Бхагавад гита йога джйотиш

Бхагавад Гита-йога

Бхагавад Гита — это евангелие духовной жизни. Она не затрагивает отвлеченные вопросы о жизни в ином мире, не связанной с практической деятельностью здесь, но рассматривает весь диапазон опыта и устанавливает правила дисциплинирования жизни на земле. Ни один из аспектов и сфер жизни не упущен из внимания Бхагавад Гиты, все они учтены в пути преобразования, предложенным ею. Жизнь — это процесс смены переживаний, таинственно и неизбежно связанный со всей Вселенной на всех ее планах существования. Поэтому предлагая решение проблем жизни и предписывая методы регуляции и гармонизации жизненных модусов, Гита принимает во внимание всю Вселенную, где протекает эта жизнь. Величие Гиты заключается в цельности ее кругозора, в универсальности ее учения и во всестороннем подходе ее доктрины. Совершенный Человек преподносит совершенную науку совершенной жизни. Эта совершенная наука Бхагавад Гиты направлена на раскрытие глубочайшгй тайны и передачу ее на языке, который одновременно прост и величественен, преисполнен обаяния и достоинства, который открывает славу Духа, великолепие Божественности. Этой тайной является связь между человеком и Богом, между человеком и его окружением. Когда однажды познается эта тайна существования, это искусство жить, тогда человек поднимается из ограниченности к блаженной законченности.

Бхагавад Гита раскрывает тот факт, что первопричиной несчастий, в которых пребывает человек, является его ошибочное мнение о его отношениях с телом и миром, а фактически и с Богом. О преходящей природе тела и мира и о бессмертной природе сознательной души забыто, и человек привязан к противоположности этой истины, думая, что тело и объекты, среди которых оно находится, имеют неизменную ценность, и что «я» — это зависимая сущность, вовлеченная во взаимоотношения с вещами, по-видимому поддерживающими ее. Шри Кришна открыто провозглашает бессмертие души и недолговечность всех посторонних элементов. «Несуществующее никогда не становится существующим, и существующее никогда не становится несуществующим» (11.16). Душа существует, а все объективные феномены не существуют. Несуществующее нужно понимать как то, что не продолжается, то, что не сохраняется в изменяющихся процессах времени. Влечение к несуществующему и ложное представление о том, что объекты доставляют удовольствие «я», в корне поражают покой души, ибо эти пристрастия и ложные идеи происходят из неведения. «Удовольствия, рожденные контактом — это колыбели страданий; мудрец не радуется им» (V.22). Это неведение и ложное представление являются основой жизненных страданий.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для тазобедренного сустава трохантерит

Для того, чтобы различить истину и ложь жизни, необходимо воспользоваться буддхи, или высшим разумом. Различить реальное и нереальное можно, лишь когда на факты и события, становящиеся содержимым сознания, проливается свет понимания. Но чаще всего происходит так, что разум человека работает в сотрудничестве с чувствами и становится лишь орудием последних, выполняя функции передачи индивидууму характеристик объектов, воспринимаемых чувствами. Он интерпретирует жизнь в терминах пространства, времени и объектов и низводит опыт до телесного сознания. Радости и страдания жизни, даже добро и зло рассматриваются с точки зрения чувственного опыта, и кажется, что разум играет партию второй скрипки под завывание чувств. Но известно, что истинное счастье невозможно обрести, обращаясь к телу и его физическим компаньонам. Знание этого факта может войти в разум человека, только когда он очищен и освобожден из когтей чувств. Разум, отражающий характеристики чувственного опыта, отличен от a priori разума, который черпает жизненные силы из внутреннего «Я» и управляет энергиями чувств, не будучи связан пространственными и временными отношениями. Но чувства будут продолжать работать, даже когда разовьется независимый очищенный разум. Человек не может прекратить действовать. Действие — это закон индивидуальной жизни. Действовать, не позволяя разуму привязываться к действиям — вот сущность карма-йоги. «Кто свободен от эгоизма, чей разум не запятнан, тот, даже разрушая эти миры (людей), не разрушает и не связывается.» (XVIII. 17).

Прекращение физических действий не является не деянием. Человек может быть физически неактивным и все же совершающим действия. Витальное, эмоциональное, ментальное и интеллектуальное действия — вот настоящие действия. Прекращение этих действий будет настоящим недеянием. Но человек не свободен сделать это. Он вынужден действовать по самой природе своего существа. Все действия, как правило, вносят беспокойство в феноменальные оболочки личности человека. Из-за этого беспокойства он переживает ненормальное состояние своего существа. И чтобы поддерживать уравновешенное состояние даже во время беспокойной деятельности, он должен действовать в духе самопожертвования, самоотдачи, самообуздания или самопознания. Вселенная — это живой организм, каждый элемент которого волей-неволей вынужден и склонен исполнять единый закон организма. Поэтому долгом каждого является осознание этого великого организма и действие в согласии с ним. Карма-йога, которой учит Шри Кришна, — это действие, основанное на сознании абсолютности Бога, преданности себя Богу, или устойчивой сосредоточенности на Боге. Девизом жизни человека должны стать любоВь и служение. Человек не может совершенно отказаться от действия, но он может нейтрализовать последствия действий, обращая их в йогическую деятельность.

Читайте также:  Партерная гимнастика что эта такое

Никакой человек не может действительно жить счастливо, будучи корыстным. Эта Вселенная действует на основе сотрудничества. Одна вещь зависима и связана с другой. Индивидуальный опыт относится к частичному, и абсолютную ценность любого опыта можно узнать и реализовать только во вселенском Сознании, частями которого мы всё являемся. Блага, которыми наслаждается человек в своей жизни, являются продуктами совместного действия всех индивидуумов Вселенной, и тот, кто пытается присвоить себе вещи для своего удовлетворения, тот поистине вор (см. III. 12). Кастовая система общества установлена для блага всех, для создания почвы совместного действия в соответствии с индивидуальными знаниями и способностями. Социальное благо не может быть изолированным от индивидуального блага. Человек неотделим от своего окружения. Индивидуум, семья, общество, нация и мир — это прогрессирующие поля для проявления и деятельности сознания, на которых оно становится все шире и шире, пока не объемлет всю Вселенную, и погружается в реальность своего Высшего «Я». Каждая из этих стадий должна стать полем для динамичной практики йоги на различных уровнях, и каждое действие должно стать созерцанием Божественной Сущности.

Господь обещает позаботиться о нуждах того, кто непрерывно Его таким образом созерцает. Беспокоиться о пище, одежде, крове и т.п. бесполезно и даже глупо. Ибо, когда человек научится жить в согласии с волей Бога, ему будет дано все необходимое. А когда он не в согласии с Ним, никакое усилие человека не сможет принести ему желаемое завершение и удовлетворение. Оставив все прочие обязанности, ищущий должен смиренно и преданно предстать перед высшим Владыкой всех существ (см. XVIII.66). Когда сделано это, сделано все.

Чувство обладания — величайший иллюзорный фактор в жизни человека. Здесь воистину никому ничего не принадлежит. Вещи есть то, чем они являются в отношении ко Вселенскому Существу, а не то, чем они кажутся в отношении конкретных индивидуумов. Господь распоряжается всеми вещами справедливо, независимо от того, чего хочет от Него невежественный человек. Корысти нет места в схеме Вселенной, и где бы ни ощущалось ее призрачное присутствие, там всходят ростки мучительных зол желания, страха, гнева и последующих страданий. Отвержение низшего «я» ради Высшего «Я», непривязанность в условиях Богосознания, деятельность в непосредственной связи с Абсолютом — вот суть Гиты. Все вещи принадлежат Богу; Он нить, связующая отдельные формы во вселенной (см. VII.7). И также все вещи принадлежат тому, кто распознал превосходство Бога. Те, кто заняты удовлетворением чувств, отрицают Его превосходство и признают раздробленность существующего. Из-за того, что их сознание удалено от сознания Бога, они опускаются до низших рождений (см. XVI. 19). Кто исполняет свой долг (свадхарма) в послушании высшему закону, поднимается до статуса истинного йога, а также помогает достичь этого состояния другим (лока-санграха).

Читайте также:  Йог которого протыкали шпагами

Шри Кришна дает мудрому человеку важное указание — он не должен беспокоить умы невежественных (см. 111.26). Он должен искусно направлять сознание невежды к высшим стадиям понимания. При формировании интеллекта невежественных всегда должны использоваться разумные методы. Никогда не нужно делать утверждений, которые могут возмущать чувства людей, ничего не должно приниматься догматично. Искусство проникновения в сердца других и подъема их в более высокие состояния сознания рациональными методами могут усвоить очень немногие. «Слепое» обращение с людьми является следствием недостаточного проникновения в истину вещей. Шри Кришна — гений искусства «разумного наставления», и Он желает, чтобы каждый мудрый человек умело применял его. Учитель не должен быть просто человеком теории, он должен уметь взволновать сердца всех, чтобы поднять их на высшие уровни своим собственным примером.

Бхагавад Гита-йогу можно назвать анашакти-йогой, йогой ке-привязанности. Шри Кришна снова и снова говорит о зле контакта с внешним и сопутствующим, о необходимости срубить дерево мирской жизни топором непривязанности. Мир держится желанием и непривязанностью к преходящим вещам. Саттва, раджас и тамас, три первичные качества природы, составляют основу мира чувств. Шри Кришна — это Высшее «Я», и каждый должен искать у Него прибежища; это путь к совершенству и бессмертию. Поскольку Господь всюду, преданность Ему означает отречение от частностей, ибо сознание частностей отлично от сознания универсальности сущего, которое есть Бог. Привязанность к Богу означает непривязанность к вещам внешнего мира.

В дополнение к научной методике»иоги удаление личного сознания и фиксации внимания на вечном, являющейся крайне сложным методом самопреодоления, Шри Кришна указывает более легкий и простой путь к Высшему. «Кто совершает работу ради Меня, кто считает Меня высшей целью, кто предан Мне, свободен от привязанностей и дружески относится к любому существу, тот придет ко Мне, о Пандава» (XI.55). Как колючка, занозившая ногу, удаляется с помощью другой колючки, так и оковы действия разрушаются посредством «преобразованного» действия, обожествленного магнетическим прикосновением сознания единства с Богом. Когда индивидуум берет в руки лук действия, и за ним стоит Вечная Сущность, безупречный наставник всех во Вселенной, когда действие основано на универсальности сознания, тогда приходит благополучие, победа, счастье и прочное социальное устройство! (XVIII.78).

Учение Бхагавад Гиты проникнуто духом непрерывного служения Абсолюту в исполнении повседневных обязанностей, с охотой и радостью от знания факта, что вся деятельность Вселенной есть излияние Божественного Сознания. Шри Кришна Своим личным примером утверждает систему совершенной жизни. Быть в мире и в то же время вне мира, видеть Вселенную множественности в свете единства, существовать на земле как человек и все же постоянно осознавать высший Дух, работать как мастер, жить подобно Богу, действовать как смиренный слуга человечества, манипулировать с относительным, пребывая в Абсолютном — это урок, который Шри Кришна дает миру.

Сам Шри Кришна есть животворящий Дух Бхагавад Гиты. Жизнь Шри Кришны иллюстрирует идеальную возвышенную жизнь. Лучший комментарий к Бхагавад Гите — жизнь ее автора. Шри Кришна жил так, как учил, а учил тому, что обладает величайшей ценностью. Шри Кришна был интегральной личностью, ведущей интегральную жизнь сознания интегральной Реальности. Он был одним из самых занятых живых существ, непревзойденный гражданин, опытный в науках и искусствах, живущий в огромном скоплении разнородных элементов, приносящий мир земле, уничтожая противостоящие силы и восстанавливая растоптанную дхарму. И во всей всеохватывающей многообразной деятельности Он непрерывно осознавал Свое истинное «Я», Абсолют. Изучать жизнь Шри Кришны — это изучать Бхагавад Гиту в действии. Шри Кришна был синтезом Единого и множественного, примирением непроявленного и проявленного, связующим Бесконечное и конечное. Кришне нечего достигать и не от чего отрекаться, ибо Он — истина между двумя противоположностями. Он «космический Человек», действующий в мире с широко открытыми глазами, его действия основаны не на личностных интересах, но на сознании Истины, не на отдельном, но на всеобщем Существе. Ни одного более великого человека и одновременно более великого Божества не появлялось перед взором людей, чем Шри Кришна. Посмотрите на Его многогранную индивидуальность! Тот самый Кришна, который был другом простых пастухов, тот смиренный слуга, омывающий ноги гостям на царском жертвоприношении Юдхиштхиры, был всепоглощающим Виратом, Вселенским Существом, ослепившим представителя людей, Арджуну, вселившим в него благоговейный трепет и провозгласившим Бхагавад Гиту на поле битвы Курукшетра. Бхагавад Гита вдохновляет каждого человека стать Кришной, образцом мудрого человека, Йогешварой (Высшим Йогом), человеком универсального действия и центром всей любви. Шри Кришна — это идеальный сверхчеловек Востока, и Гита представляет науку возвышения человека до этого состояния.

Кришна представляет Бога, Арджуна представляет человека. Кришна — это знание, Арджуна — действие. Кришна — это благодать, Арджуна — усилие. Кришна — это цель, Арджуна — средство. Кришна — это абсолют, Арджуна — относительность. Назначение Гиты — осуществить в человеке соединение этих двух, а достигается это йогой осознавания Брахмана в действии. Цель действия — Брахман. Инструмент действия — Брахман. Процесс действия — Брахман. Исполнитель действия — Брахман. Для того, кто действует в этом духе, постоянно сосредоточась на Брахмане, видя Брахмана в действии, не существует ни обусловленности, ни страданий, ни смерти. Только он достигает Брахмана (см. IV.24). Для таких познавших истину абсолютная свобода — повсюду. Они пребывают в блаженстве (V.26).

Назначение жизни человека — распознать божественный закон и практиковать йогу в повседневной жизни, как описано в Бхагавад Гите. Человек! Оставь свое пустое тщеславие и сосредоточься на том имманентном Духе, который освещает твою жизнь, и без которого твои инициативы не имеют никакой цены. Это не значит, что каждый должен оставить свой дом, хозяйство и пожитки, и жить в нужде и бедности. Доктрина Гиты очень либеральна. Она оставляет возможность для каждого человека осознать Божественность. Каждый шаг к бескорыстию — это шаг по пути йоги. Каждая жертва — это ступень в Бхагавад Гите. Этой вечной йоге можно научить детей, женщин, людей всех типов, в соответствии с их ступенью эволюции, если только есть опытный учитель, знающий истинный дух Гиты, ведущий жизнь, гармоничную с жизнью Шри Кришны. Пусть ваши руки работают, а ум будет посвящен Богу. Пусть ваша жизнь будет процессом развития духовного сознания. Пытайтесь соревноваться с Господом Шри Кришной. Желаю всем вам постичь йогу, поведанную Им в Гите, и стать наследниками царства Бесконечности.

Источник

Различные формы йоги

Что такое йога?

Суть наставлений Господа Кришны, изложенных в «Бхагавад-гите», состоит в том, что человек должен стать йогом, т.е. тем, кто посвящает свою жизнь практике йоги. Но что такое йога? Санскритское слово «йога» буквально означает «связь» и относится к любовной связи индивидуального сознания с Высшим Сознанием, души со Сверхдушой, т.е. с Богом.

В «Бхагавад-гите» мы находим описание четырех основных разновидностей йоги. Занимаясь карма-йогой, человек выполняет работу для Господа, без эгоистического желания присвоить себе результаты труда. Гьяна-йога — это процесс возвышения сознания на духовный уровень через развитие знания. Аштанга-йога, или дхьяна-йога — механическая медитативная практика, ведущая к контролю ума и сосредоточению его на Всевышнем. Хатха-йога — это упрощенная система аштанга-йоги. Все эти системы йоги достигают высшей точки в бхакти-йоге, бескорыстной, экстатической преданности Кришне. Кришна сам подтверждает это: «Из всех йогов тот, кто с великой верой постоянно всегда пребывает во Мне, думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее других связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства. Таково Мое мнение (Б.Г.6.47)».

Человека нельзя назвать йогом до тех пор, пока его деятельность не будет направлена на восстановление взаимоотношений с Господом.

Карма-йога.

Деятельность ради плодов, совершаемая в этом мире, приносит следующие результаты. Наслаждаясь плодами труда, человек вдохновляется продолжать эту деятельность и в результате снова получает плоды, а вместе с ними новую карму. Этот процесс действий и следующих за ними реакций похож на растение, выпускающее бесконечное количество побегов и веточек. Человек, занимающийся такой деятельностью даже в течение одной жизни, полностью втягивается в круговорот кармы. В результате душа проходит через 8400000 форм жизни и подвергается тройственным страданиям: страданиям, вызванным собственным телом и умом; страданиям, вызванными другими живыми существами; страданиям, причиняемым и материальной природой.

Но люди находят невозможным отказ от такого рода деятельности. Даже если человек совершает благочестивые поступки и поднимается на райские планеты, когда его хорошая карма заканчивается, он вынужден будет снова родиться в этом мире и страдать от рождений, старости, болезней и смерти. Итак, любые поступки, будь они плохие или хорошие, низвергают нас в круговорот рождения и смерти.

Попытка оставить всякую деятельность не является решением проблемы. Когда Арджуна хотел отказаться от своего долга воина, Кришна посоветовал ему: «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше, чем не работать. Без работы невозможно даже поддерживать собственное материальное тело (Б.Г.3.8)».

Человек никогда не должен пренебрегать исполнением предписанного долга без санкции на то духовных авторитетов, поскольку это создает в мире хаос. Поскольку невозможно поддерживать тело, не совершая какую-либо деятельность, мы не должны полностью отказываться от деятельности. Даже если человек решит принимать все предосторожности, чтобы не совершать грехов, все же, сам того не замечая, он может уничтожить огромное количество крохотных насекомых при ходьбе или вдыхая воздух. Книги законов, известные как Смрити, упоминают пять видов греховной деятельности, которую человек совершает, сам того не желая:

1)Греховные действия, совершаемые при почесывании;
2)Греховные действия, совершаемые при потирании;
3)Греховные действия, совершаемые при зажигании огня;
4)Греховные действия, совершаемые при выливании воды из кувшина;
5)Греховные действия, совершаемые при уборке помещения.

Даже если мы не грешим намеренно, мы все равно будем совершать пять вышеупомянутых видов греховных поступков. Дерево материальных пут, которое пышно разрастается на почве деятельности ради плодов, не может принести надежды на мирное существование.

Как действовать, чтобы избежать реакций? Господь Кришна отвечает на этот вопрос так: «Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну (Кришне), иначе она станет причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения, и ты будешь свободен от этого рабства (Б.Г.3.9)».

Деятельность ради удовлетворения Вишну — истинная свобода от кармы и высшее искусство карма-йоги. Необходимо принимать только остатки пищи, предложенной Кришне, поскольку это позволяет нам избежать последствий грехов, совершенных помимо нашей воли. Именно по этой причине домохозяева, следующие санатана-дхарме, продолжают поклоняться Вишну у себя дома. Те, кто готовят пищу только для удовлетворения своего языка и не предлагают ее Вишну, будут страдать от последствий всех греховных поступков, совершенных неумышленно при выполнении своего долга.

Гьяна-йога.

Трансценденталистов (верующих) можно разделить на два класса — имперсоналистов и персоналистов. Преданный-персоналист с полной отдачей занимается служением Всевышнему Господу. Имперсоналист занимает себя не в служении Кришне, а в медитации на безличный Брахман, на непроявленное. Итак, трансценденталисты, которые следуют по пути медитации на безличный аспект Господа, непостижимый и непроявленный, называются гьяна-йогами, а те, кто полностью находятся в сознании Кришны и занимаются преданным служением Господу, называются бхакти-йогами.

Процесс гьяна-йоги, хотя и приводит, в конце концов, к тому же результату, гораздо более сложен, чем путь бхакти-йоги, непосредственного служения Верховной Личности Господа, который проще и естественнее для обусловленной души.

Преданный не испытывает особенных препятствий на пути ко Всевышнему Господу: он быстро достигает своей цели. Но те, кто следуют по имперсональному пути, встречаются со многими трудностями. Они пытаются осознать непроявленный аспект Господа через такие ведические писания, как «Упанишады». Для этого им нужно сначала выучить язык. Затем они пытаются осознать разницу между духом и материей через процесс «не то и не это». В основном, они занимаются умственными спекуляциями и с помощью них пытаются понять природу духа.

Преданный Кришны занимается служением под руководством духовного учителя, просто принося поклоны Божеству, слушая о славе Господа и вкушая остатки пищи, предложенной Господу. Так, занимая в процессе все свои чувства, он осознает Верховную Личность Бога без всяких трудностей. Нет сомнений, что имперсоналисты необоснованно избирают очень трудный путь, рискуя не достичь цели до конца жизни. Но преданный, не рискуя ничем и не создавая излишних трудностей, непосредственно приближается к Верховной Личности Господа.

В 12-й главе «Бхагавад-гиты» приводится следующий диалог между Кришной и Арджуной, из которого становится ясно, что бхакти-йога лучше гьяна-йоги.

Арджуна спросил: «Кого следует считать более совершенным — того, кто постоянно должным образом занят преданным служением Тебе, или того, кто почитает безличный Брахман, непроявленное? (Б.Г.12.1)».

Кришна отвечает: «Того, кто сосредоточил свой ум на Моей личностной форме и занят поклонением Мне с великой духовной верой, Я считаю самым совершенным (Б.Г.12.2)».

В следующих стихах Кришна утверждает: «Очень сложно достичь духовного прогресса тем, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего. Преуспеть в этой науке сложно тем, кто воплощен в материальном теле (Б.Г.12.5)».

Дхьяна-йога, или аштанга-йога.

Аштанга-йога — это восьмиступенчатый процесс. Эти восемь ступеней — яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. На ступени пратьяхары аштанга-йог должен отрывать чувства от объектов чувств, таких, как звук, прикосновение, форма, вкус и запах, а затем концентрировать взгляд на кончике носа, полузакрыв глаза. Полностью закрывать глаза нельзя, иначе можно уснуть. Нельзя также держать глаза открытыми, поскольку в этом случае существует опасность соприкосновения с объектами чувств. Йог приостанавливает процесс дыхания, нейтрализуя восходящий и нисходящий потоки воздуха в теле. Занимаясь такой практикой, человек может обрести контроль над чувствами, отрешиться от внешних объектов и таким образом подготовиться к освобождению. Аштанга-йога — это начало дхьяна-йоги.

Для человека, только начавшего процесс восьмиступенчатой йоги, физические упражнения, помогающие медитации, считаются материальной деятельностью. Утвердившись на этом уровне, он прекращает такую механическую деятельность, являющуюся лишь средством для достижения цели. Когда человек достигает высшей ступени в йоге, он начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу, отказавшись от всех материальных желаний. Он больше не действует ради удовлетворения чувств и не наслаждается плодами своего труда.

В результате практики аштанга-йоги человек может достичь восьми мистических совершенств, таких, как анима (способность становиться меньше меньшего), махима (становиться больше большего), лагхима (становиться легче легкого), а также прапти, ишита, пракамья, вашита и камавасаита. Все эти совершенства — побочные явления, возникающие при достижении высшей ступени мистической йоги. Достигнув одного или двух вышеупомянутых совершенств, многие мистики попадают в ловушку умственных колебаний, и в результате им не удается достичь высшего совершенства — чистой преданности Господу.

Но преданный Кришны не боится падения, поскольку его внимание полностью сосредоточено на трансцендентном служении Господу. Ему не нужно впадать в транс, чтобы сосредоточиться. Преданного не привлекают мистические совершенства: они кажутся ему незначительными, поскольку его привязанность к объекту служения, Шри Кришне, постоянно возрастает. Безусловно, мирские люди не могут понять, что в служении Господу может быть столько трансцендентного счастья.

Правила и предписания для практики аштанга-йоги таковы. Первый шаг состоит в том, чтобы найти уединенное место. Нельзя практиковать восьмиступенчатую йогу в большом городе. Человек должен практиковать целибат и полностью воздерживаться от секса. Нельзя слишком много есть и спать. Таким образом, регулируя свой режим еды, сна, отдыха и работы, йог укрощает свой ум и, полностью отбросив мирские желания, концентрирует его на Параматме. Ум такого йога подобен огню лампады в безветренном месте: он постоянно сосредоточен на Господе.

В состоянии совершенства, называемого трансом, или самадхи, ум человека полностью отрывается от материальной деятельности. Йог, чей ум сконцентрирован на Кришне, достигает высшего совершенства и обретает трансцендентное счастье. Так контролирующий себя йог, постоянно пребывающий в связи со Всевышним, освобождается от материального осквернения и достигает высшей стадии совершенства в любовном служении Кришне.

Ограничения для практики аштанга-йоги в наше время Кали-югу. Не только сегодня, но и 5000 лет назад, когда условия в мире были иными, практиковать аштанга-йогу было практически невозможно. Даже такая великая личность как Арджуна — царевич, великий воин и близкий друг Кришны, живший вместе с ним, услышав об этом процессе йоги, сказал: «О, Мадхусудана, система йоги, которую ты вкратце описал, кажется мне неосуществимой и непосильной, поскольку ум мой беспокоен и неустойчив. Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о, Кришна, подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром (Б.Г.6.33–34)».

В этот век Кали обычный человек не может покинуть свой дом и отправиться в уединенное место, в горы или джунгли, чтобы практиковать аштанга-йогу. Нынешний век отличается жестокой борьбой за выживание. Люди не относятся серьезно к самосовершенствованию даже посредством простых и практичных средств, что уж говорить об этой сложной системе йоги, которая подразумевает контроль образа жизни, тренировку позы, тщательный выбор места и отреченность ума от материальной деятельности. Как практичный человек, Арджуна подумал, что следовать этой системе йоги просто невозможно, хотя он был чрезвычайно продвинутой личностью. Поэтому аштанга-йога считается неприменимой в этот век Кали. Конечно, некоторые великие души могут ее практиковать, но для общества в целом она считается неприемлемой. Если было так 5000 лет назад, что уж говорить о нашем времени? Те, кто имитирует эту систему йоги в так называемых «школах» и «обществах», хотя и гордятся этим, но на самом деле попусту тратят время. Они находятся в полном невежестве относительно конечной цели своей практики. Практика принципов бхакти-йоги — лучшая альтернатива практике дхьяна-йоги в этот век.

Бхакти-йога — высшая система йоги.

Бхакти-йога подразумевает связь живого существа с Кришной и возрождение ее вечных отношений с Ним. Принятие величия Бога — это начало бхакти. Бхакти-йога включает в себя три стороны: принимающий служение, слуга м само служение. Чтобы, совершать служение, должна присутствовать личность, и принимает служение также личность. Между ними стоит само служение, или бхакти-йога.

Живые существа — вечные слуги Кришны. В своем изначальном положении они мечтают быть слугой слуг Господа. Господь Шри Кришна, всепривлекающий Верховный наслаждающийся, является принимающим служение. Существует девять стандартных видов преданного служения, и каждый может выбрать, какому из них следовать. Любой вид служения, предлагаемый Господу, абсолютен сам по себе: нет никакой количественной или качественной разницы между ними. На духовном уровне существует трансцендентное разнообразие. Многие личности достигли совершенства в духовной жизни, следуя одному из видов бхакти или сразу нескольким. Некоторые из этих личностей упоминаются ниже:

1)СЛУШАНИЕ: Махараджа Парикшит достиг совершенства в преданном служении, просто слушая о славе Кришны от такой великой личности, как Шри Шукадева Госвами.
2)ВОСПЕВАНИЕ: Сам Шри Шукадева Госвами достиг того же благодаря повторению этого трансцендентного послания, которое он получил от своего отца, Шри Вьясадевы.
3)ПАМЯТОВАНИЕ: Император Прахлада также достиг духовного совершенства, поскольку постоянно помнил о Господе, следуя наставлениям, данным ему Шри Нарадой Муни, великим святым и преданным Господа Кришны.
4)СЛУЖЕНИЕ: Лакшмиджи, богиня удачи, достигла успеха просто благодаря тому, что служила лотосным стопам Господа.
5)ПОКЛОНЕНИЕ: Царь Притху достиг успеха, просто поклоняясь Господу.
6)ВОЗНЕСЕНИЕ МОЛИТВ: Возничий Акрура достиг успеха, вознося молитвы Господу.
7)ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗАНИЙ ГОСПОДА: Хануман, преданный Господа Рамачандры, достиг совершенства, просто выполняя приказы своего Господина.
8)УСТАНОВЛЕНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ГОСПОДОМ: Арджуна, великий воин, достиг совершенства благодаря дружбе с Господом, который поведал ему «Бхагавад-гиту», чтобы просветить Арджуну и всех его последователей.
9)ПОЛНОЕ ПРЕДАНИЕ СЕБЯ: Император Бали достиг успеха, полностью предавшись Господу, отдав Ему даже собственное тело.

Император Амбариша осуществлял все девять видов преданного служения и достиг совершенного успеха.

Идеальный йог сосредоточивает свое внимание на Кришне, чье имя — Шьямасундара, кто цветом подобен грозовой туче, чье лотосоподобное лицо сияет, как солнце, чьи одежды переливаются бликами драгоценных камней и чье тело украшено гирляндами благоухающих цветов. Его ослепительное сияние (брахмаджйоти) освещает все вселенные. Он воплощается в различных формах, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Он нисходит в облике человека как сын мамы Яшоды, и Его называют Кришна, Говинда и Васудева. Он идеальный ребенок, муж, друг и духовный учитель. Он исполнен всех богатств и трансцендентных качеств. Тот, кто в совершенстве осознает эти качества Господа, считается высшим йогом. Такого уровня совершенства можно достичь, только практикуя бхакти-йогу. Итак, бхакти является самым совершенным из всех процессов йоги. Все остальные виды йоги предназначены для того, чтобы постепенно подняться до уровня бхакти.

Источник: 6 уроков по «Бхагавад-гите». М.: «Гауранга», перевод с англ., 2002.

Источник

Оцените статью