Забавные упражнения и увлекательные занятия из йоги для детей 3-6 лет
Для маленьких детей (от 3 до 6 лет) йогу можно считать знакомством со своим телом, некоторыми асанами и полезными для жизни знаниями. Малышам нравятся такие занятия, т. к. они преподаются в игровой форме. Во время упражнений дети могут гавкать и мяукать, выгибать тело по-змеиному, раскачиваться, словно деревца, лежать, как крокодил, подпрыгивать по-лягушачьи и т. п. Если вы занимались с ребенком йогой для малышей, эта практика станет отличным продолжением.
Занятия и их польза
Практическое занятие разрабатывается с учетом анатомических, физиологических и психологических особенностей детей такого возраста. На уроках у малышей есть возможность расслабиться, улучшить дыхательные способности и общее состояние здоровья. Для знакомства с йогой используется интересная игровая практика. Дети узнают, каким образом можно перенаправить нереализованную энергию и при этом укрепить организм. Выполнение асан помогает стать более гибким, улучшить осанку и координацию движений, учит концентрировать внимание.
Упражнения в картинках
Ниже перечислено несколько простых асан, которые подходят для занятий с детьми возрастом 3-6 лет.
Поза Кренделя:
- сесть на коврике и скрестить ноги вместе;
- правую ладонь положить на левую коленку;
- левую руку поднять и выпрямить перед собой;
- сделать вдох;
- повторить то же самое с другой рукой.
Поза Самолета:
- лечь на коврик вниз животом;
- приподняться над полом грудной клеткой, руками и ногами;
- выполнить вдох.
Поза Кобры:
- лечь на коврик животом вниз;
- локти согнуть для упора и расположить под грудью;
- приподнять грудную клетку над полом, опираясь на локти;
- при этом ноги не должны отрываться от пола, их нужно просто распрямить.
Поза Слона:
- встать с ровной спиной;
- сделать наклон вперед;
- ладони соединить вместе;
- выполнить раскачивания руками в разные стороны, как будто хобот у слона.
Поза Чертенка из коробки:
- сесть на коврик, спину выпрямить;
- колени согнуть и подтянуть к грудной клетке;
- обнять их руками и опустить на них сверху голову;
- сделать выдох, а затем – вдох;
- приподнять голову.
Чертенок из коробочки
Поза Выдры:
- лечь на коврик животом вниз;
- положить руки перед собой;
- приподняться над ковриком головой и грудной клеткой, распрямив руки.
Поза Йога:
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
- встать на коврик, обе ступни прижав к полу;
- приподнять руки и расположить их над собой, чтобы было похоже на английскую букву «Y»;
- сделать вдох.
Поза Львенка:
- разместиться на коврике, встав на коленки;
- грудной клеткой прижаться к ногам;
- сделать вдох;
- выдвинуть туловище вперед и на выдохе зарычать.
Поза Устрицы:
- сесть на коврик, выпрямив спину;
- соединить ступни;
- ладони положить под коленки, а локти прижать к полу;
- сделать вдох и выдох;
- опустить голову на ступни.
Поза Вулкана:
- встать на коврик с прямой осанкой;
- ноги на ширине плеч;
- ладошки соединить на уровне грудной клетки;
- сделать вдох и поднять ладони над собой;
- выдохнуть и развести ладони в разные стороны, а затем соединить их снова на уровне груди.
Поза Орла:
- встать на коврик с прямой спиной;
- немного согнуть ноги;
- левую ступню прижать к правой ноге;
- правой рукой накрыть левую руку, скрестив их;
- сделать вдох и выдох;
- повторить то же самое в другой очередности.
Дети лучше выполняют упражнения, если с ними связаны интересные ассоциации. Именно поэтому для всех поз можно придумать простые названия, чтобы ребенку было легче запомнить упражнения и делать их с радостью.
Видео-уроки
Для 3-4 лет:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Особенности занятий йогой с детьми от 3 до 6 лет
Ирина Кравцова
Особенности занятий йогой с детьми от 3 до 6 лет
Особенности занятий йогой с детьми от 3 до 6 лет.
Занятия для детей такого возраста – это прежде всего знакомство с телом, его различными положениями, азы асан, а также наработка навыков, которые понадобятся в жизни. Дети получают возможность делать то,что им нравится: лаять, как собаки, гнуться, как змеи, качаться, как деревья, мяукать, как кошки, прыгать, как лягушки, отдыхать, как крокодилы и т. д.
На занятиях дети учатся концентрироваться, быть внимательными, наблюдать за окружающим миром и собой, сотрудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, проявлять инициативу, расслабляться, настраиваться на позитивный образ мышления.
На занятияхпо йоге дети от 3 до 6 лет лет:
специально обращайте внимание на сочетание движения и дыхания (например, руки поднимаются вверх на вдохе, наклон вперед – на выдохе). Полезно делать только дыхательные упражнения (например, сидим с прямой спиной и наполняем живот воздухом, как будто проглотили воздушный шар);
— иногда шуметь, а иногда молчать (например, в позе «кошка» мяукать, в позе «лев» рычать, в позе «собака» лаять);
— петь звуки «оуа» или «аум», чтобы успокоиться;
— считать вслух, пока держат баланс (скажем, в позе «дерево»);
Каждое занятие заканчивается шавасаной – полным расслаблением лежа на спине с закрытыми глазами. Иногда дети видят перед собой голубое небо, иногда отправляются погулять по песчаному пляжу, а иногда плавают с дельфинами;
Хорошо после занятия нарисовать что-нибудь, а потом подарить рисунки друг другу или родителям;
— запоминать, как называются части тела, придумывать новые асаны;
— слушать поучительные истории и волшебные сказки.
Подвижные игры можно сочетать с дыхательными упражнениями. Например,
«Мы – ветерок, ветер, вихрь. Громко дуем». Или накачиваем мяч. Или после бега в релаксации громко вдыхаем животиками, как детеныши стараются перевести дух в норке у своей мамы.Или громко имитируем голоса животных: мяуканье, лай, рычание, мычание, шипение, жужжание и т. п.Или изображаем флейту: нажимаем на «клавиши» – части тела –и издаем разные тона: животик – «а», сердечко – «у», горлышко – «ме», лобик – «м». Сначала дети боятся произносить звуки громко, но потом осваиваются и играют с большим удовольствием.
Занятие по йоге для детей 3–6 лет длится 30–35 минут.
Урок состоит из трех частей, которые естественно переходят одна в другую.
Разминка (5–7 минут):
Цель – подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений.
1. Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения можно начать в положении сидя, в дальнейшем выполнять их стоя или во время ходьбы по кругу.
2. Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.
Вторая (основная) часть занятия (15–20 минут):
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз, обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5–6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Дети сами придумывают встречи с различными животными. По заранее подготовленному на основе сказки сценарию они изображают сказочных персонажей, помогают героям.Вот лишь несколько таких сюжетов: «Веселое путешествие ежат», «В зоопарке», «На морском дне», «В лесу», «В джунглях», «В Индии», «Восточная сказка».
Занятия могут сопровождаться рассказом об асанах.
Начинаются упражнения в позиции стоя, затем сидя, потом лежа. Скрученные и перевернутые позы в этом возрасте лучше исключить.
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц,в том числе:
— для мышц живота;
— для мышц спины путем наклона вперед;
— для укрепления мышц ног;
— для развития стоп;
— для развития плечевого пояса;
3. Дыхательные упражнения помогут успокоить нервную систему и ум ребенка. Они направлены на развитие дыхательной системы и повышение противопростудного иммунитета (в том числе укрепление слизистой носоглотки). Принцип дыхания во время выполнения асан тот же, что и в упражнениях с детьми старшего возраста. Следите, чтобы дыхание ребенка было ровным, без задержек.
4. Психогимнастика. Элементы самомассажа.
5. Гимнастика для глаз. Выполняется в конце основной части или вкрапляется в нее в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой. Способствует восстановлению возможностей тела и психики.
6. Для релаксационной гимнастики можно использовать мелодичную музыку со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойные сказки и рассказы. Это путь к состоянию умиротворенности и гармонии, когда мы представляем, что находимся в сосновом бору, залитом солнцем, на лугу, лежа на травке, глядя в небо и провожая глазами облака; когда сосредоточенно смотрим на воду, огонь или горы.
Третья (заключительная) часть (3–5 минут).
На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Применяются игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
Хорошо закончить занятие подбадривающими фразами, подметить все маленькие победы детей.
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии» от 3-х до 7 лет Задачи: Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи,.
Методика музыкально-игровых занятий с детьми от 2 до 3 лет «Музыка с родителями в детском саду» Методика музыкально-игровых занятий «Музыка с родителями в детском саду» рассчитана на музыкальное развитии детей от 2 до 3 лет. [/b] Условия,.
Особенности развития детей 5–6 лет Особенности развития детей 5-6 лет. Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной.
Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста занятий ФЭМП в процессе игры и непосредственного обучения Важнейшую функцию в развитии личности детей дошкольного, а в особенности младшего возраста, в различных видах деятельности и общения выполняет.
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Презентация «Пластилинография: особенности проведения занятий в разных группах детского сада» Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием.
Разновозрастная группа: особенности проведения игр и занятий Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты.
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет. Адаптация детей. Кризис трех лет» Воспитатель: Савинова Александра Александровна Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Адаптация детей. Кризис трех лет». 1. Приветствие.
Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия.
Возрастные особенности ребенка 2–3 лет Нам говорит странная пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не.
Источник
ДЕТСКАЯ ЙОГА: 10 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ АСАН
Международный день йоги празднуется ежегодно 21 июня. Так что у вас есть целых 2 дня, чтобы собраться с духом и начать наконец-то заниматься практикой или возобновить прерванные занятия. Ведь йога – это полезно и интересно. Даже дети это знают. Кстати, именно для них мы нашли самые подходящие и полезные асаны и при этом совсем не скучные.
Врикшасана (Поза дерева)
Эта поза развивает мозг, улучшает внимание, стимулирует умственную деятельность, обладает общеукрепляющим действием на организм. Поза хорошо тонизирует мышцы ног и развивает ощущение равновесия. В основном используется для расслабления мышц ног, рук и позвоночника, поскольку предполагает максимальное их растяжение. Относится к равновесным позам.
Как выполнять?
С полным вдохом поднять над головой прямые руки через стороны ладонями вниз (девочкам — ладонями вверх). Соединить ладони над головой так, чтобы бицепсы касались ушей. Вытягивайте все туловище вверх, как будто собираетесь взлететь, но при этом не поднимайтесь на носки. Стойте так до первых признаков усталости. Опустите руки через стороны ладонями вверх (девочки – ладонями вниз).
Одна из самых легких асан. Необходимо находится в ней поначалу не более 15 секунд, затем задерживаться в ней настолько долго, насколько это удобно и приятно. Поза эта ценна тем, что осуществляет поддержку органов таза, нормализует кровообращение, укрепляет внутренние мышцы бедер. Асана очень полезна мамам, а детям не только полезна, но и интересна.
Как выполнять?
Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой, затем согните колени и максимально придвиньте стопы к телу. Соедините стопы, обхватив их руками, бедра положите на пол, пятки должны касаться промежности. Спина должна быть прямой, соединенные стопы захвачены ладонями, взгляд устремлен вперед. В такой позе необходимо оставаться как можно дольше, насколько это позволяет подготовка маленького йога.
Оказывает укрепляющее действие на позвоночник, растягивает мышцы спины, регулирует работу желудочно-кишечного тракта. Весь позвоночник в целом укрепляется, а грудная клетка расширяется.
Как выполнять?
Лягте на пол, лицом вниз. Вытяните ноги, держа стопы вместе. Колени напрягите, пальцы ног вытяните. Ладони поместите на пол около таза. Выдохните, твердо прижав ладони к полу, и подтяните туловище вверх. Вдохните, продолжая поднимать туловище до максимально возможного положения. Останьтесь в крайней точке некоторое время. Выдохните, согнув руки в локтях, и опустите туловище на пол. Повторите позу 2-3 раза, затем расслабьтесь.
Придает ребенку спокойствие и уверенность в себе. Такое упражнение укрепит мышцы ног ребенка, станет отличной тренировкой для сохранения равновесия.
Как выполнять?
Встаньте прямо, держите спину прямо, ноги вместе. Наклонитесь вперед, правую ногу отведите максимально назад, отведите руки вправо и влево, будто это ваши крылья. Сохраняйте равновесие как можно дольше, держась неизменно в этой позе. Это упражнение легко выполняется, если вы сумели грамотно перенести весь вес на внутреннюю часть опорной ноги. Не забывайте менять ноги. Иногда бывает так, что на правой ноге держать баланс куда легче, чем на левой, и наоборот.
Асана напоминает потягивающуюся собаку, отсюда и название. Одна из самых расслабляющих поз, возвращающих умственные и физические силы.
Как выполнять?
Лягте на пол лицом вниз, ноги раздвиньте чуть меньше, чем на ширину плеч. Ладони поставьте на пол на уровне груди. На выдохе поднимите тело, выпрямив руки, которые на протяжении всего упражнения должны оставаться прямыми. Подвиньте голову к стопам и положите голову на пол. Руки и ноги должны быть прямые, пятки касаться пола. Оставаться в данной позе необходимо минуту. Затем на выдохе поднять голову с пола и вытянуть тело вперед, опустив его на пол.
Развивает в ребенке чувство доверия, сохраняет позвоночник эластичным, увеличивает способность к концентрации.
Как выполнять?
Лягте на пол во всю длину тела на живот лицом вниз. Выдохните и согните ноги в коленях. Вытяните руки назад и ухватитесь левой рукой за левую лодыжку, а правой — за правую лодыжку. Сделайте два вдоха-выхода. Выдохните полностью и тяните ноги вверх, поднимая колени и одновременно поднимая от пола грудь.
Поднимите голову и отведите ее как можно дальше назад. Ни ребра, ни тазовые кости не должны касаться пола. Только живот несет на себе вес тела. Когда ноги полностью вытянуты вверх, соедините бедра, колени и лодыжки. Оставайтесь в позе по возможности от 20 секунд до 1 минуты, затем с выдохом отпустите лодыжки, ноги вытяните прямо, опустите голову и ноги на пол и расслабьтесь.
Асана оказывает успокаивающее и освежающее действие на мозг, она очень полезна для женщин и очень веселит детей. Из плюсов — снимает боль в спине, укрепляет позвоночник, рекомендуется при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Как выполнять?
Встаньте прямо, затем сядьте на корточки, расположите стопы на ширине таза и разверните их немного наружу. Следите за тем, чтобы стопы полностью были прижаты к полу.
Прижмите локти к внутренним сторонам коленей, направьте копчик вниз и сложите ладони. Начинайте прижимать локти к коленям, одновременно сопротивляясь коленями. Вытягивайте грудную клетку, уводя ее от пупка. Задержитесь в асане на 15-30 секунд, затем высвободите руки, поднимите корпус и сядьте на пол. Высвободите ноги, отдохните.
Это королева асан, она оказывает положительное влияние на все системы организма. Стимулирует умственный рост ребенка.
Как выполнять?
Если у Вас мало практики, то используйте при выполнении асаны одеяло, сложенное вчетверо. Лягте на него таким образом, чтобы лопатки оказались на краю одеяла, а голова лежала на полу. Ступни и ноги соедините вместе. Медленно заведите руки за голову, а на выдохе колени подтяните к груди. Стопы заведите за голову, руками подоприте спину в районе поясницы, локтями упирайтесь о пол. Теперь выпрямите ноги вверх, при этом помогайте себе руками, как бы толкая тело вверх. Локти должны располагаться как можно ближе друг к другу, ноги выпрямлены строго вверх, перпендикулярны к полу. Стопы соединены вместе, колени не сгибаются. Весь вес тела приходится на плечи. Задержитесь в асане несколько минут, затем медленно опуститесь на пол.
Значительно укрепляет мышцы брюшного пресса и ног. Оказывает положительное действие на все органы брюшной полости, рекомендуется при любых заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Эта асана также укрепляет спину, что подчеркивает ее исключительное значение для детского организма.
Как выполнять?
Cядьте на пол, подтяните ноги к себе, зафиксируйте положение. Оторвав ноги от земли, вытяните руки перед собой (руки должны находиться параллельно полу, ладони направлены друг на друга). Толкните поясницу вперёд, обозначив «поясничный прогиб». Постарайтесь выпрямить ноги в коленных суставах таким образом, чтобы пятки оказались приблизительно на уровне глаз. Шея и голова должны находиться на одной линии с позвоночником, грудную клетку необходимо слегка «раскрыть».
Именно эта поза способствует выработке грациозной осанки, поскольку в ее выполнении задействованы все мышцы спины, ног и все отделы позвоночника. Развивает чувство равновесия. Поза сама по себе очень красива и энергична.
Как выполнять?
Встаньте прямо. Вдохните и перенесите вес тела на правую ступню. Согните левую ногу в колене и поднимите ее назад на уровне ягодиц. Подайте таз вперед, подтяните колено, чтобы правая нога стояла ровно и неподвижно.
Левой рукой ухватитесь за ступню или лодыжку левой ноги и крепко держите ее. Поднимайте ступню левой ноги выше и отводите ее дальше от тела. Левое бедро параллельно полу. Вытяните правую руку вперед параллельно полу. Сделайте 3-6 дыхательных циклов. Выпустите ногу, опустите ее. Повторите упражнение с другой стороны.
Что надо учесть до начала занятий с ребенком?
Приготовьте йога-мат. Остальные приспособления – ремни и блоки – для ребенка лишние.
Учитывайте время дня для занятий: в первой половине дня упражнения должны приносить бодрящий эффект, а во второй – релаксирующий.
Детям следует воздержаться от еды за полтора-два часа до занятия. Если ребенок проголодался, дайте ему стакан свежевыжатого фруктового сока.
Детская практика не требует согласования движения и дыхания. Малыш может дышать как обычно. Единственное правило – упражнения не должны выполняться на задержке дыхания.
Начинайте занятия с 10-15 минут, постепенно увеличивая их до получаса, внимательно наблюдая за реакциями ребенка. После практики он не должен чувствовать усталости!
Самое важное!
Проконсультируйтесь с врачом. Вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов к самостоятельной практике, без присмотра преподавателя. Если у ребенка имеются какие-то заболевания, они не должны находиться в стадии обострения.
Источник