно выполнять уп-
ражнения «Забор» — «Окно» —
«Мост». Из положения языка Рис. 7. «Лопата»
«Мост» выдвинуть язык на ниж¬нюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Упражнение 8. «Лопата копает».
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: Рис. 8. «Лопата копает» выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.
Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9. «Вкусное варенье».
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10-а. «Теплый ветер».
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль веолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык.
Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение 10-6. «Жук».
Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.
Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».
Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.
Упражнение 11. «Цокает ло¬шадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» при ши¬роко открытом рте цокать язы¬ком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выпол¬нить 5—6 раз.)
Язык за верхними зубами. Рука держит подборо¬док, чтобы он не двигался во время щелканья.
Упражнение 12. «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.
Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].
Упражнение 13. «Дятел».
Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.
Упражнение 14. «Пулемет».
Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20.
Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».
После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.
Упражнение 15-6. «Комар»».
Цель: вызывание звука [з] по подражанию.
Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».
Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.
Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.
Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.
Упражнение 16-6. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.
Упражнение 17. «Пароход гудит».
Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.
Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить
Упражнение 18. «Маляр».
Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.
Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.
Упражнение 19. «Качели».
Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.
Упражнение 20. «Фокус».
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.
Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для Коррекции конкретных звуков.
Комплексы упражнений
1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер»
2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост »— «Лопата»— «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»
3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет»
4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» — «Пароход гудит»
Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.
Источник