Доклад на тему : «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
1. Задачи и методические особенности гимнастики
2. Оздоровительные виды гимнастики
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппаратагреческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы .
Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!
Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на уроке по заранее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:
В гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них могут составляться комплексы для решения многих оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач. Кроме того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может быть многофункциональным. С помощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно воздействовать на разные функции организма, психические и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Например, бег можно использовать с целью разминки, активного отдыха, повышения функциональных возможностей органов и систем организма, развития выносливости к мышечной работе, воли и др. Бег — это один из видов легкоатлетических упражнений .
2. Оздоровительные виды гимнастики
Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.
Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми из детских садов, школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений; в оздоровительных лагерях, В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается комплекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.
Лечебная гимнастика — основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Применяется в комплексе с другими лечебными средствами при самых различных заболеваниях. Она особенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата .
Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. С помощью этих средств можно дозировать величину физиологической нагрузки на организм, управлять психологическим состоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.
Знание особенностей влияния на организм различных видов циклических упражнений позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта (включая участие в соревнованиях), а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки.
В. В. Матов, Т. С. Лисицкая, “Лёгкая атлетика” 2013
Источник
Реферат на тему: Атлетическая гимнастика как вид самостоятельных занятий физической культурой
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
филиал краевого государственного автономного
профессионального образовательного учреждения
«Промышленный колледж энергетики и связи»
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
по дисциплине «Физическая культура»
Тема: Атлетическая гимнастика как вид самостоятельных занятий физической культурой .
Студент группы 1ПСО-19 Присяжнюк Р.А.
Преподаватель филиала КГА ПОУ
«Энергетический колледж» Коваль Е.А.
1.История возникновения атлетической гимнастики………….……………….4
3. Особенности тренировки в атлетической гимнастике .…….………….……9
4. Закономерности тренировки в атлетической гимнастике…………………….13
5. Организация занятий атлетической гимнастикой. ………………….………17
6. Питание в процессе занятий атлетической гимнастикой…………….……. 19
7. Восстановление в атлетической гимнастике………………….………………21
Список использованной литературы…………………………………………….. 25
Темой данного реферата является атлетическая гимнастика как вид самостоятельных занятий физической культурой.
Физическая культура является неотъемлемой составной частью обучения в учебных заведениях. Она направлена наукрепление здоровья, улучшение физической подготовки, а главное – полноценное, всестороннее развитие студента как личности.
Поэтому физическое воспитание в учебных заведениях осуществляется втесной взаимосвязи учебных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. В процессефизического воспитания обеспечивается повышение уровняфизической подготовленности и спортивной тренированности,развитие психофизиологических качеств.
1. История возникновения атлетической гимнастики.
Атлетическая гимнастика берет свои начала в древнем мире. Однако в нашей стране из-за различных «методических перекосов»,приводивших к одностороннему воздействию лишь на силовуюсферу занимающихся, некоторому «не слишком здоровому»восприятию гипертрофированных фигур, а также «политизирования» силовых упражнений атлетов как проводников«чуждых идеологий», официально — на Всесоюзной научной конференции атлетическая гимнастика была признана одним изобщеразвивающих видов лишь в 1968 г. Была подтверждена целесообразность выделения ее как вида самостоятельного, имеющего «благородные цели» и решающего круг жизненноважных задач. Высокая значимость атлетической гимнастикипроверена временем, хотя постоянно в ней происходитнеантагонистическое проникновение друг в друга оздоровительных и спортивных мотивов.
В России атлетическая гимнастика как вид спорта культивировалась с конца 19 века, когда атлеты и борцы начали состязаться в поднятии тяжестей. В качестве отягощений в атлетической гимнастике используются штанга, диски, гири, гантели, а также эспандеры, резиновые жгуты и блочные тренажерные комплексы. Популярность и доступность атлетической гимнастики связана с широким выбором комплексов упражнений, средств отягощения, с возможностью точной дозировки величины отягощения, объема и интенсивности силовой нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями телосложения, уровнем физического развития и функциональными возможностями организма.
Специфика целей различных силовых тренировок определяети наличие различных форм занятий, систем и школ силовогосовершенствования. В настоящее время наибольшую популярностьимеют бодибилдинг, культуризм, пауэрлифтинг и армрестлинг.
2. Атлетическая гимнастика.
Атлетическая гимнастика — это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей ими пользоваться. Атлетическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. Атлетическая гимнастика не ставит перед собой особой цели, какую ставят культуристы (красивое тело), не ставит перед собой целей пауэрлифтинга (максимальной силы). Основная задача атлетической гимнастики — здоровое тело, крепкий организм. Люди, которые приходят в атлетическую гимнастику исправить свои недостатки, в конце концов, укрепляют и оздоровляют себя. А ведь хилое, слабое тело тоже недостаток, если не сказать круче — болезнь. Работая на укрепление организма, на исправление недостатков, атлет приобретает и красивое тело, и сильные мышцы, и сам морально и духовно изменяется. Для достижения целей используются и методы культуризма, и методы пауэрлифтинга и тяжелой атлетики и других видов спорта. В идеале атлетическая гимнастика — это совокупность прогрессивных методов, которые собраны из тренировок самых разнообразных видов спорта. Атлетическая гимнастика предназначена для самых разных людей (молодых и пожилых, юношей и девушек), но для людей практически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузкой для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, атлетическую гимнастику следует рассматривать в первую очередь как развивающее средство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.
Атлетическая гимнастика удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мускулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовыражению через красоту тела. В практике имеется большое количество различных методических пособий, использующих термин «атлетическая гимнастика» в широком понимании как комплексы силовых упражнений, но не определяющих их в качестве вида гимнастики. Между тем, на поверку оказывается, что именно к атлетической гимнастике как одному из видов оздоровления они имеют лишь косвенное отношение. Поэтому и надо уточнить значения слов: «атлетизм», «атлет» и «атлетическая гимнастика».
«Атлетизм» — направление в физическом совершенствовании, преследующее цель достижения высокого уровня силового развития и высоких результатов в силовых упражнениях «спортивного типа».
«Атлетическая гимнастика» — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.
Атлетической гимнастикой каждый может заниматься круглый год, в любую погоду, у себя дома, на даче, в лесу на полянке, на стоянке в туристическом походе. Эспандер или резиновые жгуты не займут много места в дорожной сумке. Атлетическая гимнастика удовлетворяет самой насущной жизненной потребности организма человека — быть в движении, противостоять гибельным застойным явлениям, испытывать мышцы напряжениями, а сердце — физическими нагрузками, поддерживать организм жизнеспособным, устойчивым к стрессам.
С помощью атлетической гимнастики вы можете достичь соразмерного развития тела, подчеркнуть красоту пропорций, придать своей фигуре стройность, приумножить здоровую силу. Атлетическая гимнастика прекрасно сочетается с любыми аэробными упражнениями — бегом, ходьбой, плаванием, ездой на велосипеде, спортивными играми. Качества, приобретаемые в процессе атлетической тренировки, повысят эффективность любого вида физической деятельности.
Приступая к занятиям атлетической гимнастикой, каждый должен хорошо представлять, какие возможности и какие перспективы открываются систематическими многолетними тренировками. Четко осознанная цель занятий — половина успеха. Многолетняя атлетическая тренировка может быть разделена на три самостоятельных цикла:
1) оздоровительный с наращиванием мышечной массы всех частей тела;
2) развивающий — направленный на достижение определенного уровня силовых качеств;
3) формирующий — направленный на создание желаемого рельефа телосложения и коррекцию фигуры.
Азбука атлетической гимнастики поможет начинающим освоить первый, оздоровительный, цикл тренировок. Оцените свое телосложение, определив вес, обхватные размеры бедер, талии, груди, каждого плеча, каждого бедра и голеней с помощью сантиметровой ленты и количество отжиманий от пола в упоре лежа с опорой на ладони и пальцы стоп (женщины — с опорой на согнутые колени). В течение первого месяца разучите комплекс общеразвивающих упражнений для суставов и мышц рук, плеч, шеи, спины, груди, ног, бедер, ягодиц, туловища, талии, живота. Последовательность упражнений в комплексе должна следовать принципу «от периферии к центру»: начинать упражнения с более мелких суставов дистальных отделов рук и ног — кистей и стоп. Перед выполнением комплекса рекомендуется легкий разминочный бег (в комнате — бег на месте в ритме свободного дыхания).
Длительность занятия 15-30 минут через день, затем — до 4-5 раз в неделю, утром — до завтрака, днем — через 2-3 часа после еды; вечером — за 2 часа до сна. Для выработки ритмичных движений в суставах и полноценной амплитуды движений подберите музыкальное сопровождение комплекса упражнений. Дозируйте нагрузку на группу мышц посредством увеличения количества повторений от 8 до 12, 16, 24.
Упражняйте попеременно мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, отводящие и приводящие, мышцы спины и груди, ягодиц и живота. Для «отстающих» мышц повторить нагрузку 2-3 раза. Концентрируйте внимание на тех мышцах, которые испытывают напряжение. Посторонние мысли и отвлеченное внимание нарушают движение потоков энергии и снижают эффект тренировки.
По мере усвоения структуры и ритма движений вводите отягощения — легкие гантели, утяжеленную палку, резиновые жгуты (баниты) в 2-3 слоя. Упражнения с отягощениями выполняйте в том же ритме, не задерживая дыхания, но сначала в меньших объемах, чем без отягощений. Сочетайте динамическую работу с удержанием конечностей в крайних точках траектории движения: например, 4 счета — динамика, 4 счета — статика.
Следите за качеством выполняемых движений, не допускайте небрежности, неритмичности, полу расслабленности мышц, следите за осанкой и положением головы. Занимаясь атлетической гимнастикой, будьте терпеливы и трудолюбивы, преодолевая чувство усталости в мышцах. По окончании первого месяца тренировок сделайте контрольные измерения антропометрических показателей и корректируйте последующую нагрузку в соответствии с достигнутыми результатами и поставленными целями.
3. Особенности тренировки в атлетической гимнастике
Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений.
Первая группа — упражнения без отягощений и предметов, — включают преодоления сопротивлений собственного тела или его звена. Это могут быть силовые перемещения или статические напряжения с большим или меньшим напряжением мышц-антагонистов. Например, сгибания и разгибания рук в упоре лежа или удерживание напряженных рук в положении в стороны, или удерживание положения слегка согнувшись опорой тазом и поднятыми вверх руками и т.п.
Эти упражнения подходят различным группам занимающимся, не требуют особой подготовленности, и просты в организационном отношении.
Вторая группа — упражнения силового характера на снарядах массового типа, частично заимствованные из гимнастического многоборья и опять-таки заключающиеся в перемещениях собственного тела. Особенности данной группы упражнений обусловлены применением различных аппаратов («снарядов») и разнообразием используемых ситуаций. На перекладине, кольцах, брусьях, коне с ручками — можно выполнять упражнения в висе и в упоре, в смешанных положениях; быстро и медленно, акцентируя действия на замедлении или ускорении перемещений, удержания статических положений, а также всевозможные сочетания их, задействуя самые разные группы мышц или нагружая их по заданной схеме одновременно. Дополнением к снарядам традиционного многоборья могут служить канаты и подвесные шесты, гимнастическая стенка и навесные опоры, на которых выполняются подъемы и опускания тела или его звеньев, перевороты вверх и вниз и т.п. в активном или активно-пассивном режимах.
Третья группа — упражнения с гимнастическими предметами определенной тяжести и эластичности: набивными мячами, эспандерами и т. п.
Особенности каждого из предметов определяют и характер упражнения с ним, возможности манипулирования, степень напряженности. При этом появляется новая форма упражнения — парно-групповая и новые методы ее использования: игровой и соревновательный.
Четвертая группа — упражнения со стандартными отягощениями: гантелями, гирями, штангой. Характерной особенностью этих упражнений является строгая дозировка веса снаряда. Упражнения с гантелями содержат различные симметричные и асимметричные движения руками в сочетании с наклонами, поворотами, выпадами, приседаниями и др. — позволяющими вовлечь в работу большое количество мышечных групп и добиться достаточной нагрузочности общего воздействия. Упражнения с гирями в целом сходны с упражнениями с гантелями. Специфика их заключается в том, что при обычном хвате гиря находится вне площади опоры, из-за чего возникает вращение ее, противодействие которому требует проявления больших усилий. К тому же, значительный вес гири (от 16 до 30 кг) уменьшает возможности выбора видов упражнений, хотя, помимо обычных подниманий и опусканий, используются еще и броски и ловля гири одной и двумя руками, перебросы руками и ногами. Упражнения со штангой требуют использования методических указаний, разработанных для занятий тяжелой атлетикой. В целях оздоровления и общей силовой подготовки помимо самой штанги можно использовать ее элементы: гриф, диски, замки. Поэтому здесь не ограничиваются классическим троеборьем (жим, рывок, толчок), а используют целую группу движений в самых различных формах и положениях. Важным моментом при подборе отягощения является уровень развития «слабейшей» группы мышц — от нее начинается подбор величин отягощений. При этом количество повторений упражнения не должно быть меньше 3—4, а на «максимальные» веса с 1—2 повторениями в атлетической гимнастике упражнения не используются. При больших отягощениях важное значение приобретает продолжительность отдыха между подходами (она должна обеспечивать восстановление до уровня после разминочного состояния), количество упражнений, их характер и режимы.
Пятая группа — упражнения силового характера, выполняемые в парах и тройках. Это — простые и доступные упражнения, не требующие специальной технической подготовленности и выполняемые в искусственно усложненных условиях. Взаимодействия партнеров, в данном случае, строится таким образом, что один из них создает определенное сопротивление действию другого, который преодолевает его, используя заданный способ.
Характер сопротивления при выполнении упражнений этой группы может быть следующим: незначительное постоянное преодоление сопротивления; активное противодействие, переходящее в противоположное действие одного из партнеров. В парных силовых упражнениях важно уметь сохранить степень сопротивления на протяжении всего действия или целенаправленно (по заданию) его менять.
Шестая группа — упражнения на тренажерах и специальных устройствах. Обычно в атлетической гимнастике используются тренажеры «блочного типа», которые позволяют регулировать нагрузку за счет изменения веса отягощения (степени сопротивления) и включать в работу поочередно различные звенья тела, принимая те или иные положения. В комплексных тренажерах заложены 5—6 рабочих положений, которые определяют условия силовой работы.
Функциональность любого тренажера зависят прежде всего от следующего требования: при оптимальных габаритах конструкции должна быть возможность использования возможно большего числа рабочих поз. Упражнения на тренажерах следует начинать с мелких групп мышц, постепенно переходя к крупным мышечным образованиям, темп выполнения — средний, резкие движения исключаются.
Для обеспечения должного эффекта силовой тренировки в атлетической гимнастике используется вспомогательная группа упражнений. Она включает все средства основной гимнастики, направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты), а при необходимости — переключение на более легкую работу, активный отдых. Такая «силовая пауза» помогает заменить пассивный отдых и увеличить общую нагрузку при более быстром восстановлении. Используемые серии упражнений отличаются от места применения (части занятия), общей нагрузочности, характера и разнообразия упражнений. Однако при этом составляются всего из нескольких движений или действий, которые повторяются в течение не более 8 минут.
Источник