- Чем молитва отличается от медитации?
- Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?
- Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве?
- А как же исихазм с его техникой «умной молитвы»?
- Если медитация не заменяет молитву, то, может быть, дополняет ее?
- Разве Бог не хочет, чтобы мы проявляли инициативу в общении с Ним?
- Но ведь можно никого и не призывать. Что плохого в медитации как альтернативе аутотренингу?
- А, может, христиане так плохо относятся к медитации просто потому, что ее проповедуют конкурирующие религии?
- Чем медитация отличается от других ментальных и динамических практик
- Что же такое концентрация, и как она отличается от медитации, визуализации и созерцания?
Чем молитва отличается от медитации?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Молитва и медитация — некоторые считают, что большой разницы между ними нет. Тут, мол, речь только о разных традициях, а в остальном — дело вкуса и личного выбора. Так ли это на самом деле? И в чем все-таки между ними разница?
Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?
Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают.
Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться.
А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление» Впрочем, на латинском Западе в слово meditatio вкладывали и другие смыслы. С его помощью переводили, например, греческое μελέτη — «забота, упражнение». Им же обозначали интеллектуальный труд, связанный с «вдумчивым чтением» Священного Писания. — Прим. ред. . А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку.
Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве?
В медитации человек стремится с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения определенных слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный, с его точки зрения, результат. Атеисты и агностики могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума. Некоторые верующие — искать «откровений» от Бога или других духовных существ. Другие (например, некоторые из последователей буддизма) — очистить ум и сердце. Адепты эзотерических учений — рассчитывать, что их ум, «правильно» настроившись, войдет в соприкосновение с некоей силой, энергией или иной реальностью и достигнет «просветления»… Общее во всех этих вариантах одно: человеком движет стремление достигнуть каких-то своих целей, и он использует для этого специальные технические приемы.
Христианская же молитва рождается из любви человека к Богу, из поиска общения с Тем, Кого любишь. Можно просить у Бога помощи и поддержки, можно благодарить Его или прославлять — в любом случае человек свободно предает себя Богу, не настаивая на своем, а повторяя вслед за Христом: Не моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). Технические приемы, помогающие «уговорить» или тем более «принудить» Бога исполнить просимое, в молитве не просто неуместны — они противоречат самой ее сути.
А как же исихазм с его техникой «умной молитвы»?
Монашеское движение исихазм (от греч. ἡ ἡσυχία — «покой, молчание»), зародившееся в XIII–XIV веках на Афоне, в самом деле соединяет молитву с определенной аскетической практикой. Но цель этих упражнений — очистить сердце от страстей и приблизиться к Богу, следуя путем святости — обóжения. А вовсе не достигнуть какой-то особенной безмятежности или получить некое «откровение».
Некоторые элементы исихастской практики внешне схожи с техникой медитации: концентрация внимания (в области сердца), контроль дыхания, многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но есть принципиальные отличия.
Если для медитации часто (хотя и не всегда) требуется какой-то визуальный образ — реальный (как пламя свечи) или воображаемый, то православному монаху-исихасту во время молитвы категорически запрещено представлять себе что-либо: любые фантазии — прямой путь к прельщенности, очень опасному состоянию. А повторение слов молитвы — просто способ всегда помнить о своей человеческой немощи и неспособности спастись собственными силами. Смирение — «необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом», писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если человек, творящий молитву Иисусову, и достигает каких-то высоких духовных состояний, он знает: это дар Бога, а не результат его усилий.
Кстати, все церковные писатели, говорившие об «умном делании», подчеркивали, что это удел людей духовно опытных, и всячески предостерегали от него только начинающих духовный путь.
Сходства между исихастской молитвой и медитацией исключительно поверхностные и объясняются тем фактом, что у всех людей одинаковая физиология, а значит, и способы собрать внимание похожи, объясняет автор книги «Йога. Православный взгляд» Дмитрий Дружинин.
Если медитация не заменяет молитву, то, может быть, дополняет ее?
Молитву христианскую, о которой мы здесь говорим, дополнять нечем и незачем: общение с Богом для верующего человека — самая главная ценность. Православный христианин понимает, что сделаться лучше или получить то, в чем он нуждается, можно только с помощью Божией. И в молитве смиренно просит Господа о такой помощи.
Медитация же — даже если человек верит в Бога или в богов — содержит в себе элемент принуждения: приводя себя в определенное психоэмоциональное состояние, человек как бы настаивает на том, чтобы с ним «вышли на связь», чтобы к его просьбам прислушались. Можно сказать, что он отправляется в духовный мир, не спрашивая, готовы ли с ним там общаться. Кроме того, такие «путешествия» чреваты развитием гордыни: человек, достигший успехов в медитации, может возомнить себя вполне самодостаточным, чуть ли не всемогущим.
Разве Бог не хочет, чтобы мы проявляли инициативу в общении с Ним?
Вероятно, хочет. Но большой вопрос — с Богом ли желает пообщаться человек, занимающийся медитацией? Ведь духовный мир разнороден, и вовсе не со всеми его обитателями можно безопасно «связываться». А мистически настроенный человек зачастую и сам толком не знает, кого повстречает в своем «духовном путешествии». Он призывает силы, о которых не имеет ни малейшего представления, — и всегда сталкивается со злыми силами. Просто потому, что с Богом невозможно общаться на таких «условиях».
Но ведь можно никого и не призывать. Что плохого в медитации как альтернативе аутотренингу?
Смотря что называть аутотренингом. Если речь о повторении неких формул или заклинаний, с помощью которых человек пытается успокоиться или заставить себя во что-то поверить, то это сродни самовнушению или самогипнозу — вещам, предельно далеким от христианства. Христианство как раз призывает нас смотреть на вещи реально, трезво оценивая и мир вокруг, и самих себя: только тогда у человека есть шанс изменить что-то в себе к лучшему. Заметить в себе то, что мешает жить по заповедям Божиим, и сделать всё, чтобы избавиться от этих помех, — вот один из фундаментальных принципов христианской жизни, который называется покаянием. И здесь, конечно, не обойтись без благодатной помощи Божией, как не обойтись и без молитвы.
А, может, христиане так плохо относятся к медитации просто потому, что ее проповедуют конкурирующие религии?
Медитация, действительно, популярна в основном в нехристианских религиях — буддизме, индуизме, отдельных направлениях ислама. Но конкуренция тут ни при чем. У христиан и в самом деле иной взгляд на мир и на отношения человека с Богом.
Последователи индуизма, к примеру, верхом блаженства для человека считают растворение его «я» в некоем безличном Абсолюте — Брахмане; как личность человек просто перестает существовать. Еще более контрастно эта идея выражена в буддизме: любое существование — это страдание, поэтому человеку нужно постараться прожить жизнь так, чтобы избежать новых перерождений, перестать существовать…
Практика медитации органично соединяется с этими воззрениями: медитируя, человек призван отрешиться не только от всего земного, но и от самого себя.
А у христиан цель совсем другая — вечная жизнь в Боге вместе со всеми любящими Его. Сверхзадача христианина — достичь обóжения, соединиться с Богом, но не раствориться в Нем; остаться самостоятельной личностью, но войти в теснейшее общение с создавшим и любящим его Отцом и другими людьми, со всей Церковью. Залогом такого общения в вечности и является наша земная молитва — конечно же, наряду с жизнью по Христовым заповедям.
Источник
Чем медитация отличается от других ментальных и динамических практик
Хаос заполняет собой всё — политику, отношения, экономику и даже сферу саморазвития!
Например, словом «медитация» сейчас называют многие ментальные и динамические упражнения — визуализацию, созерцание, наблюдение, концентрацию, спонтанный танец и другие! Это происходит либо потому, что слово «медитация» сейчас в тренде, либо потому, что трудно осознать разницу между этими практиками, если ты сам серьёзно не занимаешься медитацией, либо для того, чтобы людям было радостно думать, что они изучают медитацию на тренингах и ретритах.
Да, на самом деле слово «медитация» сейчас звучит модно! Очевидно, что образ девушки в позе медитации сегодня «продаёт» товары разного профиля с витрин банков, магазинов, автосалонов и турфирм. Не удивительно, что тренеры саморазвития, психологи и коучи очень активно используют понятие «медитация», путая эту важнейшую практику с другими техниками. Почему необходимо понимать, что такое медитация?
С древних времён святые, Духовные Мастера и Учителя человечества считали медитацию самым лучшим инструментом развития. Поэтому нам, современникам, важно ничего не исказить!
Давайте разберёмся с тем, что такое медитация, и как она отличается от других ментальных и динамических практик.
Медитация в классическом смысле — это непрерывное размышление об одной единственной идее или фиксация внимания на одном объекте плотного мира.
Объектом медитации может быть любой плотный предмет или идея, мысль.
Духовные Мастера говорят, что в результате медитации мы постепенно становимся тем, на что мы медитируем. Другими словами, с помощью медитации мы получаем возможность обрести свойства того объекта, на который мы медитируем. В медитации мы фактически входим в резонанс с вибрацией той идеи, на которую медитируем. Поэтому Мастера духовности всегда рекомендуют медитировать на что-то наитончайшее, высоко вибрационное. Поэтому очень важно внимательно относиться к выбору объекта медитации.
В начале практика медитации может прерываться, иметь паузы. Посторонние мысли естественным образом появляются на экране сознания медитирующего. Но через некоторое время, после регулярной практики, процесс медитации будет создавать состояние поглощенности, безмолвия, тишины. Это — истинная форма медитации. В процессе медитации идея об объекте медитации также будет постепенно растворяться, передавая свойства объекта медитации вибрационному состоянию человека.
Основным результатом медитации является навык управления процессом мышления у медитирующего. С помощью медитации человек способен научиться осознанно управлять своим умом, т.е. выбирать тему размышлений. Ведь стать осознанным человеком — это главная цель медитирующих. Второй немаловажной целью является развитие способности достигать и удерживать то состояние, которое идентично вибрации объекта медитации.
После того как мы определились с тем, что такое медитация, становится понятным, что визуализация, концентрация, созерцание и наблюдения — это совсем другие ментальные практики. Динамические упражнения, как, например, спонтанный танец, также являются отдельными практиками для достижения расслабления или особых трансовых состояний. Все эти практики служат людям, но по-другому!
Слово «медитация» в переводе с латинского означает размышление, а слово «визуализация» в переводе с латинского означает создание одного или нескольких зрительных образов. Визуализация используется в науке, архитектуре, инженерном деле для представления информации или физического явления в форме визуального образа, удобного для анализа.
В психологии визуализация используется для создания в воображении человека образов желаемой действительности с целью достижения определённых эмоциональных состояний и ускорения достижения своих желаний. В этом случае ведущий визуализацию озвучивает целую историю, ведь описание мечты даётся через визуализацию очень подробно, чтобы активизировать максимально полную гамму чувств. Ведущий ведёт человека от мысли к мысли, от образа к образу, вызывая эффект проживания ситуаций, возбуждая все чувства. Человек может визуализировать самостоятельно, но это немного сложнее. Визуализация используется как инструмент повышения результативности методов целеполагания с помощью активизации энергии эмоций.
В отличие от медитации целью визуализации является получение желаемого, осуществление мечты, как, например, приобретение автомобиля, встречи с возлюбленным и т.п. Визуализация — это метод достижения желаемого на материальном плане в жизни человека, а медитация — это создание внутреннего, духовного состояния и тренировка ума. В медитации используется одна мысль, а при визуализации целый ряд мыслей и образов на основе подробной истории, описывающей желаемое.
Созерцание — это направление внимания на внешние и внутренние объекты, без дальнейшего возникновения мысли, без размышления, без оценок и суждений, без выводов и создания «истории». Можно сказать, что созерцание — это чувственная ступень познания, когда размышление отбрасывается, когда нет желаний и целей, а есть безмолвное растворение во внешнем или внутреннем танце Творения. Созерцание — это беспристрастное наблюдение, при этом Наблюдатель — это то, что выше целей, личности и ума.
Из этого определения очевидно, что не существует какого-то специального объекта или идеи созерцания, у созерцания нет цели, и нельзя оценить результат. Это и отличает созерцание от медитации. Созерцание медитативно, но это не медитация в классическом смысле. Можно сказать, что медитация и созерцание — это сестры, а визуализация для них — только подруга. А теперь поговорим о концентрации.
Что же такое концентрация, и как она отличается от медитации, визуализации и созерцания?
Медитация, визуализация и созерцание — это различные ментальные процессы, которые продолжаются во времени и создают различные состояния.
Концентрация — это уже не процесс, это результат сосредоточения ума. Созерцание и визуализация не создают такой результат, так как в этих процессах происходит смена образов и мыслей. Медитация похожа на концентрацию в каком-то смысле, в медитации практикующий тоже фокусирует внимание на объекте медитации. Но в медитации человек должен сохранять расслабление тела и ума, поэтому в начале практики медитации, несмотря на то, что у медитирующего есть объект медитации, ум не сконцентрирован на объекте. Он плавает между объектом медитации и другими мыслями, постепенно осваивая навык фокусироваться только на объекте медитации. Когда медитирующий достигнет высокого уровня в управлении мышлением, то в процессе медитации он будет достигать концентрации, оставаясь расслабленным. И, так как значение слова «концентрация» — это характеристика плотности, количество чего-либо в определённом объёме, в определённой области пространства, то в данном случае, концентрация — это уровень поглощения медитативного ума объектом медитации. Считается, что практика концентрации должна использоваться до начала медитации. Но мой Мастер Бабуджи принял решение, что концентрация ума без практики медитации невозможна или трудно достижима для людей. Добиться концентрации очень сложно, так как концентрация необузданного, не тренированного ума вызывает большое напряжение и утомление у практикующего. Если насиловать свой ум, напряжённо удерживая его фокус на объекте концентрации, можно навредить здоровью мозга, развить огрубление мышления, и это, конечно, делать нежелательно. Обучаясь медитировать, человек постепенно тренирует свой ум и, в конечном итоге, достигает прекрасного уровня концентрации во время медитации, но без напряжения и утомления. Таким образом, концентрация — это способность ума, его навык удерживать внимание на одном объекте длительное время. В практике медитации на сердце Хартфулнесс, которой я занимаюсь, навык концентрации внимания или фокусировки внимания достигается в процессе тренировки ума с помощью естественной медитации.
Практика медитации — это простой и очень полезный метод, доступный каждому взрослому человеку. Тысячи научных исследований доказали эффективность медитации для улучшения здоровья, продления молодости, повышения качества мышления. Опыт медитирующих подтверждает то, что медитация помогает человеку восстановить связь с Высшим.
Я предлагаю вам на практике убедиться в этом.
- Метод медитации на сердце:
- Сядьте в удобную позу и закройте глаза.
- Расслабьтесь естественным образом, направляя внимание внутрь.
- Начинайте медитировать на единственную мысль о том, что ваше сердце наполнено Светом Источника. Свет Источника — это и есть объект медитации.
- Мягко удерживайте своё внимание на этой идее в течение всей медитации без напряжения и концентрации.
- Не обращайте внимание на посторонние мысли, которые возникают, игнорируйте их, делайте это просто, не напрягайте свой ум. Не визуализируйте, медитируйте, удерживайте своё внимание только на одной мысли. Не следует повторять мысль о Свете Источника в вашем сердце, как мантру, достаточно тонкого предположения в начале медитации один раз.
- Выполняйте эту практику в начале 10–15 минут.
- По завершению, мягко откройте глаза и попробуйте определить ваше внутреннее состояние. Сохраняйте покой и равновесие как можно дольше.
Эту практику медитации можно использовать ежедневно.
Источник