Бодрящая гимнастика с дошкольниками.
статья (средняя группа) по теме
Статья о физическом развитии с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bodryashchaya_gimnastika_u_doshkolnikov.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого я провожу после тихого часа бодрящую гимнастику.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, — улыбающееся доброе лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети сразу же впитывают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или в хорошо проветренном помещении), в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Варианты бодрящей гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж,
- гимнастика игрового характера,
- гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса,
- пробежки по массажным дорожкам,
- лечебно-восстановительная,
- музыкально-ритмическая.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей. Красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствует широкому распространению этого метода.
Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические игры доставляют ребенку не только радость, но и улучшат общее состояние организма, повысят его защитные функции, помогут приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движение пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т.д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить разные задания на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т.д. Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
воспитатель МДОУ д/с № 18 Аничкина Оксана Григорьевна
Источник
Бодрящая гимнастика как одна из форм оздоровительных технологий
Наталья Морозова
Бодрящая гимнастика как одна из форм оздоровительных технологий
Показатели здоровья детей, ежегодно поступающих в дошкольные учреждения, ухудшаются с каждым годом. Это не может не вызывать тревоги у педагогов и родителей. Ведь физическое и психическое здоровье детей закладывается в раннем детстве. Поэтому, одной из основных целей пребывания ребенка в детском саду, является сохранение и укрепление его здоровья. Для достижения этой цели коллективом детского сада при помощи различных форм оздоровления, в частности, «бодрящей гимнастики»,решается целый ряд задач: — оздоровительные (укрепление опорно — двигательного аппарата детей; развитие и совершенствование координации движений; укрепление иммунитета и повышение жизненного тонуса детского организма; тренировка механизма терморегуляции детей); — обучающие (научить детей дышать через нос и производить плавный, свободный выдох, сформировать умение выполнять движения по показу взрослого); — воспитательные (формирование привычки к здоровому образу жизни)
От того, как организованно воспитание и обучение, какие условия созданы для взросления ребенка, зависит его развитие и здоровье в последующие годы жизни. Одной из эффективных форм оздоровления является «бодрящая гимнастика» после дневного сна.
Бодрящая гимнастика в детском саду – важный элемент в становлении фундамента здоровья ребенка. И, чтобы фундамент этот был крепким, проводить бодрящую гимнастику надо систематически.
Цель «бодрящей гимнастики» – облегчить пробуждение организма, стимулировать деятельность внутренних органов, оказывать общеукрепляющее воздействие, мобилизовать защитные силы организма, способствовать повышению работоспособности, улучшению настроения. Структура «бодрящей гимнастики»состоит из трех частей: — вводная часть (включает в себя элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики); — основная часть (включает в себя оздоровительные ходьбу и бег; ходьбу по корригирующим дорожкам); — заключительная часть (включает в себя элементы массажа, упражнения на развитие дыхания, гимнастику для глаз, закаливающие процедуры). Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие,конкретные задачи:
I часть — вводная — призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма. Пробуждение детей происходит в проветренной групповой комнате под плавную мелодию или хорошо знакомую детскую песенку, звук которой постепенно увеличивается (Вивальди, Моцарт, Глинка, Чайковский). Начинают выполнять гимнастику те дети, которые уже проснулись. Остальные присоединяются по мере пробуждения. Одеяла убираются под ноги, дети ложатся на спину, выпрямляют ноги, руки лежат вдоль тела. Вначале, дети здороваются со своими частями тела («Здравствуйте, глазки! Вы проснулись?». Дети прикасаются ладонями к глазам. «Здравствуйте, щечки! Вы проснулись?». Идет прикосновение ладонями к щекам и так далее). Затем, выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, легкие похлопывания по рукам и ногам. Этим упражнения в кроватях ограничиваются, и происходит подъем детей, они остаются в трусах и босиком (длительность 2-3 минуты). Так как, в нашем детском саду нет спален, то некоторое время уходит на уборку кроватей и раскладывание массажных ковриков, корригирующих дорожек и другого инвентаря. Дети в это время посещают уборную. И вот, все готово.
II часть – основная – направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию осанки, упражнение детей в основных движениях, Проводится основная часть гимнастики под бодрую музыку с оздоровительной ходьбы (обычная, на носках, пятках, внешней стороне стопы, в полу- и полном приседе, с высоким подниманием коленей, с различным положением рук) и бега (в разном темпе). Затем идет выполнение комплекса ОРУ (меняется каждые две недели, а также ходьба по корригирующим, массажным, сухим и мокрым дорожкам. Необходимо следить не только за правильным выполнением упражнений, но и за осанкой детей. Длительность основной части варьируется от 4 до 7 минут в зависимости от возраста детей.
III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. В этой части бодрящей гимнастики под плавную музыку выполняются упражнения для дыхания и для глаз, элементы массажа, проводится индивидуальная работа с детьми и закаливающие процедуры (обширное умывание, обтирание мокрой махровой варежкой). Длительность заключительной части варьируется от 2 до 5 минут.
Таким образом, общая длительность бодрящей гимнастики для младшего возраста составляет от 5 до 8 минут, для среднего возраста – от 8 до 10 минут, для старшего возраста – от 12 до 15 минут.
Такая форма оздоровительной двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, формирует привычку правильно дышать и, следовательно, помогает ему стать здоровым.
Список используемой литературы:
1. Семенюк Е. А. «Лечебные игры для детей», Р- на Дону, Феникс 2015г.
2. Воронова Е. К. «Формирование двигательной активности детей 5-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2012г.
3. Субботина Е. А. «Физкультминутка», Р-на Дону, Феникс, 2014г.
4. Трясорукова Т. П. «Доброе утро, малыш!», Р- на Дону, Феникс 2015г.
5. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. «Пальчиковые упражнения для детей 2-7 лет», Волгоград, Учитель2015г.
6. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников», СПб. «Детство-пресс», 2012г.
7. Литвинова О. М., Лесина С. В. «Оздоровительная гимнастика», Волгоград, Учитель,2012г.
«Клуб любящих родителей», как одна из форм культурной практики в ДОУ «Клуб любящих родителей», как одна из форм культурной практики в ДОУ Ничипорчук Елена Викторовна воспитатель, Канск, Красноярский край Содержание.
Квест как одна из форм работы с дошкольниками Устинова Наталья Николаевна воспитатель, ГБДОУ д/с № 52 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга «Квест, как одна из.
«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.
Фотоотчет. Книжки-малышки «Пернатые соседи», как одна из форм работы с родителями. В рамках проекта «Кормушка для пичужки», проводимого в нашей группе, дети совместно с родителями изготовили книжки-малышки о наших пернатых.
Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ. Одной из таких форм взаимодействия музыкального.
Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Начался новый учебный год. Наше дошкольное учреждение по прежнему работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из его.
Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.
Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения и бодрящая гимнастика после сна» Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетие приобрела особую актуальность,.
Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает.
Закаливание как одна из форм здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. Закаливание как одна из форм здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. СидороваЮ. Н., воспитатель,.
Источник
Бодрящая гимнастика для дошкольников
статья на тему
Бодрящая гимнастика для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bodryashchaya_gimnastika_dlya_doshkolnikov.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Консультация для педагогов и родителей)
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, — улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несёт положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети сразу же впитывают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах или форточках (или в хорошо проветренном помещении), в течение 5 – 7 минут в зависимости от возраста детей.
Варианты бодрящей гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам;
- самостоятельная;
- лечебно – восстановительная;
- музыкально – ритмическая.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами самомассажа и точечного массажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.
Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических игр. Ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально – ритмические игры доставляют ребёнку не только радость, но и улучшат общее состояние организма, повысят его защитные функции, помогут приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж руг и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребёнка.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие чёткое произношение, развивающие память детей.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках, на пятках, парами, медленный бег и т. д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д. Такие коврики – дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой (варежкой) и т. д.). Всё это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье.
Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».
Источник