Что лучше для ребенка плавание или гимнастика

Рекомендации по выбору вида спорта для ребенка

16 Апреля 2019

Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка? Об этом рассказала заместитель главного врача по медицинской части Клинического врачебно-физкультурного диспансера Наталья Толстикова.

— Чаще всего именно родители приводят своих детей в спорт. Всегда ли их целью является здоровье ребенка?

— Безусловно, все родители хотят, чтобы его ребенок был здоровым, крепким, сильным и успешным, и поэтому не возникает никаких сомнений в том, что занятия спортом не только способны дать всё это, но возможно и больше. Но родителям необходимо понимать, что физкультура и спорт – это не одно и то же. Заниматься для себя или заниматься для получения медалей – совершенно разные вещи. Общее в этих двух понятиях «физкультура» и «спорт» – то, какие средства для этого используются, в основном это физические упражнения и игры. Отличаются же они постановкой целей: физкультурой занимаются для оздоровления организма, коррекции физических недостатков, в общем чтобы быть здоровым, а спортом – для развития физических качеств, ради достижений, результатов и побед. Спортивный тренировочный процесс, даже самый профессионально поставленный, все равно способствует перенапряжению определенных органов и систем организма. Последнее время уже официально начали признавать, что спорт, особенно профессиональный, имеет побочные эффекты.

Читайте также:  Гимнастика для асимметрии губ

— Многие родители хотели бы не просто воспитать своих детей в любви к спорту, но и сделать из них профессиональных спортсменов, олимпийских чемпионов. Но всегда ли желание родителей совпадает с желанием и возможностями ребенка? Какие советы родителям можно дать, чтобы не навредить?

Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был здоровым, физически подготовленным и все время занят. Помимо положительного влияния на здоровье, занятия спортом способны дисциплинировать, закалять характер, быть сильным не только телом, но и духом.

Родители, задумываясь над тем, куда бы отправить своего ребенка заниматься спортом, часто исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому. Поэтому родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его желание, а также его способности и возможности.

Психологи вообще считают, что дети до 10 лет не могут определиться, какому же виду спорта им хотелось бы посвятить себя, поэтому не надо бояться экспериментировать. Посоветуйтесь с ребёнком, возможно, его уже привлекает какой-либо вид спорта. Можно походить на пробные занятия, познакомиться с тренером и потом выбрать, что больше ему нравится. Главное, чтобы ребёнок хотел заниматься.

— Нередко родители, перепробовав разные средства и способы оздоровления часто болеющего ребенка, решают отдать его в спорт. Могут ли отклонения в состоянии здоровья помешать ребенку заниматься тем или иным видом спорта?

— Важную роль при выборе вида спорта играют состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Существует ряд противопоказаний, как к занятиям спортом вообще, так и к определенным видам спорта.

Например, детям с искривлением позвоночника не подходят виды спорта, которые способны спровоцировать ассиметричное развитие мышц – это коньки, горные лыжи, теннис, бадминтон. Ребенку со слабым зрением (миопией) противопоказаны бокс, тяжелая атлетика, различные виды борьбы, а также не рекомендуются такие игры, как футбол и хоккей. Но такой ребенок может заниматься настольным теннисом, плаванием, лыжными гонками. Детям с хроническим синуситом, тонзиллитом, гайморитом не рекомендованы зимние виды спорта. С особым вниманием следует подбирать вид спортивной нагрузки для детей с нестабильностью шейного отдела позвоночника. Таким детям противопоказаны единоборства, гимнастика, акробатика, прыжки, верховая езда, футбол. Также с особым вниманием следует подбирать физические нагрузки для детей с заболеваниями сердца и сахарным диабетом. Если у родителей имеются какие-либо сомнения по поводу рассматриваемого вида спорта, то лучше проконсультироваться с врачом по спортивной медицине. Именно он посоветует вам вид спорта, в зависимости от тех или иных заболеваний ребенка.

— При выборе вида спорта важно учитывать физические и физиологические особенности, так как это будет влиять на спортивные успехи и показатели. Какие типы телосложения выделяют и в зависимости от этого, какие виды спорта рекомендуют?

— При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды. Тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет. В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Астеноидный тип отличается малоразвитыми мышцами, худощавостью, стройностью, длинными и тонкими конечностями, узкой грудной клеткой. В большинстве случаев у таких детей сутулая спина с резко выступающими лопатками.

Для торакального (грудного) типа характерны: широкая грудная клетка, равные по ширине плечи и таз, средняя развитость мышечной массы. Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в циклических видах спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.

Дети мышечного типа телосложения – наиболее способные в спорте. Имея массивный скелет, хорошо развитую мышечную массу, они выносливы и сильны. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства.

Дигестивный (пищеварительный) тип телосложения отличается преобладанием жировой массы над мышечной, невысоким ростом, широкой грудью, выпуклым животом. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.

Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, но может ограничивать, лимитировать в достижении высших спортивных результатов.

— При осуществлении выбора вида спорта важно не только учитывать физические, но и психологические качества ребенка. Дети бывают разные: интроверты, экстраверты, замкнутые и раскрепощенные, гиперактивные. Влияют ли психологические качества на выбор вида спорта?

— Безусловно, при выборе спортивной секции крайне важно учитывать психологические особенности ребенка, его темперамент. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Если ваш ребенок экстраверт, то есть общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, не слишком смущается, такие дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях многочисленных монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика, фигурное катание. Скорее всего, им подойдут командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей), борьба, или катание на скейтборде, где есть выход эмоциям. Эти дети склонны к некоторому риску, легко приобретают новые двигательные навыки и легче переносят эмоциональное напряжение.

Интроверты наоборот более замкнуты, застенчивы, пассивны, любят побыть в одиночестве или с близким другом. Эти дети выносливы, сосредоточенны, легко переносят монотонные тренировки, но не слишком любят публичные выступления и соревнования. Им подходят циклические виды спорта, требующие длительного движения к результату. Это легкая атлетика, велогонки, бег или плавание на большие дистанции, гребля, лыжные гонки, биатлон, конный спорт.

— Регулярные тренировки не могут пройти бесследно, однако, современный подход к спорту куда более глубокий. Сейчас при отборе детей в спорт имеет значение генетическая предрасположенность, которая собственно и определяет физические и психологические параметры?

— Приводя ребенка в спортивную секцию, родители нередко замечают, что у некоторых детей выполнение движений и отдельных упражнений получается лучше, чем у других. Соответственно, у одних детей есть интерес к занятиям, а у других его нет. И может пройти немало времени, прежде чем тренер и родители определяться, чем лучше заниматься ребенку. Чтобы не терять времени и не травмировать ребенка, хорошо заранее знать, к какому виду спорта у него наибольшие способности. В этом случае на помощь приходит спортивная генетика.

Согласно современным представлениям науки, считается, что успех в любой деятельности человека, в том числе и спортивной, на 75-80% зависит от его генотипа, и лишь 15-20 % успеха дают воспитание, обучение, тренировки и все другие факторы. Многие качества человека, такие, как телосложение, сила, быстрота, выносливость, генетически обусловлены и передаются по наследству. Например, было установлено, что в 50 % случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности и в 70 % случаев, если оба родителя являлись спортсменами. Кроме того, был обнаружен этнический характер наследования выдающихся физических способностей: так, в спринте все ещё нет равных афроамериканцам, а в беге на средние и длинные дистанции — кенийцам и эфиопам.

В настоящее время известно более 150 генов, которые в той или иной степени связаны со спортивной деятельностью. Это, прежде всего те, которые определяют скоростно-силовые качества, какие волокна преобладают в мышцах человека – «медленные» или «быстрые», как проходят по ним нервные импульсы, как реагирует на нагрузки сердце и кровеносные сосуды. Одна группа генов определяет работу сердца, другая – работу печени, способность быстро восстанавливаться после высоких нагрузок.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня 1 взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

— Тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше, а в наиболее оптимальном возрасте. Как определиться с возрастом? Когда лучше отдавать ребенка в спорт?

— На самом деле для ребенка, особенно дошкольного возраста, важно само по себе – движение. Ребенок должен прыгать, бегать, двигаться. Двигательная деятельность в жизни ребенка является фактором активной биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации и главным фактором физического развития. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма, а именно в детском и подростковом возрасте.

И начинать приобщать ребенка к спорту можно уже в первые месяцы жизни, пускай даже это будет обычный массаж и детская гимнастика. Детям до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр. В этом возрасте вполне хватает детских площадок.

Также важно учитывать, что отдельные виды спорта могут иметь некоторые возрастные ограничения. Существуют федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, где определен минимальный возраст ребенка для зачисления в группу начальной подготовки. Например, в такие виды спорта, как художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание в группу начальной подготовки зачисляются дети с 6 лет; в плавание, синхронное плавание – с 7 лет, футбол, баскетбол – с 8 лет; лыжные гонки, биатлон, хоккей – с 9 лет. Боксом, тяжелой атлетикой, самбо, дзюдо можно заниматься с 10 лет. Но это не означает, что до указанного возраста можно ничего не делать. В стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например, по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили, он должен выполнить определенные упражнения. Поэтому с 5-6 летнего возраста он может начать заниматься в группах ОФП (общефизической подготовки) по спортивной гимнастике, цель которых — подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Сегодня принято начинать раннюю специализацию в художественной гимнастике, фигурном катании, в хоккее. Конечно, есть тренеры, которые знают детскую физиологию и уделяют большое время общефизической подготовке. Но, к сожалению, не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. В любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП, постепенному вхождению в спорт, знакомству с ним.

заместитель главного врача по медицинской части

БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»

Источник

Грудничковое плавание

Многие современные дети учатся плавать намного раньше, чем ходить. Для малышей открывают специальные бассейны с сертифицированными инструкторами, продают всевозможные плавательные принадлежности и устраивают настоящие соревнования. В чем польза грудничкового плавания и есть ли она?

Что такое грудничковое плавание

До 3 месяцев у младенцев есть врожденный плавательный рефлекс, позволяющий им интуитивно делать правильные движения руками и ногами и вовремя задерживать дыхание. Именно поэтому обучение плаванию в грудничковый период дает фантастические результаты. Многие малыши могут нырять и плыть под водой в течение нескольких секунд!

Цель занятий — адаптация к водной среде и укрепление здоровья, а не обучение плаванию над водой.

Плавание для самых маленьких: за и против

Сегодня плавание с первых дней жизни рекомендуют многие врачи, и вот почему:

  • Это единственный вид спорта, доступный ребенку с рождения;
  • Физические нагрузки улучшают обмен веществ;
  • Постоянные движения в воде — отличная гимнастика для всего тела;
  • Купание в теплой воде закаливает малыша и хорошо влияет на иммунитет;
  • У ребенка улучшается аппетит и сон;
  • Малыш учится доверять маме, их связь становится крепче;
  • Умение держаться на воде — жизненно важный навык, и его легче освоить в младенчестве, пока еще нет боязни воды;
  • Проныривание стимулирует глубокое дыхание и способствует вентиляции легких;
  • Повышается общая выносливость ребенка, его жизненная активность и самостоятельность;
  • Снижается риск желудочно-кишечных, кожных, простудных заболеваний;
  • Вода способствует гармоничному развитию малыша.

Тем не менее некоторые специалисты говорят о вреде грудничкового плавания. По их мнению, врожденный плавательный рефлекс — это природный механизм защиты, и поддерживать его не нужно. Обучение плаванию может стать стрессом для ребенка и слишком большой нагрузкой на его организм. Если вы хотите сделать малыша пловцом, перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Мы рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и смотреть на реакцию ребенка. Если он любит воду и улыбается во время упражнений, то будьте уверены: занятия принесут вам только пользу! Если же малыш плачет в бассейне или ванне и ведет себя беспокойно, попробуйте вернуться к занятиям позже или найдите другой способ развивать кроху.

Занятия плаванием закаливают малышей и укрепляют иммунитет. По статистике, «ранние пловцы» болеют в три раза реже сверстников!

Когда приступать?

К занятиям рекомендуют приступать, как только у малыша отпадет пуповинный остаток. Заниматься с новорожденным в бассейне нет никакой необходимости: до 3 месяцев отлично подойдет домашняя ванна! Обратите внимание: именно взрослая ванна, а не маленькая детская ванночка.

В городских условиях ее совсем несложно подготовить к купанию (и плаванию) новорожденного: тщательно очистите поверхность пищевой содой или другим безопасным средством и ополосните горячей водой. Советский врач, автор книги «Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов советует снижать температуру воды постепенно: на первых занятиях — 37 °C, на 5-м — 36,5 °C, на 9-м — 36 °C, на 14-м — 35,5 °C, на 20-м — 35 °C, а в 24-й день обучения — 34 °C. И так доводить температуру до 28 °C.

В 3 месяца подросшему карапузу ванна уже будет маловата — самое время отправиться на занятия в специальный бассейн для грудничков. Они функционируют при многих поликлиниках, санаториях, детских центрах. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у инструктора медицинское образование. Не бойтесь попросить показать документы: вы имеете право знать, кто будет заниматься с вашим ребенком.

Безопасно очистить поверхность ванны можно пищевой содой.

Что понадобится для занятий?

Если вы решили заниматься с малышом плаванием, важно позаботиться о комфорте и безопасности занятий. Вот что вам пригодится:

  • Термометр для воды — нужен, чтобы измерять температуру в домашней ванне, особенно если вы хотите приучать малыша к холодной воде постепенно;
  • Секундомер или обычные часы, с помощью которых вы будете засекать время плавания и ныряния;
  • Резиновый коврик для пола в ванной, нужен, чтобы тот, кто держит малыша, не поскользнулся;
  • Круг на шею или специальный чепчик с кармашками для пенопласта (его можно сделать самостоятельно). Цель — автономная поддержка головы малыша на поверхности на первом месяце обучения (потом он сможет держать головку сам);
  • Ковшик для воды, если планируете заниматься нырянием;
  • Игрушки для купания. Освоиться в водной среде крохе помогут яркие резиновые утята, рыбки, брызгалки, кубики. При покупке смотрите на возрастную маркировку: игрушки для самых маленьких делаются из безопасных материалов, не красятся и не пахнут, в них не должно быть мелких деталей;
  • Непромокаемые трусики для купания — в домашней ванне можно обойтись без них, а вот в бассейне защита от неожиданностей необходима;
  • Пеленка или полотенце, чтобы промокнуть маленького пловца после купания.

Упражнения для занятий дома

Итак, вы решили заниматься дома! Не спешите наполнять ванну — прежде малыша нужно подготовить к упражнениям, ведь плавание — серьезная нагрузка на маленький организм. Сделайте легкий массаж: сначала поглаживайте, а затем аккуратно разминайте ноги, руки, ягодицы и спинку. Живот поглаживайте по часовой стрелке (эти несложные движения помогут вам и в борьбе с коликами).

Завершите подготовку легкой гимнастикой: аккуратно крутите и сгибайте конечности, делайте упражнение «велосипед». По времени массаж и гимнастика займут у вас около 20 минут. Теперь пора переходить к самому плаванию!

  • Держа малыша вертикально, опустите его в воду ножками и уложите на спинку. Головку поддерживайте рукой. «Проведите» кроху по всей ванне туда и обратно. Это упражнение можно повторить 3 – 6 раз;
  • Теперь помогите ребенку оттолкнуться ножками от стенки ванны, затем сделайте «проводку» по воде с переворотом на животик;
  • Упражнение «восьмерка»: проведите вашего маленького пловца по всей длине ванны, «рисуя» цифру 8. Это можно делать как на спине, так и на животе (во втором случае поддерживайте малыша за подбородок);
  • Свободные толчки руками и ногами очень понравятся ребенку! Дайте ему вдоволь побарахтаться в воде, поддерживая одной рукой;
  • Упражнение «качели»: малыш лежит на животе, вы придерживаете головку за затылок и подбородок так, чтобы она оставалась на поверхности. Совершая размеренные движения, имитируйте плавание вперед и назад, вверх и вниз;
  • Ныряние (проныривание) — заключительная часть домашней программы. Не волнуйтесь: если вы не будете спешить, кроха не наглотается воды. Но сначала ему нужно научиться задерживать дыхание. Алгоритм действий очень прост: громко говорите «Ныряем!» и дуйте ребенку в лицо. Когда малыш будет пытаться задерживать дыхание, начните после этих слов брызгать ему в личико водой, потом — поливать из ковшика. Как только ребенок научится по команде задерживать дыхание, вы сможете перейти к нырянию и опускать маленького пловца под воду.

Во время упражнений ласково разговаривайте с малышом, ему нужно чувствовать ваше спокойствие и уверенность. В первые пару месяцев занятие должно длиться 15 – 20 минут, а дальше можно увеличивать время нахождения в воде до 40 минут (если, конечно, малыш плавает с удовольствием).

По окончании занятия промокните ребеночка пеленкой или полотенцем и слегка протрите ушки ватными турундами.

Помните о том, что главное в грудничковых «заплывах» — радость малыша и родителей. Не ставьте перед собой цель сделать ребенка профессиональным пловцом и просто наслаждайтесь совместными занятиями. У вас все получится!

Источник

Оцените статью