Атлетическая гимнастика для учащейся молодежи
статья на тему
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Атлетическая гимнастика для учащейся молодежи
Составила: Гизатулина Марина Юрьевна
Преподаватель Физической культуры
В настоящее время все больше видов трудовой деятельности требует точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует повышенного уровня физической подготовленности. Каждый подросток и юноша хотят быть сильными, иметь хорошую фигуру, и хорошо быть подготовленными к трудовой деятельности.
Наибольшее распространение среди молодежи, при подготовке к профессиональной деятельности получили занятия атлетической гимнастикой.
Атлетическая гимнастика – это система упражнений с отягощениями. Занятия этой гимнастикой общедоступно и дают возможности развить силу и уверенность, а также повысить работоспособность. Методы атлетической гимнастики разнообразны. Упражнения с отягощениями, в зависимости от возраста и весом собственного тела, могут выполнять подростки, юноши и девушки, для того чтобы развивать силу, добиваться высокого уровня выносливости, а также сокращать вредное воздействие на организм факторов риска.
Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.)
В процессе занятий атлетической гимнастики при помощи силовых упражнений происходит укрепление опорно -двигательного аппарата, костей, связок, сухожилий, мышц. Усиливается кровоснабжение мышечной тканей, что способствует их развитию. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями положительно влияет на белковый обмен, усиливает анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваний. Если сочетать силовые упражнения на выносливость (бег лыжи, плавание велосипед), то положительное влияние атлетической гимнастики увеличится.
К средствам силовой тренировки относятся физические упражнения, способствующие развитию и совершенствованию нервно-мышечной системы организма. В тренировке могут быть использованы следующие группы упражнений: с собственным весом тела, с партнером, с отягощением.
Упражнения с собственным весом тела — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъемы туловища из положения лежа, подтягивание на перекладине, прыжки на двух и одной ноге и т.д.
Упражнения с партнером развивают силовую выносливость, максимальную и скоростную силу. Они раскрывают возможности нервно-мышечной системы организма за счет большой работы в динамическом и статическом режимах — различные силовые упражнения, различные виды борьбы.
Упражнение с отягощением – упражнение со штангой, гантелями различного веса, дисками от штанги, эспандерами и резиновыми жгутами упражнения с использованием тренажеров и тренажерных устройств. Все эти упражнения могут выполняться в различных положениях: стоя, сидя, на коленях, лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
Каждую тренировку начинают с тщательной разминки всех групп мышц. При занятиях атлетической гимнастикой разминка должна быть общей и специальной. Общая разминка включает в себя различные общеразвивающие упражнения (бег, повторные многократные гимнастические движения), а специальная разминка общего характера выполняется с учетом задачи тренировки и, как правило, с небольшими отягощениями, позволяющими подготовить мышечно-связочный аппарат к более углубленной тренировке в основной части. Продолжительность разминки занимающихся атлетической гимнастикой, в зависимости от возраста и уровня спортивной подготовленности должно быть от 5-15 мин. Кроме того, специальная разминка более узкой направленности делается перед началом специального упражнения в основной части тренировки.
Тренировочные занятия атлетизмом желательно проводить 2-5 раз в неделю. Если применять силовые упражнения менее двух раз в неделю, то не будет достигнут достаточный эффект по приросту силы и мышечной массы.
Подростки не должны выполнять силовые упражнения с максимальными весами. Необходимо применять боле легкие отягощения с возможностью выполнять каждое тренировочное упражнение по 15-20 раз. Упражнение с большим отягощением вредны для подростков. Во время занятий с ними недопустимы длительные односторонние напряжения, нельзя также злоупотреблять статическими усилиями. Подростки, выполняя силовые упражнения, не должны доводить мышцы до предельного утомления.
Юношам целесообразно применять более значительные нагрузки. Эффективными силовыми упражнениями для хорошо подготовленных юношей являются такие, которые могут быть выполнены 6-10 раз подряд. При дозировке упражнений с отягощением необходимо учитывать подготовленность занимающихся. При слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз «до отказа». По мере роста тренированности целесообразно на одном занятии выполнять каждое упражнение «до отказа» два и даже три раза.
Основные правила
для организации силовой тренировки учащейся молодежи:
1. При занятиях силовыми упражнениями необходимо строго соблюдать общие методические принципы построения тренировочного процесса.
2. Включать в тренировку упражнения для развития выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивные и подвижные игры.
3. Необходимо уделять внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины
4. Предупреждать травмы, которые являются следствием неправильной тренировки.
5. При выполнении упражнений со штангой следить, чтобы спина была выпрямлена.
6. Прекращать тренировку при возникновении болей.
7. Регулярно проходить осмотр у врача.
Так как существует проблема подготовки юношей к профессиональной деятельности и к службе в российской армии, занятия атлетизмом помогут ребятам обрести уверенность в себе, физическую силу и вооружиться практическими умениями по системе выхода из различных трудных жизненных ситуаций. В то же время, современная молодежь часто сама создает для себя экстремальные ситуации, необдуманно и неэффективно преодолевая их, тем самым провоцируя трудности на своем жизненном пути. Тягу к риску важно переориентировать в правильное русло, мотивировать ребят к занятиям различными видами спорта и создать для них условия для занятий.
1. Бишаева А. А. Физическая культура [Текст] : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / А. А. Бишаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИЦ «Академия», 2010. –304 с. – [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].
2. Глейберман А. Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Глейберман – Москва: Изд.: Физкультура и спорт, 2006. – 232 с.
3. Глейберман А. Н. Упражнения в парах [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Глейберман – Москва: Изд.: Физкультура и спорт, 2005. – 264 с.
4. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В., Сафонов, А. А. энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. – Москва.: Лептос, 2008. – 368 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atleticheskaya_gimnastika_dlya_uchashcheysya_molodezhi.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Атлетическая гимнастика для учащейся молодежи
Составила: Гизатулина Марина Юрьевна
Преподаватель Физической культуры
В настоящее время все больше видов трудовой деятельности требует точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует повышенного уровня физической подготовленности. Каждый подросток и юноша хотят быть сильными, иметь хорошую фигуру, и хорошо быть подготовленными к трудовой деятельности.
Наибольшее распространение среди молодежи, при подготовке к профессиональной деятельности получили занятия атлетической гимнастикой.
Атлетическая гимнастика – это система упражнений с отягощениями. Занятия этой гимнастикой общедоступно и дают возможности развить силу и уверенность, а также повысить работоспособность. Методы атлетической гимнастики разнообразны. Упражнения с отягощениями, в зависимости от возраста и весом собственного тела, могут выполнять подростки, юноши и девушки, для того чтобы развивать силу, добиваться высокого уровня выносливости, а также сокращать вредное воздействие на организм факторов риска.
Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.)
В процессе занятий атлетической гимнастики при помощи силовых упражнений происходит укрепление опорно -двигательного аппарата, костей, связок, сухожилий, мышц. Усиливается кровоснабжение мышечной тканей, что способствует их развитию. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями положительно влияет на белковый обмен, усиливает анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваний. Если сочетать силовые упражнения на выносливость (бег лыжи, плавание велосипед), то положительное влияние атлетической гимнастики увеличится.
К средствам силовой тренировки относятся физические упражнения, способствующие развитию и совершенствованию нервно-мышечной системы организма. В тренировке могут быть использованы следующие группы упражнений: с собственным весом тела, с партнером, с отягощением.
Упражнения с собственным весом тела — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъемы туловища из положения лежа, подтягивание на перекладине, прыжки на двух и одной ноге и т.д.
Упражнения с партнером развивают силовую выносливость, максимальную и скоростную силу. Они раскрывают возможности нервно-мышечной системы организма за счет большой работы в динамическом и статическом режимах — различные силовые упражнения, различные виды борьбы.
Упражнение с отягощением – упражнение со штангой, гантелями различного веса, дисками от штанги, эспандерами и резиновыми жгутами упражнения с использованием тренажеров и тренажерных устройств. Все эти упражнения могут выполняться в различных положениях: стоя, сидя, на коленях, лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
Каждую тренировку начинают с тщательной разминки всех групп мышц. При занятиях атлетической гимнастикой разминка должна быть общей и специальной. Общая разминка включает в себя различные общеразвивающие упражнения (бег, повторные многократные гимнастические движения), а специальная разминка общего характера выполняется с учетом задачи тренировки и, как правило, с небольшими отягощениями, позволяющими подготовить мышечно-связочный аппарат к более углубленной тренировке в основной части. Продолжительность разминки занимающихся атлетической гимнастикой, в зависимости от возраста и уровня спортивной подготовленности должно быть от 5-15 мин. Кроме того, специальная разминка более узкой направленности делается перед началом специального упражнения в основной части тренировки.
Тренировочные занятия атлетизмом желательно проводить 2-5 раз в неделю. Если применять силовые упражнения менее двух раз в неделю, то не будет достигнут достаточный эффект по приросту силы и мышечной массы.
Подростки не должны выполнять силовые упражнения с максимальными весами. Необходимо применять боле легкие отягощения с возможностью выполнять каждое тренировочное упражнение по 15-20 раз. Упражнение с большим отягощением вредны для подростков. Во время занятий с ними недопустимы длительные односторонние напряжения, нельзя также злоупотреблять статическими усилиями. Подростки, выполняя силовые упражнения, не должны доводить мышцы до предельного утомления.
Юношам целесообразно применять более значительные нагрузки. Эффективными силовыми упражнениями для хорошо подготовленных юношей являются такие, которые могут быть выполнены 6-10 раз подряд. При дозировке упражнений с отягощением необходимо учитывать подготовленность занимающихся. При слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз «до отказа». По мере роста тренированности целесообразно на одном занятии выполнять каждое упражнение «до отказа» два и даже три раза.
для организации силовой тренировки учащейся молодежи:
- При занятиях силовыми упражнениями необходимо строго соблюдать общие методические принципы построения тренировочного процесса.
- Включать в тренировку упражнения для развития выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивные и подвижные игры.
- Необходимо уделять внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины
- Предупреждать травмы, которые являются следствием неправильной тренировки.
- При выполнении упражнений со штангой следить, чтобы спина была выпрямлена.
- Прекращать тренировку при возникновении болей.
- Регулярно проходить осмотр у врача.
Так как существует проблема подготовки юношей к профессиональной деятельности и к службе в российской армии, занятия атлетизмом помогут ребятам обрести уверенность в себе, физическую силу и вооружиться практическими умениями по системе выхода из различных трудных жизненных ситуаций. В то же время, современная молодежь часто сама создает для себя экстремальные ситуации, необдуманно и неэффективно преодолевая их, тем самым провоцируя трудности на своем жизненном пути. Тягу к риску важно переориентировать в правильное русло, мотивировать ребят к занятиям различными видами спорта и создать для них условия для занятий.
Источник
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЮНОШЕЙ
Прежде чем начинать заниматься атлетической гимнастикой, учащиеся должны хорошо усвоить основные правила проведения занятий с отягощениями:
• Не поднимать тяжести резким рывком, особенно от земли.
• Не задерживать дыхания во время поднимания тяжести.
• Выполнять упражнения точно по заданной амплитуде в указанном направлении.
• Силовые упражнения, не требующие очень больших напряжений, можно повторять по 8–10 и более раз; упражнения, требующие большого напряжения, — 1–2 раза.
• Трудность упражнений увеличивается за счёт изменения исходных положений, увеличения веса отягощений, количества повторений.
• Периодически нужно менять темп упражнений, например с медленного на быстрый, с быстрого на средний и т. д.
• Каждое упражнение нужно выполнять в обе стороны, так как только в этом случае достигается гармоническое развитие организма.
• Один и тот же комплекс выполняется не менее месяца, а затем постепенно упражнения заменяются.
Для того чтобы занятия с отягощениями приносили максимальную пользу занимающимся, учителю необходимо напомнить им о строении и функционировании мышечной системы человека.
Учащиеся должны знать, что, прежде чем приступить к атлетическим тренировкам, следует сделать антропометрические обмеры своего тела и записать их для будущего сравнения: вес, рост, окружности шеи, бицепса, груди, талии, бёдра, голени. Обмер мышц производят обычным сантиметром. Как правило, обмеры повторяют через каждые 3 месяца.
Начать заниматься можно дома, соблюдая при этом режим. Главное — приучить себя к систематическим ежедневным занятиям спортом.
Это первый шаг на пути к здоровью. Второй шаг — тренировка с собственным телом. Для этого можно использовать упражнения на перекладине, которые хороши тем, что просты в изучении, не требуют специальной подготовки и вовлекают в работу те мышцы, которые редко участвуют в повседневной жизни.
Именно с упражнений на этом снаряде делают первые шаги в атлетической гимнастике новички. При подтягивании тела к перекладине всегда следует вдох, при опускании в вис — выдох. Тем, кому упражнения с весом собственного тела даются легко, можно использовать дополнительное отягощение (диск от штанги, гантель, гирю), закрепив ремнём на поясе или специальной лямкой через плечо.
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ
Впервые ролики, а точнее — их подобие, появились в средневековой Японии. Воины-ниндзя привязывали к ногам бамбуковые трубки и скользили на них по каменным полам с невероятной скоростью. В 1760 г. бельгийский производитель музыкальных инструментов Джозеф Мерлин смастерил коньки с железными колёсами.
В России ролики появились недавно, в начале 90-х гг. прошлого века. Очень популярны ролики среди спортсменов-лыжников: летом они тренируются на лыжероллерах, заменяя ими обычные лыжи.
В мире развиты разные виды роллер-спорта: традиционный роликовый хоккей (игроки катаются на роликах, имеющих всего по два, но зато двойных колеса), инлайн-хоккей (ролики выстроены в одну линию друг за другом), фигурное катание, слалом, даун-хилл (скоростной спуск по дороге с горы) и прыжки в высоту.
При занятиях роликами, в отличие от бега, практически нет ударных нагрузок на суставы и сухожилия, они сглаживаются скольжением.
Учащихся следует ознакомить с правилами техники безопасности. Они сводятся к тому, что нужно всегда пользоваться наколенниками, налокотниками и шлемом; не отвинчивать тормоз; никогда не пытаться зацепиться за проходящих мимо людей, троллейбус, автобус, трамвай, автомобиль; не кататься с очень крутых горок и по мостовой; перед началом катания внимательно осмотреть ролики, особенно тормозное устройство и раму, на которой держатся колёса; постоянно следить за состоянием подшипников, регулярно их очищать от грязи и смазывать.
Нужно дать рекомендации учащимся по подбору инвентаря для занятий и экипировки. При этом следует подчеркнуть, что, катаясь на роликах, нужно быть всегда в шлеме, наколенниках, налокотниках и в специальных перчатках, предохраняющих запястье.
Говоря учащимся X–XI классов об основных технических приёмах, следует остановиться на стойках и движениях, торможениях (с помощью тормоза, газона, при помощи фонаря, падением, Т-стоп, стоп-поворот), падениях, поворотах и катании кругами, шагах конькобежца, катании спиной назад («Песочные часы», движение назад на одном коньке, веер), способах изменения направления движения, прыжках.
При этом нужно рассказать учащимся о безопасных способах падений, которые неизбежно будут происходить, особенно на начальных этапах овладения основными элементами катания на роликовых коньках.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ
Этот вид циклических локомоций получил широкое распространение в физическом воспитании различных контингентов занимающихся. Он доступен всем, и им охотно занимаются учащиеся разного возраста, в том числе и старшеклассники.
Рекомендовать учащимся начинать бег нужно с разминки, которая не должна превышать 5–7 мин. В процессе разминки организм готовится к предстоящей мышечной деятельности, что предотвращает травмы.
Приведём правила проведения занятий оздоровительным бегом:
• Нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям организма. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо посоветоваться с врачом.
• Бег должен быть свободным, ритмичным, не напряжённым. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп.
• Бегать одному — важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость.
• Бегать через день. Однако возможен и вариант ежедневного бега. В таком случае длительность пробежек для новичков не должна превышать 15–20 мин.
• Нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности.
Из всего арсенала тренировочных средств бегунов для любителей оздоровительного бега подходят три.
• Длительный равномерный бег по ровной трассе — от 60 до 90 мин при пульсе 132–144 уд./мин раз в неделю. Применяется для развития и поддержания общей выносливости.
• Кроссовый бег от 30 до 60 мин при пульсе 144–156 уд./мин 1–2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.
• Медленный равномерный бег от 15 до 30 мин при пульсе 120–130 уд./мин. Для начинающих бегунов является основным и единственным средством тренировки.
Величина нагрузки в оздоровительном беге складывается из двух компонентов — объёма и интенсивности.
Объём нагрузки измеряется количеством пробегаемых километров за одно занятие, неделю, месяц тренировок. Нагрузка всегда должна быть оптимальной для каждого занимающегося в конкретный момент.
Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по (ЧСС). Тренировка должна быть полностью аэробна, со стопроцентным обеспечением организма кислородом.
Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что не нужно стремиться к увеличению скорости во что бы то ни стало. В процессе занятий скорость должна увеличиваться только естественным путём, по мере роста тренированности.
Нельзя бегать сразу же после приёма пищи, так как полный желудок сильно затрудняет дыхание и кровообращение. Нельзя наедаться и сразу же после тренировки, особенно если нагрузка была значительной. Таковы основы занятий оздоровительным бегом.
ДАРТС
Эта игра (метание дротиков (стрел) в мишень) родилась в Англии. Она способствует развитию меткости и точности движений, доступна и интересна, имеет простые правила и становится всё более популярным видом спорта. Несмотря на это, занятия дартсом требуют соблюдения определённых правил техники безопасности:
• Броски дротика рекомендуется производить только по команде.
• При выполнении бросков нельзя находиться близко от метающего.
• Подходить к мишени можно только после завершения всех бросков партии.
Для игры необходимы специальная мишень и стрелы. Диаметр мишени составляет от 28 до 50 см. Она разделена на чёрные и белые оценочные поля. Центр мишени должен находиться на высоте 1,73 м от пола. Бросок производится с расстояния 2,37 — 4 м, в зависимости от размера мишени. Стрела длиной 14–15 см весит около 25 г.
Учащихся нужно ознакомить с основными правилами игры:
• Игроки по очереди бросают 3 дротика в мишень.
• Подсчёт очков ведётся по дротикам, оставшимся в мишени после трёх бросков.
• Игра начинается со счёта 101, 201 или 301 очко — по договорённости. Полученные игроком очки вычитаются сначала из 101 (201 или 301), а затем из того числа, которое получилось в результате этого вычитания. Можно также начинать с нуля и идти по возрастающей до 101 очка или более. Победителем считается игрок, который первым сумел свести счёт до нуля (или набрать определённое количество очков).
• Заканчивается игра обязательным броском с попаданием в «Бычий глаз» так, чтобы полученное количество очков свело счёт до нуля. Если бросок дротика дал большее количество очков, чем нужно для нулевого завершения игры, то все три последних броска не засчитываются и счёт остаётся таким, каким он был до серии бросков, приведших счёт к перебору.
• Каждая игра называется партией. Пять партий составляют сет. Игра ведётся до трёх побед в пяти партиях.
Это основные правила игры. Однако для начинающих можно использовать и другие варианты. Например, кто больше попадёт в сектор с цифрой 12 или в «Бычий глаз», считать только попадания в центр мишени, из 5 бросков набрать наибольшее количество очков и т. д.
Изучив основные правила, можно приступать к овладению техникой игры. Держится дротик в руке так, чтобы его остриё смотрело в намеченную точку. Туловище необходимо слегка наклонить вперёд и оставлять неподвижным. Носок правой ноги (для правшей) должен касаться линии броска, не переступая её. Левую руку можно прижать к животу или свободно опустить вниз.
Бросок производится только движением локтевого и кистевого сустава руки. Нельзя метать дротик, отводя руку далеко назад и резко подавая тело вперёд. Нужно научиться бросать дротик легко, свободно, без лишних напряжений мышц туловища.
АЭРОБИКА
Положительное влияние аэробных танцевально-гимнастических упражнений сказывается не только на уровне физического развития учащихся, но и на улучшении телосложения.
Прежде чем начать заниматься аэробикой, учащиеся должны усвоить основные правила техники безопасности и поведения на занятиях:
• Перед началом занятий следует проверить состояние пола в зале или помещении, где будут проходить занятия.
• Нужно контролировать свой пульс до начала, во время проведения и в конце занятий.
• Упражнения выполняются легко, без резких движений и чрезмерного натуживания.
• Нагрузка увеличивается постепенно. В неделю она должна быть 2–3 ч, оптимальное время занятия — 45 мин.
• Необходимо соблюдать правила личной гигиены, избегать потёртостей, использовать специальную обувь для занятий.
• Нужно прекратить заниматься при следующих ощущениях: тошнота, сильный дискомфорт, боль в суставах, нарушение ЧСС, боль в грудной клетке, в области желудка, живота, сильная головная боль.
Не рекомендуется заниматься аэробными упражнениями при высоком артериальном давлении, нарушениях деятельности сердца, тяжёлых формах диабета и ряде других заболеваний. Поэтому, прежде чем начать заниматься аэробикой, нужно проконсультироваться с врачом.
Основные средства аэробики — специально разработанные двигательные действия, выполняемые под музыку. Это упражнения из хореографии, ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, элементы народных и современных танцев, упражнения в воде, упражнения лечебной физической культуры.
Музыка должна быть ритмичной, побуждать к движению. При подборе музыки важен принцип совпадения настроения, музыкального ритма, характера двигательных действий. Музыкальные произведения, программы нужно постоянно обновлять.
Учителя физической культуры и другие специалисты в области физической культуры и спорта накопили богатый опыт по организации и проведению самостоятельных занятий учащихся старших классов, который может быть востребован в практике физического воспитания учащихся. Он отражён в работах Э. И. Волчецкого (2000), В. Б. Межуева (2001), В. А. Лепёшкина (2001, 2003, 2008), В. П. Байкова (2000), В. Г. Беспутчика (2001).
Источник