Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса
В монографии, автором которой является олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, изложен теоретический и экспериментальный материал, касающийся проблемы переноса тренированности в легкоатлетическом спорте. В основу работы положены результаты собственных исследований, а также исследований отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания и некоторых смежных областях научного познания. Для научных работников, тренеров, спортсменов.
Оглавление
- Предисловие
- Глава I. Краткий исторический экскурс в процесс изучения проблемы переноса тренированности
- Глава II. Циклы развития спортивной формы и перенос тренированности
Из серии: Библиотека легкоатлета
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Циклы развития спортивной формы и перенос тренированности
В теории и методике физического воспитания термин «цикл развития спортивной формы» отождествляется в одном случае с термином «подготовительный процесс», а в другом — с термином «период развития спортивной формы». Первый из них закрепился в 20—30-е годы ХХ столетия, а второй — начал внедряться в 80-е. Его введение совпало с появлением новых представлений о принципах построения периодизации спортивной тренировки, в основу которых положены закономерности развития, сохранения и утраты спортивной формы. Не вдаваясь в подробности терминологических различий, отметим, что использование термина «период развития спортивной формы», по нашему мнению, конкретизирует суть решаемых задач на его протяжении, расширяет понятия о структуре годичных циклов тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, календаря соревнований и многолетнего процесса спортивного совершенствования.
Всегда считалось, что в первой части циклов развития спортивной формы (а она может быть разной продолжительности) необходимо вначале создать «базу», «фундамент», «предпосылки» для роста спортивных результатов в специализируемом виде, а только затем приступать к формированию спортивной формы.
В 20—30-е годы прошлого столетия в роли этого «нечто», «создающего базу», выступали другие виды спорта, которыми занимались спортсмены в осенне-зимний или осенне-весенний сезоны. В основном это были «родственные» виды спорта. Спринтеры и прыгуны чаще всего занимались конькобежным спортом, гимнастикой, акробатикой, метатели — тяжелой атлетикой, боксом, борьбой, а бегуны средние и длинные дистанции — лыжным и конькобежным спортом.
Отдельные спортсмены при этом достигали чемпионских званий в нескольких видах спорта. Так, И. Коткас был олимпийским чемпионом по вольной борьбе, чемпионом и рекордсменом СССР в метании молота. С. Ляхов побеждал в соревнованиях боксеров, устанавливал рекорды в метании диска и неоднократно становился в этих видах чемпионом СССР Н. Озолин выигрывал чемпионаты СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и в прыжках с шестом. И еще один пример — С. Ненашев был рекордсменом мира в метании молота и в тяжелой атлетике. Правда, уже в те годы некоторые специалисты начали скептически относиться к идее занятий несколькими видами спорта, считая, что «нельзя быть спортивным универсалом, то есть любить и отдаваться всем видам спорта без разбора», ибо «такая универсальность — дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине» [66].
В 40-е годы накопленный теоретический и экспериментальный материал позволил прийти к заключению, что уровень спортивных результатов зависит не только от разностороннего развития индивидуума, но и от особенностей его спортивной специализации. Стало очевидным, что на протяжении циклов развития спортивной формы необходимо сочетать всесторонность и углубленную специализацию.
В дальнейшем эти взгляды нашли свое отражение в принципе общей и специальной подготовки, который внедрился в практику в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века [153]. Он предусматривает соблюдение трех основных положений:
1. неотделимость (единство) общей и специальной подготовки;
2. взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки — общеподготовительные средства создают предпосылки для роста спортивных результатов в специально-подготовительных упражнениях;
3. необходимость соблюдения определенной меры соотношения средств общей и специальной подготовки, которая меняется в зависимости от мастерства спортсменов и углубления специализации.
В то время считалось, что средства общей подготовки создают «базу», «фундамент» для роста спортивных результатов в средствах специальной подготовки. Поэтому циклы развития спортивной формы начали разделять на этапы общей и специальной подготовки.
На следующем этапе формирования теории и методики спортивной тренировки (70—80-е годы) выяснилось, что средства общей подготовки могут создать «базу», «фундамент» только в тренировке новичков и спортсменов низкой квалификации. Это послужило предпосылкой для пересмотра положений по вопросам использования средств общей подготовки в первой части циклов развития спортивной формы. Одна группа спортсменов вообще исключила их из тренировочного процесса. Другая — продолжала использовать в небольшом количестве для активного отдыха или же для проведения общей разминки. И, наконец, третья — применяла общеподготовительные упражнения на протяжении одного — двухнедельных циклов, которые следуют после периодов отдыха (переходные периоды), для решения задачи подготовки систем организма к последующей работе.
Следует отметить, что и в настоящее время имеются сторонники концепции единства общей и специальной подготовки, которые упорно используют на протяжении этапов общей подготовки в подавляющем большинстве общеподготовительные упражнения, свято веря в том, что они создают «базу», «фундамент» для средств специальной подготовки.
Выяснение истинной роли средств специальной подготовки в процессе спортивного совершенствования индивидуума послужило причиной поиска новых способов построения циклов развития спортивной формы. Этому способствовали и работы, раскрывающие суть закономерностей развития спортивной формы, изучающие индивидуальные особенности спортсменов, дающие представления о длительности этапов и периодов, а также выявленные механизмы переноса тренированности.
Предлагаемые специалистами способы построения периодов развития спортивно формы по-разному определяют содержание этого «нечто», создающего «базу», «фундамент» для роста спортивных достижений. «Оно» в одних случаях создается на протяжении одного этапа, в других — двух, в третьих — трех-четырех. Продолжительность этих этапов колеблется от 1–2 недельных циклов до 3–4 и более.
В практике спорта используются этапные, блочные, комбинированные, вариативные, смешанные и комплексные способы построения периодов развития спортивной формы. Они рассматривают не только структуру данных периодов (чередование этапов) и последовательность использования средств тренировки, но и их продолжительность. В некоторых из них рекомендовалось использовать определенную динамику объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Прежде чем излагать суть перечисленных способов построения периодов развития спортивной формы, рассмотрим классификации. Применяемых в спортивной практике упражнений. Такое отступление объясняется тем, что, к большому сожалению, среди специалистов не существует единого понимания терминов «общеподготовительные» и «специально-подготовительные» упражнения. А отсюда и следуют парадоксальные и не всегда понятные утверждения о «специализации» средств общей подготовки «по мере углубления спортивной специализации». В некоторых группах дисциплин легкоатлетического спорта договорились до того, что к общеподготовительным упражнениям отнесли не только специально-подготовительные, но и специально-развивающие, утверждая, что они являются средствами общей подготовки и создают «базу», «фундамент» для средств специальной подготовки. Так, в легкоатлетических прыжках некоторые авторы относят многоскоки и спринт к общеподготовительным упражнениям, а в циклических видах выносливости многие годы считается, что аэробный бег является средством общей подготовки.
Классификация видов упражнений
Исходными признаками классификации видов упражнений является их системоструктурность [266], полиструктурность [25, 80, 126] и полифункциональность [96, 267]. Системоструктур-ность рассматривает сходство соревновательных упражнений с их составными частями. Полиструктурность определяет общность вовлечения в работу определенного количества систем организма (в том числе нервно-мышечную), а также повторяемость режимов их функционирования. Полифункциональность освещает вопросы использования таких тренировочных нагрузок, которые вызывали бы относительно одинаковый уровень активации функций одних и тех же органов и систем организма. Они по своим параметрам воздействия могут быть несколько ниже или же превосходить соревновательное упражнение.
Источник
Каталог книг по спортивной подготовке
Данный каталог составлен с учетом рекомендаций участников группы https://vk.com/evotraining. Цель создания каталога — собрать перечень наиболее актуальных и полезных книг по силовой и кондиционной подготовке.
Порядок книг в категории носит случайный характер и не снижает значимость работы конкретного автора.
Сами книги вы можете найти в открытом доступе или приобрести в интернет-магазине.
Мы открыты к обратной связи и готовы дополнять каталог книгами и категориями.
Теория и методика спортивной тренировки
- Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры»
- Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов»
- Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена»
- Иссурин В.Б. «Подготовка спортсменов 21 века»
- Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера»
- Чад Уотербери «Революция мышц»
- Бойл М. «New Functional Training for Sport»
- Виада А. «Гибридный Атлет»
- Yuri Verkhoshansky, Mel C Siff « Supertraining»
- Фискалов В.Д., Черкашин В.П. «Теоретико-методические аспекты практики спорта»
- Смирнов Д. «Фитнес для умных»
- Струков С. «Основы фитнес тренировки 2.0»
- Анискин Р. «Инженеры тела»
- Платонов В.Н. «Периодизация спортивной подготовки»
- Бомпа Т. «Периодизация спортивной подготовки»
- Иссурин В.Б. «Блоковая периодизация спортивной тренировки»
- Бондарчук А.П. «Периодизация спортивной тренировки»
- Бондарчук А.П. Способы построения периодов развития спортивной формы
- Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н. «Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта»
- Верхошанский Ю.В. «Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость»
- Слимейкер Р., Браунинг Р. «Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость»
- Янсен П. «ЧСС, лактат и тренировки на выносливость»
- Фрил Д.«Библия триатлета»
- Романов Н. «Бегайте быстрее, дольше и без травм»
- Paul Laursen «Science and Application of High Intensity Interval Training: Solutions to the Programming Puzzle»
- Верхошанский Ю.В. «Основы специальной силовой подготовки в спорте»
- Рипетто М. «Развивая силу»
- Чэд Уэсли Смит «Джаггернаут», «Джаггернаут 2.0»
- Шулер Л. , Косгроу А. «Новые правила лифтинга»
- Вендлер Д.«5/3/1»
- Цацулин П. «Система русских силовых тренировок»
- Цацулин П. «Гиревой тренинг»
Гимнастика, гибкость, ловкость
- Старрет К. «Becoming A Supple Leopard»
- Гаддур Би-Джей «Силовые упражнения без отягощений»
- Гавердовский Ю.К. «Техника гимнастических упражнений»
- Алтер М. Дж. «Наука о гибкости»
- Бернштейн Н.А. «О ловкости и ее развитии»
Анатомия, физиология, биохимия
- Майерс Т. «Анатомические поезда»
- Капанджи А.И. «Верхняя конечность», «Нижняя конечность», «Позвоночник»
- Федюкович Н. «Анатомия и физиология человека»
- Коц Я.М. «Физиология мышечной деятельности»
- Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. «Биохимия мышечной деятельности»
- Селуянов В.Н. «Сердце — не машина»
- Ландырь А.П., Ачкасов Е.Е. «Мониторинг ЧСС в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте»
- Бреслав И. С., Волков Н. И. , Тамбовцева Р. В. «Дыхание и мышечная активность человека в спорте»
- Зациорский В.М., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарата человека»
- Попов Д. В., Виноградова О. Л. «Аэробная работоспособность человека»
- Гаврилова Е.А. «Стрессорный иммунодефицит у спортсменов»
- Пер. Калашников Д.Г. «Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация»
Питание, спортивные добавки, восстановление
- Волков Н.И. , Олейников В.И. «Эргогенные эффекты спортивного питания»
- М. Райан «Питание в спорте на выносливость»
- John Berardi «The essentials of sport and exercise nutrition»
- Скальный А.В., Мокеева Е.Г, Цыган В.Н. «Спорт иммунитет, питание»
- Делавье Ф. , Гундиль М. «Пищевые добавки для занимающихся спортом»
- Клейнер С. «Спортивное питание победителей»
- Ред. Барановский А.Ю. «Диетология»
- Олейник С.А. , Гунина Л.М. «Спортивная фармакология и диетология»
- Бреус М. «Всегда вовремя. Узнайте свой хронотип и живите в согласии со своим биоритмом»
- Стивенсон Ш. «Здоровый сон»
Спортивная психология и ментальная подготовка
Источник
Бондарчук периодизация спортивной тренировки
О В.Б. Иссурине.
Выдержка из статьи. «Теория и методика спорта – от консерватизма к деградации»
Павлов С.Е.
http://www.sportmedhealth.com/biblioteka/stati/nauchn..
…. «Но следует сказать, что неприятие периодизационной теории подготовки спортсменов выросло не из соперничества за лавры первенства среди спортивных теоретиков, а из практической оценки ее неэффективности в плане использования для достижения высоких спортивных результатов. И с каждым годом ширилась пропасть, разделяющая периодизационную теорию и практику подготовки спортсменов.
Но «природа не терпит пустоты», а потому не удивительно, что в подобных ситуациях вдруг «ниоткуда» появляются «мессии», несущие «жаждущим» свет «нового знания». И это «новое знание» принимается неспособным к элементарному осмыслению и анализу большинством с благодарностью и уютно ложится в неотягощенные реальными знаниями мозги.
В теории и методике спорта таким новым «мессией» стал В. Б. Иссурин со своей «блоковой периодизацией спортивной тренировки». Этот израильский «ученый», не мудрствуя лукаво, просто смешал в одну кучу теорию периодизации спортивной подготовки Л. П. Матвеева и блоковую систему подготовки Ю. В. Верхошанского (очевидно, в надежде, что каждый найдет в написанном то, что ему понравится и все будут довольны), не удосужившись вникнуть ни в ту, ни в другую и выдал все это в виде монографии, изданной в России «Советским спортом» (это некогда уважаемое издательство за последние полтора десятилетия поднаторело в тиражировании псевдонаучной макулатуры).
Нет ничего страшного в том, что работы В. Б. Иссурина читают за границей (если, конечно, читают). Более того, это должно радовать, поскольку если его рекомендации будут использованы в практике подготовки зарубежных спортсменов, то у наших спортсменов появляются хорошие шансы на победы в международных соревнованиях различных уровней. Пугает то, что эти работы читают наши тренеры, а некоторые из них даже пытаются применять прочитанное на практике!»…..
Источник