Автоматизация звуков свистящих звуков с сь з зь ц комплекс игровых логопедических упражнений

Автоматизация свистящих звуков
картотека

Автоматизация свистящих звуков

Скачать:

Вложение Размер
Автоматизация свистящих звуков 24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Aвтоматизация звука [c] в прямых слогах:

2. Aвтоматизация звука [c]в обратных слогах:

3. Aвтоматизация звука [c]в интервокальной позиции:

аса-оса-уса ёса-юса-иса ысу-эсу-ясу

асу-осу-усу ёсо-юсо-исо ысы-эсы-ясы

асы-осы-усы ёсы-юсы-исы асэ-осэ-усэ

4. Aвтоматизация звука [c] в слогах со стечением согласных:

5. Aвтоматизация звука [c] в начале слова:

сабля, сад, сайка, салат, сало, салфетка, сальто, салют, самолет, сани, санитар, сапоги, сарафан, сахар, сода, сок, сокол, соль, сом, сон, сувенир, сугроб, суд, судно, сук, сукно, суп, сын, сыр.

6. Автоматизация звука [c] в конце слова:

абрикос, автобус, брус, вес, вкус, вопрос, глобус, интерес, мусс, мыс, кактус, пас, лес, нос, парус, покос, ребус, рис, тёс, троллейбус, ус, фокус.

7. Aвтоматизация звука [c] в середине слова:

бусы, весы, волосок, досуг, колбаса, колёса, коса, краса, кусок, лесок, лиса, оса, осока, песок, писатель, полоса, посадка, посол, посуда, посылка, роса, фасоль.

8. Aвтоматизация звука [c] в словах со стечением:

астра, басня, воск, восход, капуста, каска, каскад, киоск, коляска, космос, кресло, куст, ласка, ласточка, лист, маска, масло, место, миска, мост, осколок, остров, паста, писк, полоска, послание, пустыня, ремесло, рост, свобода, скала, скамейка, скат, скатерть, слайд, слова, слон, слух, смена, сметана, снаряд, спина, справка, ставни, сталь, страны, тесто, хвосты.

9. Aвтоматизация звука [c] в словосочетаниях:

вкусный квас, высокая скала, густая сметана, красивый сарафан, красная астра, красный галстук, миска с рисом, мясной салат, осколок снаряда, острая сабля, парусный спорт, пустой сарай, свежее сало, сердитый пес, сильный плеск, сладкий абрикос, следы лисы, смелый поступок, смородиновый куст, соленое масло, спелые сливы, старинная статуя, старые мосты, ствол осины, стеклянный стакан, страшная маска, сырой песок, фасолевый суп, чистая посуда.

10. Aвтоматизация звука [c] в предложениях:

В кувшине кислый квас.

В кустах кто-то пискнул.

В лес въехал автобус.

В лесу высокие сосны.

Кактусы посадили в песок.

Я написал(а) письмо Соне.

На столе толстый слой пыли.

Быстро растет редиска.

Сад был мокрый от росы.

Санки стояли около сарая.

Соня поет грустную песню.

Собака своих не кусает.

Самолет оставил в небе след.

Суп солите сами по вкусу.

Трава сохнет на солнце.

У Бориса русые волосы.

У дятла острый нос.

Усталый Вася быстро уснул.

Я спал на соломе.

11. Aвтоматизация звука [c] в чистоговорках:

Са-са-са – бегает лиса.

Со-со-со – мне дали колесо.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Сы-сы-сы – тикают часы.

Ас-ас-ас – свет в окне погас.

Ос-ос-ос – на палубу матрос.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Ыс-ыс-ыс – такса ловит крыс.

12. Aвтоматизация звука [c] в скороговорках:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – мы домой.

У Саньки новенькие санки.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

13. Автоматизация звука [с] в стихах:

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне…

Если б он не свалился во сне –

До сих пор бы сидел на сосне.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.

Самолет, самолет! Тут и там самолет.

Улетел самолет высоко, высоко!

Улетел самолет высоко, далеко!

Самолет, самолет! Тут и там самолет!

Автоматизация звука [з]

1. Автоматизация звука [з] в прямых слогах:

За – зу – зу – зы зу – за – зо – зы

За – зу – зы – зо зу – зы – зо – за

Зо – за – зы – зу зы – зо – за – зу

Зо – зы – за – зу зы – зу – за – зо

2. Автоматизация звука [з] в обратных слогах:

Азма – ёзма – юзма изма – ёзма – юзма

Азма – язма – озма узма – азма – ызма

Ёзма – ызма – изма язма – ёзма – езма

3. Автоматизация звука [з] в интервокальной позиции:

Аза – азо – азу – азы – азэ ыза – ызэ – ызу – ызы – ызэ

Оза – озо – озу – озы – озэ эза – эзо – эзу – эзы – зэз

Уза – узо – узу – узы – узэ

4. Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных:

Зва – зво – звы – звэ – зву зма – змо – зму – змы – змэ

Зда – здо – зду – зды – здэ зно – зна – зны – зну – знэ

Зла – зло – злу – злы – злэ

5. Автоматизация звука [з] в начале слова:

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубр.

6. Автоматизация звука [з] в середине слова:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

7. Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

8. Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Бронзовый загар, восточный базар, горячая зола, длинная зацепка, желтое золото, заболеть корью, заброшенный зоопарк, забытая база, загнанный в угол, задать вопрос, зажать в руке, закладка Лизы, закрытая зона, залить огонь, занять деньги, звуки музыки, знакомая музыка, золотая казна, золотить купол, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, признаки грозы, резкий запах, ржавый замок, светлая береза, сложная загадка, старый завет, холодная закуска.

9. Автоматизация звука [з] в предложении:

В зале заиграла мазурка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Где-то за деревней затихла гроза.

Призвание Зои – музыка.

За зубами нужен уход.

Занятия спортом укрепляют здоровье.

Захар повел на прогулку Трезора.

Злата правильно расставила знаки.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотистая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

10. Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – везу козу на возу.

Зы-зы-зы – утащили мы тазы.

Зо-зо-зо – нам с тобой повезло.

Зу-зу-зу – розу я тебе везу.

Зы-зы-зы – давно не было грозы.

За-за-за – идет коза, коза-дереза.

Зой-зой-зой – козлята идут с козой.

11. Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов

Шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов

Замок закрыт на замок.

У входа в замок — звонок.

Столетняя пыль на звонке –

Замок сто лет на замке.

12. Автоматизация звука [з] в стихах:

К нам зайдет Новый год,

В каске лучезарной,

За рекой за холмом

Загорелся Кошкин дом,

Из окошек вьется пламя

Не забудут Зина с Людой

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Автоматизация звука [ц]

1. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах:

Ца – цо – це ци – цо – цы цы – це – цу

Ца – цу – цо цо – ца – цы цы – цо – ца

Це – цу – цы цу – це – цо ца – цы – цо

2. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах:

Ац – оц – уц уц – эц – ац эц – оц – ац

Уц – оц – ац ыц – уц – оц эц – ыц – оц

Оц – ац – уц ыц – эц – оц ыц – эц – оц

3. Автоматизация звука [ц] в интервокальной позиции:

Аца – оцо – уцу оцо – ыцы – эцэ ыцы – эцэ – аца

Ици – уцу – аца оцо – эцэ – уцу эцэ – ыцы – аца

Ици – уцу – аца уцу – оцо – эцэ ыцы – эцэ – оцо

4. Автоматизация звука [ц] в слогах со стечением согласных:

Цве – цва – цво мца – мцо – мцу

Цву – цвы – цви мцы – мцэ – мце

5. Автоматизация звука [ц] в начале слова:

Цапля, царапина, цель, центр, цена, цепь, цех, цирк, цифра, цоканье, цокот, цыганка, цыплята.

6. Автоматизация звука [ц] в конце слова:

Боец, гонец, кузнец, леденец, молодец, мудрец, огурец, отец, певец, перец, пловец, телец, удалец.

7. Автоматизация звука [ц] в середине слова:

Авиация, акация, больница, водица, девица, курица, лицо, луковица, милиция, операция, оценка, пуговица, рация, рукавица, теплица, улица, умница.

8. Автоматизация звука [ц] в словах со стечением согласных:

Борцы, деревце, кольцо, концы, крыльцо, молодцы, овца, отцы, пальцы, пловцы, продавцы, цветок.

9. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях:

Бойцы на границе, больница на улице, в колодце водица, конец улицы, кузнец в кузнице, огурцы и луковицы, птенец в яйце, разноцветные цветы, цветы под оконцем, целая цепочка, ценное кольцо, цепкие пальцы.

10. Автоматизация звука [ц] в предложениях:

В колодце холодная водица.

В конце улицы новая больница.

Возле акации много цветов.

Детям купили разноцветные леденцы.

Кузнецы были целый день в кузнеце.

Мальчик резал цветную бумагу ножницами.

Мама купила цепочку и кольцо.

Мы были у отца в больнице.

Певец вышел на сцену.

У Тани на платье новые пуговицы.

Цыплята сбежались к курице.

Я нашла рукавицы на улице.

11. Автоматизация звука [ц] в чистоговорках:

АЦ-АЦ-АЦ – стелим мягкий матрац,

АЦ-АЦ-АЦ – читай новый абзац,

ЦА-ЦА-ЦА – пасется на лугу овца,

ЦА-ЦА-ЦА – нет конца и нет начала (круг),

ЦО-ЦО-ЦО – у мамы на пальце кольцо,

ЦО-ЦО-ЦО – выйду на крыльцо,

ЦУ-ЦУ-ЦУ – всем раздали по яйцу,

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – все ребята молодцы,

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – в гнезде пищат птенцы,

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – есть ягненок у овцы,

12. Автоматизация звука [ц] в скороговорках:

Цапли цапают цыплят.

Скворцы и синицы –

Целый день цыпленок Цып

Возле курицы сидит.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

В цветнике овца гуляла –

Все цветы она сжевала.

13. Автоматизация звука [ц] в стихах:

Вот в цирке публика шумит,

Вот фокусник в цилиндре,

Вот циркуль в воздухе кружит –

Кривые чертит линии.

Вот черепаха в панцире

Заняться хочет танцами.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

Любят петь не только птицы:

Свищет мальчик круглолицый

Лучше певчего дрозда.

В роще, в парке, в чистом поле

Песнь летит во все концы

Но в одной московской школе

Громче всех поют певцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов, слов, что может утомить ребенка.

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов.

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. .

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з.

Источник

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Артикуляционные упражнения

«Заборчик»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

« Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики«мячики».

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Вам также будет интересно:

Комментарии 1

Родителям и специалистам рекомендую воспользоваться материалом Татьяны. Материал систематизирован. Картинный материал позволит сделать занятия с ребенком более интересными.

Источник

Читайте также:  Утренняя зарядка для туалета
Оцените статью