- 70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования
- Оглавление
- Магазин готовых тренингов: методические материалы для бизнес-тренеров, психологов, коучей и всех, кто хочет ими стать
- Каталог
- Отзывы
- Полезные материалы
- Готовые тренинги по принципу «Возьми-и-проведи»
- Модули для тренинга
- Курсы и вебинары для бизнес-тренеров
- Присоединяйтесь к нам в сети Вконтакте!
- Скачать бесплатно
- Бесплатные вебинары
- Метки
- Контакты
- Поиск
- Наталия Еремеева 9:55 am on April 28, 2017
- [Пошаговый план] Как придумать уникальное авторское упражнение для бизнес-тренинга?
- Как придумать свое собственное авторское упражнение для бизнес-тренинга?
- Или: Ваши участники продвинутые, и Вы опасаетесь, что любое готовое упражнение они уже знают.
- 1. Запишите точную формулировку цели Вашего упражнения
- Цель должна быть обучающей – связанной с идеями и концепциями Вашего тренинга — например:
- Не рекомендую делать единственной целью тренингового упражнения задачи, связанные с групповой динамикой и процедурными моментами тренинга, например, «оживить группу».
- 2. Запишите существенные требования к упражнению
- Для этого Вам потребуется понимание Вашей аудитории, поэтому, можно до этого шага записать еще и список существенных характеристик аудитории тренинга, как Вы их знаете.
- Помимо психологического состояния аудитории, необходимо учесть время, которое у Вас будет, количество участников, особенности помещения для проведения тренинга и доступный реквизит.
- 3. Определите, для какого этапа обучающего цикла Вы создаете упражнение
- Я уже много писала про обучающий цикл Колба:
- Даже если Вы не планировали раньше свои тренинги согласно этому циклу, Ваши участники все равно проходят именно эти этапы при обучении навыку.
- 4. Выберите формат
- Вспомните, какие форматы обучающих активностей Вы знаете, и подумайте, какой лучше всего подойдет для записанных Вами целей и задач.
- Если упражнение предназначено для получения нового опыта, желательно включить в него какую-нибудь скрытую деталь, провокацию, продумать, к каким новым инсайтам оно может привести Ваших участников.
- 5. Запишите инструкции, вопросы для разбора, вводные для участников
- 70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования Текст
- Введение
- Как создать тренинговое упражнение
- Метафора как основа упражнения
- Что такое метафора и зачем она нужна?
- Функции метафор в консультировании и на тренинге
- По сходству понятий: узнай на птичьем дворе, какую работу ты хочешь
- Метафора + метаморфоза = идея, или как получить пропуск на свободу?
70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования
Тренинг – это продукт авторский. Только в этом случае тренер несет ответственность за его эффективность. Придумать упражнения для любого тренинга и на любую тему – вот цель этой книги. Предложенные варианты упражнений станут для вас хорошим тренажером. Автор предлагает упражнения для личностных тренингов, но это не помешает тренерам адаптировать их под свои задачи: понять алгоритм построения, воодушевиться метафорой, разнообразием психотехник, формой организации, целями.
Оглавление
- Введение
- О том, как придумать упражнение для тренинга
- Метафора как основа упражнения
- Упражнения
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
О том, как придумать упражнение для тренинга
Упражнение создать не сложно. В начале, конечно, определимся с целью. По цели упражнения я делю так:
— Исследовательские. Это те, которые начинаются словами «Исследовать…». На тренинге их обычно много, так как тренинг — это прежде всего психологический инструмент, способствующий самопознанию. При помощи исследовательских упражнений люди понимают, что то, что ты о себе думаешь и то, что есть на самом деле — это разное. Не хуже, не лучше, а другое. Нам свойственно фиксировать свой образ — поведение, мировоззрение, чувства, и мы зачастую не видим динамики изменений. А личность меняется постоянно. Исследовательские упражнения направлены на коррекцию картины себя настоящего, осознание своих особенностей, проблем и ресурсов.
— Формирующие. В цели этих упражнений вы прочтете «Способствовать формированию…» Именно так, с глаголом несовершенного вида. Специалисты знают, что для формирования чего-либо нужно время значительно большее, чем длится упражнение. И при помощи этих упражнений участники попробуют новую модель поведения, сформулируют новые мировоззренческие установки, попытаются выйти на новое эмоциональное состояние. Для того, чтобы упражнение заработало, люди должны знать над чем они сейчас будут работать и зачем им это надо.
— Развивающее. Упражнение на закрепление того, что получилось. В отличии от предыдущих, желательно, чтобы опыт был позитивным. Эстетика, динамика, метафора этих упражнений способствуют тому, чтобы участники порадовались своим успехам, подчеркнули свою ценность, осознали ресурсы и перспективы. Развивающие упражнения не требуют большого обсуждения, достаточно собрать обратную связь, что усилит их эффект.
После того, как определились с темой и целью упражнения, выбираем форму организации:
— «Двойки» — «тройки». Традиционно часто используются на тренинге. За короткое время мы даем возможность всем участникам поработать активно. Но шеринги после этих упражнений, как правило, продолжительные — если высказался один из пары, обязательно хочет сказать и второй. В «тройках» иногда есть роль наблюдателя. В этом случае важно, чтобы роль поочередно переходила от участника к участнику.
— «Подгруппы». Удобная форма организации для больших и средних групп. Обычно перед участниками ставится какая-нибудь цель: придумать, разыграть, решить задачу и т. д. То есть у людей возникает необходимость работать в команде. Несмотря на видимое бездействие тренера во время работы подгрупп, важно следить, чтобы внутренняя групдинамика не стала препятствием выполнения задания (если, конечно, она не является содержанием упражнения).
— «Карусель». Внутренний и внешний круг, работа в парах с постоянной сменой партнера. Преимуществом являются динамичность и возможность пообщаться со многими. Ограничения — непродолжительность и поверхностность этого общения.
— «Поляна». Одновременное выполнение одинаковых действий, решение одной задачи всеми участниками тренинга. Люди рисуют, делаю коллаж, составляют и ранжируют списки, играют роли и т. д. Самое сложно е при этой форме упражнения — разный темп выполнения. Поэтому необходимо предусмотреть, что будут делать те, кто управится быстрее остальных и как поторапливать самых неспешных.
— «Аквариум». Эта форма упражнения подразумевает активно действующих и наблюдателей. И у тех, и у других должна быть своя цель, озвученная тренером. И еще важно соблюдать правило равных возможностей. То есть активные становятся наблюдателями и наоборот.
— «Стенка-на-стенку». Противоборства, защита мнений, полюса интересов, разное поведение, противоположность ролей и т. д. Форма упражнения предполагает столкновение, а значит будет много эмоций и переживаний. Организовать это все не сложно, сложнее провести грамотный шеринг, на котором эмоции уступят место пониманию и анализу.
— «Ротация ролей». Вид организации, когда главная роль проигрывается всеми участниками группы. Годится для небольших групп и требует продолжительного времени на проведение.
Форма организации очень часто продиктована психотехникой, которая лежит в основе упражнения. Это следующее, с чем нужно определиться. Одна и та же цель может быть достигнута через арттерапевтические или телесные техники, можно сделать визуализацию или коллаж, рисовать или анализировать списки. Я не ставлю знак равенства между психотехникой и тренинговым упражнением. Но в основе упражнения всегда есть психотехника, даже если тренер не знает, какая именно. Деление упражнений по психотехникам в этой книге весьма условно, иногда я сомневалась, в какой именно раздел что поместить. И сделала описание тех техник, которые мне близки, подразумевая, что ими список не исчерпывается.
После того, как упражнение придумано, дело за малым: оформить его. И это не блажь, не дань академическому образованию — это необходимость, которая позволит тренеру избежать многих неприятностей.
Длительность упражнения. Вычитывается анализом и опытным путем. Я знаю, что делать коллаж люди будут около часа, а рисовать карандашами — минут 10—15. После визуализаций есть потребность поделиться, значит обязательно нужна беседа в парах. А метафорические упражнения требуют помощи тренера в «заземлении» образов и символов — будет очень продолжительный шеринг. Исходя из своего опыта я выставляла тайминг каждого упражнения, но он может быть очень подвижен.
Оборудование. Самое ужасное на тренинге — дать участникам инструкцию и понять, что чего-то не хватает для выполнения упражнения. Добросовестные тренеры всегда составляют список всего необходимого и по пунктам проверяют, все ли есть.
Вопросы к шерингу. Самое сложное в психологическом упражнении, это шеринг. Правильные вопросы, которые коррелируют с целью упражнения, повышают его эффективность, превращают тренинг из интересного процесса и личностно значимый для каждого участника результат.
Что еще? Творчество! Без него придумать упражнение невозможно. Нескончаемые идеи можно получить из наблюдений за людьми, животными, явлениями природы, читая книги и просматривая фильмы. Идею может подкинуть научная статья и сказка. Чем интересней будет процесс выполнения упражнения, тем выше вовлеченность участников, а значит и результативность.
Источник
Магазин готовых тренингов: методические материалы для бизнес-тренеров, психологов, коучей и всех, кто хочет ими стать
Каталог
Отзывы
Полезные материалы
Готовые тренинги по принципу «Возьми-и-проведи»
Модули для тренинга
Курсы и вебинары для бизнес-тренеров
Присоединяйтесь к нам в сети Вконтакте!
Скачать бесплатно
Бесплатные вебинары
Метки
Контакты
Поиск
Наталия Еремеева 9:55 am on April 28, 2017
[Пошаговый план] Как придумать уникальное авторское упражнение для бизнес-тренинга?
Как придумать свое собственное авторское упражнение для бизнес-тренинга?
Часто бывает так: Вам необходимо сделать Вашу программу более активной, но игры и упражнения, которые Вы уже знаете, не подходят.
Или: Ваши участники продвинутые, и Вы опасаетесь, что любое готовое упражнение они уже знают.
Как создать свое собственное упражнение, которое будет соответствовать теме Вашего тренинга и удивит участников?
Вот пошаговый план, который я применяю сама:
1. Запишите точную формулировку цели Вашего упражнения
Все начинается с целей и задач. Чтобы в Вашем тренинге не было активностей, которые включены в него по неизвестной никому причине, необходимо четко определить цель упражнения, желательно – записать ее.
Цель должна быть обучающей – связанной с идеями и концепциями Вашего тренинга — например:
— Увидеть, как работает на практике …
— Осознать факторы эффективности в работе …
— Потренироваться в применении …
Не рекомендую делать единственной целью тренингового упражнения задачи, связанные с групповой динамикой и процедурными моментами тренинга, например, «оживить группу».
При желании, Вы можете добавить цель, связанную с групповой динамикой, к целям, связанным с обучением, после того, как они будут поставлены.
2. Запишите существенные требования к упражнению
Для этого Вам потребуется понимание Вашей аудитории, поэтому, можно до этого шага записать еще и список существенных характеристик аудитории тренинга, как Вы их знаете.
Например, возраст, пол, обучались ли раньше и т. п.
Но я предположу, что, если Вы разрабатываете тренинг, то аудитория Вам известна, и на этом этапе предлагаю подумать, какие характеристики Вашего тренингового упражнения будут важны для такой аудитории.
- Например, если Вы обучаете серьезных участниц зрелого возраста из отдела бухгалтерии, Вам не нужны чрезмерно активные упражнения, требующие физической нагрузки. Такая аудитория часто обеспокоена тем, надо ли будет тратить на тренинге физические силы, и радуется, если от них не требуется «прыгать со шкафов».
- С другой стороны – если на Вашем тренинге веселые молодые люди, любящие всевозможный троллинг – вполне возможно, что Вам имеет смысл, наоборот, придумать активные вовлекающие упражнения, чтобы направить их энергию в мирное русло.
- Если у Вас на тренинге будут слишком тревожные люди, Ваше упражнение должно снижать тревожность и давать им позитивный опыт и ощущение, что что-то достигнуто. Если участники, наоборот, уверены в собственной идеальности и непогрешимости – то проблематизировать и показывать ошибки.
- Если у Вас корпоративный тренинг с представителями конкретной индустрии, желательно как-то связать упражнение с этой индустрией, хотя бы упомянуть ее.
Помимо психологического состояния аудитории, необходимо учесть время, которое у Вас будет, количество участников, особенности помещения для проведения тренинга и доступный реквизит.
3. Определите, для какого этапа обучающего цикла Вы создаете упражнение
Я уже много писала про обучающий цикл Колба:
1 – Получение активного опыта.
2 – Анализ и рефлексия
4 – Применение к себе.
Даже если Вы не планировали раньше свои тренинги согласно этому циклу, Ваши участники все равно проходят именно эти этапы при обучении навыку.
Упражнения чаще всего нужны для 1-го или 4-го этапов цикла Колба.
То есть, всех целей всех возможных упражнений, на самом деле всего две.
1 — Участникам может быть необходимо получить в упражнении новый опыт для его последующего анализа и разбора.
2 – Или им нужно применить уже полученное знание к себе, придумать план внедрения или потренироваться в использовании навыков.
Если Вы записали цель Вашего упражнения на первом шаге, Вам будет легко определить, к первому или последнему этапу цикла Колба она относится.
4. Выберите формат
Вспомните, какие форматы обучающих активностей Вы знаете, и подумайте, какой лучше всего подойдет для записанных Вами целей и задач.
Например, это может быть:
Для получения нового опыта:
— Интервью в парах о личном опыте
— Ролевая игра в формате «аквариум»
Для применения к себе:
— Ролевая игра в парах или подгруппах
— Упражнение с карточками
— Интервью в парах о применении знаний.
Это далеко не все варианты тренинговых активностей, если Вам нравится какой-то вид упражнений – подумайте о том, как адаптировать его к Вашей теме и ситуации.
Если упражнение предназначено для получения нового опыта, желательно включить в него какую-нибудь скрытую деталь, провокацию, продумать, к каким новым инсайтам оно может привести Ваших участников.
Выберите формат упражнения, и запишите идею Вашего упражнения общими словами.
5. Запишите инструкции, вопросы для разбора, вводные для участников
Теперь, когда общая идея для упражнения создана, необходимо прописать необходимые инструкции и материалы для раздачи участникам.
Я также рекомендую сразу подготовить список вопросов, которые Вы будете задавать участникам тренинга после упражнения для его разбора, чтобы не забыть их во время тренинга.
Вот список вопросов, который может Вам в этом помочь — http://www.trainersworld.ru/?p=3283
Запишите список реквизита, который Вам понадобится, какие инструкции и в каком количестве распечатывать, сколько времени Вы запланировали под это упражнение.
После этого Вам останется только обкатать упражнение на тестовой аудитории – и можно применять его в тренинге.
Источник
70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© Ирина Шевцова, 2021
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Обычно люди не читают введение. Но, возможно, оно вас убережёт от ненужной покупки.
Я начала создавала эту книгу много-много лет назад, а именно около двадцати. В те далекие годы просто не было книг и пособий, а значит, тренинг полностью придумывался. И с тех пор я считаю, что тренинг – продукт штучный и обязательно авторский. Это относится и к идее в целом, и к упражнениям в частности.
Но создаются упражнения не на пустом месте. Что-то делается «по образу и подобию» – на основе тех упражнений, которые я выполняла, будучи участницей тренингов.
Что-то брала из сборников (они буквально хлынули на рынок в начале двухтысячных) и трансформировала под свои задачи. Обучение психотехникам дало новый материал для упражнений. Те инструменты, которые оказались для меня, как для участника тренинга, эффективными, я тут же использовала как тренер. Потому, что доверие к инструменту – важнейшее условие любого тренинга.
У меня много упражнений на основе арт-терапии, очень люблю коллаж, психосинтез сильно пополнил мой тренерский чемодан.
Ну, и, наконец, я научилась придумывать упражнения под конкретную цель и с учетом всех условий: особенностей подготовки и мотивации участников, формата тренинга, помещения, оборудования.
Идеи некоторых упражнений, которые вы здесь встретите – плод коллективной работы, за что я благодарна своим коллегам. Я описала и оформила эти упражнения. «Лаборатория по созданию авторских упражнений» – мой проект, который я реализовываю уже много лет.
Надеюсь, что читатель отнесётся к предложенному материалу творчески и профессионально: вникнет, поймёт задумку, сделает что-то на подобие, использует частично, наполнит другим содержанием и т. д. А может быть возьмёт неизменно, но с чётким пониманием, что он хочет получить, используя это упражнение в своём тренинге, а не просто потому, что оно годится по теме.
Как создать тренинговое упражнение
Упражнение создать не сложно.
Вначале, конечно, определимся с целью. По цели упражнения я делю так:
– Исследовательские. Это те, которые начинаются словами «Исследовать…». На тренинге их обычно много, так как тренинг – это прежде всего психологический инструмент, способствующий самопознанию. При помощи исследовательских упражнений люди понимают, что то, что ты о себе думаешь и то, что есть на самом деле – это разное. Не хуже, не лучше, а другое. Нам свойственно фиксировать свой образ – поведение, мировоззрение, чувства, и мы зачастую не видим динамики изменений. А личность меняется постоянно. Исследовательские упражнения направлены на коррекцию картины себя настоящего, осознание своих особенностей, проблем и ресурсов.
– Формирующие. В цели этих упражнений вы прочтете «Способствовать формированию…» Именно так, с глаголом несовершенного вида. Специалисты знают, что для формирования чего-либо нужно время значительно большее, чем длится упражнение. И при помощи этих упражнений участники попробуют новую модель поведения, сформулируют новые мировоззренческие установки, попытаются выйти на новое эмоциональное состояние. Для того, чтобы упражнение заработало, люди должны знать над чем они сейчас будут работать и зачем им это надо.
– Развивающее. Упражнение на закрепление того, что получилось. В отличии от предыдущих, желательно, чтобы опыт был позитивным. Эстетика, динамика, метафора этих упражнений способствуют тому, чтобы участники порадовались своим успехам, подчеркнули свою ценность, осознали ресурсы и перспективы. Развивающие упражнения не требуют большого обсуждения, достаточно собрать обратную связь, что усилит их эффект.
После того, как определились с темой и целью упражнения, выбираем форму организации:
– «Двойки» – «тройки». Традиционно часто используются на тренинге. За короткое время мы даем возможность всем участникам поработать активно. Но шеринги после этих упражнений, как правило, продолжительные – если высказался один из пары, обязательно хочет сказать и второй. В «тройках» иногда есть роль наблюдателя. В этом случае важно, чтобы роль поочередно переходила от участника к участнику.
– «Подгруппы». Удобная форма организации для больших и средних групп. Обычно перед участниками ставится какая-нибудь цель: придумать, разыграть, решить задачу и т. д. То есть у людей возникает необходимость работать в команде. Несмотря на видимое бездействие тренера во время работы подгрупп, важно следить, чтобы внутренняя групдинамика не стала препятствием выполнения задания (если, конечно, она не является содержанием упражнения).
– «Карусель». Внутренний и внешний круг, работа в парах с постоянной сменой партнера. Преимуществом являются динамичность и возможность пообщаться со многими. Ограничения – непродолжительность и поверхностность этого общения.
– «Поляна». Одновременное выполнение одинаковых действий, решение одной задачи всеми участниками тренинга. Люди рисуют, делаю коллаж, составляют и ранжируют списки, играют роли и т. д. Самое сложно е при этой форме упражнения – разный темп выполнения. Поэтому необходимо предусмотреть, что будут делать те, кто управится быстрее остальных и как поторапливать самых неспешных.
– «Аквариум». Эта форма упражнения подразумевает активно действующих и наблюдателей. И у тех, и у других должна быть своя цель, озвученная тренером. И еще важно соблюдать правило равных возможностей. То есть активные становятся наблюдателями и наоборот.
– «Стенка-на-стенку». Противоборства, защита мнений, полюса интересов, разное поведение, противоположность ролей и т. д. Форма упражнения предполагает столкновение, а значит будет много эмоций и переживаний. Организовать это все не сложно, сложнее провести грамотный шеринг, на котором эмоции уступят место пониманию и анализу.
– «Ротация ролей». Вид организации, когда главная роль проигрывается всеми участниками группы. Годится для небольших групп и требует продолжительного времени на проведение.
– «Бег по станциям». Вариант работы в подгруппах. Только в этом случает есть закреплённые «станции» и подгруппы по указанию тренера перемещаются к следующей. На каждой «станции» есть определённое задание. Таким образом все подгруппы выполняют все задания.
Форма организации очень часто продиктована психотехникой, которая лежит в основе упражнения. Это следующее, с чем нужно определиться. Одна и та же цель может быть достигнута через арттерапевтические или телесные техники, можно сделать визуализацию или коллаж, рисовать или анализировать списки. Я не ставлю знак равенства между психотехникой и тренинговым упражнением. Но в основе упражнения всегда есть психотехника, даже если тренер не знает, какая именно. Деление упражнений по психотехникам в этой книге весьма условно, иногда я сомневалась, в какой именно раздел что поместить. И сделала описание тех техник, которые мне близки, подразумевая, что ими список не исчерпывается.
После того, как упражнение придумано, дело за малым: оформить его. И это не блажь, не дань академическому образованию – это необходимость, которая позволит тренеру избежать многих неприятностей.
Длительность упражнения. Вычитывается анализом и опытным путем. Я знаю, что делать коллаж люди будут около часа, а рисовать карандашами – минут 10—15. После визуализаций есть потребность поделиться, значит обязательно нужна беседа в парах. А метафорические упражнения требуют помощи тренера в «заземлении» образов и символов – будет очень продолжительный шеринг. Исходя из своего опыта я выставляла тайминг каждого упражнения, но он может быть очень подвижен.
Оборудование. Самое ужасное на тренинге – дать участникам инструкцию и понять, что чего-то не хватает для выполнения упражнения. Добросовестные тренеры всегда составляют список всего необходимого и по пунктам проверяют, все ли есть.
Вопросы к шерингу. Самое сложное в психологическом упражнении, это шеринг. Правильные вопросы, которые коррелируют с целью упражнения, повышают его эффективность, превращают тренинг из интересного процесса и личностно значимый для каждого участника результат.
Что еще? Творчество! Без него придумать упражнение невозможно. Нескончаемые идеи можно получить из наблюдений за людьми, животными, явлениями природы, читая книги и просматривая фильмы. Идею может подкинуть научная статья и сказка. Чем интересней будет процесс выполнения упражнения, тем выше вовлеченность участников, а значит и результативность.
Метафора как основа упражнения
Что такое метафора и зачем она нужна?
Если вы спросите участника тренинга о наиболее запомнившемся ему упражнении, скорее всего будет названо метафорическое. Взрослые, образованные, серьезные люди приходя на тренинг ждут глубоких аналитических упражнений, вооружаются тетрадками, с большим вниманием изучают раздаточные материалы, но истинное оживление и естественность наступают в группе, когда тренер предлагает метафорическое упражнение. Есть в этом и элемент непонятного: «А зачем мы это делаем? А что это означает?» и настороженность: «Может нас дурачат, хотят занять время?», но энергия внутреннего ребенка берет свое – даже самые скептически настроенные втягиваются и с удивлением обнаруживают за маской метафоры такую глубину, которая недостижима другим способом.
Для некоторых тренеров метафора как основа упражнения является настолько естественной, что другого они и не предполагают, но мне кажется, что в этом случае тренинг сам становится похож на метафору, уход в образы отрывает от жизни и уже не понятно, зачем мы здесь собрались. Я вижу ценность использования метафоры дозировано, если она чередуется с другими типами упражнений. Прежде чем рассматривать технологию изготовления таких упражнений, давайте разберемся в понятиях:
Метафора – иноречие, иносказанье; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному по сходству понятий.
Под психотерапевтической метафорой понимается сообщение, в котором информация представлена в терминах, принадлежащих другим областям человеческих знаний, то есть в символической форме.
Функции метафор в консультировании и на тренинге
— Экспрессивная функция. При помощи метафоры выражается трудный для вербализации опыт – настроение, чувства, впечатления, абстрактные понятия. Удачно подобранная метафора «экономична», она помогает сберечь время на объяснение.
«Поздравляю тебя – ты в яме» – в ответ на описание участником своей профессиональной жизни: «дальше начнется этап восхождения на гору» (тренинг «Психолог как продавец своих услуг»)
– Диагностическая функция. Выбираемые участниками и клиентами образы являются прекрасным материалом для исследования неосознаваемых мотивов.
«Я себя чувствую лодкой без паруса и весел»
– Эвристическая функция. Метафора помогает человеку в самопознании, делает этот процесс более экологичным, так как оценка в метафоре дается опосредованно.
«Сидя в „тюрьме“ я впервые почувствовала, как мне тесно жить в этих рамках и какую цену я плачу, чтобы выглядеть в глазах родителей „хорошей девочкой“» (тренинг «Диалоги с Внутренним Ребенком»)
– Диссоциирующая функция. Перемещение проблемы из внутреннего поля во внешнее. Дает возможность отстраниться и посмотреть на проблему или исследуемое явление со стороны.
«Представьте свое состояние в виде предмета и нарисуйте его».
– Поясняющая функция. Благодаря символическому замещению абстрактных понятий значительно облегчается восприятие и усвоение различных психологических законов и теорий.
«Чувства подобны климату, а эмоции – погоде»
Надо сказать, что многие психологические законы уже имеют метафорическое выражение: «Окно Джогари», «Пирамида Маслоу», «Яйцо Ассаджиоли»
– Развивающая, трансформирующая функции. Метафорический образ сам подсказывает, в какую сторону стоит направить развитие и трансформацию.
«– Что нужно этому цветку, чтобы он рос и развивался?
– Надо пересадить его из горшка в грунт.
– А что это означает, если говорить не о цветке, а о твоем ребенке?
– Надо дать ему свободу» (тренинг «Продолжение рода»)
– Оформительская функция. И речь психолога, наполненная метафорами, и метафорические упражнения, и весь тренинг, содержащий метафорическую идею, концепцию позволяют удерживать внимание, создают интерес, делают происходящее эстетически привлекательным.
По сходству понятий: узнай на птичьем дворе, какую работу ты хочешь
В работе с метафорой, как основой упражнений, важно учитывать, что она никогда не будет тождественна по всем признакам исследуемому явлению, поэтому необходимо выделить тот основной, который мы рассматриваем или иллюстрируем.
– С чем можно сравнить ссору? С штормом, ураганом, бурей. «Чего вы разбушевались?» – говорим мы ссорящимся.
– Какие сходства понятий есть между явлением и метафорой? Внезапность наступления; перед каждой бурей и каждой ссорой есть предвестники – особые признаки, которые замечают опытные люди. «Затишье перед бурей» – тоже характерный для ссоры признак, люди, как правило, находятся в состоянии обиды и сдерживаемого гнева и ждут последней капли, чтобы взорваться. И ссора, и вышеназванные природные явления обычно быстротечны. Их последствия могут быть очень разрушительны. Но, вместе с тем после бури велика вероятность хорошей, благоприятной погоды продолжительное время. Известно, что после ссоры, закончившейся примирением, в отношениях наступает благостный период. Если все эти признаки взять за основу, метафора идеальна. Но, если нам надо проиллюстрировать метафорой наличие в ссоре противоборствующих сторон, то предыдущая метафора не годится. Тогда надо искать что-то похожее на «стенка на стенку».
Любая метафора оспорима, не пытайтесь найти идеальную.
На тренингах для специалистов часто встает вопрос о работе – многих чего-то не устраивает в существующем положении и они пытаются понять, что же надо поменять и куда двигаться. Портрет идеальной работы – это не только содержание – «Что я хочу делать?» (с этим как раз вопросов возникает меньше), а вопрос организации работы – «Как я хочу работать?».
Путем наблюдений и рассуждений я вывела 4 варианта организации:
– Работа в коллективе. Так работают большинство наших сограждан и иногда не предполагают для себя иной формы. Есть четкая иерархия, обязанности распределены, существует режим работы, оплата фиксированная в виде зарплаты и т. д.
– Независимая работа в организации. Эта форма специалистов, собранных под одной крышей, но выполняющих каждый своё дело. Примером могут служить консультационные фирмы, редакции газет (там где много внештатных сотрудников), коммерческие учебные заведения и т. д. Зависимость от коллектива минимальная, только в рамках договора, оплата чаще всего тоже договорная – сколько работаешь, столько и получаешь по результату.
– Свое дело. Как правило это организация рабочего места и забота о его развитии. Собственники должны нести ответственность за взятые на себя обязательства, но наградой за это является полная свобода в принятии решений о том что делать и как.
– Фри ланс. Свободные художники, которые отличаются от предыдущих отсутствием долгосрочных обязательств, мобильностью как в содержании того, что они делают, так и в масштабах.
Идея сравнить формы организации работы с птичьими сообществами возникла по по сходству первого варианта с птичьей стаей. А дальше, когда метафора была выбрана, осталось найти аналоги к трем остальным вариантам. Когда я зачитываю участникам тренингов свои описания, они принимают на веру всю информацию, хотя, подозреваю, орнитолог поспорил бы со мной и нашел неточности. Лишь один раз участник возразил моим утверждениям, что воробьи – птицы обитающие во всех климатических зонах, и в пустыне, и на крайнем севере. Я услышала эту информацию в научно-популярном фильме, но было это давно и за точность поручиться не могу. Мне надо было таким образом подчеркнуть высокую адаптивность работников – «воробьев». Спора не получилось – я сказала: «Может быть» и спорящий мужчина, и все остальные участники поняли, что не это главное. Скажем так: «В рамках этого упражнения пусть гуси, аисты, воробьи и колибри живут именно так».
См. упражнение «Птичий двор».
Метафора + метаморфоза = идея, или как получить пропуск на свободу?
Работа по моделированию упражнения может быть сведена к поиску подходящей метафоры, но упражнение предполагает действие, будь это исследование, формирование, развитие. По этому следующий этап в работе – поиск метаморфозы.
Метаморфоза – видоизменение, переход в иную форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.
Метаморфоза – это тоже действие.
Во время обучения тренеров я предлагала такое упражнение: один человек называет понятие, имеющее отношение к психологической действительности, другой – метафору, третий – метаморфозу. Происходило это приблизительно так:
Обида – кусок льда – растопить
Жертва – груженый ослик – сбросить лишнюю поклажу.
Жадность – сундук с деньгами – тратить и дарить.
Одиночество – клетка – вырваться
любовь – огонь в очаге – заготовить дров
кризис – непроходимый лес – найти другую тропинку.
Я не скажу, что это задание далось им легко. Я заставляла психологов совершать серьезную мыслительную работу: вычленить признак, понятие, найти подходящий образ, затем придумать, как трансформировать исходное явление и, наконец, выразить это через подходящую метаморфозу. Не из всякого «трио» можно будет сделать упражнение. Например, картинка про двух баранов на мосту – типичная метафора упрямства, но метаморфоза – падение в реку, уж больно безысходна.
Еще я не очень хорошо отношусь к метаморфозам, связанным с разрушением. Не отрицаю, но прибегаю к таким метаморфозам очень редко. Еще будучи детским психологом я усвоила, что в нашей психике ничего не бывает лишним, и если что-то присутствует и мешает, то лучше с «ним» договориться, чем уничтожать. И дети это чувствуют лучше, чем взрослые. Однажды я работала со страхами одного пятилетнего мальчика. Есть такая психотехника – нарисуй и разорви. Так я и предложила ему сделать. Страх изображался в виде «воина с копьем, который заглядывает ко мне в окно». Нарисовали, разорвали, а мальчик мне говорит: «Ночью эти кусочки соединятся и он опять станет целым». Я беру спички, кладу клочки бумаги на поднос и поджигаю. Еще для верности предлагаю выйти на улицу и развеять пепел. «Тогда он превратится в пыль, я вдохну, и он попадет внутрь меня!». В общем, отказалась я от этой затеи – внутренняя реальность начинает сопротивляться и видоизменяться в еще более опасные формы. Нарисовали мы воина еще раз и стали с ним договариваться. Помните известный фильм «Шестое чувство»? Психотерапевт предлагает своему пациенту, который видит мертвых людей, спросить, что им нужно. Не убегать, не воевать, не прятаться а именно спросить. В работе с метафорами этот закон тоже работает – трансформируем, исследуем, договариваемся, но не уничтожаем. Растопленный кусок льда, который символизирует нашу обиду, превращается в талую воду, а она, в свою очередь, много на что сгодится. Метафора и метаморфоза должны быть экологичными. И эта же идея выражена в цели упражнения.
Опять цель! С неё все начинается и ею все заканчивается: и стратегия ведения беседы, и упражнение, и весь тренинг в целом.
цель – метафора – метаморфоза – идея упражнения.
Детские ограничения мировоззрения, которые необходимо было исследовать на тренинге «Диалоги с Внутренним ребенком» – это когда наши взгляды на жизнь перестают подтверждаться жизнью, а мы упорно за них держимся. Время идет, мы взрослеем, меняются обстоятельства, условия, взгляды, но наша внутренняя реальность не спешит это делать. На что похожи эти ограничения? На одежду, из которой выросли, тесную комнату, решетку, которая преграждает путь к свободе. У меня родилась довольно жесткая метафора – тюрьма. Сидеть в тюрьме – быть в несвободе, ограничивать себя, жить не по своей воле, делать не то, что хочешь. Метаморфоза напрашивается одна – покинуть эту тюрьму. Сбежать, вырваться, дождаться положенного срока? В реальной тюрьме освобождение наступает через какой-то срок, ускорить его можно примерным поведением, но нам эта информация не годится – если вести себя «примерно» и жить по указаниям родителей и дальше, то освобождение не наступит никогда. Значит возьмем другой признак: пропуск на свободу. Бумага, документ, который подтверждает твое право на освобождение. Бумагу предъявим «тюремщику» и он разрешит покинуть тесное пространство. Это будет символом самостоятельности, своего собственного взгляда на жизнь, взросления.
Источник