1.2 История возникновения и развития атлетической гимнастики
Атлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упражнения с тяжелыми предметами еще в IV веке до нашей эры относили к естественным движениям. В соревнованиях этого периода принимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, сочетая их с гимнастическими и акробатическими элементами. Уже в то время образованные люди отстаивали идеи гармонии тела и духа, отдавая предпочтение эстетическому воспитанию. Древнегреческие скульпторы разрабатывали каноны красоты, которые строились на оптимальных пропорциях тела человека. И соответствовать этим канонам пытались те, кто занимался силовыми упражнениями.
Древние медики впервые отметили и лечебные свойства силовых упражнений для разработки суставов, регулирования дыхания, укрепления ослабленных мышц. В руководстве для студентов-медиков и врачей предлагалось использование в оздоровительных целях движений тела с отягощением.
Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки связано с именем врача Краевого В.М. В 1885 году в Петербурге им был организован «Кружок любителей атлетики», который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища, с использованием закаливающих процедур.
Спустя 12 лет открывается Петербургское атлетическое общество, реорганизованное в 1898 г. в Петербургское велосипедно-атлетическое общество. Помимо мужских соревнований по силовому спорту, в России стали проводиться и женские чемпионаты. Учитывая большой интерес народа к силовому спорту, стал издаваться двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта «Геркулес», девизом которого был актуальный и сегодня призыв: «Каждый человек может и должен быть сильным». В 1903 г. выходит книга российского атлета Евгения Сандова «Телостроительство», в которой описывались упражнения с гантелями, выполненные по принципу постепенного возрастания нагрузки. В последующие годы, годы после революции, атлетическая гимнастика по-прежнему считается важным средством физической культуры.
В этот период возникает особый интерес к сильным людям, имеющим гипертрофированную мускулатуру, способным на цирковой арене демонстрировать публике раздутые «шары-бицепсы».
Вскоре на арену вышли действительно сильные борцы, гиревики, разрыватели цепей и подниматели тяжестей. Стали проводиться много-численные чемпионаты борцов и гиревиков, позволившие познакомиться с истинно крепкими, сильными атлетами. Нам хорошо известны имена Ивана Поддубного, Петра Крылова, Ивана Заикина, Александра Засса, Ивана Лебедева и др.
Все физические упражнения на то время условно разделяли на атлетику, спорт и гимнастику (Иванова, 1990). К атлетике принадлежали специальные упражнения для развития максимальной силы, спорт объединял упражнения, которые делались для удовольствия, а понятие гимнастики объединяло в себе упражнение для мышц шеи, туловища, рук и ног, а так же упражнения на гимнастических снарядах и лечебную гимнастику.
Аналогичные кружки были созданы в Москве, Киеве, Риге и других городах. Киевский доктор Е.Ф. Гарнич-Гарнцкий в февраля 1895 года основал Киевский атлетический кружок. Киевское атлетическое общество в то время воспитывало прекрасных спортсменов-рекордсменов России и мира, победителей всероссийских чемпионатов и олимпиад — К. Павленко, Ф. Гриненко, Г. Чеваидзе, С. Тонкопея, М. Урицкого, П. Латушкина, В. Мерного, О. Красовского и других.
Специалисты, которые разрабатывали методы увеличения силы и формирования красивых мышц имели своих последователей. В.Ф. Краевский разработал оригинальную систему «телостроения» и развития силы, О. Засс предложил методику развития силы с помощью цепей (эта система изометрических упражнений автора была опубликована в 1924 году), О.К. Анохин — автор системы гантельной гимнастики и др. В 1897 году состоялся первый Всероссийский чемпионат по тяжелой атлетике, где участники соревновались в пяти упражнениях с утяжелениями: жиме, рывке и толчке двумя руками, толчке и рывку одной рукой, а так же — в произвольных упражнениях.
На рубеже веков в России издавались атлетические журналы «Геркулес», «Красота и сила», «Русский спорт» и др., пропагандирующие силовые упражнения. Издавались печатные листовки с изображением знаменитых спортсменов.
В 1912 году клубы и кружки тяжелой атлетики объединились в Всероссийское общество тяжелоатлетов, главой был избран Л. Чаплинский. Под названием «тяжелая атлетика» развивались три вида спорта: поднимание тяжестей (штанга и гири), бокс и все виды борьбы. Для тяжелоатлетов утвердили единую программу соревнований: рывок и толчок разноименными руками, толкание веса (на меньше 10 кг), а для команд — перетягивание каната. Атлеты начали выступать в пяти весовых категориях: до 60; до 67,5; до 75; до 82,5 и больше 82,5 кг. В 1919 году вместо Всероссийского общества тяжелой атлетики создана Московская лига, которая руководила развитием этого вида спорта. Участников разделили на пять весовых категорий и назначили 5 соревновательных упражнений. В 1923 году в Москве был проведен первый чемпионат СССР.
На рубеже XIX и XX веков в Европе начинает развиваться специфический вид занятий с утяжелениями атлетической направленности, который получил название «культуризм». Его основателями можно считать Фредерика Мюллера (1867-1925), который имел сценический псевдоним Евгения Сандова. Он сделал цирковую карьеру циркового атлета и стал известным культуристом своего времени. Им разработана программа упражнений с гантелями и резиновыми амортизаторами, обобщен собственный опыт тренировок в учебнике «Строение тела» (1904). Первый учебник по культуризму был издан в Лондоне, переводчик передал дословное содержание название книги Е. Сандова, вследствие чего возникло новое английское слово «бодибилдинг» (англ. боди — тело, билдинг — строить).
Те, кто занимается культуризмом, ставят себе цель строение красиво развитой мышечной массы и выделение рельефа с помощью силовых упражнений. С 1901 года в таких странах, как США, Канада, Англия, Франция, Бельгия, Германия проводятся международные конкурсы по культуризму. Наиболее развит культуризм в Америке, благодаря активной деятельности Джона Уайдера (спортсмена, тренера, бизнесмена). В 1940 году он начал издавать основы тренировок с утяжелением, которое в дальнейшем превратилось в очень популярный у мире издание по культуризму «Muscule and Fitness». Кроме этого его деятельность распространяется на изготовление спортивных тренажеров для культуристов, выпуск продуктов питания и одежды для них[5].
В 1946 году под руководством Д. Уайдера создана Международная федерация бодибилдинга (в дальнейшем она имеет аббревиатуру — МФББ), в рамках которой началась работа над признанием культуризма олимпийским видом спорта и борьба против использования спортсменами запрещенных гормональных препаратов. С 1965 года под его руководством регулярно проводятся чемпионаты мира среди профессионалов.
Победители этих соревнований получают звания «Мистер Олимпия» и награждаются статуэткой с изображением известного культуриста начала столетия Е. Сандова. Впервые титул «Мистер Олимпия» получил американский спортсмен Лерри Скотт, восьмиразовым обладателем этого почетного приза (1984-1991) стал чернокожий американец Ли Хейни, семиразовым — Арнольд Шварценегер (1970-1975, 1980), шестиразовым — Дориан Ятс (1990-1995).
В 1964 году в структуре Федерации тяжелой атлетики СССР создается комиссия атлетической гимнастики, заданием которой является пропаганда и популяризация культуризма как одной из форм общефизической подготовки молодежи. В стране начали создаваться многочисленные атлетические клубы и секции, проводятся первые соревнования. В то же время в СМИ «атлетическую гимнастику» называли «явлением буржуазной культуры». В начале 70-х годов решением решение Госкомспорта СССР она была запрещена. Первый клуб культуризма в Украине был открыт в 1969 году в Запорожье Л. Жаботинским. Первый чемпионат Украины был проведен в мае 1972 году в Бердянске. Первыми чемпионами в своих весовых категориях стали: В. Пономаренко, О. Рындин, Б. Левченко, А. Горшков. В 1974 году украинские спортсмены приняли участие в международном турнире в Таллинне, где сборная команда Запорожья стала чемпионом.
В середине 80-х годов снова активизировала свою деятельность комиссия по атлетической гимнастике, разработаны новые правила соревнований. В 1987 году под патронатом Федерации тяжелой атлетики СССР начинает функционировать Федерация атлетизма, ее главой был выбран Ю. Власов. Эта федерация в то время объединяла два вида спорта: силовое троеборье и культуризм.
В 1988 году состоялся І чемпионат СССР по атлетизму, на котором командную победу одержала сборная команда Украины. В этом же году сборная команда СССР принимала участие в Чемпионате Мира в Австралии. Новым этапом в развитии культуризма был 1990 год. От Федерации атлетизма отделились спортсмены, которые занимались силовым троеборьем. В итоге появились две новые федерации — Федерация культуризма Украины (УФ ББ) и Федерация пауэрлифтинга Украины. Эти виды спорта стали очень популярными среди молодежи. Так, в Киеве с начала 90-х годов проводится традиционный международный турнир «Золотой каштан». Украинские спортсмены неоднократно завоевывали призовые места на соревнованиях международного уровня. В культуризме среди мужчин наиболее титулованными являются: С. Отрох (чемпион Европы 1991, чемпион мира — 1994 и 1995), О. Жур, О. Протас, О. Остацов и другие, среди женщин — соответственно: В. Чепига (чемпионка мира 1997), И. Петренко, Т. Ионенко и другие.
В программу соревнований по бодибилдингу включен новый вид спорта для женщин — фитнес. В силовом троеборье наиболее титулованные спортсмены: В. Налейкин (троекратный чемпион мира), В. Иваненко, Ю. Спинов, Ю. Заболотный, братья Дмитрий и Алексей Соловьевы и другие. Новые федерации разработали свои уставы, правила соревнований, ведут поиск дополнительных источников финансирования, усовершенствуют методы коммерческой и издательской деятельности, изготавливают и рекламируют инвентарь и оборудование, проводят показательные соревнования и выступления и т.д.
Источник
ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА
Лекция 6. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
ПЛАН:
2. История атлетизма
3. Разновидности атлетической гимнастики
4. Специальные упражнения прикладной направленности
5. Общие закономерности силовой тренировки в атлетической гимнастике.
6. Условия организации занятий в атлетической гимнастике.
7. Особенности питания в процессе занятий в атлетической гимнастике.
8. Восстановление в атлетической гимнастике.
ВВЕДЕНИЕ
Атлетическая гимнастика («А.Г.») — это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими пользоваться». А.Г. — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом.
А.Г. предназначена для самых разных людей (молодых и пожилых, юношей и девушек), но для людей практически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузочностью для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, А.Г. следует рассматривать в первую очередь как развивающее средство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.
А.Г. удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мускулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовыражению через красоту тела.
В практике имеется большое количество различных методических пособий, использующих термин «атлетическая гимнастика» в широком понимании как комплексы силовых упражнений, но не определяющих их в качестве вида гимнастики. Между тем, на поверку оказывается, что именно к атлетической гимнастике как одному из видов оздоровления они имеют лишь косвенное отношение. Поэтому и надо уточнить значения слов: «атлетизм», «ат-ле!т» и «атлетическая гимнастика».
«Атлетизм» — направление в физическом совершенствовании, преследующее цель достижения высокого уровня силового развития и/или высоких результатов в силовых упражнениях «спортивного типа».
«Атлетическая гимнастика» — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.
ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА
Атлетическая гимнастика берет свои начала в древнем мире. Однако в нашей стране из-за различных «методических перекосов», приводивших к одностороннему воздействию лишь на силовую сферу занимающихся, некоторому «не слишком здоровому» восприятию гипертрофированных фигур, а также «политизирования» силовых упражнений атлетов как проводников «чуждых идеологий», официально — на Всесоюзной научной конференции атлетическая гимнастика была признана одним из обще-развивающих видов лишь в 1968 г. Была подтверждена целесообразность выделения ее как вида самостоятельного, имеющего «благородные цели» и решающего круг жизненно важных задач. Высокая значимость атлетической гимнастики проверена временем, хотя постоянно в ней происходит неантагонистическое проникновение друг в друга оздоровительных и спортивных мотивов.
Рождением атлетизма наверняка можно считать 10 августа 1885 г. В России был создан «Кружок любителей атлетики», во главе кружка стоял доктор физической культуры Краевский. Его с тех пор стали называть «отцом русской атлетики».
Всеобщее увлечение атлетизмом относится к концу XIX – началу XX вв. Соревнования и выступления с атлетическими номерами устраивались повсюду: в роскошных цирках, пуританских садах «Общества попечительства о народной трезвости», городских театрах, парках, а также в многочисленных балаганах, которые колесили по просторам России.
Знаменитый атлет и пропагандист И.В. Лебедев, проводивший чемпионаты, превращал их в яркие театрализованные зрелища, привлекавшие массу зрителей. В них участвовало большое количество спортсменов: Георг Гак-кеншмидт, Георг Лурих, Алекс Аберг (Эстония); Хаджи-Мухан (Казахстан); Коста Майсурадзе, Сали Сулейман (Кавказ); легендарный Иван Шемякин, Николай Вахту-рои, Терентий Корень, «великан» Григорий Кащеев (Россия). Можно перечислять много прекрасных атлетов из других стран: Польши, Германии, Франции. Часто после соревнований устраивался раунд «лучший из лучших» по атлетическому сложению, к которому допускались и просто желающие. Специально к этим конкурсам не готовились.
30 января 1897 г. открылось первое Петербургское атлетическое общество по инициативе графа Г.И. Рибопье-ра. Вслед за этим стали появляться атлетические кружки и студии атлетизма в других городах страны. Выходят в свет журналы «Спорт», «Геркулес», «Русский спорт», а также на то время самые популярные системы физического развития: «Сила и как сделаться сильным» Сандова.
Атлетизм был популярен в самых разных слоях общества. Атлетизм постепенно стали называть культуризмом, а родоначальником его по праву можно назвать Евгения Сандова, которому в 1911 г. в Англии королем Георгом V было присвоено звание профессора физического развития. На фото, где запечатлены сам король Георг V и Е. Сандов, есть подпись, сделанная самим королем: «Сила и гениальность».
А на выступления русского атлета Александра Засса в Англии приходил посмотреть Уинстон Черчилль.
На заре культуризма (атлетизма) демонстрация силы была самая разная; отрывали камни от земли, гнули кочерги, ломали подковы, разрывали цепи, поднимали на платформе людей, держали на плечах лошадь. Со временем вес силовые трюки перекочевали в цирк, превратившись только в зрелище.
До настоящего времени в цирках и на эстрадах можно было видеть знаменитых атлетов В. Дикуля, Г. Иванова, братьев Виннеров.
Их трюки по праву могут быть занесены в книгу рекордов Гиннесса.
В конце XIX в. в Америке появился довольно значительный интерес к влиянию физической силы на здоровье человека. Сторонники здорового образа жизни, как в Америке, так и в России, боролись за физическое воспитание человека. Эталоном для подражания был выбран Евгений Сандов – суперзвезда, атлет, профессиональный силач.
Сандов приобрел в Европе репутацию профессионального силача. В Америку он приехал в 1890-е гг.; его продюсер Флоренц Зигфилд дал ему титул «Сильнейший человек в мире». Е. Сандова от других отличало эстетическое качество его телосложения.
Проводились соревнования, где сравнивались физические характеристики спортсменов, а потом Е. Сандов вручал победителям золотую статуэтку со своим изображением. Сам же пал жертвой собственного ореола мистической мужской силы. Как говорят, его автомобиль съехал с дороги и он решил одной рукой вытащить машину из кювета. В результате умер он от кровоизлияния в мозг. А золотая статуэтка также вручается на самом престижном конкурсе «Мистер Олимпия» в честь Е. Сандова.
В 1920–1930-е гг. стало очевидным, что физическое раз-питие тесно связано со здоровьем человека. Знания о тренировках того времени были ограничены, но культуристы могли многому научиться, попросту сравнивая свое телосложение с внешним видом атлета предыдущего поколения.
Однако традиции атлетических конкурсов продолжались.
В 1940-е гг. телосложение культуристов, в противоположность другим видам спорта мышечного развития, было признано как нечто новое и особенное.
Культуризм, бодибилдинг, атлетизм по-прежнему оставались неизвестными видами спорта.
В 1950–1960-е гг. возник новый конкурс – «Мистер Вселенная».
Много времени люди спорят, какой из двух миров бодибилдинга лучше: Европа или Америка. Споры ведутся до сих пор. Культуризм, бодибилдинг, атлетизм, атлетическая гимнастика, как ни назови его – это просто система.
Атлеты из разных стран становились чемпионами. Это говорит о популярности нового вида спорта.
В 1970–1980-е гг. появляются суперзвезды А. Шварценеггер, Ф. Зейн, С. Олива, Р. Уэйн и т. д., которые внесли свою лепту в развитие и пропаганду этого вида спорта, став одними из великих спортсменов мира.
В 1990–2000-е гг. произошел взрывной рост бодибилдинга и фитнесса – не только как соревновательного вида спорта, но и способа физического развития человечества.
Влияние бодибилдинга и фитнесса становится очевидным по мере того, как мы видим все больше мускулистых тел на фотопечати, на телевидении, в кино.
Расцвет культуризма происходил параллельно с развивающимся новым видом спорта – фитнессом и одновременным увеличением интереса к физическому здоровью человека.
Источник