Что нужно знать тренеру по художественной гимнастике

Пять вопросов о художественной гимнастике тренеру из ЮВАО

Российские спортсменки много лет побеждают на международных соревнованиях по художественной гимнастике. Об отборе спортсменок и о непростых тренировках «Юго-Восточному курьеру» рассказала тренер спортшколы олимпийского резерва № 64 на Авиамоторной улице мастер спорта Елена Беклемишева. Она уже более 30 лет тренирует будущих чемпионок.

В СЕКЦИЮ СТРОГИЙ ОТБОР?

– Девочки приходят к нам в четыре-пять лет, – говорит тренер. – Важно, чтобы девочка была стройной, с тонкой костью, длинными руками и ногами, гибкой.

Гибкость можно проверить, например, с помощью наклонов, упражнений «шпагат», «мостик». Большое значение имеют гены, поэтому тренер всегда смотрит на родителей. Если они занимались спортом — это плюс. Но главное — желание работать.

Елена Беклемишева/Артур Новосильцев, ЮВК

– Если по каким-то параметрам ребенок не подходит, тренер может его взять, если видит заинтересованность родителей и девочки, – считает Елена Беклемишева. – Сначала родители приводят своих детей заниматься гимнастикой, как говорится, для здоровья. Но если спустя несколько лет девочки не ставят задачу участвовать в соревнованиях, мы рекомендуем родителям продолжить занятия в других секциях.

Оптимальный рост взрослой гимнастки — до 170 сантиметров. Хотя в нашей сборной есть девочки ростом и 175 сантиметров, и 180 сантиметров. Рассчитать нужный вес профессиональной гимнастки можно по формуле: рост минус 120. То есть если рост 170 сантиметров, вес должен быть 50 килограмм.

НАСКОЛЬКО ВЕЛИКИ ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ?

Первые три-четыре года идет начальная подготовка, в это время дети получают юношеские разряды. Онитренируются по полтора-два часа три раза в неделю. На следующем тренировочном этапе на подготовку уходит по 15 часов в неделю. Спортсменки выступают на соревнованиях, учатся. В последние годы обучения формируются группы спортивного совершенствования, где остаются лучшие. На этом этапе продолжительность тренировок — от трех до девяти часов ежедневно. К 16 годам можно получить звание мастера спорта.

Совмещать интенсивный спорт и учебу непросто/Артур Новосильцев, «Юго-Восточный курьер»

– Совмещать интенсивный спорт и учебу непросто, – уверена мастер спорта. – Придется решать: готовиться к поступлению в вуз или же посвятить жизнь гимнастике. Но мы объясняем, что ЕГЭ в любом случае важно сдать хорошо.

ТРАВМАТИЧНЫЙ ЛИ ЭТО ВИД СПОРТА?

– В целом художественная гимнастика — нетравмоопасный вид спорта, – говорит Елена Беклемишева.

Иногда на тренировках спортсменки получают небольшие повреждения: растяжения, вывихи, царапины. В основном это происходит, если неправильно провели разминку, плохо разогрелись.

Зато художественная гимнастика формирует правильную осанку, красивую походку, грациозность, вырабатывает дисциплинированность и хороший вкус.

А МАЛЬЧИКИ ЗАНИМАЮТСЯ?

– У нас в школе набора мальчиков нет, – рассказывает тренер. – Но Международная федерация гимнастики проводит соревнования среди мужчин.

Это могут быть как парные выступления: мужчина и женщина или дуэт мужчин, так и индивидуальные. В России, как правило, в художественную гимнастику парни приходят из спортивной.

ДОРОГОЙ ЛИ ЭТО СПОРТ?

– Я считаю, что по сравнению со многими другими видами спорта гимнастика более доступна, – уверена Елена Беклемишева. – Конечно, родителям приходится покупать спортивную форму, костюмы, инвентарь. Не только у москвичей, но и у жителей разных регионов страны хватает на это средств.

Источник

Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 15.03.2020 2020-03-15

Статья просмотрена: 563 раза

Библиографическое описание:

Валяева, И. С. Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике / И. С. Валяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68086/ (дата обращения: 01.10.2021).

Качественные и количественные показатели тренерской работы являются фактором способности страны обучать профессиональных гимнасток. Наша страна гордится большим количеством выдающихся тренеров, которые сделали художественную гимнастику завораживающей. Во многих национальных федерациях работают российские тренеры, что способствует развитию мировой художественной гимнастики, а также доказывает эффективность российской системы подготовки тренеров, которая учитывает требования современной спортивной практики. Технологический подход к процессу и инновации вскоре стали тенденцией развития художественной гимнастики в начале нового столетия, заставляя совершенствоваться в новом, более жестком и более захватывающем направлении. В данной статье представлены основные идеи и способы культивирования инновационного мышления тренеров в сочетании с последними правилами Технического комитета Международной федерации. Он придает большое значение инновациям и служит ориентиром для развития инновационных движений в художественной гимнастике в Китае.

Ключевые слова: педагогика спорта; подготовка тренеров; инновационное движение; инновационное мышление; психология спорта.

1. Особенности профессиональной подготовки тренеров по художественной гимнастике

Выдающиеся выступления гимнасток показывают, что спорт процветает. Профессиональные навыки тренеров являются основой результативности спортсменов. Тренерская профессия требует большое количество профессиональных знаний, навыков и соответствующих способностей. Характеристика лучших тренеров заключается в том, что они имеют чувство перспективы, понимают направление развития гимнастики и прогнозируют, каким оно будет завтра. Тренер должен четко понимать особенности своей профессиональной деятельности, принимая во внимание специфику выбранного вида спорта и моменты его развития. Профессиональная подготовка должна основываться на систематическом взаимодействии между преподавателями и студентами кафедры, которая реализует программу подготовки будущих тренеров, а также экспертами из детско-юношеских спортивных школ и даже национальной сборной по художественной гимнастике. Только такой практический подход позволит определить актуальные потребности современной спортивной подготовки и адекватно спроектировать соответствующий учебный процесс в вузе.

Кафедра теории и методики гимнастики НГУ имени П. Ф. Лесгафта является не только местом зарождения художественной гимнастики, но и методическим центром профессиональной подготовки и повышения квалификации тренеров. Аспиранты, магистры и студенты активно участвуют в деятельности по научно — методическому обеспечению сборных команд России по художественной гимнастике, а также проводят исследования в рамках научно-исследовательских работ Министерства спорта. Постоянное участие специалистов кафедры в системе подготовки спортивного резерва и сборных команд России по художественной гимнастике позволяют своевременно вносить изменения в содержание программы подготовки будущих тренеров.

2. Психологическое качество тренера

Эффективность тренерской работы является необходимым условием для разработки и совершенствования тренировочных программ, улучшающих спортивные показатели. Тренер должен пройти трудный путь карьерного роста, чтобы приобрести знания и навыки, необходимые для эффективного обучения. В состав главных личных качеств должно входит такое, как — любопытство, то есть стремление следить за изменениями в тенденциях развития, а также вести себя уверенно и превосходить мирские взгляды. Тренеры по художественной гимнастике отвечают за улучшение физических, психологических и эмоциональных показателей спортсменов. Обычно это включает в себя различные навыки: планирование, интерпретация, наблюдение, оценка, адаптация и документирование процесса обучения. Качественные результаты требуют эффективной работы при овладении этими навыками.

Работа тренера относится к видам деятельности с экстремальными условиями, так как она связана с сильными нервно-психическими нагрузками, особенно во время соревнований и носит нерегламентированный характер. Отмечая специфику деятельности тренера, необходимо заметить, что «будучи в своей основе конкурентной, она постоянно держит тренера в состоянии определенной степени психического напряжения. в условиях, когда основным мотивом (и критерием успешности) всей деятельности тренера являются результаты его учеников — критерии его профессионального, педагогического мастерства».

Также можно выделить три основные группы психических состояний в профессиональной деятельности тренера: состояния, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности: утомление (переутомление, психическое пресыщение), монотония, профессиональное выгорание и др.; профессиональный стресс (напряженность); предстартовые состояния (стартовая лихорадка и апатия, боевая готовность и др.). Психическое состояние тренера, проявляющееся в его поведении, воздействует на психику спортсмена, вызывая определенную реакцию, которая проявляется на аффективном и поведенческом уровне. Предстартовые состояния тренера, с одной стороны, влияют на настроение спортсмена, с другой — на качество указаний, даваемых тренером непосредственно перед соревнованием.

Психологическая подготовка тренеров — это профессиональное самообразование и часть саморегуляции психического состояния. Инновационное психологическое качество тренеров является основой формирования творческого мышления, а также предпосылкой успешного движения художественной гимнастики. Успех инноваций в художественной гимнастике неотделим от творчества тренеров. Предпосылка творчества заключается в том, чтобы иметь сильную мотивацию для инноваций. Только те, кто имеет сильную мотивацию, могут вдохновлять на высокоактивное инновационное мышление. Кроме того, хорошее умственное качество инноваций также проявляется в процессе инновационных экспериментов с сильным качеством воли и чувством риска. Поэтому говорить о креативном мышлении тренера бессмысленно без хорошего психологического качества.

Хороший тренер знает общие условия спортсменов, которых он тренирует, даже когда спортсмены не могут точно выразить свое психическое состояние.

3. Инновационное движение иинновационное мышление тренеров по художественной гимнастике

Инновационное мышление играет все более заметную роль в современной художественной гимнастике, то есть в новизне и оригинальности. Оно является воплощением инновационных способностей. Инновационное движение художественной гимнастики начинается с наблюдения. Способность к восприятию совершенна и точна, а полученная информация богата и глубока. Для тренера важно получать вдохновение, и иметь богатое воображение. Кроме того, всестороннее накопление знаний является источником инновационного мышления.

Статистика показывает, что спортсмены из европейских стран, таких как Россия, Украина и Беларусь, находятся на переднем крае инноваций, потому — что они имеют сильные технические преимущества и информационные каналы, что полностью показывает их ведущую роль в области инноваций. Китай достиг положительных результатов лишь на начальном этапе инноваций, продемонстрировав определенную инновационную силу и укрепив уверенность в развитии китайской художественной гимнастики.

После нескольких международных соревнований по внедрению новых правил было показано, что страны всего мира полностью осознали значение инновационных движений для развития художественной гимнастики и придают большое значение обучению и исследованию инновационных движений. Для этого необходимо, чтобы тренер всегда наблюдал и изучал тенденции развития данного спорта, понимал информацию об инновациях в мире, понимал динамику инноваций и следил за ее изменениями и законами развития.

В данной статье эффективность применения инновационного мышления в упражнениях по художественной гимнастике проверяется с точки зрения «5 способов мышления по Гарднеру». Это позволит тренеру определить области, которые влияют на уровень спортивных результатов.

  1. Дисциплинарное мышление. Предусматривает одно направление — выделенную область знаний, непосредственно связанную с направлением научной деятельности или профессии.
  2. Синтетическое мышление. Представляет собой сенсорное запечатление, фотографический слепок объекта. Он яркий, отражает массу чисто внешних деталей и характеристик. Проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
  3. Творческое мышление. Объединяет синтетическое и дисциплинарное для выхода на новый уровень, процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

  1. Уважительное мышление, включающее в себя способность понимать и взаимодействовать с другими людьми. Необходимо постоянно помнить, что тренер тренирует людей, а не программы. Поэтому вполне справедливо, что отношение тренера и спортсмена оказывает влияние на работоспособность спортсмена и на общую успешность программы.
  2. Этическое мышление. Предоставляет гарантии, что работа выходит за пределы личных интересов и способствует росту благополучия общества.

Заключение

Тренерам предстоит долгий, нелегкий, но интересный путь, особенно в таком виде спорта. Ведь спортсменки приходят в художественную гимнастику совсем маленькими детьми, а в итоге вырастают в чемпионок Мирового уровня. Надежный наставник является неотъемлемой частью успешного становления спортсменов. Инновационная деятельность по художественной гимнастике должна иметь инновационного тренера, а самое главное для инновационного тренера — это инновационное мышление. Инновационные методы для тренеров должны выходить за рамки основ, в том числе ключевых моментов из 5 перечисленных способов мышления, и напрямую влиять на производительность спортсмена.

Быстрое развитие инновационных движений в художественной гимнастике неизбежно требует, чтобы режим мышления наших тренеров также менялся, с закрытого на открытый, с консервативного на инновационный, с однозначного на многомерный; а также работал на опережение и новаторство.

  1. 赵光强.中外艺术体操集体项目技术现状之比较.辽宁师范大学,2012.
  2. Е. С. Крючек, Е.Е.Медведева, Л. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития. Москва «Человек», 2014.
  3. В. Л. Марищук. Методики психодиагностики в спорте. Москва «Просвещение», 1990.
  4. 盛宁宁.中外艺术体操集体项目技术水平差距探析.辽宁师范大学,2007.
  5. А. К. Мынбаева. Инновационное мышление современного педагога. «Народное образование. Педагогика»
  6. Н. Р. Юсуфбекова. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. — М., 1991.
  7. K. Thorne, D. Mackey. Training. Handbook of the trainer. 1996

Источник

Читайте также:  Художественная гимнастика кто выступает мужчины или женщины
Оцените статью