- Тема: санкхья и буддхи йоги
- санкхья и буддхи йоги
- Глава двадцать седьмая. Буддхи — йога
- Читайте также
- Глава двадцать седьмая, в которой мы порассуждаем о психосоматических корнях кожных и аллергических заболеваний.
- Глава седьмая. Йога синтеза
- Глава двадцать первая. Атма — йога
- Глава двадцать вторая. Атма — самьяма — йога
- Глава двадцать третья. Йога «грязной» работы
- Глава двадцать четвертая. Бхагавад Гита-йога
- Глава двадцать пятая. Йога преданности
- Глава двадцать шестая. Йога искусства
- Глава двадцать восьмая. Дхьяна-йога
- Глава двадцать девятая. Динамическая йога
- Глава тридцать седьмая. Лайя — йога
- Глава сорок седьмая. Према — йога
- Глава пятьдесят седьмая. Шива — раджа — йога
Тема: санкхья и буддхи йоги
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
санкхья и буддхи йоги
Харе Кришна
Пожалуйста, разъясните смысл санкхья и буддхи йоги и в чем их разница.
Заранее благодарен
Буддхи-йога и бхакти-йога – это синонимы.
Санскритское слово «буддхи» озанчает «разум».
Из лекции Шрилы Прабхупады по Шримад Бхагаватам в Майапуре, 16.02.1976:
«Буддхи означает знать, каковы проблема вашего существования и стремиться решить эту проблему. Поэтому бхакти-йога также известна как буддхи-йога. Буддхи-йога. В Бхагавад-Гите вы обнаружите это слово, буддхи-йога. Что такое буддхи-йога? Буддхи-йога означает йена мам упайанти те дадами буддхи-йогам там. Это буддхи-йога. Разум означает знать, как вернуться домой, назад к Богу».
«Buddhi means to know what is your problem of life and endeavor for solving this problem. This is called buddhi. Therefore bhakti-yoga is known as buddhi-yoga. Buddhi-yoga.
In the Bhagavad-gita you’ll find this word, buddhi-yoga. What is that buddhi-yoga? Buddhi-yoga means yena mam upayanti te, dadami buddhi-yogam tam. That is buddhi-yoga. Intelligence means to know how to go back to home, back to Godhead.»
>>> Ref. VedaBase => Srimad-Bhagavatam 7.9.9 — Mayapur, February 16, 1976
Санкхья – это философия, данная Господом Капилой, связанная с анализом первоэлементов этого мира и приводящая к преданному служению, бхакти-йоге (буддхи-йоге). Из книги А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Господа Капилы»:
«Что же такое санкхья? Санкхья описывает основные категории и начала физического мира, и в этом смысле к ней приложим западный термин «метафизика». Слово санкхья буквально значит «исчислять». Происхождение этого названия связано с тем, что философия санкхьи анализирует структуру мироздания, выделяя и сводя в систему элементарные начала, лежащие в его основе. Таким образом, с этимологической точки зрения санкхья значит «исчерпывающее объяснение на основе анализа материальных элементов». Философское содержание санкхьи сводится к аналитическому подходу, который позволяет понять различие между материей и духом. Доведенный до конца, этот анализ приводит нас к бхакти, преданному служению Господу. Таким образом, санкхья и бхакти — это два аспекта одного и того же процесса. По сути дела, бхакти является конечной целью или кульминацией санкхьи .»
В высшем смысле санкья и буддхи-йога неотличны. Фрагмент комментария к Бхагавад-Гите (2.39):
«Господь Кришна хотел подвести Aрджуну к буддхи-йоге, или бхакти-йоге. В этом смысле санкхья Господа Кришны и санкхья Господа Капилы, изложенная в «Бхагаватам», неотличны друг от друга. И то и другое — бхакти-йога. Поэтому Господь Кришна говорит, что только не слишком разумные люди проводят различие между санкхья-йогой и бхакти-йогой: санкхйа-йогау притхаг балах праваданти на пандитах. Разумеется, атеистическая санкхья не имеет ничего общего с бхакти-йогой, и тем не менее глупцы заявляют, будто в «Бхагавад-гите» речь идет о санкхья-йоге атеиста Капилы.
Необходимо понять, что буддхи-йога — это деятельность в сознании Кришны, то есть исполненное блаженства и знания преданное служение Господу. Тот, кто трудится исключительно ради удовлетворения Господа, каким бы тяжелым ни был его труд, действует в соответствии с принципами буддхи-йоги и потому постоянно испытывает духовное блаженство. Занимаясь этой духовной деятельностью, человек по милости Господа, без дополнительных усилий обретает духовное знание и полное освобождение от материального рабства. Деятельность в сознании Кришны коренным образом отличается от кармической деятельности, особенно от деятельности ради чувственных удовольствий или мирского, семейного счастья. Таким образом, буддхи-йога — это трансцендентная деятельность, которой мы должны заниматься.»
Спасибо Вам за Ваш вопрос, буду рад новым вопросам.
Ваш слуга, Ямуначарья дас
«Невозможно рассчитывать на духовный прогресс, не взращивая в себе брахманских качеств и не заботясь о коровах.» ШБ 6.18.52
Источник
Глава двадцать седьмая. Буддхи — йога
Глава двадцать седьмая. Буддхи — йога
После обсуждения вопросов о бессмертии и душе Господь учил в Гите Арджуну буддхи-йоге. Наставление о бессмертии души было прелюдией к великой буддхи-йоге.
«Я рассказал об интеллектуальном анализе и различении, теперь же слушай, что Я поведаю тебе о йоге различения, или о йоге воспитания разума (буддхи), о соединении разума с «Я», — говорит Господь.
Зачем? Потому что практикуя эту буддхи-йогу, вы разорвете оковы кармы и освободитесь. Карма сама по себе — это не рабство и не освобождение, но ваше отношение, ваш мотив, настрой вашего буддхи — вот что является либо рабством, либо освобождением. Чувства и ум сами по себе, без света разума, не способны на беспристрастное проявление. Обычно разум беспомощно мечется в рассаднике желаний и жажды чувственного удовольствия, активно соединяясь с чувствами. Его побуждающая сила заражена желанием. Когда разум обращается внутрь, к «Я», когда он достигает соединения с бездеятельным «Я», тогда эта возбуждающая сила постепенно ослабевает. Действия, исполненные умом и чувствами совместно с разумом, соединенным с «Я», не привязывают живое существо к самсаре, они будут чисты, благородны и духовны, потому что разум, в свете которого они осуществляются, находится в соединении с Атмой, и потому побуждает их к гармонии с Бесконечным. Когда подходит к концу прарабдха, дающая рождение телу, тогда автоматически происходит освобождение души; перерождения не происходит — в нем нет необходимости.
Для достижения полной отделенности разума от ума и чувств необходимо длительное время. Но когда вы однажды приобщитесь к культуре разума, когда вы дадите ему понять, что радость, которую он ищет, лежит в соединении с внутренним «Я», тогда он полюбит обращаться внутрь все глубже и глубже. В этой практике нет ни ущерба, ни регресса. Прогресс может быть медленным или быстрым, но он будет, и каждая новая победа над привязанностью к чувствам и к объектам чувств ускорит достижение совершенства в буддхи-йоге.
Вы должны быть устремленными. Вам нужно исфенне взращивать разум. Здесь Господь сравнивает практикующего с агрономом. Заметьте, с какой единонаправленной сосредоточенностью агроном занимается культивацией; с единственной мыслью о богатом урожае он подготавливает поле, сеет семена, подпитывает молодые всходы, регулярно поливает их, выпалывает вокруг них сорнжи и ухаживает за ними до урожая, защищая от птиц и зверей. Таким должно быть и ваше отношение, пока вы не достигнете цели — самореализации. Эта мысль должна быть у вас главной, она должна сопровождать все ваши действия.
Желание — это злой вор, похищающий у вас разум. Остерегайтесь его. Желание получить плоды совершаемых вами действий препятствует погружению разума во внутреннее «Я» и привязывает его к уму и чувствам. Так человек попадает в рабство чувств и их объектов. Это великое препятствие для озарения б)дцхи-йоги.
Не заботьтесь о плодах действий. Ибо они — миражи, которые сбивают вас с пути буддхи-йоги, с вашего пути. Но не допускайте, чтобы боязнь привязанности к плодам деятельности заставляла вас воздерживаться ото всех действий. Вы не можете оставаться в бездействии ни секунды. Хотите вы того или нет, но непрерывная деятельность остается вашим жребием, покуда вы не освободитесь из этого неумолимого колеса перерождений благодаря усиленной практике буддхи-йоги, отвращения разума от ума и чувств. Боязнь действия означает лишь то, что покуда разум связан с умом и чувствами (отвлечен на внешнее желаниями и стремлением к чувственным удовольствиям, скрытыми в уме) и разделяет их влечения, до тех пор он желает избежать последствий действий! Это совершенно очевидное препятствие для буддхи-йоги. Буддхи-йога — это ни продиктованное желанием действие, ни рожденное страхом бездействие; но активная практика выработки чувства свидетеля.
Важнейшей характеристикой этого несказанного состояния является невозмутимость, покой, превосходящий всякое понимание. Является ли этот покой покоем камня? Нет, это не кладбищенский покой. Это некое активное блаженство — покой, рожденный соединением с Богом, источником покоя, силы и блаженства.
Покой не должен ошибочно отождествляться с инерцией и упадком духа, саттву не нужно принимать за тамас, а бескорыстное служение — за бездушное служение.
Не забывайте о том, что буддхи-йога предполагает постоянный контакт с высшей силой, пребывающей внутри человека. Отсутствие ментального волнения и буйства чувств способствует ясному мышлению и плодотворному действию. Йогу подвластна радость. Он владеет искусством самой жизни. Фактически, только он и живет, прочие лишь существуют.
Теперь мы подошли к описанию того, кто достиг совершенства в буддхи-йоге. Господь утверждал, что будцхи-йог не должен уклоняться от действий, отказываться от своих обязанностей, бежать от мира, искать легкий способ избавления от того, что обычно называют бременем жизни. Напротив, он берет его на свои плечи. Он сделает его легким и приятным благодаря уникальной буддхи-йоге, которой учит Гита. Он побуждает ум и чувства работать в свете разума, всегда соединенным с ГосгГбдом, пребывающим в сердце. Затем разум наполняется саттвой, и потому мысли человека становятся благостными, действия чисты, благородны и духовны.
Буддхи-йога — это осуществление всех желаний, поэтому йог не имеет желаний. Это наиболее важная особенность буддхи-йоги, и потому Господь особо подчеркивал этот факт и в начале и в заключение описания стхитапрагъи (совершенного йога).
Человек, не имеющий желаний, благодаря самому этому качеству свободен от пар противоположностей. Что такое страдание, как не следствие неосуществленности желаний? Что такое счастье, как не удовлетворение желаний? Когда нет желаний, нет ни счастья, ни несчастья. Будцхи-йог получает впечатления просто как впечатления, не обозначая их, не вешая на них ярлыки счастья и несчастья.
С прекращением этого обозначения полностью рассеиваются привязанность и неприязнь. Тогда ничто не может причинить страдания, и также ничто не приносит наслаждения. Поэтому такой человек свободен от симпатий и антипатий. Привязанность-отвращение и счастье-несчастье — это сверстники и соратники. Если умирает один, умирает и другой. Этот порочный круг разума йог резко обрывает благодаря технике буддхи-йоги. Но буддхи-йога не так проста, как может показаться на первый взгляд. Чувства изначально обладают склонностью к экстравертности, это работа неведения, в котором рождается человек. Сила неведения так велика, что для противостояния ей необходимо много духовной мудрости. Даже когда духовный искатель прикладывает усилия для контроля чувств, ума и для объединения разума с Господом внутри, он зачастую находит, что моментальной слабости достаточно для того, чтобы чувства отвлекли ум и разум вовне, к объектам наслаждений. Кажется, что усилие потрачено впустую, но дальнейшие усилия вскоре снова поставят человека на твердую почву духовного прогресса. Стремящийся должен быть бдительным до последней стадии буддхи-йоги.
Для этого Господь определяет ему две стадии его духовного процесса. На первой чувства контролируются непрерывной практикой буддхи-йоги. Непрерывное упражнение в различении и постоянное глубокое размышление наделяют практикующего определенной властью над умом и чувствами. Теперь чувства не устремляются к объектам. Они относительно спокойны. Но это еще не все. В это время еще остается потенциал, способность наслаждаться объектами. Вкус остается даже тогда, когда разрушено влечение. Когда объект отсутствует, к нему нет влечения, но когда он присутствует, остается возможность насладиться им. Эта возможность зачастую может принимать форму тонкого желания. Если ему позволить расти, однажды оно снова может принять большие пропорции. Поэтому стремящийся не должен ослаблять свою бдительность даже на этой стадии. Когда осуществляется полное погружение разума в Господа, когда полностью угасает индивидуальное эгоистическое чувство, тогда человек полностью свободен даже от этого состояния наслаждения. Первая, негативная, стадия — это самообуздание, вторая, позитивная, — самореализация.
Бхагаван (Кришна) дает нам ясный анализ процесса падения для того, чтобы все мы могли избежать его, чтобы мы оказались начеку при первом же признаке духовной трагедии. Здесь опять же ясно характеризуется роль просветленного разума в достижении полного успеха в йоге. Господь говорит: «Когда человек думает об объектах, возникает привязанность к ним». Разум, который практикующий должен постоянно направлять на соединение с «Я», ускользает. Возникает желание насладиться объектом. Затем полностью проявляются симпатии и антипатии. Разум, вращающийся между чувствами, сбит с толку и подавлен. Человек погибает, то есть он полностью теряет из виду свою цель и сбивается с пути. Снова мы замечаем, что Господь важное значение придает правильному воепитанию разума. Благодаря буддхи-йоге человек поднимается к Богу, из-за разрушения буддхи он приходит к гибели.
Чтобы человек не пришел к такому печальному завершению своей духовной практики, Господь дает наглядное описание его обязанностей. Как черепаха втягивает конечности под панцирь, так и практикующий должен вобрать внутрь свои чувства и предложить свой разум Господу. Конечно, ум будет снова и снова убегать вовне, но постепенно нужно прервать его внешнюю деятельность и сделать интровертным.
В заключение Бхагаван снова указывает на высшую необходимость искоренения всех желаний. Желания должны не подавляться, а осуществляться, осуществляться, но не удовлетворяться. Человек должен соблюдать постоянство в буддхи-йоге и постоянно убеждать себя, что подлинное блаженство пребывает в нем самом, и все, что он ищет вовне, на самом деле пребывает внутри. Само течение желаний должно теперь измениться. Теперь его желания будут направлены внутрь. Он найдет осуществление всех желаний в своем «Я». Таковы условия, в которых он ощутит высший покой. Если он останется в таком спокойном состоянии до конца своей нынешней инкарнации, то достигнет высшего состояния Брахмана.
Читайте также
Глава двадцать седьмая, в которой мы порассуждаем о психосоматических корнях кожных и аллергических заболеваний.
Глава двадцать седьмая, в которой мы порассуждаем о психосоматических корнях кожных и аллергических заболеваний. Можно ли волноваться кожей? Часто кожа как “сейсмограф души” реагирует различными высыпаниями в ответ на не преодоление трудностей реальной жизни. Люди в
Глава седьмая. Йога синтеза
Глава седьмая. Йога синтеза Четыре духовных пути к Богосознанию — это карма-йога, бхакти-йога, раджа-йога и гьяна-йога. Карма-йога подходит человеку с активным темпераментом; бхакти-йога — человеку, склонному к преданности; раджа-йога — человеку, предрасположенному к
Глава двадцать первая. Атма — йога
Глава двадцать первая. Атма — йога Знание собственного глубинного «Я» (атма-видья) снизойдет на вас через атма-йогу. Великие мудрецы придавали особое значение самопреданию Господу и уверяли в том, что Господь в Своей безграничной милости спасет вас, поднимет вас и приведет
Глава двадцать вторая. Атма — самьяма — йога
Глава двадцать вторая. Атма — самьяма — йога Для того, чтобы жить истинно духовной жизнью, неизбежно требуется самоконтроль. У вас могут быть возвышенные сантименты и благородные намерения, но если вы не обладаете самоконтролем, то станете рабом низших страстей. Вы будете
Глава двадцать третья. Йога «грязной» работы
Глава двадцать третья. Йога «грязной» работы Это главная часть сева-йоги (йоги служения), в свою очередь являющейся центром, вокруг которого вращается йога синтеза. Сева-йога — это сердце йоги синтеза, а бедпан — йога — сама ее душа.Служение очищает сердце и делает его
Глава двадцать четвертая. Бхагавад Гита-йога
Глава двадцать четвертая. Бхагавад Гита-йога Бхагавад Гита — это евангелие духовной жизни. Она не затрагивает отвлеченные вопросы о жизни в ином мире, не связанной с практической деятельностью здесь, но рассматривает весь диапазон опыта и устанавливает правила
Глава двадцать пятая. Йога преданности
Глава двадцать пятая. Йога преданности Бхакти — это тонкая шелковая нить любви, связывающая сердце преданного с лотосными стопами Господа. Бхакти — это интенсивная преданность и высшее влечение к Господу. Бхакти — это высшая любовь к Богу. Это спонтанное излияние любви к
Глава двадцать шестая. Йога искусства
Глава двадцать шестая. Йога искусства Чтобы достичь сосредоточенности ума, йог, практикующий йогу Патанджали Махариши, должен прилагать большие усилия, тогда как художник-йог достигает ее легко и свободно. Созерцание пейзажа, расстилающегося перед ним, или вдохновение,
Глава двадцать восьмая. Дхьяна-йога
Глава двадцать восьмая. Дхьяна-йога Какой бы путь ни выбрал человек — карма-йоги, раджа-йоги или гьяна-йоги — медитация (дхьяна) является наиболее важной фундаментальной практикой, которую он не может игнорировать. Именно медитация дает ему возможность обратить вспять
Глава двадцать девятая. Динамическая йога
Глава двадцать девятая. Динамическая йога Самообуздание и дисциплина являются основанием йоги и Веданты. Мы говорим о практиках самообуздания и дисциплины каждый день, но крайне трудно воплотить их в жизнь. «Говорите правду» — это мы слышали и произносили тысячи раз, но
Глава тридцать седьмая. Лайя — йога
Глава тридцать седьмая. Лайя — йога Лайя — это такое состояние ума, в котором человек забывает обо всех объектах чувств и погружается в объект медитации. Лайя дает возможность в совершенстве контролировать пять таттв, ум и чувства. Колебания ума прекращаются. Ум, тело и
Глава сорок седьмая. Према — йога
Глава сорок седьмая. Према — йога Према — это чистая божественная любовь. Это спонтанное излияние из глубины сердца искреннего преданного влечения и привязанности к Господу. Эта любовь — вечная, бесконечная и неиссякающая. Физическая любовь — это страсть, заблуждение или
Глава пятьдесят седьмая. Шива — раджа — йога
Глава пятьдесят седьмая. Шива — раджа — йога Я поведаю вам секрет шива-раджа-йоги. Пристально вглядывайтесь внутрь. Последовательно контролируйте дыхание. Внимательно контролируйте ум. Сокрушайте желания и умственные впечатления. Сделайте ум однонаправленным.
Источник