Что развивает гимнастика кратко

Значение детской художественной гимнастики в физическом развитии ребенка.

Ирина Захаренко
Значение детской художественной гимнастики в физическом развитии ребенка.

Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это — исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Читайте также:  При медитации вижу свет

Занятие любым видом спорта уже давно доказано имеет положительное влияние на физическое развитие и воспитание ребенка в целом. Важно не забывать, что перегрузка, как и недостаток физической активности, приводит к ухудшению физического и умственного развития.

Далее рассмотрим, какое именно влияние оказывает художественная гимнастика на физическое развитие и воспитание:

— организм меньше подвержен стрессам;

— благодаря спорту регулируется содержание адреналина и позволяет удерживать его в норме;

— высокая координация движений, ускоряющее умственное развитие;

развиваютсяполезные для жизни навыки: более точный глазомер, ребенок умеет рассчитывать мышечные усилия, улучшается координация движений;

— высокая прочность мышечных тканей (позволяет легче справляться с большими перегрузками уже в зрелой жизни, легче справляться с переменной атмосферного давления, при падениях костная ткань не так уязвима к переломам и к вывихам);

— повышается концентрация и устойчивость внимания;

— совершенствуется функциональные возможности организма, сердечно-сосудистая и дыхательная системы переходят как бы в экономичный режим, благодаря снижению показателей частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое;

— снижение простудных заболеваний;

— устойчивая эмоциональная сфера (благодаря навыкам правильного дыхания, хорошая координация способствует приобретению уверенности);

— правильная осанка и красивая походка, укрепление мышечного корсета, развитие гибкости – все это способствует развитию дисциплине и самоконтроля.

Те, кто хотят, чтобы их ребенок рос крепким и здоровым, начинают закладывать в нем все это еще в раннем возрасте. Один из самых важных моментов – это физическое развитие ребенка. Занятия физической культурой очень важны для ребенка на этапе его взросления, т. к. в этот период «затачивается стержень», который будет сопровождать человека на последующих этапах его жизни, и который надо будет периодически «подтачивать». Но не стоит забывать, что ребенок – это еще не окрепший организм, за которым необходимо следить очень бдительно, дабы не переусердствовать в оздоровлении.

Здесь важно соблюдать правило «золотой середины», чтобы чутко контролировать процесс. Гимнастика для ребенка должна включать в себя упражнения, не требующие особо большой нагрузки, но при этом ребенок должен прилагать усилия, чтобы его организм развивался. Периодически упражнения надо усложнять т. к. человеческое тело и его организм рассчитаны на эволюцию, поэтому человек относительно быстро привыкает к нагрузкам. Здесь еще важно захватить все аспекты данного направления и не упустить ничего. Наш организм очень сложен, поэтому необходимо, чтобы ребенок развивался во всех направлениях.

Художественная гимнастика – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Художественная гимнастика у детей формирует гармоничное развитие тела (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы, способствует эстетическому воспитанию, воспитывает вкус, ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. В процессе занятий у ребенка формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость, сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика тесно связана с такие видами искусства, как танец и музыка, и благодаря этой связи вырабатывается культура и тонкая координация движений, их выразительность, пластика, грация и чувство ритма и артистичность. Классическая хореография, как основа любого танца, развивает не только растяжку и гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах, но и включает в себя силовые нагрузки, она распространяется и в повседневной жизни – распрямляется спина, перестают задираться плечи, поднимается подбородок. Акробатика научит точно ориентироваться в пространстве, разовьет вестибулярную устойчивость и навык самостраховки, ребенок станет смелым и решительным. У детей развивается память, обусловленная необходимостью запоминать большой объем двигательных действий сложных по структуре и технике исполнения. Очень важно заинтересовать ребенка художественной гимнастикой именно в раннем возрасте, чтобы ребенок привык к режиму и дисциплине, к умению рационально пользоваться свободным временем, помимо этого он привыкает к общению с ровесниками, подсознательное соперничество заставляет ребенка трудиться и стремиться быть лучше.

После занятий художественной гимнастикой девочка может легко воспринимать любые виды танцев, неповторимо красиво преподнести себя — улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест — все здесь выверено, красиво, уверенно. Даже если девочку не ждет будущее, связанное с профессиональной деятельностью по художественной гимнастике, превратившись из «гадкого утенка» в прекрасного лебедя, свои умения и навыки она пронесет через всю свою жизнь.

Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка «Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка» В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для педагогов ДОУ. Роль детской книги в речевом развитии ребенка. Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №31 п. Ждановский, Сизова.

Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» 25 .03 2013 года с ДОУ проведена педагогическая.

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольника Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Рекомендации для родителей и воспитателей.

Значение конструирования и строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Конструирование – это деятельность, отвечающая интересам и потребностям.

Источник

Виды гимнастики и их характеристика

Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоятельные виды гимнастики. На всесоюзной конференции 1984г. утверждена следующая классификация: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической гимнастики (зарядка) и вводной гимнастики, физкульпаузы, физкультминутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включена также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.

Образовательно- развивающие виды гимнастики, к ним относятся основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная.

Спортивные виды гимнастики — спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.

Оздоровительные виды гимнастики

Гигиеническая гимнастика используется для сохранения, укрепления и закаливание здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. Гигиеническая гимнастика доступна для всех контингентов занимающихся независимо от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми детского сада, школьники, учащиеся ПТУ; в оздоровительно-спортивных, спортивно-трудовых лагерях, в домах отдыха, санаториях и с военнослужащими.

В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения с приемами массажа и закаливания организма водными процедурами. Заканчивается комплекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц. После упражнений принимаются водные, воздушные, солнечные процедуры. Упражнения и дозировка нагрузки подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и других индивидуальных особенностей занимающихся лиц. Гигиеническая гимнастика может проводиться в любое время дня: утром для более быстрого вхождения в режим дня; днем для снятия накопившегося утомления. Перед сном очень полезны упражнения в виде напряжений и последующих расслаблений основных мышечных групп в сочетании с глубоким дыханием и психическим настроем на глубокий сон, на восстановление сил, истраченных за день. В армии она проводится после ночного сна с целью более быстрого вхождения в рабочее состояние, повышения физической подготовленности и закаливания военнослужащих.

Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность, она сокращает врабатывание, вхождение в работу. По форме организации это «гимнастика до занятий в школе» и «гимнастка до работы» на производстве. Здесь применяются упражнения по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению близкие к профессиональным двигательным действиям. В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводительную учебную или производственную деятельность. Продолжительность занятий 5-10 минут.

Физкультурная минутка и физкультурная пауза применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Они проводятся при появлении признаков утомления (отвлечения внимания, нарушение позы, чувство усталости) на учебных занятиях или во время работы. Комплекс упражнений может состоять из 5-10 упражнений и выполняться в течение 2-5 минут.

Лечебная гимнастика основа лечебной физической культуры — ЛФК. Она помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травм, ранений, болезни, хирургической операции. Лечебная гимнастика применяется в комплексе с другими лечебными средствами. Содержание лечебной гимнастики зависит от рода заболеваний и травм. Оно определяется лечащим врачом совместно с методистом лечебной физической культуры. Комплекс лечебной гимнастики для школьников составляются врачом совместно с учителем физической культуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья учащихся. В лечебных учреждениях упражнения подбираются в зависимости от характера заболевания и индивидуальных особенностей больного. В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. В годы ВОВ с помощью лечебной гимнастики удалось вылечить и возвратить в строй огромное количество воинов. Лечебная гимнастика применятся при самых различных заболеваниях. Она особенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата. Основной формой занятий являются урок, процедура, сеанс, прогулка продолжительностью 30-60 минут. Разновидностью лечебной физической культуры на современном этапе являются нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: коррекционная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, суставная.

Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастки и хореографии, стилизированных форм ходьбы, бега, прыжков и несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. В ритмической гимнастике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся друг от друга содержанием и построением урок. К оздоровительным направлениям ритмической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов, танцевальная, где используются различные современные танцевальные стили и направления (салса, рок, диско, фанк, хип-хоп). Аэробика с использованием предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол). Характерной чертой оздоровительной видов ритмической гимнастики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что и дает оздоровительный эффект.

В последнее время появился ряд новых нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов двигательной активности.

Стретчинг (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижности определенных мышечных групп и суставов. Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В систему данного вида оздоровительной гимнастики входят тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы.

Шейпинг-система — это гармоническое соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания и специфического компьютерного тестирования на организм занимающихся. Шейпинг — один из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шейпинг-систем: шейпинг-классик, -терапия, -юни, -для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел. Восточные оздоровительные системы гимнастики позволяют использовать резервы человеческого организма, обладающего уникальными возможностями для самосохранения и восстановления. Специфической чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организма, достигнутое при ведущей роли сознания.

Образовательно-развивающие виды гимнастики

Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. В зависимости от конкретного контингента занимающихся (дети, взрослые или пожилые люди) задачи, содержание и методика проведения занятий основной гимнастикой существенно отличаются друг от друга. Эти возможности могут быть реализованы за счет большого многообразия упражнений и многофункциональности каждого из них. Любое упражнение можно использовать с разным назначением за счет изменения спососбов исполнения и дозировки нагрузки. Например, бег можно использовать не только в качестве активного отдыха, разминки, повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, но и как спортивное упражнение — для развития скорости бега, выносливости к мышечной работе, воли и др. Большое разнообразие и многофункциональность упражнений открывают перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к обобщению занимающихся системой специфических знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогической дисциплине: о её содержании, социальной значимости, истории, технике исполнения и законах, лежащих в её основе; возможности использования упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и психических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности; об обобщении учащихся разносторонним опытом, обучении прикладным упражнениям. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у учащихся личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и общественной деятельности, чувств чести, достоинства. Занятия основной гимнастикой с детьми дошкольного и школьного возраста проводятся на специальных уроках физического воспитания и на внеклассных занятиях с целью формирования правильной осанки, укрепления здоровья, содействия хорошему физическому развитию и выработке основных жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Содержание занятий основной гимнастикой с детьми включает разнообразные средства: прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания, равновесия), общеобразовательные упражнения с предметами и без предметов (для рук, ног, туловища), упражнения на гимнастических снарядах массового типа (гимнастическая скамейка, стенка, бревно, лестница), упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, и др.), в висах и упорах.

Женская гимнастика учитывает особенности организма и психического склада женщин. При подборе упражнений, методических приемов учитываются, прежде всего, функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включается все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке. В занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художественной гимнастки, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений развиваются координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка.

Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности. Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений. Здесь фактически вся физическая подготовка носит прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие способностей, необходимых для успешного овладения избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства. Существуют разновидности профессионально-прикладной гимнастики для моряков, летчиков, космонавтов, пожарников, военных и др.

Атлетическая гимнастика прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли; формирование стройной, красивой фигуры с развитой, рельефной мускулатурой, функциональных возможностей организма; формирования здорового образа жизни; отвлечения от вредных для здоровья и становления личностей увлечений. Атлетическая гимнастика является продолжением гигиенической гимнастики, может стать началом других видов спорта. Главными средствами атлетической гимнастики являются общеразвивающие упражнения с отягощениями (гантели, гири, эспандеры и др.) и без них. Использование предметов — отягощений значительно увеличивает интенсивность воздействия упражнений на организм занимающихся и требует разумного дозирования физической нагрузки. Занятия атлетической гимнастикой могут быть индивидуальными и групповыми.

Спортивные виды гимнастики

Спортивная гимнастика это многоборный вид спорта, куда входят:

  • у мужчин — В/Упражнения, упражнения на коне, кольцах, опорные прыжки, упражнения на брусьях, на перекладине.
  • у женщин — опорный прыжок, брусья, бревно, вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художественной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры.

Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Её развитием в нашей стране руководит федерация спортивной гимнастики России.

Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женского организма. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они являются прекрасным средством физического воспитания девочек. Главной отличительной чертой художественной гимнастики непосредственная, органическая связь с музыкой. Упражнения используются в точном соответствии с темпом, ритмом и характером специально подобранных для их сопровождения музыкальных произведений. Такое тесное единство движений и музыки позволяет успешно решить задачи физического и эстетического воспитания. Ряд элементов, этого вида спорта, включены в школьную программу по физической культуре. Художественная гимнастика является олимпийским видом спора.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужские и смешанная) и групповые упражнения. К группе акробатических относят и упражнения на батуте. Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою программу и специальные требования, определяющие спортивную квалификацию спортсменов, их соответствие принятым спортивным разрядам. Большой диапазон трудности акробатические упражнений позволяет применять их с различным по возрасту, полу, физической подготовленностью контингентом занимающихся. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Он организует и проводит соревнования, включая первенства России. Прыжки на батуте олимпийский вид спорта с 2000года в Сиднее.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных циклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнерами. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995г. Международным олимпийским комитетом МОК аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики FIG. У на в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержки Федерации спортивной гимнастики России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.

Источник

Оцените статью