Что делать чтобы не засыпать во время медитации

Что делать чтобы не засыпать во время медитации

Многие замечают, что часто засыпают во время медитации, некоторые засыпают в прямом, другие — в переносном смысле, то есть теряют осознанность и уходят в посторонние мысли.

Сон это не всегда плохо и очень часто он даже помогает воспринять новые энергии или информацию без препятствий со стороны ума, но это может и значительно уменьшать эффективность практик, особенно если они направлены на сознательную трансформацию.

Что делать, чтобы не засыпать?

1. Займите положение сидя и держите спину прямо, не облокачивать ее на спинку стула или любую другую поверхность.

Во-первых, это способствует более глубокому дыханию: воздух начинает лучше проходить через легкие. Дыхание — важная составляющая медитации.

Во-вторых, это помогает оставаться в сознании: в таком положении очень сложно заснуть!

Сначала это может не получаться, возможно, вам будет не комфортно в таком положении. Но со временем практики эта позиция станет естественной и удобной для вас.

2. Не ешьте перед медитацией. После плотного обеда часто хочется спать, так как организм тратит энергию на переваривание пищи. Вдобавок, такие процессы в желудке отвлекают от медитации и мешают расслабиться.

3. Взбодритесь. Сделайте легкие упражнения перед медитацией (небольшая растяжка очень будет кстати), примите душ. Немного позанимайтесь дыхательными упражнениями (диафрагмальное дыхание).

4. Проветривайте помещение , в котором медитируете. Из-за духоты хочется спать. Не медитируйте в кровати. Тело привыкает к тому, что там вы спите, поэтому может автоматически «отключаться».

5. Старайтесь высыпаться. Может быть вам не хватает сна и от этого вы засыпаете? Если так, то ложитесь раньше и спите больше.

ЕЩЕ НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Наблюдайте ощущения в теле.

Если разобраться, наше тело — очень нескучная вещь! Внимательно прислушиваясь к ощущениям, можно обнаружить широчайшую палитру ощущений, в самых разных областях тела, а также почувствовать внутренние органы, что зачастую бывает для человека сюрпризом. Процесс исследования собственного тела, «прощупывая» или «сканируя» его внутренним взором, не дает заснуть. Но тут есть небольшая опасность отвлечься на ощущения и «погрузиться» в них — что не всегда желательно, если вы делаете определенную практику.

2. Считайте дыхание.

Можно считать просто: вдох — 1, выдох −2, вдох −3, и так далее. Либо (хотя так сложнее, и больше опасность заснуть) считают так: вдох — 1, выдох — 1, вдох −2, выдох — 2, и так далее. Если вы делаете практику под счет, а не по времени, часто считают от заданного числа до 1 или до нуля, так тоже можно — главное не сбиться со счета! Некоторым людям (более чувствительным к ощущениям) не обязательно считать дыхание, можно его просто наблюдать, отслеживая каждый вдох и каждый выдох, и прислушиваясь к ощущениям каждого дыхательного акта. Можно обнаружить, что ощущения каждого вдоха и каждого выдоха уникальны, они не повторяются (как каждый день — одно и то же Солнце восходит, но погода всегда разная).

3. Наблюдайте мысли.

Чтобы опустошить мыслительный «буфер», мы просто ждем следующую мысль, напряженно и с любопытством наблюдаем — какой она будет?! «Вы словно тигр, притаившийся в джунглях: добыча — мысли». Важно не потерять интереса, какие бы банальные и незначительные мысли ни приходили, и сразу их отпускать, не вовлекаясь («тигр на самом деле не голоден, он просто развлекается: охота — его натура»). Постепенно паузы между мыслями растут, и в них важно не «провалиться», не заснуть.

4. Проверяйте состояние (делать все 3 предыдущих техники одновременно).

К этому подводят все предыдущие практики. Это наработка внимания (осознанности) в чистом виде. Фактически, тут мы отслеживаем выполнение трех предыдущих условий: дыхание естественно, тело расслаблено, мыслей нет. Делаем это периодически. Так можно не заснуть даже при самой чистой и хорошей медитации.

Постепенно привычка «проверять на 1, 2, 3» (тело, дыхание, ум) становится автоматической, вам не нужно даже думать «так, пожалуй, пора проверить, расслаблено ли тело». Выйдя на такой уровень, важно сразу научиться различать бессознательное состояние (предшествующее проваливанию в сон или бесчувственное состояние) и сверхсознательное состояние, когда мыслей нет, но вы максимально присутствуете своим вниманием. Второе состояние не обязательно означает, что мы чувствуете тело — внимание из тела переходит сначала в осознавание дыхания и ментального фона, затем дыхание становится очень «прозрачным» и опять же выходит из поля внимания, остается только ментальный фон. Когда «растворяется» и ментальный фон (паузы между мыслями сливаются в одну большую паузу) вы достигли довольно высокого состояния, в котором можно ожидать скачкообразного повышения яркости восприятия. Но все это останется теорией, если не освоены предыдущие стадии.

Источник

Медитация: как не уснуть

Многие из тех, кто когда-то начинал осваивать медитативные практики, сталкивались с проблемой засыпания в процессе. Пожалуй, это одна из главных сложностей для новичков.

В этой статье речь пойдёт о том, почему это происходит, как преодолеть засыпание в медитации и надо ли это делать.

Засыпание при медитации: причины

Это самая распространённая причина засыпания во время медитации, и решить её можно, только наладив здоровый сон.

О правилах здорового сна читайте в статье.

  1. Неумение расслабляться/хроническое напряжение

Многие жители современных мегаполисов живут в состоянии постоянного напряжения и не умеют расслабляться во время бодрствования. Поэтому, когда во время медитации происходит мышечное расслабление, организм принимает это как сигнал о том, что ему пора спать.

В этом случае поможет только регулярная практика. Со временем организм привыкнет к тому, что состояние расслабления бывает не только во сне. Вы перестанете засыпать.

  1. Электрическая активность мозга

Во время медитативных практик электрическая активность мозга схожа с электрической активностью мозга во время сна. Поэтому первое время мозг может путать медитацию со сном. Но вы можете рассматривать свою сонливость, как часть медитативного процесса, поскольку “проваливание” в сон, говорит о том, что вам всё-таки удалось переключить работу мозга с гамма- и бета-волн (состояние активности) на альфа- и тета-волны (состояние расслабления).

В этом случае также помогут регулярные тренировки.

Как не засыпать при медитации?

  • Наладьте режим здорового сна, старайтесь высыпаться.
  • Медитируйте тогда, когда у вас нет сильного чувства усталости.
  • Если чувствуете, что проваливаетесь в сон, смените положение тела на более неудобное для сна. Например, если вы лежали – сядьте.
  • Не медитируйте там, где ваш организм привык спать. Например, если вы засыпаете, медитируя в спальне, то делайте это в другой комнате.
  • Попробуйте медитировать с открытыми глазами. Этот способ сложнее, поскольку 80% информации мы получаем через глаза и визуальный контакт с реальностью может запускать мыслительный процесс, но если вы его освоите, то сможете медитировать в любое время и в любом месте.
  • Попробуйте более активные виды медитации. Если во время статической медитации вы неминуемо проваливаетесь в сон, то возможно вам больше подойдёт динамическая медитация или восточные практики типа йоги или Тай-Чи.

Самое важное – это не сопротивляться засыпанию при медитации, а осознать, что это часть практики. Отпустите все оценочные суждения и ожидания, просто наблюдайте за своим состоянием и за ощущениями в теле.

Если проваливание в сон всё же случиться, не ругайте себя и не считайте свою практику неудачной. Если вы выполнили все рекомендации, но всё равно засыпаете, то примите свой сон как необходимость для вашего организма. Ведь даже если вы заснёте, внутренняя работа на бессознательном уровне всё равно будет происходить.

Также обязательно обратите внимание на свои чувства и ощущения после пробуждения в конце медитации.

И помните: чем чаще вы будете практиковать, тем проще вам будет оставаться бодрствующим на протяжении всего медитативного процесса.

Источник

Сонливость при медитации и причины усталости

Сонливость может иметь три разных причины. Она часто наваливается в первые несколько дней медитации когда мы ещё испытываем последствия напряжённой работы и стрессов. Этот вид сонливости проходит после нормального отдыха. Другая причина сонливости проистекает от дисбаланса концентрации и энергии в процессе нашей практики, это нарушение нужно исправлять при помощи повышения уровня энергии и направления её путём концентрации в определённые области тела.

Проявления сонливости

Обычно сонливость развивается постепенно. Мы медитируем и чувствуем, как она начинает связывать нас тонкими нитями тумана, обвивающими наше тело, и затем шепчет на ухо: «Ну подремали самую чуточку, так хорошо будет потом». Ум становится рассеянным и расслабленным, установка на решение выбранной задачи ускользает от нас. Такое может случаться много раз во время практики медитации и всё же сонливость — это состояние, над которым можно работать.

Правда, она как объект практики требует предельных усилий, ибо является весьма мощным фактором. Значительная часть жизни проходит в полусне. Жизнь наша, можно считать, вся проведена во сне до этого момента, во сне в постели и во сне на ходу, только медитация приносит пробуждение.
Иногда случается, что заинтересованное, всепроникающее осознание своей сонливости само оказывается фактором, пробуждающим энергию, которая рассеивает сонливость и сообщает одним толчком глубину взгляда.

Когда мы прямым взглядом признаём присутствие посторонних мыслей и дарим им полную осознанность, то все аспекты нашей практики, могут разом подняться на новый уровень, ибо в нас происходит очередное раскрытие. Полезно знать, что некоторая сонливость может быть вызвана также развитием концентрации и спокойствия ума. Если мы достигли полной сосредоточенности, но при этом не уравновесили ум возбуждением равного количества энергии, то мы увязнем в спокойном, но отупелом состоянии. Это тоже требует большого внимания.

Работа над сонливостью

Когда одному ученику однажды пришлось долгое время проходить через испытание сонливостью, его духовный учитель, Ачаан Чаа, предложил ему сидеть в медитации на краю очень глубокого колодца. И что же? Страх падения прекрасно удерживал его в бодром состоянии, над сонливостью можно успешно работать.

Когда ум атакован вялостью, узок, закрепощён и тяжёл, усилия наши должны быть устремлены на возвращение ему энергетического равновесия внесением, в него жизни. Достигнуть этого можно путём непрерывного направления ума на осознание именно данного текущего момента, затем вот этого, и этого, и этого момента. Точность и мгновенные реакции наблюдения, когда мы словно озаряемся мыслью «Вот это самое дыхание» или «Вот именно этот шаг» причём без малейшего движения ума за пределы этого элементарного объекта, вот что вернёт уму его устойчивость. Если в каждый отдельный момент мы можем сказать себе, «Вот это, это самое, именно это дыхание» и делать так каждый последующий момент, оковы спадут с ума, он широко раскроется, воспрянет вдруг освежённый и вялость испарится. А если все усилия напрасны, то тогда больше и не настаивайте, ибо пришло время отдохнуть.

Сомнения в собственных силах

Другое препятствие – это сомнение. Вглядитесь в него пристальнее и при этом, как бы со стороны. Вы вслушивались когда-нибудь в тот внутренний растерянный голосок, что восклицает «Нет, я не смогу этого, это слишком трудно да и не совсем то время сейчас для меня, чтобы практиковать медитацию. Вообще, куда всё это заводит? Не лучше ли попробовать себя в другой какой-нибудь практике? Итак, что мы видим?»
Но в тот момент, когда, всё ещё чувствуя сомнение, мы перестаём хвататься за его содержание и увязать в нём, наш ум сразу становится свободнее, легче и раскованнее.

Ясное понимание этих учений и мудрое размышление над ними вдохнут в человека веру и помогут его уму вернуться в состояние равновесия. Сердцу присуще сомневаться. Но постараемся его понять и дадим возможность сомнению помочь нам достигнуть более глубокого внимания и прийти к более полной палитре способов поиска истины.

Боль гнева может привести нас к более глубокому ощущению силы и чувству любви, а в основе беспокойства находится источник простора и умиротворённости.

Путь пробуждения для нас как человеческих существ есть великое и чудесное наследие. Часто он труден, а порой кажется почти невозможным.

Томас Мертон пишет «Истинным любви и молитве можно научиться, а сердце обращается в камень».

Когда мы об этом помним, встречающиеся в нашей практике трудности сами становятся составной частью медитации и той ареной, на которой мы овладеваем способностью раскрывать своё сердце. Они суть живительные соки, они часть того, что делает нас живыми. Работа с этими препятствиями приведёт нас к великому озарению и к великому пониманию.

Беспокойство

Отчасти беспокойство можно понять через понимание того, что медитации, как и всей жизни в целом присуща определённая цикличность. Некоторым людям не нравится этот аспект жизни частые циклы выводят их из себя. Они предпочитают всегда пребывать в очень ровном состоянии, без этой бегущей череды взлётов и падений. Но к сожалению, на нашей планете дело обстоит иначе. Всё здесь в непрерывном изменении. Наша практика рекомендует и помогает нам относиться к тому, что называется «полной катастрофой» (котёл месива из прекрасного, приятного, беспокойного и неприятного), с достаточной лёгкостью и юмором.

Это качество, принятия является той основой, из которой произрастают истинное понимание и способность проникновения в суть. Если мы не приемлем, отвергаем какой-то аспект того феномена, который отмечен для нас местоимением «Я», какое-либо чувство или ощущение, физический или ментальный образ себя и т. д., то мы ничего не сможем узнать или понять по поводу этого аспекта. Для нас будет невозможно раскрыть его природу и обрести свободу по отношению к нему.

Мы начинаем бояться, мы упираемся, мы судим и всячески отбрыкиваемся. Но невозможно ведь в одно и то же время вглядываться в глубины и отталкивать разглядываемое.

Цель практики

Итак, цель практики не состоит в том, чтобы создавать какое-то особое состояние ума. Это есть, но это всегда временно. Цель состоит в том, чтобы, работая непосредственно с самыми первичными, фундаментальными элементами нашего опыта (впечатлениями внутреннего мира) и всеми аспектами нашего тела и ума, увидеть, каким образом мы оказываемся в плену у наших страхов, желаний, гнева, а через это научиться обретать способность к свободе.

Логика такова, что, работая с препятствиями, человек неизбежно обогащает свою жизнь. Их называют иногда тем навозом, из которого произрастает цветок просветлённости, другие же учителя говорят о них как о «сорняках ума», которые мы вырываем и затем закапываем, рядом с культурным растением ума, чтобы они служили ему удобрением. Наша практика должна использовать всё, что в нас возникает в её процессе, направляя это на дальнейший рост понимания, сострадания и свободы.

Источник

Читайте также:  Тренировка нервной системы это
Оцените статью