Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий
Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий
В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.
Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:
концентрированное и многоплоскостное внимание;
чувство пространства и композиции;
образная, эмоциональная память и память тела;
гибкость и отзывчивость тела и так далее.
ЗНАКОМСТВО
Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.
«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»
Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.
Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.
В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.
Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.
Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.
«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)
Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.
Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.
Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».
Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.
При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.
Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.
«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)
Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.
Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.
НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА
Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» — в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.
Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.
Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:
a) сказать друг другу «доброе утро»;
b) представить себя партнеру;
c) пожать друг другу руки;
Комбинировать разные виды приветствий.
Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.
«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»
У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.
Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.
«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)
Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:
1 хлопок – идти вперед по кругу;
2 хлопка – остановиться;
1 свисток – идти спиной вперед;
2 свистка – идти в противоположном направлении.
Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.
Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» — предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:
1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»
1 свисток — остановиться;
2 хлопка – идти спиной вперед;
2 свистка – идти по кругу вперед.
После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:
3 хлопка – поднять руки вверх;
3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.
Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:
2 хлопка = остановиться, поднять руки;
1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.
При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.
На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?
(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)
«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»
Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:
«Вперед» — маленький прыжок вперед;
«Назад» — маленький прыжок назад;
«Влево» — шаг влево;
«Вправо» — шаг вправо.
Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;
Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.
Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.
Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.
Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.
Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.
Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.
Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.
Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.
Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.
Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.
Источник
Театральные игры — разминки
картотека
Игры — разминки для использования в театральной деятельности дошкольников, для работы театральной студии, кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_igry_-_razminki.docx | 112.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети встают парами. Первый игрок держит руки ладонями вверх, второй поглаживая руки партнера, говорит слова: «Блинчики, блинчики, жарятся, жарятся… подгорели!» – и на слове подгорели» хлопает его по ладошкам. Задача первого игрока вовремя убрать ладошки. После этого играющие меняются ролями.
Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди.
Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке.
Считалкой выбирается водящий и «Отгадай-ка» (который будет стоять спиной к детям). Остальные игроки стоят в кругу. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается. Этот ребенок должен, изменяя голос, громко позвать Отгадай-ку по имени. Задача Отгадай-ки узнать по голосу, кто позвал. Если отгадывает правильно, то играющий становится на его место.
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается из рук в руки по кругу и сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например: передающий называет строительную профессию, а принимающий продолжает называть профессию строителей (каменщик, плотник, маляр) или передающий называет существительные, принимающий — прилагательное (зима – морозная – снежная — сказочная). Если получающий не ответил, палочка меняет адрес» (следующему).
ВСТАТЬ «ПО ПАЛЬЦАМ»
Все сидят. Педагог отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «ЗАМРИ!». Он поворачивается к детям. В группе должно стоять ровно столько ребят, сколько было показано пальцев.
Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди.
Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке
Дети называют по порядку числа от 1 до 20. Проигравшим считается тот, кто называет 20. Называть числа можно по одному, можно по два, главное, чтобы это был счет по порядку. Например, первый ребенок говорит: «Один», второй «Два», — третий «ТРИ», и т.д., пока один из игроков вынужден будет назвать число 20». Он считается проигравшим и выходит из игры.
Выбирается Судья. Остальные дети кладут на голову книгу и ходят по группе, пытаясь удержать её на голове, не прикасаясь к ней. За всем этим следит Судья. Если у игрока книга падает, он выходит из игры. Победитель становится Судьей. (Ходить 5 минут).
Считалкой выбирается ведущий, становится в центр круга, остальные ходят по кругу и произносят слова:
РОВНЫМ КРУГОМ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ
ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАТЬ!
ЧТО ВЕДУЩИЙ НАМ ПОКАЖЕТ,
БУДЕМ ДРУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ!
Ведущий показывает разнообразные движения, а дети их выполняют.
Ведущий рассказывает какую-нибудь историю. Когда при рассказе ведущий делает паузу, дети должны сказать: «И Я», — если эти слова подходят по смыслу фразы. Если кто-то произнес эти слова, когда они не подходят по смыслу, он дает ведущему фант.
Ведущий – Иду я однажды в магазин
- По дороге встречаю собаку.
- И я
- Она лежит на тротуаре (дети молчат)
- Я обхожу её
- И я
- Она громко залаяла (дети молчат)
- Собака встала и ушла и т.д.
После рассказов разыгрываются фанты.
Дети становятся или садятся в круг. Один из игроков берет в руки шарик и передает его соседу со словами: «Камешек себе возьми, зверя быстро назови». Игрок, взявший камешек, быстро отвечает: «Кошка», — и передает камешек другому и т.д. Важно, чтобы не было повторов.
ВАРИАНТ: названия растений, рыб, птиц, имена.
ЗАМРИ (МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…)
Дети двигаются по кругу сначала медленно, произнося текст: — «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…». К концу текста они бегут и на слова «Морская фигура замри!» превращаются в статую. Застывшая поза и незаметное дыхание, не подвижный взгляд.
Водящий ходит мимо фигур, выбирает самую смешную или стройную, по договоренности. Его задача рассмешить фигуру или заставить их пошевелиться.
ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ
Педагог называет существительные, а дети выполняют заранее установленные движения (на летающей предмет поднимают руки вверх, на нелетающий – опускают вниз). Кто ошибся,
тот выходит из игры.
Варианты: Само условие «летает – не летает» заменить на: двигается – не двигается, живое – не живое (движение выбирать другие например: не двигается – есть на карточке, живое – локтями делаем «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ» движения, движется – шевеление ногами и т.д.).
Педагог старается своими движениями запутать детей.
Выбирается ведущий и Филин. На столе 8-10 предметов. Филин смотрит в течение 15-20 секунд и запоминает их расположение. Затем ему завязывают глаза и, по указанию ведущего, он должен положить руку на какой-либо предмет, не дотрагиваясь до других.
Один из игроков «посылает» хлопок стоящему рядом (т.е. хлопает, повернувшись к нему), тот «передает» хлопок своему соседу и так далее. Хлопок «катится» по кругу, пока не вернется к первому игроку. Тот может пустить хлопок в обратном направлении.
ВАРИАНТЫ: передать рукопожатие правой или левой рукой, передать улыбку, передать «страшилку».
ПТИЧКИ НА ЖЕРДОЧКЕ
Педагог кладет на пол веревку и сообщает, что это жердочка, а дети – птички. Сначала «поет» на жердочке. Одна птичка. Ее слова «Один (одна) пою. Затем присоединяется вторая. Вместе они произносят: «вдвоем поем».
Когда поющих становится трое, они говорят: «Втроем поем» и т.д.
После того как к «птичкам» присоединится последний игрок, они завершают «пение» словами: «Всполошился целый дом».
Выбирается водящий Почтальон. Он подходит к игрокам, которые стоят полукругом и говорят:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта.
- Откуда?
- Из города Саратова.
- А что там делают?
- Смеются (поют, летают, плавают, бегают, прыгают, стирают и т.д.)
Играющие должны быстро изобразить названные действия. Кто запоздал или изобразил неверно, платит фант. В конце игры фанты разыгрывают.
1 ВАРИАНТ. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
2 ВАРИАНТ. Начало игры такое же, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести его туда, откуда вышел разведчик.
В кругу каждый ребенок связывается глазами с кем-то из детей при договоренности, что нельзя пользоваться ни жестами, ни словами – только ловить взгляд так, чтобы «связаться «глаза в глаза». Тогда возникают пары, которым можно дать дополнительное задание поменяться местами, одному встать другому сесть, поменяться местами со стульями без грохота и стука и т.д.
Игра проводится на ковре. Выбирается ведущий. Дети делятся на пары. Играющие стоят спиной друг к другу, цепляются согнутыми в локтях руками. По команде ведущего они должны одновременно сесть и вытянуть ноги. После слов ведущего: Друг за друга вы держитесь. И вставайте, не ленитесь! Пары пробуют встать, согнув ноги и упираясь друг другу в спину.
Выигрывает пара, которая встала первой без падений.
Выбирается команда водящих из 3-4 человек, которые выходят за дверь и выбирают 1 строчку известного стихотворения («Уронили мишку на пол; идет бычок, качается, я люблю свою лошадку» и т.д.). Команда распределяет слова из этой строчки.
Затем дети – ведущие входят в группу и все вместе начинают говорить: каждый свое слово.
Команда «Слухачей» выуживает отдельные слова и складывают их в строчку.
Вариант : Задумывается слово, например: «бумага». Выбирается известный мотив (например: «Чунга — чанга»). Один ребенок поет: бу-бу-бу, другой ма-ма-ма-ма, третий га-га-га-га.
СЛУШАЙ И ИСПОЛНЯЙ
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим!
СЛУШАТЬ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ
По заданию педагога все сосредотачивают внимание на звуках
И шорохах улицы или коридора. В каждом случае все услышанное дети по очереди перечисляют и объясняют. Но нельзя допускать «сочинять» звуки.
Вариант – усложнение: рассказать не просто «шум машин», а грузовая машина с тяжелым грузом торопится на стройку и т.д.
СТОЮ, НА КОГО-ТО СМОТРЮ
Задание в том, что тот на кого спокойно смотрит воспитатель встает. Задание завершается словами «спасибо, садись».
ВАРИАНТ: Предложить кому-нибудь из детей поработать вместо воспитательницы (проследить, чтобы говорили: «Спасибо, садись»)
Ведущий хлопками и притопами задает несложный ритм. Для начала берется самый простой ритмический рисунок: «хлоп-топ». Ритм пускается по кругу. Первый играющий хлопает, второй топает, третий хлопает и т.д.
ВАРИАНТ: Берется более сложный ритмический рисунок. (Топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп).
ЧЕЛОВЕК К ЧЕЛОВЕКУ
Дети делятся на пары, один человек, другой, другой.
Образуются два параллельных круга под музыку круги «вращаются» в разных направлениях, как только музыка смолкает партнеры должны найти друг друга и выполнить данное им перед игрой задание. (Встать рука к руке, нога к ноге, спина к спине, ухо к уху и т.д.
Заранее с детьми обговариваются правила показа стихии: «огонь» – вращение руками, руки в сторону «вода» – руки вытянутые вперед, «воздух» – руки вверх прямые, «земля» – руки вниз – прямые. Ведущий произносит названия стихии, и сам руками это показывает, но потом начинает руками делать неправильно (путает детей). Здесь нужно особое внимание детей и стараться не смотреть на ведущего, а только слушать его голосовые команды.
Выбирается водящий Шаман. Он находится в центре круга, опустившись на одно колено, и бьет в бубен. Потом подходит к любому игроку и отдает ему бубен. Игрок должен в точности повторить ритм Шамана. Если игрок ошибается, выходит из игры. Если повторяет правильно, то становится «Шаманом».
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Но это должны сделать все вместе, без опоздания.
ВАРИАНТ: Отбивание педагогом серии хлопков, постукивание по стулу, стене, коленям, притопыванием.
Источник