Часть занятия задачи лечебной гимнастики содержание занятия дозировка методические рекомендации

Рабочая программа по лечебной физической культуре (ЛФК)
рабочая программа по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
2015.02.22_rabochaya_programma_lfk.docx 100.34 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа по Лечебной Физической культуре разработана исоставлена , в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, с учетом меж предметных и внутри предметных связей.Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации .,направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Данная программа по ЛФК направлена на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий с применением тренажерно-информационной системы Тиса на уроках лечебной физической культуры, позволяющей выполнять корригирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных колебаний с одновременной проработкой наибольшего числа точек при разгруженном позвоночнике и сниженном пороге расслабления большинства мышечных групп.

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в нашей школе в занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно, при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопия. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 15 лет. В 7-15 летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенности образа жизни, нарушение возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости.

У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Программа направлена на достижение планируемых результатов. Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся нашей школы имеются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы, отклонения в осанке, плоскостопие.

Лечебная физическая культура (ЛФК), как вид адаптивной физической культуры, предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.

ЛФК – система средств физической культуры применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведения организма из патологического состояния, повышения его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

В рамках ОЭР школы по теме «Модель формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению рабочая программа скорректирована» идет апробация приемов, форм и методов, применяются инновационные технологии ,способствующие повышению уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению .Особое место будет уделено формированию положительного отношения к труду как ценности в жизни и знакомству с рядом профессий, связанных с предметом.

Темы уроков по реализации задач ОЭР в календарно –тематическом планировании выделены особым шрифтом.

Актуальность и новизна программы.

Занятия по ЛФК проводятся на тренажерно-информационной системе «ТИСА».

Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять корригирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких. Данная программа даёт школьникам знания и умения правильной осанки, о значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. Формируют потребность и умения систематически самостоятельно заниматься ЛФК, сознательно применяя её с целью коррекции физического развития. Формировать у учащихся устойчивую мативацию на здоровый образ жизни и выздоровления.

  • Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями
  • Коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие).
  • Устранение недостатков в развитии физических качеств (силы, ловкости, координации, гибкости).

В соответствии с данной целью формируются комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных, решаемых задач с использованием тренажерно-информационной системы ТИСА

Спортивно-оздоровительная технология «ТИСА» позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:

  • Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  • Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
  • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
  • Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
  • Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.
  • Укрепление здоровья, гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы.
  • Выработка правильной осанки, походки.
  • Профилактика заболеваний.
  • Общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
  • Улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
  • Улучшение психического состояния, снятия стрессов.
  • Профилактика плоскостопия.
  • Повышение умственной и физической работоспособности.
  • Тренировка функций равновесия вестибулярного аппарата и улучшения биохимических процессов в организме.
  • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани.
  • Укрепление мышц живота и спины направленные на регуляцию мышечного тонуса.
  • Улучшение работы вегетативной нервной системы.
  • Вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе на тренажерах.
  • Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  • Воспитание дисциплинированности, целеустремлённости, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств.
  • Повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.
  • Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения ЛФК в течение года.
  • Обучение всех учащихся методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
  • Использование простых и доступных технологий с максимальным охватом учащихся.
  • Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.
  • Принцип постепенности в усвоении упражнений и выполнении их

Актуальной проблемой внастоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.

Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов, способствующих укреплению здоровья.

Занятия ориентированы на то, чтобы заложить у учащихся стремление к самоанализу, самооценки, самосовершенствованию.

Новизна данной программы заключается в том, что она включает новое направление по профилактике предотвращения заболеваний детей и даёт максимальный положительный эффект при патологических состояниях организма. Двигательные упражнения выполняемые на тренажерно-информационной системе «ТИСА» поддерживают на определённом уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.,укрепляют нервную и имуннуюсистему,улучшаютопорно -двигательный аппарат , формируют правильную осанку ,помогают при плоскостопии.

Данная программа включает в себя обязательный минимум использования модулей координаторов, катоактинов и устройств тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов(ММПБКП).

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения. Срок реализации программы 1 год.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, гимнастическая стенка,степ-платформа, гимнастические палки и тренажерно-информационная система «ТИСА» оборудованная в кабинете.

Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.

Учебный материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

При планировании и проведении занятий с использованием ТИСА учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия .

Данная программа рассчитана на 68 часов в начальной школе и 34 часа в основной школе.

Занятия должны проводиться систематически: в 1-4 классах2 раза в неделю по 45 мин , в 5-9 классах – 1 раз в неделю , с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.

Дети занимаются ЛФК по основному расписанию занятий школьников.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

1 период – вводный:

  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период – основной:

  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период – заключительный:

  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.

Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.

При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3 раза в год – определение гибкости позвоночника, силу мышечных групп спины и брюшного пресса, плечевого пояса, которые являются основой мышечного корсета, удерживающего осанку в правильном положении.

Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год .

Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)

Занимающиеся должны знать и уметь:

  • знать понятие «правильная осанка»;
  • знать название групп мышц, поддерживающих позвоночник;
  • знать правила техники безопасности при выполнении упражнений на модулях, координаторах тренажерно-информационной системы «ТИСА» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП);
  • уметь сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;
  • уметь самостоятельно выполнять корригирующие упражнения на модулях, с предметами и без предметов, на тренажерах для укрепления мышц туловища, рук и ног.
  • уметь самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленностью.
  • Знать теоретические сведения о тренажерно-информационной системе
  • Знать механизм лечебного действия ЛФК
  • Уметь правильно выполнять упражнения на тренажерах
  • Знать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
  • Уметь выполнять комплекс ОРУ с гимнастическими палками при нарушении плоскостопии и осанки
  • Уметь выполнять специальные дыхательные упражнения
  • Уметь выполнять упражнения для расслабления мышц
  • Знать упражнения и уметь выполнять упражнения на тренажерах
  • Содержание программы по ЛФК с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА»
  1. Основы знаний.
  • Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).
  • Техника безопасности и правила выполнения упражнений на тренажерах «ТИСА».
  • Оказание первой помощи при травме нижних и верхних конечностей
  • Опорно-двигательный аппарат и его значение. Осанка показатель физического здоровья.
  • Органы дыхания .Значение правильного дыхания для здоровья.
  • Закаливание и его влияние на организм.Правила закаливания.
  • Органы зрения. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью.
  • Соблюдение режима дня . Утренняя гигиеническая гимнастика. Правила ее составления
  • О здоровом образе жизни,его значении для человека по сравнению с нездоровым образом жизни.
  • Теоретические знания отренажерно информационной системе ТИСА
  • Значение физической культуры в жизни человека
  • О работе мышц,систем дыхания,кровообращения привыполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем
  • О терминалогии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм
  • Об общих и индивидуальных основах личной гигиены
  • О причинах травматизма на занятиях ЛФК
  1. Строевые упражнения
  • Построение в шеренгу, построение в колонну. Построение в круг взявшись за руки. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!». Построение в колонну и в шеренгу по росту, по одному. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.
  1. Общеразвивающие упражнения
  • Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на гимнастической стенке.
  1. Упражнения для профилактики плоскостопия
  • Ходьба с параллельной постановкой стоп: на носках на наружном своде стопы, по наклонной поверхности, лазание по гимнастической стенке.
  • Общеразвивающие упражнения стоя и сидя на гимнастической скамейке, коврике: Сгибание-разгибание стоп, перекаты стопы с пятки на носок, сводить и разводить пятки носки, разнообразные движения пальцами, передвижение и скольжение стоп.
  • Упражнения с предметами: катание стопой мяча, палки, поднимание мячей стопами, перекладывание пальцами стоп мелких предметов, ходьба по гимнастической палке елочкой, правым и левым боком мелкими шажками
  • Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» и использованием горки корректирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуации, для проработки ,передней,средней и задней частей стопы
  • Массаж стоп на тренажерах Тиса
  • предотвращающий травматизм с ММПБКП и устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП и катоактины с ММПБКП.
  1. Упражнения для развития координации движений и функций равновесия
  • Ходьба с параллельной постановкой стоп на носках, на наружном своде стопы, по гимнастической скамейке, наклонной поверхности с различным положением рук. Лазание на гимнастической стенке. Упражнения с использованием фитнес-мяча.
  • Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием горки коррегирующей ММПБКП, устройства для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм ММПБКПи устройства для вестибулярного аппарата с ММПБКП
  1. Упражнения на улучшения ориентации в пространстве
  • Движения рук в основных направлениях из различных исходных положений.
  • Поиск предметов (без зрительного контроля) по словесным ориентирам ( дальше, ближе. правее, левее и т.д.
  • Перемещение по звуковому сигналу и воспроизведение в ходьбе отрезков длиной 5м
  • Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, координатора движений с ММПБКП и горки корректирующей ММПБКП.
  1. Упражнения для укрепления осанки
  • лопатками, плечами, пятками. Висы простые и смешаУпражнения стоя у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лнные на гимнастической стенке. Приседание на всей стопе, пятках. Общеразвивающие упражнения лежа на спине, животе с предметами и без предметов и упражнения на боку.
  • Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля (виброскамейка) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка большая) с ММПБКП, гибкого модуля (вибродорожка массажная) с ММПБКП и инивидуального массажного устройства с
  • ММПБКП.
  • Упражнения с грузом на голове-с мешочками, упражнения с гимнастическими палками
  1. Упражнения для увеличения гибкости позвоночника, эластичности мышц и подвижности в суставах.
  • Комплексы упражнений для увеличения гибкости позвоночника
  • Наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой.
  • Комплексы упражнений на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием универсального многофункционального тренажера ММПБКП, жесткого модуля с ММПБКП
  1. Дыхательные специальные упражнения
  • Обучение правильному ритму дыхания стоя, сидя и лежа.
  • Обучение диафрагмальному, нижнему грудному и смешанному дыханию.
  1. Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики
  • Упражнения пальчиковой гимнастики.
  • Упражнения включая работу пальцев рук и ног с мелкими предметами.
  • Упражнения на тренажерно-информационной системе «ТИСА» с использованием координатора движений с ММПБКП, катоактина с ММПБКП.
  1. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы
  • Упражнения на фитнес-мяче, стрейчинга, шейпинга под музыку.
  1. Подвижные игры
  • Игры с фитнес-мячом, мячом
  • Примечание: ММПБКП – модуляция мягких природных и биологических колебательных процессов.

Распределение учебного материала по часам на учебный год.

Источник

Читайте также:  Стопы укрепление стоп тренировки
Оцените статью