Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?
Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.
Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».
Попробуйте! У вас получится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimn.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке : у-у-у.
Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Вот и вышел на порог
«Что он скачет взад-вперед?» —
Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка :
— Эй, какая там погодка?
Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Чередование «Толстячки — худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали :
Видно, есть ему не дали.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава :
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Улыбаюсь, рот открыт :
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку» .
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри :
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.
«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Поперек улыбки лег –
Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .
Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.
Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).
Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).
Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
Улыбаюсь : вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Как же он не устает?
Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
Источник
Картотека «Артикуляционная гимнастика»
Ольга Хавова
Картотека «Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт,удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Артикуляционная гимнастика «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо,из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась.Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).
Артикуляционная гимнастика «Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку.Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить: «пя-пя-пя»,
Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух,периодически их смыкая: б-б-б-б.
Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
Артикуляционная гимнастика «Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол, потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
Артикуляционная гимнастика
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Артикуляционная гимнастика
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Артикуляционная гимнастика «Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ. «
Артикуляционная гимнастика «Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать «грибочек» (т. е. присосать шарокий язык к нёбу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
Артикуляционная гимнастика «Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. «
Артикуляционная гимнастика «Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.
Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.
Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Артикуляционная гимнастика Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать.
Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика» МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка» Веселая артикуляционная гимнастика (средняя группа) Воспитатель:Серганова. Ю. С.
Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение.
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Подготовила и провела мастер-класс для родителей учитель-логопед Лысенко Светлана Анатольевна Артикуляционная гимнастика. Упражнения.
Памятка «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Целью артикуляционной гимнастики является.
Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.
Источник