Аштанга виньяса йога паттабхи джойса

Аштанга йога. МЕТОД

Аштанга Виньяса Йога в Традиции Шри Паттабхи Джойса

«Не следует приспосабливать учение йоги к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам традиции.» Шри К. Паттабхи Джойс

Большинство людей воспринимают аштанга-йогу как интенсивную, динамическую практику. Все верно, однако развитием силы и гибкости аштанга-йога не ограничивается. В нее включаются также психофизические техники, глубоко воздействующие на тело и сознание: особый вид дыхания (удджайи), фиксация взгляда на определенных точках (дришти) и удержание энергетических замков (бандх). Шри К. Паттабхи Джойс утверждает, что аштанга-йога – это дорога к познанию своей истинной природы, к Духу, пребывающему в любом из нас.

Изучение философии йоги и чтение сакральных текстов является только частью пути. Книги указывают, что приведет к свободе и счастью, но нужно действовать, чтобы запустить процессы физического, интеллектуального и духовного обновления, на самом деле преобразовать тело и ум. Шри К. Паттабхи Джойс любил повторять, что аштанга-йога на 99% состоит из практики и на 1% — из теории.

В аштанга-йоге приемы дыхания, асаны, техника виньяс (виньяса-крама), бандхи и дришти тесно взаимосвязаны. Сочетая их, мы основательно разогреваем тело, значительно развиваем гибкость и тем самым защищаем себя от травм. Внутренний жар запускает процессы очищения, затрагивающие все оболочки человека, его внутренние органы, мышцы, нервную систему, сознание и душу.

Читайте также:  Занятия для 3 года пальчиковая гимнастика

В аштанга-йоге наряду с асанами и пранаямой применяются психофизические техники: виньясы – специальные движения, выполняемые синхронно с дыханием, бандхи – энергетические замки и дришти – концентрация взгляда на определенных участках тела или пространства. Три этих метода, помогают направлять фокус внимания вовнутрь, не позволяют отвлекаться на внешние объекты, способствуют глубокому погружению в практику и переходу в медитативное состояние (дхьяну).

Практика асан, с учетом вышеперечисленных условий, является эффективным способом накопления энергии в теле, которая способствует укреплению физического здоровья, расширяет диапазон его восприятия и создает прочную основу для более глубокого изучения последующих ступеней Аштанга Йоги: Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны.

Эта практика разработана для всех людей, вне зависимости от их изначальных данных, возраста или ограничений.

Виньяса

«О, йогин! Не делай асану без виньясы.» Ваманариши

Виньяса (vi – двигаться, nyasa – располагаться) представляет собой технику выполнения асан в аштанга-йоге. Это настоящее искусство соединения асан в последовательность с помощью дыхания и движения. Комплекс виньяс и асан основательно разогревает тело, заставляя его усиленно потеть. Бандхи разворачивают нисходящую энергию апана-ваю вверх, в область пупка (самана-ваю), в которой апана-ваю сливается с прана-ваю и разжигается внутренний огонь (агни). В результате повышенного разогрева и потоотделения мышцы, внутренние органы и нервная система очищаются от токсинов и блоков, что позволяет восполнить изначальный недостаток гибкости и в дальнейшем справиться с самыми сложными асанами.

Иными словами, виньяса является мощным средством, устраняющим загрязнение тела и сознания. Необходимость в дополнительных очистительных процедурах (крия-йоге) или посте если и возникает, то лишь в случае болезни.

Делая виньясы, мы очищаем тело, развиваем силу и гибкость, при этом ум становится ясным, спокойным и сконцентрированным.

Согласно традиции метод виньяс заучивается наизусть: последовательность и название асан, количество виньяс в каждой асане, точки фиксации взгляда и фазы дыхания. Только так можно выработать двигательные навыки, при которых не требуется сознательно контролировать свои действия и удается целиком сосредоточиться на внутренней йоге.

Удджайи, или дыхание со звуком

От дыхания зависит наша жизнь и здоровье, а также способность контролировать ум. Поэтому неудивительно, что управление дыханием является одной из основных составляющих практики. Дыхание служит своего рода проводником между сознанием и телом: сознание регулирует дыхание, делая его ровным и глубоким, и заставляет тело двигаться в одном темпе с дыханием, а это в свою очередь воздействует на сознание и успокаивает ум.

Дыхание, используемое в аштанга-йоге, известно как удджайи (ujjayi), что означает «победоносный». Оно характеризуется своеобразным шипящим звуком, который возникает в гортани при вдохе и выдохе и напоминает морской прибой или шум ветра в кроне дерева. Контролируемое сужение голосовой щели позволяет устанавливать такую длительность и интенсивность вдохов и выдохов, которые соответствуют асане и снабжают организм нужным количеством кислорода: тело наполняется свежей энергией и вырабатывается тепло, достаточное для хорошего потоотделения. Паттабхи Джойс предпочитал называть это дыхание дыханием со звуком (sound breathing), чтобы не путать с одним из видов пранаямы, удджайи-пранаямой: в асанах дыхание спокойнее и полнее, а течение праны свободнее.

Бандхи, или энергетические замки

Бандхи воздействуют на энергетические токи тонкого тела – прану и ваю. Бандха (bandha), или замок, не позволяет пране рассеиваться и направляет ее в нади. Организм очищается, наполняется бодростью и энергией. В асанах бандхи служат еще и точкой опоры, которая позволяет перераспределять вес, делая одни части тела легкими, другие тяжелыми. Это помогает правильно осваивать асаны. Работа с бандхами укрепляет глубинную мускулатуру, улучшает устойчивость и гибкость. Выполнить асану становится проще. Бандхи защищают внутренние органы, а также очищают и нормализуют работу органов пищеварения.

В практике асан применяются две бандхи: мула (корневой замок) и уддияна (абдоминальный замок). Третья бандха, джаландхара (горловой замок), используется только в пранаяме при задержке дыхания (кумбхаке). В некоторых позах положение подбородка, направленного к груди или яремной ямке, напоминает джаландхара-бандху, но ее техника несколько сложнее. Эти три замка тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Выполняя асаны, мула-бандху подтягивают к пупку, где она объединяется с уддияна-бандхой, которую поджимают к позвоночнику и поднимают. В пранаяме к ним подключают джаландхара-бандху.

Важно, что в асанах и виньясах бандхи применяются с разной интенсивностью. Внимательно отслеживайте состояние бандх: обычно они удерживаются с умеренной силой, но в некоторых случаях их нужно слегка отпустить, в некоторых – сжать максимально.

Дришти, или точки фиксации взгляда

В аштанга-йоге принято, удерживая асану, смотреть на определенную точку – дришти. Тогда внимание не рассеивается и можно целиком сосредоточиться на асане и инструкциях преподавателя. Испускаемая из глаз праническая энергия активизирует нади и чакры, расположенные в области дришти. Прана не распыляется и наполняет тело. Дришти является также одним из средств отстройки асаны: переводя взгляд, мы корректируем положение головы.

Метод

Основные аспекты практики Аштанга виньяса йоги, описанные Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойсом:

Виньяса

Виньяса — способ синхронизации дыхания и движения. На каждое движение приходится один цикл дыхания. Для всех асан установлено определенное количество виньяс.

Целью виньясы является внутреннее очищение. Дыхание и движения, совершаемые одновременно с асанами, заставляют кровь становится горячей, или как говорит Шри К.Паттабхи Джойс, «заставляют кровь бурлить». Застоявшаяся густая кровь является грязной и вызывает различные заболевания в теле. Жар, производимый йогой, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без затруднений. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов, унося боль из тела. В случае недостаточной циркуляции возникает боль. Нагретая кровь также проходит через все внутренние органы, удаляя загрязнения и болезни, которые выводятся из тела через пот во время практики.

Пот — важный продукт виньясы

Пот — важный продукт виньясы, потому что только через пот болезнь покидает тело и происходит очищение. Выполнение виньясы стимулирует циркуляцию крови и выводит все токсины из организма вместе с потом. Если следовать методу виньяс, то тело становится здоровым, сильным и чистым «как само золото».

После очищения тела, становится возможным очистить нервную систему, а затем и органы чувств. Первые шаги весьма сложны и требуют многих лет практики. Органы чувств неизменно направлены вовне, а тело постоянно пребывает под властью лени. Однако благодаря твердому намерению и усердной практике их можно контролировать. Виньяса создает основу для того, чтобы контроль ума происходил автоматически.

Тристхана

Тристхана — три момента внимания: поза, способ дыхания и направление взгляда. Все три являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда взаимосвязаны друг с другом.

Асаны очищают, укрепляют и придают гибкость телу.

Дыхание — это речака и пурака (вдох и выдох). Вдох, и выдох должны быть ровными и спокойными, длительность вдоха должна быть равна длительности выдоха. Правильное дыхание способствует очищению нервной системы.

Дришти — место концентрации взгляда во время выполнения асаны. В йоге различают девять дришти: кончик носа, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования.

Для очищения тела изнутри необходимо наличие двух факторов: воздуха и огня. В нашем теле точка огня расположена на 10 сантиметров ниже пупка — здесь и находится наша жизненная сила. Для горения нужен воздух, отсюда следует необходимость в дыхании.

Длинное ровное дыхание усиливает внутренний огонь, увеличивает жар в теле, который в свою очередь нагревает кровь для физического очищения, а также сжигает загрязнения нервной системы. Когда внутренний огонь увеличен, то и наше здоровье, все функции организма и продолжительность жизни тоже возрастают. Неровный вдох и выдох, или ускоренное дыхание, нарушают равномерность сердцебиения, сбивая ритмы физического тела и вегетативной нервной системы.

Бандхи

Важные составляющие дыхательного метода — мула и уддияна бандхи. Это замки анального сфинктра и нижней части живота, которые запечатывают энергию внутри, придают легкость, силу и здоровье телу, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным и асаны не принесут пользы. Когда мула бандха освоена в совершенстве, контроль ума происходит автоматически.

Шесть ядов

Как сказано в Йога Шастрах, Бог обитает в нашем сердце в виде света, но свет этот окружен шестью ядами: кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха (жадность), матсарья (зависть) и мада (лень). При регулярной практике йоги жар, производимый ею, сожжет эти яды, и засияет наш внутренний свет.

Занятия

В аштанга-йоге используются две традиционные формы обучения: лед-класс (от англ. lead — вести, направлять), в котором преподаватель задает единый темп практики, называя имя асаны на санскрите, отсчитывая виньясы вслух, и майсор-класс, в котором каждый придерживается своего темпа и отрабатывает свою часть последовательности под наблюдением преподавателя.

Что такое майсор класс

Майсор-класс получил своё название от города Майсур (в англоязычном варианте Майсор), где расположена школа аштанга-йоги, основанная Паттабхи Джойсом.

Только в Майсор классе можно по-настоящему научиться практике ашатанга-виньяса йоги. Все люди разные. У каждого свой ритм, свои особенности дыхания и движения. Поэтому каждый должен практиковать в своём ритме, не гонясь за группой и преподавателем. Не торопясь, вдумчиво выполняя последовательность у вас будет возможность понаблюдать за своим телом, эмоциями, состоянием ума и дыханием, и найти в себе силы и возможности преодолеть препятствия и пробудить скрытый потенциал. Это настоящая работа над собой, а не просто копирование чужих движений. Это тренировка воли, через самостоятельную мотивацию к практике.

Также могут быть какие-то ограничения по здоровью, поэтому каждый должен практиковать только те асаны, которые ему не навредят, а, наоборот, изменят тело, мягко подготавливая его к выполнению следующих асан, более сложных. Работа преподавателя состоит в том, чтобы встретить учеников в том состоянии, в котором они сейчас находятся, и помочь им обучаться практике тем способом, который им подходит.

Что такое класс под счёт (Led-класс)

Данный формат призван закрепить успех личной практики в майсор-классе, и в то же время бросает некоторый вызов занимающемуся, ибо в этом режиме он вынужден выполнять свою практику в «навязанном» ему ритме, без пауз и отдыха, которые он может позволить себе при самостоятельной практике. Это групповая форма практики, когда все присутствующие занимаются вместе, выполняя один комплекс под счет преподавателя.

Класс под счёт нужен, чтобы сверить свою практику на майсор-классах с эталонным выполнением последовательности, тем, которое задумывалось создателями аштанга йоги.
Он нужен, чтобы «вычистить» свои асаны и виньясы от всего лишнего, что является отвлечением ума.
Чтобы увидеть и осознать ошибки, которые вы допускаете в виньясах.
Чтобы проверить насколько ваше дыхание ровное и осознанное.
Чтобы найти баланс между напряжением и расслаблением.
Чтобы выполнить практику в общем потоке, и почувствовать её мощное трансформирующее влияние на состояние ума и весь организм в целом.
Классы под счет в группе дают возможность приобрести ритм, изучить правильную последовательность и счёт виньяс, научиться контролировать ум, чтобы затем применить это в практике в Майсор-стиле, которая является самостоятельной, но всегда выполняется под руководством преподавателя. Оба этих класса работают вместе, рука об руку.

Традиционно Аштанга йогу практикуют 6 дней в неделю. Не рекомендуется практиковать в дни новой и полной луны, а также женщинам в первые 3 дня менструации.

Источник

Паттабхи Джойс: великий мистификатор или «Как создать с нуля успешный йога-бизнес?»

Аштанга-Виньяса – это практика не для слабаков. Ранние подъемы, специальное дыхание во время занятий, определенное количество дыхательных циклов для удержания асаны и другие многочисленные правила. Выполнять это завещано Традицией, которой аштангисты неукоснительно следуют, ведь верность ей отличает их от рядовых практиков йоги. Традицию Аштанга-Йоги заложил Паттабхи Джойс – ученик Тирумалаи Кришнамачарьи, который один из первых включил физические упражнения в свою систему «йоги».

Аштанга-Виньяса-Йога – стильно, модно, молодёжно

Аштанга-Виньяса-Йога – без преувеличения, самое модное направление йоги на сегодняшний день. Ее практикуют Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу, Кристи Тарлингтон и другие известные певцы, актеры, модели и мировые звезды.

«Аштангисты», как гордо называют себя последователи этого стиля – это ярые проповедники практически ежедневного (кроме суббот, новолуний и полнолуний) выполнения асан, которые заключены в серии с жестким порядком выполнения. Показатель крутости аштангиста – это номер серии, которую он делает, частота его вылазок в Майсор и, конечно, истории о потерянных там литрах пота и первом самостоятельном выходе в мост стоя.

Аштанга-Виньяса – это практика не для слабаков.

Ранние подъемы, специальное дыхание во время занятий, определенное количество дыхательных циклов для удержания асаны и другие многочисленные правила. Выполнять это завещано Традицией, которой аштангисты неукоснительно следуют, ведь верность ей отличает их от рядовых практиков йоги. Традицию Аштанга-Йоги заложил Паттабхи Джойс – ученик Тирумалаи Кришнамачарьи, который один из первых включил физические упражнения в свою систему «йоги».

«Йога Курунта» – дар Богов или подлог?

Согласно мифу, которым окутана Аштанга-Йога, данная традиция – это не авторская методика Джойса, а реально существующее древнее учение. Построено оно, якобы, на тексте Вамана Риши «Йога Курунта» (в другом переводе «Йога Карунта»). О том, как этот текст попал в руки Джойса, существует две версии, из которых верный последователь Аштанги может выбрать любую, наиболее близкую сердцу.

Официальная версия повествует о том, что данный текст был преподнесен Кришнамачарье его учителем – Рамамоханом Брахмачари. После чего Гуру передал эти знания своему ученику – Джойсу. Почему он удостоил этой чести именно Паттабхи (а не своего сына Десикачара или других учеников) доподлинно неизвестно.

Шри Тирумалаи Кришнамачарья – отец современной йоги.

Вторую версию выдвинул Стефан Ян Лапейрере. Якобы Джойс и Кришнамачарья нашли этот санскритский текст в архивах библиотеки Калькуттского университета. Кришнамачарья, в идеале владевший санскритом, смог перевести его и даже определил примерное время создания: 500-1500 г.н.э.. Этот текст представлял сутры, в которых были описаны асаны и принципы практики йоги, а также в нем содержались комментарии к «Йога-сутре» Махарши Патанджали. На основе этих знаний Тирумалаи Кришнамачарья с учеником восстановили 6 последовательностей асан, известные ныне как «серии Аштанга-Виньяса йоги». После чего Кришнамачарья завещал Джойсу нести это учение в массы, распространяя бесценные знания по всему миру.

Обе эти истории очень интересны и в какой-то мере даже правдоподобны, если бы не одно «но»: после Кришнамачарьи и Джойса нет ни одного человека, видевшего этот текст. Так как, по несчастливой случайности, оригинал «Йога Курунты» был уничтожен, а именно «съеден муравьями», как утверждает сам Джойс.

Передача знаний в трансе или богатое воображение?

Не менее загадочные события происходили с другим классическим текстом Аштанга-Виньяса-Традиции – «Йога Рахасьей». Этот текст известен всему миру в пересказе Кришнамачарьи. По его собственным уверениям, в 16 лет он получил эти знания весьма небанальным образом: «Я приблизился к храму Самхакопы совершенно измученный. У входа сидел какой-то старик. Я спросил его, где можно найти Натхамуни. Невероятно возбужденный, я пересек реку Тапрапарни, но от усталости упал в обморок. Вдруг я оказался в манговой роще, в обществе трех мудрецов. Я пал ниц и попросил их дать мне инструкции по «Йога Рахасье». Мудрец, сидевший в центре, начал читать стихи. У него был необыкновенно мелодичный голос.

Через несколько часов я очнулся и огляделся вокруг. Никакой манговой рощи рядом со мной не было, как не было и мудрецов. Я вернулся в храм и увидел все того же старика у входа. Он спросил меня: «Ты получил наставления по «Йога Рахасье»? Заходи в храм и помолись Наммалвару Падая ниц перед великим Йоганатхой, с мыслью о Господе и супруге его Лакшми, вкратце представляю «Йога Рахасью» сведущим.

Великий Йог изложил «Йога Рахасью» в мельчайших подробностях. Представляю вам все, что сумел запомнить». (из книги «Йога Рахасья», Шри Натхамуни в изложении Кришнамачарьи)

В правдивость этой истории о возникновении «Йога Рахасьи» – тексте, который на склоне лет Кришнамачарья передал своему сыну и ученику Шри Десикачару, верят не все. Сомнения в том, что он существовал где-то, кроме как в голове Кришнамачарьи, высказывают даже его ученики: «Шриватса Рамасвами, который занимался у Кришнамачарьи более тридцати трех лет, до самой его смерти в 1989, вспоминает, что когда он спросил учителя, где бы можно было достать текст «Йога Рахасья», «тот «со смехом» посоветовал Рамасвами навести справки в Сарасвати Махал библиотеке в Танджоре. В библиотеке ответили, что такой текст никогда не существовал, и Рамасвами, заметив, что шлоки, декламируемые Кришнамачарьей, подвергаются постоянным изменениям, пришел к выводу, что работа являет собой «собственный шедевр его гуру»» (из книги Марка Синглтона «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»).

Но даже если отбросить скептицизм и поверить в эту историю о мистической передаче знаний, надо учесть, что учение Натхамуни однозначно подверглось исправлению. И не на сто процентов соответствует тому, о чем во время своих уроков рассказывал Кришнамачарья, добавляя: «это было сказано в «Йога-Рахасье»». Об этом, например, говорит все тот же Шриватса Рамасвами в своем интервью с Юрием Шарониным «Огромное разнообразие учения Кришнамачарьи». Он утверждает, что в тексте Десикачара отсутствует часть рассказанных на занятиях шлок, зато есть такие шлоки, которые Кришнамачарья не рассказывал. Из чего Шриватса Рамасвами делает наиболее осторожный из возможных вывод: вероятно, что Десикачар написал эту книгу самостоятельно, используя Натхамуни лишь для вдохновения.

Паттабхи Джойс – плохой ученик?

Но давайте на время возьмем за истину утверждение о реальном существовании этих текстов, завещанных Кришнамачарьей новому поколению. И обратим внимание на то, что Джойс следует им, как и в принципе взглядам своего Гуру, далеко не на сто процентов. Такое выборочное отношение: часть идей оставлю, а часть перекрою по-своему – это прямое противоречие мифу о преемственности в Аштанга-Йоге.

Обратите внимание на расхождения в отношении Кришнамачарьи и Джойса к «Йога-Сутрам» Патанджали – тексту, который, небезосновательно, считается одним из важнейших в учении йоги.

Кришнамачарья высоко ценит авторитет «Йога-сутр» и опирается на них в своих суждениях о том, чем должна являться йога: «Многие люди думают, что йога крии (т.е. шаткарма, очистительные техники) являются частью йоги, и они станут это доказывать. Но главный источник йоги, Патанджали Даршана (а именно «Йога Сутры»), не включает их… Весьма разочаровывает, что они оскверняют имя йоги» – (цитата позаимствована из книги Марка Синглтона «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»).

А вот его ученик Джойс не относится к этому тексту с таким трепетом. Например, у него есть свой взгляд на место асан в йоге. Имеющий, кстати, мало общего с их реальным древним предназначением. Джойс выносит практику асан на первое место: «Йога – это девяносто девять процентов практики и один процент теории», что явно противоречит «Йога-сутрам». Ведь там асана – это не главенствующий элемент в практике, а комфортное положение тела в пространстве, которое можно использовать в качестве позы для концентрации и медитативных практик. К тому же то, как описывает асану Патанджали: «удобное и устойчивое положение тела» в корне противоречит подходу Аштанга-Виньяса-Йоги, где практика изобилует сложными и трудновыполнимыми асанами.

И это не единственное расхождение слов Паттабхи и его Гуру. Ведь Кришнамачарья заявляет: «Асана, которая приносит сегодня пользу, может завтра нанести вред». Что мало походит на традицию жестко заданных серий в Аштанга-Виньяса-Йоге.

Бессмысленная асана – красиво и бесполезно.

Получается, что Паттабхи сам выбирал, каким словам Гуру стоит следовать, а каким нет. Что наводит на мысль, что его утверждение о существовании в Аштанга-Виньяса-Йоге линии преемственности знаний – это не более, чем попытка привлечь внимание к собственному авторскому стилю.

Разоблачения в мире йоги

Паттабхи Джойс своеобразно относился не только к словам своего Гуру, но вообще к авторитетам. Чего стоит его трактовка древних текстов. Истина для Паттабхи не была главным. Важнее было доказать право существования Аштанга-Виньяса-Йоги и создать иллюзию ее древнего происхождения. Обратим внимание на уверение Паттабхи Джойса, что описание последовательности «Сурья Намаскар А» и «Сурья Намаскар Б» можно найти в Яджурведе (2-6 тыс до н.э). Долгое время это не оспаривалось. Однако, благодаря Фредерику М. Смиту (профессору-ассистенту кафедры санскрита и индийских классических религий Университета штата Айова), было доподлинно установлено, что эти заверения мало соответствуют действительности.

Страницы из книги «Десятиточечный путь к здоровью» (1927), впервые описывающей комплекс «Сурья намаскар»

Тем более Сурья Намаскар, как последовательность асан, появилась значительно позже времен Яджурведы, а именно в 20 веке. До этого, конечно, были упоминания о поклонении Солнцу. Но данные техники имели другую цель и форму. Это были духовные практики в виде особых ритуалов и простираний. А первое изложение техники «Сурья Намаскар» появилось в 1927 году, в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Там этот комплекс даётся в уже знакомой нам форме: в виде асан, расположенных особым образом.

Скорее всего, такая форма Сурья Намаскар дошла до Кришнамачарьи, а через него и до Джойса, благодаря Айеру. Популярный культурист активно использовал ее в своих тренировках и мог рекомендовать ее другим преподавателям. Эту версию подтверждает исследователь йоги Эллиот Гольдберг, приводя воспоминания сына Айера. Тот рассказывает о встречах своего отца с Кришнамачарьей, во время которых Айер давал последнему рекомендации по проведению его занятий.

Йога-серии от Гуру

В какой-то мере всё это дает возможное объяснение истоков возникновения Сурьи Намаскар. Но что насчёт серий Аштана-Виньяса-Йоги?

Многие ученики вспоминают, что Гуру давал каждому из них индивидуальные упражнения и комплексы.

Паттабхи Джойс даёт молодой ученице частный урок.

Интервью с одним из них Марк Синглтон приводит в своей книге «Тело йоги: истоки современной постуральной практики»:

«Не было никакого такого концепта, как «Первичная серия» и так далее. Если Кришнамачарья видел, что у ученика хорошо получаются прогибы назад, то он и использовал в обучении позы с задними прогибами. Если он видел, что тело жесткое, он преподавал ученику маюрасану. Не было никакой серии…».

Так неужели комплексы, известные нам как серии Аштана-Виньяса-Йоги – это последовательности, переданные Джойсу в качестве руководства для личной практики? Эта версия косвенно подтверждается тем, что Паттабхи не имел возможности регулярно посещать классы в йогашале. По воспоминаниям Б.К.С. Айенгара, Кришнамачарья отправил Джойса преподавать асаны в санскритской патхашале, которая была открыта в 1933 году.

Это наводит на мысль, что Гуру мог придумать начальные серии в качестве «шпаргалки» для Джойса, как способ ведения групповых уроков. И тем самым уберечь молодого и неопытного учителя от возникновения сложностей при самостоятельном составлении комплексов. А продвинутые серии могли быть практикой, которую Кришнамачарья рекомендовал к выполнению уже самому Джойсу. Такая версия, несмотря на отсутствие прямых доказательств, выглядит вполне убедительно.

Йога-бизнес в наследство

Как бы то ни было, йогашала, организованная Паттабхи Джойсом успешно процветает. После того, как Джойс оставил свое тело, руководство школой перешло в руки его дочери Сарасвати и внука Шарата.

На сегодняшний день – это успешный йога-бизнес, способный принести немалую прибыль. KPJAYI (Институт Аштанга-Йоги) специализируется как на групповых занятиях, так и на подготовке инструкторов.

Паттабхи Джойс и Шарат Джойс

В KPJAYI существует особая система авторизации учителей: Шарат Джойс сам решает, кому выдать право на преподавание. Обычно это бывает после 5-7 лет регулярных поездок в Майсор. Неудивительно, что официальных учителей этого направления не так много (в России меньше 20).

Заниматься или нет? Верить или нет?

Верить или нет истории о древней линии преемственности в Аштанга-Виньяса-Йоге – это личное дело каждого. На сегодняшний день нельзя доказать или опровергнуть ее правдивость. Но может это и не так важно? Ведь если не брать в расчет сомнения относительно правдивости фактов пиар-компании Джойса, нельзя не отметить эффективность данного стиля.

Паттабхи Джойс проверяет тонус тазового дна у двух молодых учениц

Это не только удобный набор упражнений, позволяющий практикующим избежать сложностей составления собственной последовательности, но и первый шаг к познанию древней философии йоги. А если эта система приносит пользу и побуждает к познанию себя и мира, не все ли равно сколько ей лет: несколько десятков или несколько тысячелетий?

Источник

Оцените статью