Богачихин М.М.. Книги онлайн
Богачихин Май Михайлович (13 декабря 1929 — 15 октября 2016) — китаевед, переводчик, исследователь духовно-оздоровительных систем.
Один из крупнейших востоковедов во всем бывшем СССР, Мастер цигуна и фэншуй, непосредственно обучался у Даосских Мастеров, практиковал цигун более 30 лет. Май Михайлович в совершенстве владел китайским языком, и разработал авторскую методику обучения всего за 10 дней. Кроме того, Май Михайлович признанный ученый и писатель, автор 98 публикаций и 33 книг.
Родился я довольно давно по общепринятым меркам. По китайскому календарю 13 числа месяца крысы года змеи в сезон больших холодов. В 19 лет мой ангел-хранитель направил меня в училище военных переводчиков, что в Канске — об этом городке и Училище можно прочитать у Стругацких. Там в положенной степени овладел китайским.
За свои годы где только не учился и где только не работал! Астрологи считают, что «стрельцам» так и положено. Начал с химического политехникума, прошел вышеупомянутое военное училище, занимался в Менделеевском химинституте, откуда отправился в Китай изучать китайский фарфор. А когда вернулся в Союз, оказалось, что китайский фарфор, секреты его производства, никого, кроме меня, не интересуют. И пришлось, как и большинству инженеров страны, работать в разных «ящиках» на войну.
Когда мне стало совсем обидно, что знание китайского языка никак не используется, я перешел в Институт Дальнего Востока АН СССР. Изучал бы я все так же экономику Китая, если бы мой ангел-хранитель, или, другими словами, ведущий, посчитав, что я уже готов, не подсунул мне серию совершенно непонятных явлений, событий и странных людей, сейчас уже все наслышаны об экстрасенсах, телепатах, целителях, а тогда. Тогда у меня был один главный вопрос: как это они могут? На что мне сказали: займись собой — и ты сможешь!
Заняться тогда можно было только йогой — нужна ведь была восточная гимнастика, развивающая всего человека, а не только мышцы и связки, как новомодные железные тренажеры. «Поежился» я 3 года, а потом обнаружил тайцзи-цюань, систему Перепелицына энергетических шаров и спиралей и цигун. Прижилась только последняя система, хотя она не лучше и не хуже других восточных. Понравилось, главным образом, то, что цигун включает бесчисленное количество различных упражнений и комплексов, и ты можешь выбирать в этом море только те, что твоя душа (и тело тоже) просит здесь и сейчас.
Книги (6)
Автор: Жэнь Инцю
Китайская классическая космобиоритмология: ритмы погоды и их влияние на организм, на функционирование его отдельных органов.
Для интересующихся восточной культурой, занимающихся китайской медициной, гимнастиками ушу, цигун, каратэ.
«Ветры-воды. Фэншуй практический» — вторая книга в серии, посвященной Китаю и китайской традиции. Книга состоит из двух информативных частей.
Первая часть представляет собой компиляцию переводов, наблюдений, практических советов о науке фэншуй, взятых из различных китайских и российских источников. Эта часть книги является удобным практическим пособием для изучающих основы китайских систем анализа и для тех, кто хочет использовать в своей жизни знания и опыт, собранные различными школами фэншуй.
Вторая часть — Жэнь Инцю. «Пять вращений, шесть энергий», — систематично изложенная базовая теория китайской медицины. В нее входят основы традиционного китайского календаря, методы расчетов, законы пяти вращений и шести ци, вызывающих изменения в природе и внутреннем состоянии человека, а также — применение знаний в медицинской практике.
В книге приводятся методы работы над собой, применяемые разными буддийскими и даосскими школами и направлениями для достижения совершенного здоровья, очищения и расширения сознания, обретения сверхвозможностей.
В книге «Гуманология. Человек может все» приводятся отчеты китайских ученых об экспериментальных данных, полученных при изучении людей, обладающих необычными психическими возможностями, и паранормальных явлений.
Исследования выявили поражающий, фантастический потенциал человеческих возможностей, дремлющий в каждом из нас.
В брошюре раскрывается смысл и содержание традиционных китайских гимнастик (их разновидностей очень много), пришедших из глубины веков. Дается комплекс упражнений одного из них — тайцзи — цигуна.
Соавтор: Ма Цзижень
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена древней китайской практике — цигун. Проверенные веками методы вскармливания жизни (старинное название цигун) — это и терапия, и гимнастика, и философия, и психическая саморегуляция, и обретение гармонии с миром.
Цигун открывает людям широкие возможности для совершенствования. Практически каждый человек, независимо от того, здоров он или болен, может ощутить благотворное влияние цигун буквально через несколько недель занятий. Желающий обрести физическое здоровье — окрепнет, ищущий духовной поддержки — ощутит гармонию с миром, склонный к поискам истины — познает мудрость даосов.
Комментарии читателей
httptaichiquaninfo / 18.02.2018 Плохие новости
Разделы: Истории о цюане
25 октября 2016
Ушел из жизни мастер Ма Цзянбао. Известный востоковед Май Богачихин покинул этот мир
Пока я был в Гонконге, произошли два прискорбных для мира тайцзицюань события. Да, я знаю, что этот сайт больше о позитивной стороне тайцзи, но тут я решил сделать исключение.
Первое событие: мастер Ма Цзянбао, о котором я писал в статье «Тем временем в Германии» 13 октября скончался в возрасте 75 лет. Это был выдающийся мастер, носитель семейной передачи тайцзицюань. Конечно же, он оставил после себя множество учеников, но когда уходит мастер такого уровня, у меня возникает чувство, будто навсегда закрывается огромная книга знаний и опыта. Это большая потеря для мира тайцзицюань – но такова жизнь.
Другое неприятное для меня событие: 15 октября ушел из жизни Май Богачихин. Да, я знаю, что его переводы далеки от идеала, но то как он горел своим увлечением – тайцзи и цигун – всегда находило во мне отклик. Я с радостью читал его переводы, некоторые перечитываю снова и снова. Например, книгу «Цигун. История, теория, практика».
Май Михайлович прожил долгую (87 лет) жизнь, и так писал о себе:
«не смотря на давно седые волосы и все уменьшающееся количество своих родных зубов я почти не ощущаю влияния возраста, не хожу к врачам (кроме зубных), каждый год выходят мои книги, не говоря уж о статьях, т.е. все так же много работаю, жизненной энергии много, настроение позитивное, спадов не допускаю, чего и вам желаю!»
Спасибо Вам, Май Михайлович, за ваши труды, покойтесь с миром.
Источник
Богачихин май михайлович уроки китайской гимнастики вып 1
ВѢДИ запись закреплена
УРОКИ КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКИ СЕРИЯ (ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ)
Цигун — это китайская гимнастика, которая, конечно, представляет собой нечто большее, чем пассы руками в воздухе. Надо понимать, что китайская гимнастика совсем не похожа на гимнастику в нашем, обыденном понимании. Это не привычная зарядка с «раз-два-сели-встали», где движения приносят физическую бодрость, но никак не задействуют наше сознание. Не всем пожилым людям, кстати, такой кружок подойдет. А вот цигун (в его легкой форме) не требует хорошей физической подготовки и отлично подойдет людям старшего возраста, которые накопили за жизнь букет недугов.
История цигуна, если верить информации из Сети, берет свое начало еще до нашей эры. В провинции Хунань Китая нашли изображения физических упражнений цигун на шелке, сделанные еще во II веке до нашей эры. Если вдаваться в смысл цигуна, его содержание, то он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов. Но оставим эти вещи историкам и философам. На практике же цигун используется в разных формах и очень широко. Например, в Китае его применяют в медицинских и лечебных целях. Для практикующих китайские боевые искусства цигун — часть подготовки, которая улучшает боевые навыки. Его используют как часть медитации или даже для улучшения моральных качеств (речь идет о сторонниках конфуцианства). На деле же цигун — это сочетание дыхательных и двигательных упражнений. Китайских иероглиф «ци» переводится как «энергия», а «гун» — работа. Получается, что это самая настоящая работа с энергией.
Однако цигун не похож на восточные единоборства, о которых можно подумать, услышав это слово.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА :
— Пожилые люди действительно могут заниматься китайской гимнастикой, или цигун, в легкой форме, — разъясняет врач-терапевт общей практики Ирина Платонова. — Однако надо соблюдать несколько правил. Во-первых, практиковать только легкие упражнения, без нагрузки на ослабленные мышцы и суставы. Повышенная нагрузка может вызвать дискомфорт или даже боль из-за растяжения или повреждения. Во-вторых, следует постепенно увеличивать время занятия и сложность упражнений (из категории легких): сначала заниматься час, потом полтора, потом два. При длительных упражнениях устраивать двигательные перерывы: немножко походить, размяться. Резкая нагрузка приведет к чрезмерной усталости и может навредить. Кроме того, наставник должен следить за состоянием участников занятия и их дыханием. Несмотря на то что цигун в легкой форме не может нанести вреда организму, надо учитывать «букет» болезней. Например, если у пожилого человека проблемы с опорно-двигательным аппаратом, например с коленями, следует исключить упражнения на ноги, приседания. Или же при травмах спины не стоит давать нагрузку на спину — например, резко или сильно нагибаться. В любом случае перед тем, как записаться на курсы, пожилому человеку следует обязательно проконсультироваться со своим лечащим врачом и наставником, который будет вести занятия.
Уроки китайской гимнастики. Выпуск 1
В брошюре раскрывается смысл и содержание традиционных китайских гимнастик (их разновидностей очень много), пришедших из глубины веков. Дается комплекс упражнений одного из видов — тайцзи — цигуна.
Для массового читателя.
Уроки китайской гимнастики. Выпуск 2
Брошюра предлагает читателю рассказ о традиционной китайской гимнастике ушу, об ее истории, многообразии стилей, философских и нравственных основах и оздоровительно-профилактическом эффекте. Базовые упражнения гимнастики, комплекс упражнений одной из наиболее популярных школ ушу — шаолиньской — с подробными комментариями и иллюстрациями — все это вы найдете на страницах брошюры.
Издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся восточными оздоровительными системами и желающих на практике заняться их освоением.
Уроки китайской гимнастики. Выпуск 3
В этом выпуске брошюры изложены основные принципы одной из самых распространенных разновидностей китайской гимнастики ушу — тайцзицюань. Читатель узнает об истории ее возникновения, оздоровительно-профилактическом эффекте. Подробно изложена методика ее изучения, приведен комплекс упражнений.
Для массового читателя.
Уроки китайской гимнастики. Выпуск 4
В книге раскрывается смысл и содержание одной из разновидностей китайской гимнастики — цигуна. Она также поможет в практическом освоении этой замечательной системы оздоровления. Все движения комплекса иллюстрированы.
Для массового читателя.
Если интересно подписаться.
Источник
Читать онлайн «Уроки китайской гимнастики»
Автор Май Богачихин
ББК 75. 1
Кандидат исторических наук, доцент А. М. Подщеколдин, президент Всесоюзной ассоциации боевых искусств
Богачихин М. М.
Б73 Уроки китайской гимнастики (выпуск 1). — М. : Со
ветский спорт, 1990. — 45 с, ил. — (Физкультура для
В брошюре раскрывается смысл и содержание традиционных китайских
гимнастик (их разновидностей очень много), пришедших из глубины веков.
Дается комплекс упражнений одного из видов — тайцзи-цигуна.
Для массового читателя.
4202000000-834 К Б _ 2 1 _ 2 0 ББК 75. 1
ь 099(02)—9 0 к
ISBN 5 — 8 5 0 0 9 — 2 0 9 — 0 © Издательство «Советский спорт», 1990
зя к ней относиться легкомы
сленно, порой впопыхах препод
нося людям эту древнейшую
Среди китайцев не встретишь
специалиста, который бы сказал,
что он в совершенстве владеет
многоликой ушу. Изучением и
развитием этой системы на ее
родине занимаются многочис
ленные организации и среди
них — Всекитайская ассоциа
ция ушу, Академия ушу при
Госкомспорте КНР, факультет
«Важнейшие требования при ушу Пекинского государствен
обучении ушу — терпимость, ного университета физкультуры, п о с т е п е н н о с т ь , п о с л е д о в а
ассоциация ушу Академии
тельность, уважение тради
наук КНР, тысячи секций ушу
ций,— с доброй улыбкой рас
при школах и институтах. В Ки
сказывал один из руководи
тае издается около пятидесяти
телей Пекинской академии газет и журналов, посвященных
художеств Лю Чжаньцзян. — ушу!. .
Ушу — это вид физической
культуры, исторически сложив
Б. Федосов
шийся в Китае на основе тру
Из статьи «Разгадки загадок ушу»
довой и военной деятельности.
Пекин — Москва, апрель 1989 года
Я причисляю себя к 15 миллио
нам китайцев, преданных ци
гуну — самостоятельной под
системе ушу. Цигун близок к
гипнозу, аутотренингу, пси-
хорегулирующей тренировке. Выпуском этой брошюры
Я, например, занимаюсь цигу
издательство начинает публика
ном ежедневно с 23 часов до цию цикла под общим названием
часа ночи. Подчеркиваю, ежед
«Уроки китайской гимнастики».
Настоящая брошюра — ввод
Все, что мне удалось увидеть ная и содержит в основном об
в Китае за несколько дней на щие сведения; это то, что назы
массовых занятиях ушу и цигу
вается «началом знакомства».
ном, восхищало. Однако я не мо
Последующие выпуски будут
гу полностью присоединиться к содержать главным образом
тем, кто у нас лихо утверждает: практические рекомендации, ме
«Ушу — гимнастика, доступная тодики занятий различными
всем!» Ничего подобного. Она видами традиционных китайских
доступна далеко не всем, и нель
При подготовке материалов ли физические упражнении! для
о традиционных китайских монахов формой благодарствен
гимнастиках редакция столкну
ной молитвы Небу и Земле, соз
лась с тем, что, пожалуй, можно давшей Человека, или просто
назвать одним из феноменов служили для укрепления тела
ушу. В нашей стране сейчас су
• духа, без чего не выдер
ществует множество школ • жать сверхдолгих молитвенных
групп, придерживающихся раз
бдешн_ Но давно пора, чтобы
личных взглядов на многие шве 1— ни гости от подобных
вопросы по поводу ушу и веду
споров традиционные восточные
щих между собой ожесточенные
гимнастики • у вас начали «рабо
споры (причем порой в не совсем
тать» на здоровье народа
«парламентских» выражениях).
Первым в цикле «Уроки ки
Впрочем, подобная полемика тайской гимнастики» слово
имеет место во многих странах, предоставляется одному из са
в том числе и в Китае. Однако мых давних у нас энтузиастов
там она не препятствует внед
ушу М. М. Богачихину. Его
рению ушу в широкую физкуль
оппоненты-рецензенты не во
турно-оздоровительную прак
всем с ним согласны (это ка
тику.
сается прежде всего истории
Спорить ведь можно беско
вопроса и последовательности
нечно долго. Например, о том, изложения; по методике заме
сколько веков истории насчиты
чаний нет). Ну что ж, пусть, как
вает та или иная система. О том, говорится, «расскажут луч
созданы ли эти системы мифи
ше» — им тоже будет дана воз
ческими «учителями» или посвя
можность выступить в «Уроках
щены им безвестными создате
китайской гимнастики».
лями. О том, как пришел леген
В целом же нет сомнения,
дарный Бодхидхарма в Ин
что цикл изданий, посвященный
дию — «с юга» (т.
через Индокитай) или «с запа
настикам, послужит важному
да» (через Среднюю и Цент
делу пропаганды здорового
ральную Азию). О том, были образа жизни.
сколько слов о том, что же они
тренируют.
Тело: костно-мышечную сис
тему, внутренние органы — по-
разному в разных гимнастиках
для разных целей.
«Жизненные энергии»: уме
ние управлять ими — концент
рировать и перемещать внутри
себя, осуществлять энергети
ческий обмен с внешней средой.
Психику: владение собой и
умение вводить себя в нужные
психические состояния.
Сознание: умение концент
рировать его на частях тела,
Со всех концов света волна
на поставленных задачах и,
ми накатываются на нас модные наоборот, «расслаблять» до пол
увлечения. Каратэ и йога, атле
ной отрешенности от каких-
тическая и ритмическая гим
либо мыслей.
настики, фристайл и брейкданс.
Восточные гимнастики по
Сейчас, видно, пришло, наконец, могают совершенствовать и мо
время китайских гимнастик. По
ральные качества, ибо при не
стараемся популярно рассказать правильном нравственном воспи
о них, не перегружая текст ки
тании, как подчеркивают все
тайскими терминами.
восточные (да и не только во
Начнем с самого общего: что сточные) учения, прочие виды
такое китайские гимнастики? тренинга могут вместо пользы
Как и многие термины, этот принести вред.
термин условен. С гимнастиками
В целом же, по большому
классической спортивной или счету, китайская гимнастика —
античной общего у китайских школа жизни, которая учит
гимнастик мало, в первую оче
жить в гармонии с законами
редь потому, что европейские мироздания.
гимнастики тренируют главным
Прежде чем начать рассказ
образом тело (хотя параллельно о сути китайских гимнастик и о
спорт воспитывает волю и упор
том оздоровительном эффекте,
ство, смелость и великодушие), а
который они дают, необходимо
китайские этим далеко не огра
разобраться в терминах и стоя
ничиваются. Ведь человек,, счи
щих за ними понятиях. Начнем
тают на Востоке, это многоуров
с ушу.
невая система, где тело — ее
Это слово означает в пере
низший уровень. Поэтому во
воде «воинское искусство» или
сточные гимнастики во многом «воинская техника» и может
сложнее, чем западные. Не
включать борьбу и кулачный
5
бой, фехтование на мечах, пи
ние» трешдоют тело, «внут
ках, палках и прочих предметах; ренние» — осмхжку, сознание
стрельбу из лука и пр. Вроде бы
(вообще, мвогве шщы гимнастик
все для боя, но тренируются используют я исжхофшэическую
часто в одиночку — в отличие тренировку). Но нередко, говоря
от западных фехтовальщиков. «ушу», подразумевают именно
Термин «ушу» появился еще «внешние» школы.
в средневековье, однако лишь в
Многие термины, использу
XX веке под этим словом стали емые в китайских гимнастиках, понимать все созданные в Ки
пришли к нам через европейские
тае способы единоборства с ору
языки. Зачастую, не зная правил
жием и без него, а также свя
занные с подготовкой бойцов слов на этих языках, некоторые
методы тренировки и основан
пропагандисты ушу в нашей
ные на них гимнастики. В Китае
стране засоряют литературу раз
под ушу иногда подразумевают личными искажениями китай
все виды восточных гимнастик, ских слов типа «конг-фу» (вме
восходивших к приемам подго
сто «гунфу») и пр. Укоренив
товки бойцов (вьетнамское вьет-
шийся на Западе термин «гун
водао, корейское таэквондо, фу» употребляется там как сино
японское каратэ и другие азиат
ним «ушу». Так, название
ские системы, развивавшиеся изданного в Китае «Словаря
во многом на китайской основе).
терминов ушу» на английский
переведено как «Словарь тер
Предшественник наиболее рас
Фактически же термин «гун
ушу (тех, где не применяется фу» имеет более широкое
оружие) назывался цюаньфа, значение, чем термин «ушу» в
что означает «способы кулач
ного боя». Он развивался глав
Гунфу означает «мастер, мас
ным образом в той среде, пред
терство; становиться мастером»,
ставителям которой не полага
а также «подвижничество»,
лось иметь оружие,— в мона
«работа над собой». Многие виды
стырях, среди крестьянства. гимнастик, не связанные непо
К настоящему времени термин средственно с «воинскими искус
«цюань», можно сказать, почти ствами», называются не «цюань»
утратил свой первоначальный или «чжан», а «гун» — «работа», смысл, и под ним подразу
«действие», «подвиг». Этот слог
мевают совсем не «кулак», не входит и в термин «цигун».
Источник