Аштанга йога это раджа йога

Аштанга-йога, хатха-йога и раджа-йога

Аштанга-йога, хатха-йога и раджа-йога

Чтобы постигнуть это великое искусство — науку жизни, необходимо развернуть широкую практическую систему самоусовершенствования, которая бы сочетала гармоническое развитие телесных, умственных и психических зачатков человека с тем, чтобы довести его до идеального состояния.

Шри Йогендра

Мудрый служит внутреннему, а не внешнему.

Лао Цзы

Мы должны проникнуться убеждением, что истинное по природе своей пробивает себе дорогу, когда пришло его время, и что оно появляется лишь тогда, когда это время пришло, а потому оно никогда не появляется слишком рано и не находит публики незрелой.

Гегель

В «Бхагавадгите» говорится: «Йога познается не тем, кто ест много, и не тем, кто воздерживается от еды. Йога, которая уничтожается тем, кто живет как подобает, все действия которого регулируются разумом, сон и бодрствование которого уравновешены».

Индийские учителя считают, что без воспитания в себе необходимых моральных и нравственных предпосылок не стоит рассчитывать на успех в высшей ступени йоги. Прежде всего необходимо научиться руководить своими чувствами и эмоциями, обрести власть над своей низшей природой: «Имеющий над собой власть неизменно достигнет успеха благодаря вере; лишенные же этих качеств успеха не добьются. Поэтому, исполнившись верой, должен заниматься йогой со старанием и настойчивостью» («Шива-Самхита»).

Мы уже говорили о 8 ступенях йогического познания: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи.

Свами Шивананда напутствовал своих учеников: «Будьте искренними и скромными в своем духовном стремлении. Приближайтесь к йоге с почтением и вдохновением, ибо это учение не для праздного любопытства. Йога, прошедшая испытание веками, раскрывает и развивает личность. Это хорошо разработанная и тщательно сформулированная методика эволюции личности, которая приведет вас к вашему идеалу и дарует вам высшее счастье. Помните ее и храните постоянно в своем уме, относитесь к ней с уважением, занимайтесь ею с удовольствием.

Прежде всего преобразуйте себя. Развивайте благородный характер и идеал хорошего поведения: будьте чисты, просты, как можно более скромны, бесстрашны, правдивы, благородны, сильны и добры. Отбросьте гордость, зависть, гнев и трусость.

Не старайтесь стать необычным из-за того, что вы занимаетесь йогой. Не превращайтесь в чудака. Будьте естественны и пользуйтесь в вашей жизни здравым смыслом. Йога предназначена для обычных людей, чтобы они могли найти истинное счастье и мир.

Занимайтесь усердно и будьте настойчивы. Не ждите быстрых результатов. Йога — это постоянный рост и изменения. Будьте спокойны, не торопитесь, нельзя торопиться на пути к йоге. Имейте твердую волю. Решитесь заниматься йогой всю жизнь. Разве вы не едите всю свою жизнь? Для вашего истинного благополучия йога необходима больше, чем еда, поэтому будьте настойчивы. Будьте радостны. Упражняйтесь».

Яма требует воспитания в себе 10 основных качеств: не причинение вреда живым существам, правдивость, невороватость, сдержанность, прощение, терпеливость, сострадание, искренность, умеренность и чистоплотность.

Нияма требует следующих качеств: самонаказание, удовлетворенность, вера в идеал, милосердие, поклонение идеалу, изучение принципов религии, скромность и ум, а также сосредоточенность, жертвенность, честность, целомудрие, непринятие даров и отказ от жизненных благ.

Это лишь краткий перечь, а в целом Яма и Нияма представляют собой огромный кодекс.

Цель асан, в отличие от обычной физической культуры, заключается в том, чтобы сделать мышцы не только сильными, но и здоровыми, а также воздействовать на органы брюшной полости, связанные с процессом пищеварения, выделения, кровообращения и деятельности желез внутренней секреции, а это, в свою очередь, стимулирует деятельность вегетативной нервной системы. Другими словами, целью асан являются:

• очищение тела, физическое совершенствование, подготовка нервной системы и организма в целом для обеспечения дальнейшего продвижения по этому пути;

• подготовка к духовной практике, то есть различным формам сосредоточения, концентрации и медитации.

Специальные упражнения, воздействующие на мозг человека, преследуют 3 цели:

• улучшение умственной (интеллектуальной) деятельности;

• улучшение работы мозга как координирующего и регулирующего органа для всего организма;

• самопознание или открытие истинного «я» человека.

Выполнение перевернутых поз хорошо восстанавливает силы, головной мозг в этом положении хорошо снабжается кровью, что способствует лучшему его функционированию.

Йоги также знают специальные тренировки памяти, доводя ее до невероятно высоких состояний.

Йогин может поднять работу сознания на более высокий уровень и наблюдать за работой своего ума как бы со стороны. Что касается сверхсознательного уровня, это способность связана с пробуждением особой «змеиной» силы — Кундалини.

Свами Шивананда говорил: «Йога содержит глубокие и тонкие учения. Потому она является великой тайной, которую открывает бог». «В индийской философии всегда найдутся эзотерические и экзотерические значения. В этом состоит причина, почему нуждаются в помощи Учителя. Крайне трудно понять внутреннее эзотерическое значение».

Чакры являются составной частью системы Кундалини. «Чакры — это центры духовной энергии. Они расположены в астральном теле, а в физическом теле их трудно различить невооруженным глазом. Только ясновидящий может видеть их своими астральными глазами. Они соответствуют определенным нервным сплетениям в физическом теле» (Свами Шивананда). Сейчас мы можем сказать, что не только ясновидящие могут увидеть ауру и чакры, но и специальные пленки Кирлиана способны зафиксировать их состояние в определенный момент времени.

Все центры высшего сознания в обычном человеке, за малыми исключениями, находятся в пассивном, спящем состоянии. Если же в силу определенных причин или техники система Кундалини пробуждается, то центры, как принято говорить, начинают вращаться. Отсюда название «чакры», что означает «колеса». Вырабатываемая энергия поднимается по каналу Сушумна вверх, до этого момента вход в канал закрыт, и только у йогов он открыт. Так как токи Кундалини движутся, завихрясь по спирали, их отождествляют со змеей. По мере движения по Сушумне огненная энергия возжигает остальные центры, которые вырабатывают собственную энергию.

Когда ток достигает высшего центра, человек готов воспринимать тонкие энергии и высшие вибрации. Каждый центр становится своеобразным органом восприятия.

Система Кундалини состоит, помимо уже описанных нами чакр, из очень разветвленной сети Нади — тонких астральных трубок, невидимых для физического глаза. Их великое множество, с учетом самых тонких — миллионы, но чаще всего приводится цифра 720 000. Все Нади берут начало из Канду (энергетического тела), имеющего форму птичьего яйца и расположенного между анальным отверстием и половым органом. Канду — корень всех Нади и центр астрального тела. Все выходящие из него Нади несут прану к различным частям тела. Они невидимы для физического глаза, но их можно видеть и чувствовать своим умом, когда последний очищен и сделан тонким с помощью садханы.

Наиболее важными являются 3 Нади: Ида, Сушумна и Пингала. Их роль сводится к следующему. Астральное тело постоянно возобновляется, как физическое тело возобновляет себя в материальной среде посредством питания и выделения. Постоянный обмен астрального тела с его средой происходит посредством двойной связи (Ида и Пингала). Нади Сушумна проходит внутри позвоночного столба от Канду до головы. Это пустотелый канал, закрытый у всех, но открытый у йогинов, это дверь Брахмы. У входа в него находится голова Змеи (Кундалини). Сушумна — высшая и самая главная Нади, ей подчинены все остальные.

Нади Ида проводит отрицательно заряженный ток праны, берет начало от левой ноздри и заканчивается в левом яичке — это пассивный, прохладный, влажный ток. Нади Пингала — проводник положительно заряженной праны берет начало от правой ноздри и заканчивается в правом яичке — это активный, горячий, сухой солнечный ток. Обе Нади, идя вверх, окружают Сушумну — одна справа налево, другая — наоборот, а пересекаясь, они образуют чакры.

Имеются еще 3 важные Нади: Сарасвати, Лакшми и Медха. В первой тройке главная Сушумна, а в этой — Медха. Она располагается на передней стороне тела параллельно Сушумне и соединяется с Муладхара— и Сахасрара-чакрами.

Сарасвати параллельна Иде, входит в Муладхару и соединяется со Свадхистаной, оттуда идет в район духовного сердца, а потом в Аджна-чакру. Через эту Нади путешествуют мысленные функции, так как она соединяет мозг с умственным веществом в Муладхаре-чакре. Лакшми Нади соответствует Пингале и расположена впереди ее. Знание этих дополнительных Нади необходимо при изучении путей движения Кундалини.

Имеется также следующая аналогия: Ида и Пингала соединяют нашу телесную энергию с космосом с помощью Луны и Солнца. Первая связана с Вишну, а последняя — с Шивой.

Свами Шивананда утверждал: «Неустрашимость, невозмутимое состояние духа, бесстрашие, состояние беспрерывной медитации, отсутствие желаний, удовлетворенность, духовное блаженство, покой, внутренняя духовная сила, проницательность, прочная уверенность в существовании Ишвары, посвящение, устойчивость разума, устойчивость асаны, чистота, твердое желание освободиться, милосердие, сладкий голос, специфический румянец лица и личное обаяние — вот признаки, указывающие на то, что Кундалини пробудилась и вошла в Сушумну против отверстия в Муладхаре-чакре».

Чем выше восхождение в Сушумне, тем больше духовных познаний, тем более заметно и ясно проявляются и выражены эти качества и признаки.

Пробуждение Кундалини следует рассматривать как важнейшее событие в жизни, так как именно с этого момента начинается перерождение и одухотворение личности. С этого начинается первый шаг на большом пути совершенствования. Все гении и великие деятели человечества, все подвижники и святые всех времен и народов, которые достигли известности, славы и признания в веках, шли именно этим единственным путем. Суть дела сводится лишь к тому, что одни пробудили свои силы сознательно специальными методами, а другие получили этот бесценный дар от природы при очень благоприятном стечении обстоятельств, не зная ничего о феномене Кундалини.

Пробуждение этой тончайшей огненной энергии никогда не совершается подобно грому и часто бывает не заметно даже для знающих и ожидающих этого, хотя это нечастое явление. Бывает так, что даже люди, подвинувшиеся в этой практике, не могут сказать, когда и каким образом в них открылась та или иная сила. Они только знают, что работали долго и упорно, а в определенный момент все изменилось.

Необходимо указать на возраст, начиная с которого можно пробуждать свои центры, он равен 30 годам. Раньше этого момента центры не «просыпаются». Эта великая сила может быть достигнута лишь человеком, сформировавшимся физически и духовно. Неуравновешенному юноше, у которого не приведены в гармонию ум, воля и сердце, это не дано.

Мудры, пранаяма, асана, аскетизм, глубокая исследовательская работа, милость и благословение Гуру, глубокая печаль, песни из перечисленных методов или их комбинация могут пробудить Кундалини. Любая исследовательская работа основана на глубоком и длительном сосредоточении ума. Кроме того, согласно философии йогов, умственное вещество (читта) находится вместе с Кундалини в Муладхара, так что поиск знания затрагивает этот важный центр.

Пробудить систему — это еще не самое главное. Дело в том, что пробудившаяся Кунда-лини становится очень активной, а если ее предоставить «собственной инициативе в движении», это она может уйти по линии наименьшего сопротивления и совсем не туда, куда нам желательно.

Процесс пробуждения Кундалини требует скрупулезного знания техники, а также необходимо иметь квалифицированное руководство. Без соблюдения этих и других условий возможны нежелательные последствия, а наиболее нежелательными из них являются:

• появление одержимости, когда имел место астральный выход, а ваше физическое тело было занято существом другого плана;

• потеря инстинкта самосохранения, что приводит к нежеланию жить в настоящем воплощении;

• состояние полусмерти — это труп, который дышит, питается и двигается, но в физическом плане ментал не восстанавливается;

• скоропостижная смерть в момент прохождения Кундалини по Сушумне.

Йоги говорят: «Сколько личностей, столько йог». Хотя имеются общие рекомендации и правила, каждый идет своим путем. У кого Кундалини пробудилась, тот сам себе учитель, ибо его сознание становится открытой книгой…

Только 2 крайние точки для Кундалини вполне определены — это Муладхара и Сахасрара, а что касается самого пути, то он не единственный. Из общей схемы нам известны 6 основных Надей. Разбуженная Кундалини может пройти по любой из них и даже перейти из одной в другую. Суть задачи сводится к тому, чтобы направить ее по единственному пути в Сумумну. Наиболее вероятны 4 пути:

1. От Муладхара к Сахасрара через Сумумну по всем чакрам последовательно — это самый длинный, но самый могущественный путь (хатха-йога).

2. От Муладхара по Сарасвати до Анахата-ча-кры, затем в Сушумну и далее по обычному пути (бхакти-йога).

3. От Муладхара к Сахасрара по Сарасвати в Аджна-чакре, затем в Сушумну и далее к Сахасрара. В этом случае все нижние чакры открываются автоматически (раджа-йога).

4. Прямой путь от Муладхара к Сахасрара по Медха-нади — это самый короткий путь по времени, но самый трудный (джнана-йога).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

РАДЖА-ЙОГА

РАДЖА-ЙОГА Санскритское слово «раджа» означает «высший», «королевский». Это высшая йога, являющаяся как бы синтезом всех основных ветвей йоги. Раджа-йога в основном имеет дело с внутренним совершенствованием. Особенно родственна Раджа-йога с Хатха-йогой. Йоги часто

Аштанга-виньяса-йога в России

Аштанга-виньяса-йога в России В России нет учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, ибо он очень строг в отборе кандидатов. Тем не менее, аштанга-виньяса-йога весьма популярна, и существует множество групп, где преподается этот стиль. В Москве и

Хатха-йога в развитии йога-терапии

Хатха-йога в развитии йога-терапии В отдельных высказываниях Свами Шивананды хатха-йога не низводится до подготовки к йоге, а сама по себе выступает в качестве таковой. Хатха-йога – это полностью практическая система самосовершенствования, позволяющая добиться

Хатха-йога

Хатха-йога Хатха-йога есть полноценная гимнастическая технология интегрального тренинга, позволяющая достичь состояния йоги, пользуясь эффективными и самодостаточными техническими методами.Самодостаточность тренировочной практики хатха-йоги состоит в ее

Источник

Wellness Blog

Раджа-йога (Аштанга-йога, царская йога) известна как классическая йога и представляет собой одну из шести ортодоксальных школ в философии индуизма. Основной целью раджа-йоги является контроль ума с помощью медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

Раджа-йога направлена на работу с умом. Практики асан и пранаямы присутствуют в минимальном количестве, они являются частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению.

Аштанга-йога (восьмиступенчатая йога)

Раджа-йога базируется на общепризнанном труде древнего мудреца Патанджали “Йога сутры”. В данном труде Патанджали разделил йогу на восемь частей (анг), поэтому раджа-йогу называют также “аштангайога” (восьмиступенчатая йога).

Согласно данному труду, йога состоит из 8 ступеней (ашта):

  1. Яма – этические ограничения, общие нравственные требования
  2. Нияма – этические правила, самоочищение посредством дисциплины
  3. Асана – дисциплина тела, выработка устойчивого равновесного положения
  4. Пранаяма – регулирование дыхания
  5. Пратьяхара – изоляция чувств, отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов
  6. Дхарана – концентрация и понимание
  7. Дхьяна – медитация
  8. Самадхи – состояние сверхсознания, которое наступает в результате углубленной медитации.

Яма и нияма контролируют страсти и эмоции, помогая йогу жить в согласии с окружающими людьми. Асаны йоги сохраняют тело сильным и здоровым, а согласии с природой. В конце концов йог подчиняет себе тело, превращает его в подобающее вместилище для души. Эти первые три ступени являются внешним поиском (бахиранга садхана).

Пранаяма и пратьяхара учат регулировать дыхание и контролировать ум, что помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти следующие две ступени называются внутренним поиском (антаранга садхана).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Эти три последние ступени помогают поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Это духовный поиск (антаратма садхана).

Этические ограничения “яма” состоят из:

    • Ахимса – “непричинение вреда” – не причинять вреда другим ни мыслью, ни словом, ни делом.
    • Сатья – “правдивость” – не лгать, не нарушать обещаний, даже самых безобидных.
    • Астея – “нестяжание, отказ от воровства” – не класть, не завидовать чужому богатству, не делать долгов.
    • Брахмачарья – “целомудренная жизнь” – контролирование своей сексуальности, воздержание тела, речи и ума.
    • Апариграха – “накопление, собирательство” – нестяжательство, свобода от накопления тех вещей, которые не нужны в данную минуту.
    • Кшама – “милосердие, терпение, прощение” – быть терпимым к людям, прощать ошибки.
    • Дхрити – “стойкость” – быть стойким, преодолевать нерешительность, страх и мнительность.
    • Дайя – “сострадание” – преодолевать равнодушие, собственные жестокие чувства.
    • Арджава – “честность, прямодушие” – не обманывать, не мошенничать.
    • Митахара – “умеренный аппетит” – быть умеренным в еде, соблюдать вегетарианскую диету (исключив мясо, рыбу и яйца).
    • Шауча – “чистота” – избегать нечистого в уме, речах и теле.

Нияма

Этические правила “нияма” состоят из:

    • Хри – “раскаяние, скромность” – быть скромным, раскаиваться в случае совершения плохих поступков.
    • Сантоша – “удовлетворенность” – умение находить в жизни радость, удовлетворенность.
    • Дана – “давание” – подавать милостыню и оказывать помощь окружающим, не думая о награде.
    • Астикья – “вера” – твердая вера в бога, учителя, путь к просветлению и освобождению.
    • Ишвара-пуджана – “почитание Господа” – совершение религиозных ритуалов.
    • Сиддханта-шравана – “слушание писаний” – изучать священные писания, слушать советы мудрецов.
    • Мати – “понимание, размышление” – развивать духовную волю и интеллект под руководством учителя (гуру — «гу» значит тьма, а слог «ру» — свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление).
    • Врата – “святые обеты” – добросовестно выполнять религиозные обеты, правила и предписания.
    • Джапа – “рецитация” – ежедневное воспевание мантр, произнесение молитв.
    • Тапас – “аскетизм” – выполнение мистических практик.

Асана

Асана (поза) является третим членом йоги. Асаны дают устойчивость, здоровье и подвижность, равновесие, ловкость, выносливость и большую жизнеспособность. Для выполнения асан необходимо чистое, хорошо проветриваемое помещение, коврик и решимость. В течение веков асаны совершенствовались так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и желез человека. Они обеспечивают хорошее сложение с сильными и эластичными мышцами, которые предохраняют тело от болезней. Асаны снимают усталость и тренируют нервы, но главное, тренируют и дисциплинируют ум. При выполнении асан йог подчиняет себе свое тело, делая его инструментом духа. Йог верит, что тело дано ему Богом не только для наслаждений, но и для служения своим ближним. Он знает, что Бог, давший ему тело, когда-то возьмет его обратно. Выполняя асаны человек приобретает здоровье (состояние полного равновесия тела, ума и духа).

Названия асан иллюстрируют принцип эволюции: некоторые асаны получили названия в честь растений, другие – в честь насекомых, третьи – в честь водных животных и амфибий. Есть асаны, названные в честь птиц, четвероногих, пресмыкающихся, а также легендарных героев и мудрецов, богов индуистского пантеона, аватаров (воплощениях Божественной силы). Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие различные существа. Ум йога воспитан так, что он не презирает ни единое существо, поскольку во всей гамме творений дышит один и тот же Вселенский Дух, принимающий бесчисленные формы. Научившись асанам, йог перестает различать дуальность, как победа и поражение, тело и ум, ум и душа, и переходит к четвертой ступени на пути йоги – пранаяме.

Пранаяма

Пранаямой не стоит заниматься самостоятельно, нужно обязательно иметь личного руководителя-гуру. При неправильных занятиях пранаямой возникнут болезни дыхательных органов, а нервная система расшатается. Надлежащей практикой пранаямы можно избавиться от многих болезней. При выполнении пранаямы активно задействованы ноздри, носовые проходы, перегородки, дыхательное горло, легкие и диафрагма, которые ощущают полное воздействие силы праны – дыхания жизни.

Прана означает вдох, дыхание, жизнь, жизнеспособность, энергию, силу. Также это слово может означать душу, в противоположность к телу. Аяма означает длительность, распространение, вытяжение или сдерживание. Слово “пранаяма” означает удлинение дыхания и контроль за ним. Контроль предполагается за вдохом (пурака – наполнение), выдохом (речака – опустошение легких), задержкой или приостановкой дыхания (кумбхака). В Хатха-йоге темин “кумбхака” используется в широком обобщенном смысле для обозначения всех трех дыхательных функций: вдоха, выдоха и задержки дыхания. Если дыхание задерживается после полного вдоха перед выдохом, то это называется антара кумбхака (антара – внутренний), а если дыхание задерживается после полного выдоха, перед началом вдоха – бахья кумбхака (бахья – внешний, наружный). В обоих случаях дыхание приостанавливается и сдерживается.

Пранаяма – это наука о дыхании. Практика пранаямы представляет собой попытку согласовать индивидуальное дыхание (пинда-прана) с космическим дыханием (Брахманда-прана). Как сказал мистик XVII века Кариба Эккен: «Если вы хотите воспитывать спокойствие духа, сперва научитесь управлять дыханием. Когда дыхание под контролем, сердце пребывает в спокойствии, при судорожном же дыхании сердце беспокойно. Поэтому, прежде чем браться за что-либо, сперва наладьте свое дыхание, это смягчит ваш нрав и успокоит дух «.

Чита (ум, рассудок, эго) подобна колеснице, влекомой упряжкой сильных лошадей. Одна из них — прана (дыхание), другая — васана (желание). Колесница будет двигаться туда, куда тянет более сильная лошадь. Если превалирует дыхание, то желания контролируются, чувства сдерживаются и ум спокоен. Если превалирует желание, то дыхание беспорядочно, ум — в волнении и тревоге. Поэтому йог овладевает наукой дыхания; регулируя дыхание и управляя им, он управляет умом и останавливает его постоянные колебания. При занятиях пранаямой глаза закрыты, чтобы ум не блуждал.

Эмоциональное волнение воздействует на темп дыхания, и так же намеренное регулирование дыхания сдерживает эмоциональное волнение. Основной целью йоги является контроль за умом, поэтому нужно сначала изучить пранаяму, чтобы овладеть дыханием. Это даст ему возможность управлять своими чувствами и, таким образом, достичь стадии пратьяхары. Только тогда ум будет подготовлен для сосредоточения (дхьяны).

Пратьяхара

На пятой ступени йоги осуществляется контроль над чувствами. Люди встречаются в жизни с благими и приятными побуждениями к действию. Йог предпочитает благие, а обычно люди выбирают приятные и упускают цель жизни. Йог ощущает радость к себе самом, он умеет остановиться и живет спокойно.

Согласно философии индуизма, сознание проявляется в трех различных качествах (гунах):

  1. Саттва – качество просветления, добра и чистоты, ведущее к ясности и умиротворенности.
  2. Раджас – качество подвижности или деятельности, делающее человека активным и энергичным, страстным и своевольным.
  3. Тамас – качество тьмы и косности, которое противодействует стремлению раджаса к труду и саттвы к выявлению.

Человек со склонностью к божественному, чист и бесстрашен, стремится к самопознанию, властен над собой. Он правдив, безгневен и не совершает насилия, спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем – милосердие. Он скромен, постоянен и кроток, милостив и решителен, разумен, в нем нет гордыни и вероломства.

Человек, в котором преобладает раджас, страстным и жадный, причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, он полон похоти и ненависти, обмана и зависти. Такой человек непостоянен и изменчив, легко отвлекается, честолюбив и корыстолюбив.

Человек, рожденный со склонностью к демоническому, лжив, нагл и самодоволен. Он жесток и невежественен, потакает своим страстям.

Йог тоже человек, и зависит от трех гун. Усердное изучение (абхьяса) себя и тех объектов, к которым стремятся его чувства, помогает йогу понять, какие мысли, слова и поступки диктуются тамасом, а какие раджасом. Он искореняет такие мысли, трудится над тем, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке остается только саттва-гуна, это означает, что его душа далеко продвинулась на пути к конечной цели.

Воздействие гун подобно силе земного притяжения. Для того чтобы преодолеть притяжение гун и испытать единение с Творцом космоса, нужны напряженные занятия и суровая подготовка, самопроверка и дисциплина йоги. Ощутив полноту творения или Творца, садхака утратит алчность (тришна) к чувственным вещам и будет дальше взирать на них бесстрастно (вайрагья). Его не будут беспокоить холод и жара, страдание и удовольствие, от всех пар противоположностей он избавился. Тот, кто вышел за пределы притяжения гун, называется гунатитой (преодолевшим гунны). Он освобождается от рождения и смерти, боли и горя и становится бессмертным.

Дхарана

Закалив тело асанами, очистив ум огнем пранаямы, обуздав чувства пратьяхарой, садхака достигает шестой ступени йоги, дхараны. На этой ступени он сосредотачивается полностью на одном объекте или задаче, для чего нужен спокойный ум. Ум представляет собой инструмент, которые классифицирует, оценивает и координирует впечатления внешнего и внутреннего мира. Он является продуктом мыслей, которые тяжело удерживать, поскольку они неуловимы и изменчивы.

Ментальные состояния разделяются на пять групп:

  1. Состояние кшипта – умственные силы разбросаны в беспорядке и небрежении, ум гоняется за объектами желаний, преобладает раджо-гуна.
  2. Состояние викшипта – ум расстроен и взволнован, желания не приведены в порядок и не контролируются, но имеется способность наслаждаться плодами своих усилий.
  3. Состояние мудха – ум глуп и медлителен, растерян и не знает, чего хочет, преобладает тамо-гуна.
  4. Состояние экагра (от слов «зка» — один и «агра» — главный) – ум очень внимательный, ментальные способности сосредоточены на одном объекте, преобладает саттва-уна. Человек такого типа имеет отличные интеллектуальные способности, точно знает, чего хочет, использует все силы для достижения цели. Однако такой человек может стать эгоистом в высшей степени, когда чувства станут бродить бесконтрольно, и ум тоже. Ему нужны бхакти (обожание Бога) и сосредоточение на Божестве для того, чтобы сохранить умственное равновесие и двигаться в нужном направлении.
  5. Состояние нируддха – ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара) контролируются и направлены к Богу, на служение ему.

Ничем овладеть нельзя без экаграты (сосредоточения). Для этого садхака сосредотачивается на звуке АУМ, символе Бога. Санскритское слово “Аум” образовано от корня, который обозначает “все”, и выражает понятие всеведения, всемогущества и вездесущности. Символ АУМ состоит из трех букв, над которыми пишется полумесяц с точкой наверху.

Одним из толкований данного символа является следующее: Буква “А” символизирует сознательное, бодрствующее состояние (джаграта-авастха), буква “У” – состояние сна со сновидениями (свапна-авастха), буква “М” – состояние сна без сновидений, в котором пребывает ум и дух (сушупта-авастха). Весь символ вместе с полумесяцев и точкой означает состояние “турия-авастха”, которое объединяет в себе эти три состояния и трансцендирует их. Это состояние самадхи.

Еще одно толкование: эти буквы означают три гунны (саттва, раджас и тамас), весь символ – гунатиту (того, что преодолел притяжение гун).

Также есть толкование, что буквы означают три ступени йоги – асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ – самадхи (цель, к котором ведут эти три ступени).

Дхьяна

Ум, который сосредоточен на почитании вездесущего Божества, в результате длинного преклонение преобразуется в подобие этого Божества. При непрерывном сосредоточении возникает состояние дхьяны (медитации). Дхьяна освещает ум йога, и он становится светом для себя и других.

Самадхи

На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а ум и рассудок действуют, как при бодрствовании. Человек в состоянии самадхи бодр и в полном сознании, он достиг истинной йоги, и у него остается только переживание сознания, истины и невыразимой радости. Йог расстался с материальным миром и погрузился в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь.

Источник

Читайте также:  Список литературы для йоги
Оцените статью