Бихарская школа йоги что это

Бихарская школа йоги что это

«Тантра по сути своей — наука практическая, а не интеллектуальное знание, и лишь практика ведет к истинному опыту и подлинному пониманию».

Свами Сатьянанада

Общая информация

Название: Бихарская Школа Йоги (Bihar School of Yoga).

Основатель: Свами Сатьянанда Сарасвати (род. 1923).

Президент: Свами Ниранджанананда Сарасвати (род. 1960).

Местоположение: Хайдакхан, Уттар Прадеш.

Адрес: Bihar School of Yoga, Ganga Darshan, Fort, Munger, Bihar 811201, India.

Tel.: 91+(0)6344+22430.

Факс: 91+(0)6344+20169.

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В письме указывайте «физический» почтовый адрес, поскольку ответ, скорее всего, придет обычной почтой.

Бихарская Школа Йоги производит несколько обескураживающее впечатление: она очень напоминает обычный студенческий городок — с административным зданием из стали и цемента (украшенным гигантским знаком ОМ), с перекличкой перед началом занятий (ученики откликаются на свои фамилии быстрым «Хари Ом!»). Но это, вероятно, вполне приемлемо для ашрама, уже прославившегося своими интенсивными тренировочными йогическими программами, своего рода «университета йоги». Созданная по образцу буддийского университета в Наланде и тантрического университета в Викрамшале, бихарская школа стремится сочетать духовную практику с научными исследованиями.

Наставники и процесс обучения

Свами Сатьянанда, родившийся у подножия Гималаев, в 19 лет оставил дом и семью, отправившись на поиски духовного учителя, которым стал Свами Шивананда, великий йог из Ришикеша. На протяжении 12 лет Сатьянанда верно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Впоследствии Свами Сатьянанда много путешествовал — по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, а в начале 1964 году основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.

Прежде чем заниматься у Шивананды, Сатьянанда начинал учить Тантру — учение, согласно которому пробуждение Шакти, или энергии, есть необходимый шаг для трансформации Шивы, или сознания. В отличие от других школ, продолжающих традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализаций и — крийя, т.е. последовательность асан, пранаям, мудр и бандх.

Как говорил Свами Сатьянанда, «физическое тело — это кладезь пранической энергии, динамо-машина, сквозь которую проходит бесчисленное множество электрических токов». Бихарская школа рассматривает асаны, пранаяму, мудры и бандхи как некие способы для подключения к этому источнику энергии. «Пока вы не поймете, как взаимодействуют энергия и сознание, вы не сможете разбудить высшие уровни разума», — поясняет Свами Сатьядхарма, один из преподавателей школы.

Это, безусловно, не то, что обыденное сознание понимает под тантрой. В ашраме царит суровый дух самоограничения, самоотдачи и самоконтроля — никаких вам горячих ванн или «священного секса». Занятия идут с 5 утра до 8 вечера, с одним выходным днем. Студенты одеваются в белое, а учителя (половина преподавательского состава — индийцы, половина — выходцы с Запада) носят оранжевые одежды саньясинов. Территория школы окружена шестиметровой кирпичной стеной, по верху которой протянута колючая проволока — чтобы удерживать мир снаружи, а студентов внутри. Единожды пройдя через гигантские ворота, вы не сможете выйти без письменного разрешения, которое должно быть подписано двумя или тремя свамиджи; паспорта у студентов отбираются, и чтобы получить их обратно (например, для обмена валюты в городе) нужно приложить немало усилий. Цель этих мер — поддерживать атмосферу концентрации, ограждая учеников от хаоса окружающего мира и давая им возможность полностью погрузиться в обучение.

Практики, которые преподаются здесь, были разработаны самим Свами Сатьянандой для современных практикующих. Они базируются на упоминаниях и ссылках в древних тантрических текстах, классических техниках йоги и самкхья, на современных научных исследованиях в области анатомии, физиологии и психологии. Если вы уже серьезно занимались хатха-йогой, то вам следует быть готовым к тому, что асаны здесь практикуются по минимуму — и из насыщенного расписания весьма трудно выкроить время для физических упражнений, разве что делать их во время перерывов на еду (как и поступают некоторые студенты).

Уникальная технология Бихарской школы — это «йога нидра» (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии, как говорит Сатьянанда, разум восприимчив и в состоянии отделаться от ненужных привычек и устремлений. Кроме того, вы можете получить интуитивную информацию из бессознательного, которая может помочь вам в решении проблем. «Разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области. Вот тайна удивительных достижений великих йогинов и свами», — писал Сатьянанада.

Занятия идут по двум программам: «Бихарская Школа Йоги» и «Бихар Йога Бхарати» (университет йоги). Первая программа предлагает одномесячные курсы по подготовке преподавателей, 15-дневный курс йогического оздоровления, продвинутое обучение тантрическим практикам, вводный курс саньясы, который дает возможность пожить некоторое время жизнью саньясина, не принося обетов. Вторая программа предлагает:

— четырехмесячный сертификат по йогическим наукам;

— годичную программу с дипломом;

— шесть двухгодичных мастерских ступеней — философия йоги, санскрит и другие индийские языки, йогическая психология;

— прикладные йогические науки; экология и науки об окружающей среде.

Курсы весьма интенсивные, они включают в себя экзамены, в том числе и письменные.

Свами Сатьянанда покинул бихарскую Школу в 1988 году, чтобы стать садху, странствующим святым. Теперь ашрамом руководит Свами Ниранджанананда, сын одного из преданных Сатьянанды, росший при ашраме с четырехлетнего возраста.

Условия и питание

Кампус расположен в излучине реки Ганги, которая струится мимо ухоженных лужаек и садов Школы. Согласно местному преданию, когда-то на этом холме стоял дворец Карны, сражавшегося против Кришны и Арджуны (как о том рассказывается в «Махабхарате»). В пяти общежитиях — 163 чистые прилично обставленные комнаты с одной или двумя кроватями. Выдается постельное белье. В семиэтажном главном здании находятся комнаты для занятий, офисы и библиотека.

Пища простая индийская вегетарианская, не острая. Готовить в комнатах запрещается.

Расписание

У разных программ — разные расписания, но обычно занятия начинаются в 5.30 с асан. Затем следует легкий завтрак, остальная часть дня посвящена лекциям, карма-йоге и йога-нидре с перерывами на еду в 10.30 и 17.30. Вечером — киртан или сатсанг.

Оплата

4 месяца «Бихар Йога Бхарати» стоят 1000 долларов для студентов-иностранцев (4000 рупий для индусов).

Годичная программа — 3000 долларов (12000 рупий).

Одномесячная программа обойдется в 300 долларов.

Еда и проживание включены.

Как добираться

До Могира — поездом из Дели, Калькутты, Варанаси или Бомбея. Остановка Джамалпур-джанкшен. Ашрам в 6 милях от Джамалпура, до него можно доехать на такси.

Прочее

Только дураки пытаются утвердить «авторское право» на Истину, оно есть только у невежества.

Авторский сайт Юрия Бхарат e-mail: mail@ashram.ru

Источник

Бихарская школа йоги

История возникновения

В современном мире слово «йога» стало очень популярным. Существует много видов и направлений йоги, групп и ответвлений. В этой статье речь пойдёт о таком виде йоге, как Бихарская школа йоги, которую ещё называют Сатьянанда-йогой.

Бихарская школа йоги была основана в 1964 году. Свами Сатьянанда Сарасвати является основоположником данного направления в йоге. Он родился в 1923 году в Гималаях. Его учителем был знаменитый мастер йоги Свами Шивананда. Свами Сатьянанда долго учился у своего учителя, а потом отправился странствовать по свету. В дальнейшем он основал свою собственную школу в городе Мунгере, которую назвал Бихарской школой. Здесь был основан ашрам и исследовательский институт. Сейчас это ашрам – университет, в котором могут обучаться индийские студенты и приезжие. В университете обучают йогатерапии, садхане и крийя-йоге. Как и большая часть видов йоги, Бихарская школа йоги – это объединение духовного развития с работой над телом.

Отличительные особенности

Бихарская йога представляет собой синтез древнего учения и современный подход с учётом ритма жизни современного человека. Бихарская йога включает в себя карма-йогу, джняна-йогу, бхакти-йогу и крия-йогу. Помимо этого, Бихарская школа йоги строится на выполнении асан, пранаям, крий, йога-нидры и мантр. Отличительной особенностью данного направления является тантрический элемент, а именно выполнение крий, т.е. последовательности из практики дыхания, задержки бандх, выполнения мудр и асан, а также пробуждение жизненной энергии, или праны, с помощью визуализации. Помимо этого, большое внимание уделяется йога-нидре – виду йоги, при котором человек расслабляется, находясь в шавасане, погружается в сон, но сохраняет осознанность. Практика йога-нидры позволяет успокоить свой ум, глубже понять себя и способствует глубокому успокоению. Асаны взяты из хатха-йоги. Помимо этого, в этом виде йоги присутствуют шаткармы – очистительные процедуры для тела.

Основной целью Бихарской школы йоги является пробуждение энергии кундалини, очищение всех чакр человека, поднятие энергии до уровня сахасрары чакры.

Практика Бихарской школы

В начале занятий это асаны и пранаямы. Асаны выполняются вместе с бандхами и мудрами для того, чтобы пробудить энергию кундалини и подготовить организм для выполнения йога-нидры. Начать практиковать Бихарскую йогу может каждый. После раскрепощения тела практикующие переходят к практике пранаям для успокоения ума. И уже после того, как практикующие успокоили свой ум, можно переходить к йога-нидре. Для выполнения йога-нидры необходимо принять позу шавасаны и следовать инструкциям своего учителя. Перед началом практикующий создаёт намерение, так как это очень важно, чтобы оно во время практики вошло в тело. Затем называется часть тела, практикующий визуализирует эту часть тела, касается её рукой, потом произносит мантру и направляет её именно в эту область.

Результат практики

Как и в любом другом направлении, важна регулярность в практике, которая, согласно Бихарской школе йоги, ведёт к раскрепощению тела, успокоению ума, осознанности, бодрости и поднятию энергии. Очень важна практика йога-нидры, так как в результате регулярной практики человек начинает разбираться в своём внутреннем мире, учится управлять своими желаниями, отличать свои мысли от чужих и формировать свою реальность. Помимо этого, это прекрасная возможность встречи со своими страхами и комплексами. Практика любого вида йоги является путём к внутренней свободе, путём к своему внутреннему «я» за счёт освобождения от омрачений, привязанностей и страданий.

Источник

Современные стили йоги. Бихарская школа.

Постоянные читатели блога «Хануман» уже фактически прекрасно знакомы с традицией йоги Бихарской школы, так как освещаемые мной темы даются именно с этих позиций. Уверен, что знания и наработки этой поистине современной школы йоги могут принести огромную пользу всем искренне жаждущим самопознания!

Бихарская школа йоги довольно известна, как на Западе, так и у нас — благодаря славе Свами Шивананды и его ученика — Свами Сатьянанды Сарасвати. Они прочитали много лекций в западных странах, основали собственные йога- (и медицинские исследовательские) центры. Но Шивананда и Сатьянанда были совершенно разными людьми, с уважением, но творчески подходившими к традиции йоги. Они оставили совершенно разное наследие! Шивананда был, прежде всего, врачом, и подарил нам замечательное руководство по йогатерапии многих заболеваний. Свами Сатьянанда, его ученик, преследовал в основном интересы духовного развития, и популяризировал на Западе именно те методы йоги, которые могут ему активно способствовать: это, прежде всего, Йога-нидра и Крия-йога. В настоящее время традиции Бихарской школы реализует преемник С.С. Сарасвати, Свами Ниранджанананда Сарасвати (русские последователи часто называют его сокращенно — «Свами Ниранджан»).

Многие не замечают разницы между Шивананда-йогой и йогой Бихарской школы, и путают их, что весьма досадно, ведь это диаметрально разные направления практики. Если стиль Шивананда-йоги — «статическое выполнение небольшого количества достаточно простых асан » — то к Бихарской школе это не применимо вообще. Если подсчитать количество асан, используемых в Бихарской школе — то здесь вовсе не «небольшое», а очень большое количество асан, и далеко не все из них «простые». То же касается и пранаям, и других техник йоги.

Если Шивананда-йога имеет целью йогатерапию и, в какой-то степени, подготовку к йоге Бихарской школы, то сама йога Бихарской школы вовсе не имеет «терапевтической направленности». Этот стиль, честно говоря, рассчитан на весьма здоровых и сильных людей, полностью и серьезно погруженных в процесс Самопознания. Неверно и расхожее мнение, что к этому стилю «нет противопоказаний»! Противопоказания имеются к каждой асане или пранаяме, и зачастую в большом количестве. Поэтому неверно было бы утверждать, что стиль подойдет всем без исключения.

Говоря про наследие Свами Шивананды, стоит отметить, что у него было два главных ученика: Свами Сатьянанда и Свами Вишнудевананда. Каждый из них практиковал и затем преподавал в своем, непохожем, стиле. На мой взгляд, Сатьянанда уловил суть духовного пути йоги, и направлял учеников по пути Крия- и Хатха-йоги к духовной целостности, в то время как Вишнудевананда-джи увлекал последователей (большая часть из которых находилась и находится в США) мастерским выполнением асан. В каждом из этих учеников гений Шивананды отразился по-своему. Чтобы не запутаться самим и еще больше не запутать начинающих, последователи Свами Вишнудевананды обычно называют свой стиль «Шивананда-йога», а традицию Бихарской школы несут преемники Свами Сатьянанды (хотя иногда это «соглашение» не соблюдается). Обе школы весьма популярны на Западе и проводят несколько тичерс-курсов ежегодно, в разных городах Индии и других странах мира, имеют громадные финансовые активы и недвижимость.

Если в двух словах, то разобраться просто: Шивананда-йога — это йога-терапия, стиль Свами Вишнудевананды («западная Шивананда-йога») — это чистая Хатха, а Бихарская школа тяготеет к Крия- и Раджа-йоге, с опорой на Хатху «постольку-поскольку». В Бихарской школе одной из главных практик (для опытных практикующих) являются визуализации и медитации из Крия-йоги («йоги тонкого делания») и ежедневно выполняется Йога-нидра, что сразу отличает ее от других школ.

В Бихарской школе такое разнообразие практик, и «планка» мастерства поднята так высоко, что на достижение мастерства, очевидно, требуется целая жизнь интенсивной практики. Несмотря на то, что сейчас в Ашрамах школы преподавателей готовят за месяц и выдают сертификат, отец-основатель школы, С. Сатьянанда своим примером с очевидностью показал настоящий масштаб работы, предстоящей студентам, не говоря уже о мастерах. Показательным в этой связи считаю упомянуть, что на склоне лет сам основатель стиля, С.С. Сарасвати (уже обладая сетью йога-центров и солидным состоянием) провел годы в добровольных скитаниях и паломничествах, питаясь подаянием, а затем 12 лет в затворе, с целью достичь финальных уровней йога-садханы. Его биография — источник вдохновения для всех современных йогов, и «эталон соответствия» высоким стандартам Бихарской школы.

Кому может быть интересна Бихарская школа йоги?

Прежде всего, людям, которые либо от рождения, либо благодаря работе с йогатерапией не имеют особых проблем ни со здоровьем, ни с практикой традиционной хатха-йоги, и ищут «чего-то большего». Бихарская школа (хотя об этом не всегда говорится во первых строках публикаций и учебников), проще говоря, бросает современному человеку вызов: освоить Раджа-йогу в полном объеме за одну жизнь, «как завещал великий Патанджали». Бихарская школа не соглашается на компромиссы вроде западной «йоги для похудания» и тому подобных прикладных дисциплин. Задачей ставится ни много ни мало освоение цельного комплекса из асан, пранаям и медитаций от простого до самого сложного уровня, а также регулярная практика йогических чисток — Шаткарм — и работа с энергией через практику бандх и мудр. То есть, фактически, человеку предлагается освоить йогу на мастерском уровне, сделать йогу образом жизни. Понятно, что такой «макси-план» на продвинутых уровнях требует от адепта полной вовлеченности, если человек хочет дойти до конца программы в рамках этой жизни. Школой подготовлен внушительный систематический курс «от разминки до подъема Кундалини», рассчитанный на 2 месяца — увесистый том, настоящая «Библия йоги». Однако от себя хочу заметить, что очевидно далеко не все уложатся в предложенный срок (да и надо ли).

Бихарская школа всегда поощряла санньясу, йогическое монашество. Некоторый акцент в трудах С.С. Сарасвати также делается на необходимость следовать религии индуизма для достижения финальных результатов продвинутых практик (Свами был, в том числе, мастером сложненийших ведических религиозных церемоний — ягий). В то же время, в русле практик школы всегда остается лазейка для «мирян» и сомневающихся — то есть людей, которые искренне тяготеют к мирским благам, и не хотят менять свое сознание, а хотят получить пользу от йоги, желают улучшить состояние здоровья, укрепить тело, и гармонизировать психику. Бихарской школой разработаны программы, позволяющие практиковать в этом стиле и добиваться заметных успехов даже практикуя не более 30 минут в день (см. все тот же «Систематический курс»). Так что это направление подходит и самым занятым людям, любых философских и религиозных убеждений.

Вы можете ознакомиться с формальным описанием характеристик Бихарской школы в нашей Энциклопедии: кстати, там представлена краткая информация практически вообще по всем значимым современным стилям.

Бихарская школа имеет свой справочник практик, по которому можно (и очень желательно!) сверяться по правильности выполнения той или иной техники – см. Свами Сатьянанда Сарасвати. «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха», разные издания (недавно вышло юбилейное, к 70-летию школы). Для изучения же йоги комплексно, «от А до Я», следует взять другую книгу – практическое руководство-самоучитель «Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс» (в двух томах, но иногда публикуется одной книгой).

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источник

Читайте также:  Йога как правильно худеть
Оцените статью