Упражнения для обучения бега в волейболе
В начале изучается обычный бег лицом вперед, потом приставными шагами в стороны и, наконец, бег спиной вперед. Упражнения для обучения бега в волейболеПо мере усвоения разные способы бега сочетаются между собой в упражнениях. При показе и объяснении техники бега следует акцентировать внимание на степень сгибаниях ног и особенностях постановки стоп на площадку. Впоследствии обращается внимание тренирующихся волейболистов на другие стороны техники бега. При изучении любого способа бега вначале упражнения выполняются по прямой линии, а затем в изменяющихся направлениях.
Первые упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага у волейболистов. Для этого используются:
- Бег по дистанции.
- Бег на месте, переходящий в бег по прямой.
- Семенящий бег, переходящий в обычный.
При проведении таких упражнений волейболистам следует обращать особое внимание на бесшумность бега, свободу и его мягкость, затем на правильное отталкивание от площадки, которое имеет большое значение для скорости перемещения и изменения направления движения. Обучить правильному отталкиванию можно с помощью таких упражнений:
- Упражнение № 1. Прыжки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед, акцентируя свое внимание на полном разгибании ноги, постепенно увеличивать шаги и переходить на бег по прямой.
- Упражнение № 2. Прыжки с ноги на ногу по отметкам, переходящие в бег.
- Упражнение № 3. Пружинистый бег с высоким подниманием бедер.
- Упражнение № 4. Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с далеким полетом.
- Упражнение № 5. Бег с прыжками, высоко поднимая бедро с высоким взлетом.
- Упражнение № 6. Прыжки с высоким подниманием бедер.
При выполнении таких упражнений необходимо при отталкивании энергично и полностью выпрямлять ногу с ускорением к концу движения. Навыки, полученные при выполнении указанных упражнений, позволяют перейти к изучению техники бега в волейболе с ускорениями. При этом следует обратить внимание на величину шагов, постановку стопы на площадку с носка, возможно, ближе к о.ц.т., на эффективное отталкивание и энергичное движение рук. Воспитание указанных навыков могут способствовать следующие упражнения:
- Упражнение № 1. Переход от обычного бега к бегу с ускорением до определенного ориентира.
- Упражнение № 2. То же упражнение, но ускорение выполнить в любом месте по сигналу преподавателя (слуховому или зрительному).
- Упражнение № 3. Старты с места с пробеганием отрезков 5-10 метров.
Следующие упражнения должны быть направлены на воспитание навыков сочетания бега различными способами: лицом вперед с переходом на продвижение приставными шагами либо спиной вперед. Для воспитания таких навыков чаще всего тренирующимся волейболистам дается задание указанием ориентиров и способов, которыми они должны перемещаться. Далее тот или иной способ перемещения выполняется по соответствующему сигналу тренера (слуховому или зрительному). Затем бег совершенствуется в сочетании с другими приемами: бег с изменением направления и скорости, с переходом от быстрого к медленному, с переходом к перемещению в стороны приставными шагами, рывки при равномерном беге и др.
Большое внимание в процессе совершенствования перемещений следует уделять скорости бега и навыкам внезапного изменения способа перемещения, его скорости направления. Параллельно с изучением бега в волейболе нужно отрабатывать и изучать остановки. Для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки. Первые упражнения должны быть направлены на воспитание навыков, связанных с остановкой и принятием начального положения для выполнения технического приема.
Эти навыки воспитываются при помощи таких упражнений:
- Упражнение № 1. Равномерный бег с остановкой по зрительному или слуховому сигналу и принятием начального положения для нападающего удара.
- Упражнение № 2. То же упражнение, но с последующим выполнением нападающего удара.
- Упражнение № 3. Медленный бег с остановкой и принятием основной стойки (упражнение выполняется каждым игроком самостоятельно в любом месте площадки).
- Упражнение № 4. Остановки по внезапному сигналу с имитацией технических приемов.
Освоив технику бега, следует приступать к освоению техники скачка.
Источник
Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Комплекс специальных упражнений обучения волейболу для учащихся основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_spetsialnyh_uprazhneniy_obucheniya_voleybolu_dlya_uchashchihsya_osnovnoy_shkoly.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Упражнения направлены на формирование следующих технических элементов: перемещения, передача мяча двумя руками, прием мяча двумя руками снизу, прием мяча снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину, подача мяча, нападающий удар, блокирование и учебная игра.
1) бег с изменением направления, оббегание стоек, набивных мячей и других предметов вначале на ограниченной площади, затем в пределах игровой площадки;
2) бег на 10-15 м по зрительному сигналу из раз-личных исходных положений (стойка волейболиста, сидя, лёжа, лицом и спиной по направлению движения). Упражнения выполняют шеренгами по 4-6 человек в каждой с заданием (например, из положения сидя боком по направлению движения встать, принять стойку для приёма мяча снизу и передвигаться правым боком приставными шагами, остановиться прыжком, сымитировать приём мяча снизу и спиной вперёд возвратиться к стартовой линии в стойке для приёма мяча сверху);
3) учащиеся строятся в колонну по трое. По сигналу направляющие бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, имитируя приём подачи, нападающий удар, блокирование, передачу. После имитации учащийся из колонны, стоящей в зоне 1 определённым способом перемещается в колонну, стоящую в зоне 6; из зоны 6 — в зону 5; из зоны 5 — в зону 1. Все перемещения выполняют с заданием (например, первый игрок в колонне перемещается приставными шагами, второй — спиной вперёд, третий — правым боком вперёд, четвёртый — прыжками боком и т. д.);
4) учащиеся располагаются в колонны на лицевой линии в зонах 1, 6 и 5, в зоне 3 на расстоянии 1 м друг от друга находятся трое учеников. В каждой колонне по одному набивному мячу (1 кг). По сигналу каждый направляющий в колонне бежит 4 м, останавливается прыжком, выполняет передачу мяча двумя руками сверху игроку в зону 3, получает обратно передачу из зоны 3, поворачивается и делает передачу мяча двумя руками сверху следующему игроку в колонне, сам возвращается в свою колонну и становится замыкающим;
5) из зоны 1 учащийся приставными шагами лицом вперёд по ломаной линии перемещается к сетке через зоны 6, 5 и 2, имитируя в зоне 6 приём мяча двумя руками снизу, в зоне 5 — приём мяча снизу левой рукой с перекатом через плечо, в зоне 2 — передачу мяча двумя руками сверху в зону 4;
6) то же с заданием менять способ перемещения между зонами.
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ
Уверенное овладение навыками передач мяча двумя руками сверху обеспечивает на уроках физкультуры решение многих задач: изучение тактических действий, нападающего удара, блокирования и ведение двусторонней игры. В групповых упражнениях закрепляется умение выполнения первых (после приёма подачи) и вторых (для выполнения нападающего удара) передач мяча: с задней линии (из зон 6, 5, 1) в зону 3 или 2 — первые передачи; из зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к цели и из зоны 2 в зону 3 и 4 — вторые передачи. Перед тем, как выполнить групповое упражнение с волейбольным мячом, его выполняют с набивным (1 кг), иногда с баскетбольным мячом, так как он тяжелее волейбольного и легче набивного. Вследствие этого упражнения выполняют медлен-нее, игроки лучше осознают и контролируют друг друга.
Упражнения:
1) приём мяча от соперника, первая и вторая передачи и отбивание через сетку. Игрок из зоны 6 передаёт мяч в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда игрок направляет мяч через сетку в зону 6. На другой стороне площадки выполняют такие же передачи, но из зоны 3 мяч передают в зону 2. После передачи учащиеся переходят в ту колонну, куда они направляли мяч;
2) учащиеся расположены так же, как и в первом упражнении, только одна группа находится в зоне 2, поэтому вторая передача из зоны 3 направляется туда;
3) передачи набивного мяча с 2 м в стену, сменяя друг друга при передаче. Расположение учащихся такое же, как в первом упражнении, но игроки находятся ближе к зоне 5, поэтому вторую передачу из зоны 3 выполняют в зону 2, стоя к ней спиной. Это же упражнение выполняют в расстановке в зонах 1-3-4 (передачу выполняют, стоя спиной к зоне 4);
4) упражнение по характеру такое же, как предыдущее, но учащиеся располагаются в зонах 6, 2 и 3, первая передача из зоны 6 в зону 2, вторая — из зоны 2 в зону 3;
5) учащиеся располагаются в одну колонну, на-против которой стоит водящий. Он передаёт мяч двумя руками сверху направляющему в колонне, который передачей в прыжке посылает мяч водящему и уходит в конец колонны. После 3-4 серий передач необходимо заменить водящего;
6) учащиеся располагаются в круге, в середине — один или двое водящих, которые поочерёдно посылают мяч стоящим в круге, те возвращают мяч обратно;
7) то же, но учащиеся движутся по кругу приставными шагами или прыжками;
8) учащиеся построены во встречных колоннах, передачи выполняют с места и в прыжке, меняясь местами либо в своих колоннах, либо перебегая в противоположные. По мере улучшения выполнения передач и приёмов можно провести в виде соревнований.
ПРИЁМ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СНИЗУ
Упражнения:
1) учащиеся выстраиваются в одну колонну, на-против располагается водящий, который посылает мяч партнёру двумя руками сверху, а принимает мяч снизу. После 3-4 серий водящего заменяют;
2-5) то же, что в упражнениях 1-4 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч, посланный через сетку, принимают двумя руками снизу и направляют к сетке в заданную зону;
6) в парах, один игрок после подбрасывания мяча ударом одной руки посылает мяч партнёру, который принимает его двумя руками снизу. При этом одновременно улучшается приём двумя руками снизу и нападающий удар (можно варьировать, направляя мяч в пол, точно игроку, левее или правее, ближе или дальше и т. д.);
7) в парах, расстояние между игроками — 10-12 м. Один игрок посылает мяч верхней прямой подачей, другой принимает двумя руками снизу;
8) то же, что в упражнениях 1, 2 из раздела «Передача мяча двумя руками сверху», но мяч через сетку посылают нападающим ударом, а принимают на другой стороне площадки двумя руками снизу.
ПРИЁМ МЯЧА СНИЗУ ОДНОЙ РУКОЙ С ПАДЕНИЕМ И ПЕРЕКАТОМ В СТОРОНУ НА БЕДРО И СПИНУ
Мяч принимают одной рукой: если правой, то падение и перекат в сторону на бедро и спину выполняют вправо, если левой рукой — то влево. Используют гимнастические маты (это снимает напряжение, вызванное боязнью удариться об пол локтём, коленом, плечом, спиной).
Упражнения:
1) имитация приёма: падение и перекат с места и после перемещения;
2) приём снизу мяча, наброшенного партнёром прямо, вправо, влево, ближе, дальше (приём с отскоком назад);
3) приём мяча снизу одной рукой после выполнения других элементов по заданию учителя.
В исходном положении учащиеся располагаются лицом к сетке. Удар по мячу производится выпрямленной рукой в высшей точке над головой, ладонь открыта и напряжена, пальцы сомкнуты. Не следует поощрять попыток учащихся прилагать максимальные усилия, главное внимание следует сосредоточить на подбрасывании, замахе и согласованности движений.
Упражнения:
1) имитация подачи (обратить внимание на положение туловища и замах);
2) имитация подбрасывания и подбрасывание набивного и волейбольного мячей (строго вертикально);
3) имитация подачи, стоя около стены (на стене нарисован мяч, сверху накладывается кусок резины);
4) подача мяча, закреплённого в амортизаторе;
5) подача мяча, установленного в держателе;
6) подача мяча через сетку с расстояния 6 м;
7) подача мяча из-за лицевой линии;
8) подаче мяча на игрока, слабо владеющего приёмом, а также ближе к лицевой и боковым линиям.
НАПАДАЮЩИЙ УДАР
В нападающем ударе выделяют: разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление. В разбеге делают от одного до трех шагов. Для последнего шага характерна жёсткая постановка ноги на пятку, вторую ногу приставляют с одновременным движением рук вперёд-вверх. При отталкивании очень важно согласовать движение рук с разгибанием (резким и одновременным) ног. Удар по мячу производят в высшей точке прыжка и обязательно прямой рукой. Приземление должно быть мягким (ноги сгибаются пружинящим движением).
Упражнения:
1) броски набивного мяча из-за головы двумя руками в прыжке;
2) то же после спрыгивания с возвышения (вы-сотой до 40 см, например, с гимнастической скамейки);
3) бросок через сетку теннисного мяча, отталкиваясь двумя ногами;
4) бросок теннисного мяча в прыжке с 1-3 шагов разбега через сетку (можно с попаданием в определённые зоны на противоположной стороне площадки);
5) удары кистью по мячу «пол-стена» в пороло-новый мат, стоя на коленях (для закрепления навыка удара в высшей точке);
6) нападающий удар по мячу, подбрасываемому партнёром, с места и с разбега;
7) нападающий удар по мячу, укреплённому на резиновом амортизаторе, стоя на месте, в прыжке с места и с разбега;
8) нападающий удар по мячу, находящемуся в держателе;
9) нападающий удар из зоны 4 после передачи из зоны 3 (организация такая же, как в упражнениях 1-4 раздела «Передача мяча двумя руками сверху»).
Основные причины неправильного нападающего удара: отталкивание одной ногой, преждевременное выпрыгивание (когда пасующий ещё не сделал передачи), удар производится не в самой верхней точке или удар согнутой рукой.
Суть блокирования состоит в том, чтобы свое¬временно поставить руки над сеткой на пути мяча. Определив направление передачи для нападающего удара и положение нападающего, блокирующий выбирает место для отталкивания, продолжая наблюдать за направлением разбега нападающего. Отталкивание производят так, чтобы в момент удара нападающего по мячу ладони блокирующего были как можно выше над сеткой, выполняя при этом характерное движение кистями навстречу мячу (касание мяча происходит на стороне нападающего).
Упражнения:
1) прыжки толчком двумя ногами с места с имитацией блока;
2) прыжки толчком двумя ногами, располагаясь в парах по обе стороны сетки, с передвижением приставными шагами и хлопком в ладоши друг друга;
3) прыжки с места и с разбега в 1-2 шага с доставанием подвешенного набивного мяча;
4) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, руки над сеткой. Нападающий бросает мяч в прыжке двумя руками;
5) блокирование с места в прыжке нападающего удара по мячу, находящемуся в держателе;
6) блокирование, стоя на гимнастической скамейке, нападающего удара по мячу, подброшенному партнёром.
Задания:
1) подавать мяч в определённую зону или на определённого игрока;
2) при приёме мяча направлять его точно в зону 3 или 2;
3) вторую передачу направлять в зону 4 или 2, стоя лицом или спиной к нападающему;
4) игрок зоны 6 располагается ближе к сетке (построение «углом вперёд») и страхует при блокировании или играет в защите, если нападающий удар не производится.
Учебную игру можно проводить на двух или четырёх площадках (натягивается сетка вдоль зала), чтобы задействовать как можно больше учащихся одновременно.
Учащиеся, в данный момент не участвующие в игре, по заданию учителя выполняют различные упражнения с волейбольными или набивными мячами, прыжковые упражнения, упражнения для закрепления техники отдельных элементов, обще-развивающие упражнения.
- Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. — М. : Физкультура и спорт, 1970.
- Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. за-вед. / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.
- Хиробуми Даймацу. Следуйте за мной. — М. : Физкультура и спорт, 1972.
Источник