Бадминтон упражнения для тренировки высокой подачи

Методика тренировок в бадминтоне

Прежде чем выйти на первую игру

Рост вашего мастерства будет зависеть от того, насколько вы трудолюбивы, увлечены, осмысленно подходите к тренировкам. И, конечно, вам не обойтись без последовательности в изучении техники и тактики игры. Того, что принято называть методикой. Рассказывая о методике обучения азам бадминтона, мы воспользуемся опытом подготовки Анатолия Скрипко, неоднократного чемпиона страны.

Прежде чем выйти на первую официальную игру, Скрипко, как и другие подростки, прошел начальную подготовку, которая длилась 3,5 месяца. Начальная подготовка подразделялась на три этапа: первый — шесть недель, второй —две недели, третий — шесть недель.

Первый этап посвящается освоению ударов открытой стороной ракетки (форхэнд). Первые две недели — произвольные удары открытой стороной ракетки, в основном из статических положений. Все внимание на технику. Прежде всего освоить правильную хватку ракетки, следить за тем, чтобы движения были мягкими и пластичными. Максимум внимания работе кисти и освоению правильной стойки при выполнении ударов.

В следующие две недели игрок, двигаясь, отбивает воланы открытой стороной ракетки. Наконец, заключительные две недели посвящаются освоению игры на счет. Старайтесь пока принимать волан справа из-за головы или форхэндом впереди себя.

Если на первом этапе подаче не уделялось специального внимания, то на втором — все внимание этому важному элементу техники. Изучение подачи заканчивается специальной тренировкой на точность. Задание: 50 раз направить волан сначала короткой подачей, а затем высокой в мишень.

Читайте также:  Белокобыльская юлия спортивная гимнастика

Третий этап — изучение ударов закрытой стороной ракетки. В той же последовательности, в какой изучались удары открытой стороной. Около двух недель — освоение хватки ракетки, правильного положения ног при ударе, работа кисти. Затем удары в движении: у сетки, в защите, с задней линии. И после этого — игра на счет.

Тренировка — это не только игра с воланом. Не менее получаса надо посвящать специальной физической подготовке и различным упражнениям, имитирующим ударам. Чем лучше гибкость, исправнее координация движений, тем успешнее пойдет и техника ударов.

Если вы правильно составите распорядок дня, то выкроите время для тренировки кисти, укрепления пальцев. Скажем, по дороге в школу потихоньку сжимайте в ладони теннисный мяч. Во время утренней зарядки делайте широкие, мягкие выпады и плавные перебежки. Дома перед зеркалом шлифуйте технические приемы. Это займет не так уж много времени, но, главное, вы станете целеустремленнее, настойчивее и почувствуете, что дело подвигается. Итак, ни дня без тренировок.

Полезно поиграть и у стенки. Здесь лучше можно проконтролировать свои движения, убедиться, правильны ли они.

Чем большее количество раз вы ударите по волану, тем скорее будете с ним на «ты». Чаще жонглируйте воланом. Старайтесь не просто подбивать его вверх ракеткой, а, скажем, сделав выпад, подбросить волан повыше. И в положении выпада выпрямленной рукой подбивайте волан. Всегда помните, что волан взмывает вверх за счет энергичных движений кисти. Затем несколько усложните упражнение. Вместе с двумя товарищами станьте в круг. Подбросьте волан вверх и, двигаясь по кругу, по очереди ударяйте по волану С таким расчетом, чтобы он как бы висел в воздухе на одном месте. Полезнейшее упражнение.

Научитесь, подбрасывая волан, ловить его на ракетку таким образом, чтобы он как бы прилипал к ней, не отскакивал. Формируйте в себе чувство волана.

Мы уже говорили, что выносливость — одно из важнейших качеств, необходимых бадминтонисту. Ее надо развивать с первых дней занятий. Для этого в своей тренировочной сумке всегда держите обыкновенную скакалку. Прыжки со скакалкой отлично развивают выносливость. Чем выше темп прыжков, тем полезнее для развития скоростной выносливости. Скакалка — спутник многих выдающихся игроков. Многократный чемпион мира Руди Хартоно во время выступлений на Уимблдонском турнире, готовясь к играм, до 30 мин прыгал через скакалку.

Теперь давайте подумаем о том, как лучше провести тренировку, если имеется всего одна площадка, а вас — любителей бадминтона. — скажем, 10—12 человек. Лучше сделать так. После общей разминки разделитесь на две-три группы. Первая группа займет площадку, вторая — занимается у стенки, третья — на оставшемся свободном месте вокруг площадки. Первая группа занимается изучением техники (скажем, ударов открытой стороной ракетки), вторая — делает то же самое у стенки или упражняется с воланом — жонглирование, перекидка и т. д. Третья группа посвящает это время специальной физической подготовке. Через 15—20 мин. можно поменяться местами. Следует пожелать, чтобы в каждую группу входили приблизительно одинаковые по уровню подготовки игроки.

Если бадминтонисты овладели начальными навыками, то организовать занятия на одной площадке можно следующим образом. Предположим, занимаются 16 человек. Они распределяются на четыре команды. Каждая из них занимает половину площадки, включая парный коридор, по обе стороны сетки. Команды играют друг с другом так: первая со второй, третья с четвертой. Сначала четыре одиночных встречи из одной партии, а затем так же из одной партии две парные. Конечно, все это на половине площадки. Получится, что каждый бадминтонист выступит в одиночной и парной встречах и проведет в среднем на площадке 30 мин.

Расскажем еще об одном весьма полезном групповом упражнении. Каждая из команд занимает, как и в предыдущем упражнении, половину площадки. Первый игрок из команды 1 выполняет высокую подачу. Первый игрок из команды 2 отвечает высоко-далеким ударом. Потом включаются в игру вторые номера команд, выполняя также высоко-далекие удары. Затем третьи, четвертые и снова первые. Команда, игрок которой ошибается первым (скажем, ударил в аут), получает штрафное очко. При пяти штрафных очках упражнение заканчивается. Таким же образом можно всем вместе выполнять укороченные удары с задней линии в сочетании со «свечой». По сумме штрафных очков определяется команда-победительница.

Старайтесь дорожить на тренировке каждой минутой. Потерянное время — это потерянные крупицы мастерства. Когда вы уже по-настоящему подружитесь с ракеткой и воланом, вам, разумеется, захочется узнать побольше о бадминтоне. Вы начнете проникать в тайны тактического мастерства. И здесь, видимо, без помощи старших товарищей не обойтись.

В добрый путь!

Подобно школьным экзаменам, проверкой ваших знаний но бадминтону и накопленного мастерства будут соревнования Кто сильнее? Кто лучше овладел техникой и тактикой игры?

В бадминтоне есть такая закономерность. С ростом мастерства появляется необходимость чаще участвовать в соревнованиях. А как часто вам состязаться в турнирах? В течение первого года обучения бадминтону большое количество соревнований ни к чему. Ваше мастерство еще не окрепло, и чрезмерно частые турниры могут только повредить. В пылу игры не очень-то думаешь о том, правильно ли выполнен тот или иной прием. Поэтому технические ошибки, порой грубые, укореняются, а устранить их впоследствии не так просто. Переучиваться труднее, чем учиться

Когда вы уже овладеете основными ударами, советуем перед турниром провести своеобразный зачет Известно, что два наиболее важных технических элемента в бадминтоне — это смеш и его прием. Поэтому следует прежде всего устроить экзамен по этим двум «предметам». Как это сделать? Скажем, команда состоит из шести человек. Проводите соревнования между ними на умение нападать и защищаться. По системе каждый с каждым. Два игрока соревнуются между собой следующим образом. Первый подает высокую подачу, а затем отражает смеш своего соперника. Если отразил удар успешно — очко Не сумел принять смеш или ошибся при его отражении — ноль. Так 10 раз. Десять подач — десять отражений смеша. Затем обороняется второй игрок. Он подает волан и старается защититься от смеша. Проведя турнир между всеми шестью игроками, можно получить достаточно объективную картину кто лучший в нападении и защите.

Для более опытных спортсменов такой турнир следует усложнить, приблизив его к реальной игровой ситуации. Очко в нападении можно получить не только за удачный прием смеша, но если сумел быстро перейти от обороны в атаку. Или же для того, кто бьет смеш, очко начисляется не только за удачный нападающий первый удар, но, и если этот удар отражен, за удачный второй или даже третий. Подобные состязания на умение выполнять удары полезны и для определения, кто лучше и точнее владеет подставкой на сетке, подает, применяет удары слева, отбивает укороченные удары и т д. Результаты таких испытаний, особенно перед ответственными соревнованиями, помогут спортсменам избрать наилучшую тактику, применять наиболее выигрышные удары.

В первый год обучения достаточно посостязаться в 6—7 турнирах, включая внутришкольные Соревнования не следует растягивать на много дней, иначе это будет не радостный спортивный праздник, а скучное, тягучее мероприятие Лучше всего отвести на турнир всего 2—3 дня. Составьте четкое расписание, красочно оформите турнирные таблицы, празднично украсьте спортивный зал. Кульминация состязания — финальные, решающие встречи, в которых определяются сильнейшие. Проведите финальные игры отдельно, в присутствии всех участников состязаний, учителей, родителей. Приготовьте дипломы победителям, цветы, памятные подарки (это может быть книга, красивый альбом, ракетка).

Первые соревнования советуем провести по круговой системе. Это наиболее просто и, что очень важно, сразу же обогатит ваш турнирный опыт — ведь соревнования пройдут по формуле «каждый с каждым» Предположим, вас 8 человек. Кому с кем играть? Так как этот турнир первый и вы не имеете еще точного представления о силах участников, следует их расставить в таблице прямой жеребьевкой с 1-го по 8-й номер. В первом туре 1-й играет с 8-м, 2-й с 7-м, 3-й с 6-м, 4-й с 5-м. В следующих турах игроки встречаются между собой в такой последовательности: 2-й тур: 1—7, 8—6, 2—5, 3—4; 3-й тур: 1—6,7—5, 2—3, 4—8; 4-й тур: 1—5, 6—4,7—3, 8—2; 5-й тур: 1—4,5—3,

6 — 2,7 — 8; 6-й тур: 1—3, 4—2,5—8, 6—7; 7-й тур: 1—2, 3—8, 4—7, Б—6.

Теперь о так называемой системе с выбыванием, ее зачастую называют олимпийской. Основной принцип «олимпийки»: проиграл — выбыл. Эта система заставляет спортсменов мобилизоваться в самом начале состязаний. Здесь нельзя рассчитывать на то, что сможешь поправить свои дела в последующих играх, как это бывает, когда состязания проходят по круговой системе. Если, скажем, в соревнованиях участвуют 8 человек, то игры по олимпийской системе можно провести так, как показано на рис. 53. Все участники расставлены в соответствии с их силой. Сильнейший номер — первый — вверху. Второй номер, следующий по силам, — внизу. Это сделано для того, чтобы в полной мере соблюдать спортивный принцип. Чтобы все было по справедливости. Ведь раньше финала двум сильнейшим игрокам встречаться было бы нелогичным. Остальные игроки распределяются в таблице, как говорят, «змейкой». Третий номер в полуфинале «выходит» на второго, четвертый — на первого и т. д.

Если силы участников состязаний неравны, полезно использовать так называемый гандикап. Соревнование с гандикапом предусмотрены официальными правилами игры в бадминтон. Различные по силе игроки начинают играть с разного счета. Каждый из них получает или дает фору сообразно своим возможностям. Таким образом силы игроков примерно уравниваются. Скажем, один игрок сильнее другого. Более слабый может получить гандикап плюс 10 очков. В этом случае, если игра в партии ведется до 16 очков, ему для победы необходимо набрать всего 5 очков, а его более сильному сопернику — 25 очков. Турниры с гандикапом весьма полезны. Оба игрока — и более сильный, и более слабый, чтобы победить, должны действовать в полную силу.

Ни одно спортивное состязание, разумеется, не обходится без судей. Возглавляет судейскую коллегию главный судья, а первый его помощник — главный секретарь. Непосредственно встречу на площадке проводит судья на вышке со своими помощниками — судьями на линиях, на подаче. Судья на вышке — весьма важное лицо в матче по бадминтону. От него зависит порядок на площадке, настроение участников, темп встречи. Судейство — почетное и нужное дело. Поэтому, набираясь спортивного мастерства, непременно учитесь и грамотному, прозорливому судейству соревнований.

Итак, вы закрываете последнюю страницу этой книги. Но мы не прощаемся с вами, дорогие друзья. Надеемся встретиться с вами на турнирах по бадминтону самых различных рангов. Мы верим в ваши спортивные успехи, в ваше будущее. Верим, что недалек тот день, когда на вас будут равняться следующие поколения юных бадминтонистов. Мы будем очень рады, если книга поможет вам стать настоящими мастерами этой увлекательной игры.

Источник

Уроки бадминтона

Держание волана

Держание волана при выполнении различных упражнений, в частности подач, может быть произвольным, но лучше это делать так, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Держание волана

Как правильно держать ракетку

Правше необходимо взять ракетку левой рукой за стержень и держать ее так, чтобы плоскость обода была перпендикулярна полу, а кисть правой руки положить на струны (рис. 2, а); затем следует перемещать ее вдоль стержня к ручке, пока ребро ладони не упрется в утолщение на конце ручки. После этого нужно мягко обхватить ручку (рис. 2, б, в).

Рис. 2. Хват ракетки

Большой палец должен лежать слева-сбоку по диагонали вдоль ручки, которая находится на одном уровне с ребром ладони. Между большим и указательным пальцами образуется угол, напоминающий букву Y, мизинец лежит у самого края ручки, остальные пальцы свободно располагаются по всей ручке. Левша выполняет то же самое другой рукой.

Первый способ проверить, правильно ли вы держите ракетку, – слегка постучать ребром обода о пол, как будто забиваете гвоздь легким молоточком. Если хватка правильная, то разворачивать кисть не придется.

Второй способ: вытяните руку с ракеткой перед собой так, чтобы обод был в вертикальной плоскости. Если вы держите ракетку правильно, плоскость должна проходить почти точно через вершину угла, образованного большим и указательным пальцами. Этот способ хвата ракетки – основной и универсальный.

Возможные ошибки

  • Дети разворачивают ракетку в руке против часовой стрелки;
  • держат ракетку слишком близко к стержню или обхватывают ладонью конец ручки;
  • держат ракетку или слишком крепко, или, наоборот, слишком слабо. Ее нужно держать, как птичку: с одной стороны, крепко, чтобы она не вылетела, а с другой – не дать ей задохнуться.

Подача

При начальном обучении подаче целесообразно использовать высокую (рис. 3, а) и низкую подачу (рис. 3, в). Подачу из высокой стойки лучше применять в парной игре (рис. 3, б). Основной способ подачи в бадминтоне – справа: тогда волан свободно выпускается из пальцев навстречу движению ракетки – волан в левой руке, ракетка в правой, левая нога немного выставлена вперед. Ракетка сначала отводится кистью назад, а затем резко выносится вперед.

Можно тренироваться в подаче, выполняя ее не только через сетку, но и в стену с расстояния 2,5–3 м, как показано на рис. 4.

Игровая стойка бадминтониста

Стойка игрока является исходным положением перед выполнением всех ударов. Различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую (рис. 5, а, б, в).

Рис. 3. Техника подачи в бадминтоне

Рис. 4. Тренировка подачи у стены

Рис. 5. Игровая стойка бадминтониста

Высокую игровую стойку, называемую часто основной игровой стойкой, чаще всего используют во время игры (рис. 5, а). Ноги слегка согнуты, плечи параллельно сетке, туловище немного наклонено вперед. Перед выходом на удар проекцию центра тяжести тела переносят на переднюю часть стопы – так легче и быстрее начать движение.

В средней (защитной) стойке ноги согнуты в коленях несколько больше, чем при высокой, тяжесть тела приходится на всю стопу или на ее переднюю часть (рис. 5, б) и используется для отражения нападающего удара противника. Однако игрок, принявший такое положение, будет затрачивать больше времени для выхода на удар.

К низкой стойке обычно прибегают в парной игре – чаще всего спортсмены, находящиеся у сетки, что позволяет им более активно отражать удары (рис. 5, в).

При обучении необходимо следить за тем, чтобы все удары выполнялись с места, не отрывая ног от опоры.

Специальные упражнения бадминтониста

Упражнения в беге

  1. Бег на носках со сменой способов передвижения.
  2. Бег приставными шагами левым и правым боком, выполняя поочередно по 4 приставных шага каждым боком.
  3. Бег со сменой направления через каждые 5–10 м.
  4. Бег с различными видами прыжков через скакалку.
  5. Два беговых шага с выпадом на третьем – 2 раза; затем приставные шаги поочередно левым, правым боком по 4 шага – 4 серии; затем бег спиной вперед – 6 шагов.

Упражнения с ракеткой и воланом

  1. Жонглирование открытой стороной ракетки.
  2. Жонглирование закрытой стороной ракетки.
  3. Жонглирование открытой и закрытой сторонами ракетки.
  4. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше.
  5. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше, с выполнением от 1 до 3 круговых вращений левой рукой в плечевом суставе в различных вариантах или приседания с касанием свободной рукой пола каждый раз после удара по волану.
  6. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки за спиной.
  7. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки между ногами.
  8. Жонглирование в парах, применяя удары из-за спины и между ногами.
  9. Жонглирование воланом, поочередно ударяя ракеткой за спиной и между ногами.
  10. Игра в парах двумя и тремя воланами.

Возможные ошибки

  • Неправильный хват ракетки;
  • ракетка находится на уровне головы и выше, а не на уровне пояса;
  • слишком высоко поднят локоть;
  • движения ракеткой выполняются очень быстро;
  • игрок не перемещается по площадке, чтобы удобнее расположиться по отношению к волану;
  • жонглирование выполняется на одном месте;
  • у игрока отсутствует чувство расстояния до волана.

Упражнения с теннисным мячом

1. Броски теннисного мяча в парах, постепенно увеличивая силу броска и сокращая дистанцию – от 12 до 7 м.
2. Броски теннисного мяча в сторону от партнера на 1,5–2 м с последующей ловлей одной рукой.
3. Броски двух теннисных мячей поочередно, постепенно уменьшая интервалы между первым и вторым броском.
4. Броски двух теннисных мячей в разные стороны, но не дальше 1–1,5 м от партнера, с указанием и без указания сторон.

При выполнении этих упражнений необходимо внимательно наблюдать за действиями партнера, за летящим мячом, продумывая ответные действия.

Развитие физических качеств у бадминтониста

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития гибкости у бадминтониста представлены на рис. 6.

Рис. 6. Упражнения для развития гибкости

1. Наклоны туловища вперед, выводя руки за спину вверх.
2. Повороты туловища в наклоне.
3. Наклоны вперед и назад.
4. Коснуться носков из положения лежа.
5. Махи руками.
6. Прогибы туловища назад, стоя у шведской стенки.
7–8. Повороты с вращением и сгибанием кистей. То же с мячом.
9–10. Упражнения на сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине и на животе.
11–12. Вращения в тазобедренном суставе и вращения туловищем.
13. Наклоны туловища в стороны.
14. Пружинистые приседания в выпаде.
15. Выпрыгивания вверх из приседа.
16. Прыжки с поворотами.

Упражнения для развития силы

Упражнения без отягощений

На рис. 7 представлены простейшие упражнения, которые помогут укрепить мышцы рук бадминтониста без использования отягощений.

Рис. 7. Упражнения для развития мышц рук

1. Последовательные и разноименные круговые движения руками в различных плоскостях.
2. Круговые движения руками.
3. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.
4. Различные движения в лучезапястном суставе с ракеткой.

Упражнения с отягощениями

В качестве отягощения можно использовать гантели весом 1–2 кг или булавы весом 200–500 г (см. рис. 8).

Рис. 8. Упражнения с отягощением

1. Круговые движения во всех плоскостях.
2. Поочередные круговые движения каждой рукой.
3. Круговые движения кистью и движения по «восьмерке».
4. Круговые движения и движения локтевого сустава по «восьмерке».

Упражнения для развития быстроты

1. Имитация техники ударов слева.
2. Имитация техники высоких ударов от сетки с выпадом вперед и возвращение в основную стойку (см. рис. 9).

Возможные ошибки

  • Неправильный хват ракетки;
  • ученик смотрит на сетку, а не на волан;
  • ученик не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в игровую стойку после удара;
  • ученик неправильно выполняет выпад вперед.

Рис. 9. Упражнение для развития быстроты

Советы начинающим

  1. Не сжимайте крепко рукоятку ракетки – держите ее естественно, свободно, но достаточно плотно.
  2. Не меняйте способы хвата ракетки – держите ее одним наиболее удобным для себя способом.
  3. На первых этапах обучения не спешите отбивать волан: благодаря равномерно замедленному полету его можно успеть отразить вовремя, следовательно, более точно. Все внимание обращайте на точность ударов по волану, посылая его в заданном направлении и сопровождая взглядом траекторию движения головки волана.
  4. С начала обучения вырабатывайте у себя привычку смотреть на волан, сопровождая его взглядом как в полете, так и в момент встречи его ракеткой. Это позволит выработать точность удара.
  5. В начале обучения обращайте больше внимания на выработку правильной стойки и формирование умения передвигаться по площадке.
  6. Выполняя подачу, не спешите – сосредоточьтесь, правильно выберите вид подачи и проверьте готовность соперника к приему.
  7. При разучивании того или иного удара предварительно отработайте его путем многократного повторения без волана, т.е. имитации техники удара.
  8. Не отчаивайтесь, если у вас не получается какой-нибудь удар: необходимо проявить выдержку. Многократным повторением можно добиться уверенного и точного выполнения любого удара.

Янина Бердюгина ;
Владимир Леонтьев ,
МОУ ДОД ДЮСШ по бадминтону, г. Одинцово, Московская обл.

Источник

Оцените статью