Ашрамы с обучением йоги

Ашрамы с обучением йоги

«Тантра по сути своей — наука практическая, а не интеллектуальное знание, и лишь практика ведет к истинному опыту и подлинному пониманию».

Свами Сатьянанада

Общая информация

Название: Бихарская Школа Йоги (Bihar School of Yoga).

Основатель: Свами Сатьянанда Сарасвати (род. 1923).

Президент: Свами Ниранджанананда Сарасвати (род. 1960).

Местоположение: Хайдакхан, Уттар Прадеш.

Адрес: Bihar School of Yoga, Ganga Darshan, Fort, Munger, Bihar 811201, India.

Tel.: 91+(0)6344+22430.

Факс: 91+(0)6344+20169.

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В письме указывайте «физический» почтовый адрес, поскольку ответ, скорее всего, придет обычной почтой.

Бихарская Школа Йоги производит несколько обескураживающее впечатление: она очень напоминает обычный студенческий городок — с административным зданием из стали и цемента (украшенным гигантским знаком ОМ), с перекличкой перед началом занятий (ученики откликаются на свои фамилии быстрым «Хари Ом!»). Но это, вероятно, вполне приемлемо для ашрама, уже прославившегося своими интенсивными тренировочными йогическими программами, своего рода «университета йоги». Созданная по образцу буддийского университета в Наланде и тантрического университета в Викрамшале, бихарская школа стремится сочетать духовную практику с научными исследованиями.

Наставники и процесс обучения

Свами Сатьянанда, родившийся у подножия Гималаев, в 19 лет оставил дом и семью, отправившись на поиски духовного учителя, которым стал Свами Шивананда, великий йог из Ришикеша. На протяжении 12 лет Сатьянанда верно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Впоследствии Свами Сатьянанда много путешествовал — по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, а в начале 1964 году основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.

Прежде чем заниматься у Шивананды, Сатьянанда начинал учить Тантру — учение, согласно которому пробуждение Шакти, или энергии, есть необходимый шаг для трансформации Шивы, или сознания. В отличие от других школ, продолжающих традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализаций и — крийя, т.е. последовательность асан, пранаям, мудр и бандх.

Как говорил Свами Сатьянанда, «физическое тело — это кладезь пранической энергии, динамо-машина, сквозь которую проходит бесчисленное множество электрических токов». Бихарская школа рассматривает асаны, пранаяму, мудры и бандхи как некие способы для подключения к этому источнику энергии. «Пока вы не поймете, как взаимодействуют энергия и сознание, вы не сможете разбудить высшие уровни разума», — поясняет Свами Сатьядхарма, один из преподавателей школы.

Это, безусловно, не то, что обыденное сознание понимает под тантрой. В ашраме царит суровый дух самоограничения, самоотдачи и самоконтроля — никаких вам горячих ванн или «священного секса». Занятия идут с 5 утра до 8 вечера, с одним выходным днем. Студенты одеваются в белое, а учителя (половина преподавательского состава — индийцы, половина — выходцы с Запада) носят оранжевые одежды саньясинов. Территория школы окружена шестиметровой кирпичной стеной, по верху которой протянута колючая проволока — чтобы удерживать мир снаружи, а студентов внутри. Единожды пройдя через гигантские ворота, вы не сможете выйти без письменного разрешения, которое должно быть подписано двумя или тремя свамиджи; паспорта у студентов отбираются, и чтобы получить их обратно (например, для обмена валюты в городе) нужно приложить немало усилий. Цель этих мер — поддерживать атмосферу концентрации, ограждая учеников от хаоса окружающего мира и давая им возможность полностью погрузиться в обучение.

Практики, которые преподаются здесь, были разработаны самим Свами Сатьянандой для современных практикующих. Они базируются на упоминаниях и ссылках в древних тантрических текстах, классических техниках йоги и самкхья, на современных научных исследованиях в области анатомии, физиологии и психологии. Если вы уже серьезно занимались хатха-йогой, то вам следует быть готовым к тому, что асаны здесь практикуются по минимуму — и из насыщенного расписания весьма трудно выкроить время для физических упражнений, разве что делать их во время перерывов на еду (как и поступают некоторые студенты).

Уникальная технология Бихарской школы — это «йога нидра» (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии, как говорит Сатьянанда, разум восприимчив и в состоянии отделаться от ненужных привычек и устремлений. Кроме того, вы можете получить интуитивную информацию из бессознательного, которая может помочь вам в решении проблем. «Разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области. Вот тайна удивительных достижений великих йогинов и свами», — писал Сатьянанада.

Занятия идут по двум программам: «Бихарская Школа Йоги» и «Бихар Йога Бхарати» (университет йоги). Первая программа предлагает одномесячные курсы по подготовке преподавателей, 15-дневный курс йогического оздоровления, продвинутое обучение тантрическим практикам, вводный курс саньясы, который дает возможность пожить некоторое время жизнью саньясина, не принося обетов. Вторая программа предлагает:

— четырехмесячный сертификат по йогическим наукам;

— годичную программу с дипломом;

— шесть двухгодичных мастерских ступеней — философия йоги, санскрит и другие индийские языки, йогическая психология;

— прикладные йогические науки; экология и науки об окружающей среде.

Курсы весьма интенсивные, они включают в себя экзамены, в том числе и письменные.

Свами Сатьянанда покинул бихарскую Школу в 1988 году, чтобы стать садху, странствующим святым. Теперь ашрамом руководит Свами Ниранджанананда, сын одного из преданных Сатьянанды, росший при ашраме с четырехлетнего возраста.

Условия и питание

Кампус расположен в излучине реки Ганги, которая струится мимо ухоженных лужаек и садов Школы. Согласно местному преданию, когда-то на этом холме стоял дворец Карны, сражавшегося против Кришны и Арджуны (как о том рассказывается в «Махабхарате»). В пяти общежитиях — 163 чистые прилично обставленные комнаты с одной или двумя кроватями. Выдается постельное белье. В семиэтажном главном здании находятся комнаты для занятий, офисы и библиотека.

Пища простая индийская вегетарианская, не острая. Готовить в комнатах запрещается.

Расписание

У разных программ — разные расписания, но обычно занятия начинаются в 5.30 с асан. Затем следует легкий завтрак, остальная часть дня посвящена лекциям, карма-йоге и йога-нидре с перерывами на еду в 10.30 и 17.30. Вечером — киртан или сатсанг.

Оплата

4 месяца «Бихар Йога Бхарати» стоят 1000 долларов для студентов-иностранцев (4000 рупий для индусов).

Годичная программа — 3000 долларов (12000 рупий).

Одномесячная программа обойдется в 300 долларов.

Еда и проживание включены.

Как добираться

До Могира — поездом из Дели, Калькутты, Варанаси или Бомбея. Остановка Джамалпур-джанкшен. Ашрам в 6 милях от Джамалпура, до него можно доехать на такси.

Прочее

Только дураки пытаются утвердить «авторское право» на Истину, оно есть только у невежества.

Авторский сайт Юрия Бхарат e-mail: mail@ashram.ru

Источник

Центр йоги Иша в Индии. Одно из лучших мест для духовного развития

Наверное, каждый человек, вставший на путь духовного развития, хоть раз задумывался о посещении ашрама в Индии. Кто ещё не знает, ашрам — это такое место, где есть гуру, духовный учитель. Даже если он уже оставил своё физическое тело, его ученики, последователи, обитатели ашрама — занимаются духовными практиками, изучают древние писания, практикуют йогу, поют мантры и так далее. Часто ашрамы находятся в каком-то уединённом месте на природе, в горах или в лесу.

Мне удалось пожить как раз в таком удалённом от города месте, среди гор, в ашраме Иша на юге Индии. Он расположен в 30 километрах к западу от города Коимбатур, в штате Тамил-Наду. Вообще, это центр йоги Isha Yoga, но чаще всего его называют ашрамом. Это необычный ашрам, таких встречать мне ещё не доводилось. Скучать здесь не получится вообще. Тут есть примерное расписание, но жизнь ашрама кипит очень бурно — постоянно какие-то фестивали, праздники по случаю новолуния и полнолуния, появляются новые активности, концерты, мероприятия, что-то строится, что-то сносится, приезжают тысячи людей, и вот уже на твоей кровати лежат сумки 10 индусов, а ты переезжаешь спать на йога-коврик в общий зал для практик… Ашрам Иша — яркий пример тому, что всё временно, всё меняется и привязываться ни к чему не стоит.

За первый месяц проживания в Иша я сменила жильё 6 раз. Я была на курсе Inner Engineering, на инициации в практику сурья-крийя, волонтёрила в разных местах ашрама. В храме Дьяналинга разливала молоко для подношений Шивалингаму, раскрывала лепестки у лотосов и продавала масляные лампы, резала овощи на кухне, накладывала еду в столовой, разливала воду посетителям храма у Адийоги, огромной статуи Шивы. Также отдыхала, живя в коттеджах. А ещё соблюдала 3-недельную духовную практику с особыми правилами — Шиванга садхану. Посещала церемонию очищения 5 элементов и церемонию огня — аарти; медитировала в храмах; в течение 3 недель ежедневно окуналась в холодный бассейн и стояла под ледяным водопадом — это делается для очищения, чтобы быть восприимчивым к энергиям в храме; работала в офисе переводчиком, ну и, конечно, ежедневно делала свои утренние и вечерние практики.

Это невероятное место. А человек, который его основал, просто великолепен. Его называют Садхгуру, и он преподносит йогу как науку о внутреннем устройстве человека. Если приехать в ашрам не на курс и ничего не зная о Садхгуру, а просто так, то можно его не понять и уехать, разочаровавшись. Поначалу может быть большое сопротивление ко всему. К непонятным практикам, которые здесь выполняют повсюду, к храмам, к непривычным мантрам, к высокой стоимости курсов (Inner Engineering — 250$ за 4 дня)… Возможно, даже к бородатому гуру в тюрбане и красивой одежде со стиляжным шарфом через плечо. А если человек не проходил ни один курс, то жить в ашраме можно только 7 дней, а волонтёрить нельзя вообще, поэтому даже не получится окунуться в атмосферу ашрама как следует.

Но как только ты попадаешь на курс, как только слышишь глубокую мудрость Садхгуру о просто до невозможности очевидных вещах, о которых он напоминает тебе снова и снова, то не можешь не проникнуться этим местом и этим человеком. Многие так и остаются здесь, потому что видят смысл и значимость в той мудрости, которую несёт миру Садхгуру.

Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас; машина, припаркованная снаружи; дом, в котором вы живёте — всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого…»

В июне 2018 года Садхгуру посетил Россию и провёл встречу в Москве 3 июня в Крокус Сити Холле. Он презентовал свою книгу-бестселлер «Внутренняя инженерия» и онлайн-программу «Внутренняя инженерия» на русском языке. Купить книгу можно в интернет-магазине Ozon.ru, а узнать больше об онлайн-программе — на сайте Isha Foundation.

Чем хорош ашрам Иша

Что мне больше всего понравилось в ашраме Иша? Здесь все практикуют! Самостоятельно. Это не тот ашрам, где ты платишь за жильё и в эту стоимость включены пара групповых уроков йоги под руководством учителя, как во многих других ашрамах.

Здесь развивается твоя дисциплина. Никто не будет навязывать тебе практику, никто не будет стоять над тобой утром, чтобы ты обязательно встал. Нет. Но все встают. И идут практиковать. Причём, даже бабушки в сари и разные другие иностранные бабушки, у которых порой практик побольше, чем у молодёжи. Очень занимательно слушать, как они общаются между собой, описывая, какие практики делают и что им это даёт, как изменилась их жизнь.

Практикуют здесь везде — в комнате, в коридоре, в зале для практик, на поляне, в столовой, в офисе, в храме, у храма, на лестнице, под лестницей — в любом возможном месте, ведь расписание настолько насыщенное, что иногда не успеваешь дойти до комнаты, взять коврик и идти в зал.

Меня это поразило больше всего — преданность тому, что имеет для тебя значение. Без поисков оправданий и причин бездействия. Никто над тобой не стоит, но всё же ты прилагаешь усилия. Всё в ашраме благоволит этому. Здесь создана идеальная атмосфера для практики.

Жильё в ашраме Иша

Ашрам учит не привязываться. Из чудесного коттеджного оазиса, где я жила поначалу, переехала в волонтёрское общежитие. Многие спрашивали про жильё в ашраме. Расскажу про жильё, потому что схема бронирования здесь довольно запутанная. В «Иша» можно остановиться:

  • В коттеджах. Nadhi (850 рупий/ночь), Alayam (850 рупий/ночь), Sivapadam Tennai (750 рупий/ночь), Nalanda (2400 рупий).
  • В общей 4-местной комнате (дорме) в коттеджах Nadi (400 рупий/место).
  • В волонтёрском общежитии бесплатно, но при этом нужно выполнять разного рода работу в ашраме. Знаю про существование двух волонтёрских дормов, жила в обоих. Spanda Hall и Adiyogi Alayam.

Из всех мест, где мне удалось пожить (а это всё, кроме коттеджей Nadi), я рекомендую Sivapadam Tennai и Alayam. Из волонтёрских дормов — Adiyogi Alayam.

На курсе Inner Engineering мы жили в коттеджах Nalanda — там очень здорово, но там чаще всего живут именно участники программ. По поводу броней и свободных мест нужно уточнять на reception коттеджей, в окошках на «welcome point», где регистрируются все по приезду, и по телефону — где-нибудь, да повезет.

Если ты не проходил никакую программу, то жить в ашраме можно максимум 7 дней, а волонтёрить — нельзя. Бронировать жильё рекомендую заранее, потому что в ашраме, что ни день — то праздник. И коттеджи, и нижние кровати в волонтёрских дормах разлетаются на ура. Забронировать коттедж или комнату можно по телефону или на сайте suvya.isha.in (там нужно сначала зарегистрироваться).

Уже будучи в ашраме, тоже можно забронировать, но делают это здесь крайне неохотно, и всё время направляют то в одно окошко, то в другое, то на сайт. Здесь главное — попасть на правильного человека. Поэтому бронировать лучше заранее. Кстати, под словом «коттедж» подразумевается не целый коттедж, а комната в коттедже. Чаще всего это двухместный номер, поэтому можно разделить с кем-то жильё и стоимость. Только неженатым парам нельзя жить вместе, придётся жить в разных коттеджах.

Вообще, интересно пожить в разных местах в ашраме, испытать на себе «ашрамную» жизнь по полной. Особенно в дормах. Особенно во время праздников. И хочешь ты того или нет, так и произойдет. Через этот коварный опыт непостоянства проходят здесь все…

Волонтёрство в ашраме Иша

Типичный день волонтёра в ашраме «Иша» с вкраплениями стандартного и моего личного расписания.

4:45. Подъём. Часто под мантры или звонкие хлопки тех, кто встал раньше.

5:30. Гуру пуджа. Почитание учителя, пение мантр, настройка на практики.

5:40 — 7:30. Практики. Для них есть специально отведённые места, но, фактически, люди практикуют по всей территории ашрама.

6:00. Открытие храма Дьяналинга. До 20:00 можно приходить на 15-минутные сессии медитаций. Сидеть можно сколько угодно сессий подряд.

6:30. Открытие женского храма Линга Бхаирави. Перерыв с 13:20 до 16:20.

8:30. Начало рабочего дня. В моём случае до обеда я выполняла стандартную работу по ашраму — в храме, на кухне или в столовой.

9:55 — 10:40. Завтрак, а точнее бранч (от англ. breakfast — завтрак и lunch — обед). После него рабочий день продолжается. После обеда я работала в офисе переводчиком.

16:30. Поход в женский бассейн Чандра Кунд. У мужчин есть свой намного более просторный бассейн Сурья Кунд. В бассейне вода — холодная, как в проруби. Есть такой же холодный водопад, а по центру бассейна расположен Шивалингам. В индуизме перед тем, как зайти в храм, нужно омыть тело, чтобы быть восприимчивым к энергиям храма. Как раз после бассейна благоприятно зайти в храм Дьяналинга.

16:45. Игры на поле Наланда Граундс. Чтобы волонтёрам растрясти булочки. Я в это время выполняла практики, т.к. после курса Inner Engineering важно делать практики дважды в день.

18:10 — 18:45. Даршан Садхгуру. Если Садхгуру в ашраме, то время от времени он выходит на встречу с жителями и гостями ашрама, отвечает на вопросы, что-то рассказывает и между делом устраивает всем полёт в космос и обратно.

18:55 — 19:40. Ужин.

20:00. Закрытие храма Дьяналинга.

20:20. Закрытие женского храма Линга Бхаирави. Очень здорово посидеть в этом храме за полчаса до закрытия и послушать песнопения.

21:30. Отбой, спатеньки.

Всё это расписание переплетается с разными другими событиями, происходящими в ашраме ежедневно. В «Иша» что ни день, то праздник, поэтому активная жизнь здесь не прекращается.

16 вещей, которые полезно знать перед приездом в Иша

  • От Коимбатура до ашрама можно добраться на прямом автобусе 14D от железнодорожной станции или автостанции Гандипурам за 40 рупий. В пути — 1,5 часа.
  • Чтобы не остаться без жилья, если приезжаешь надолго или во время праздников, лучше бронировать заранее. А так как праздники здесь довольно часто, то лучше всегда бронировать заранее.
  • Кто не проходил никакой курс, может жить в ашраме лишь 7 дней и не может остаться волонтером.
  • Волонтёрство никак не сочетается с удалённой работой, если только не работаешь по 4 часа в неделю. Если хочется поволонтёрить, то лучше сделать всю работу заранее или взять отпуск.

  • В ашраме все обращаются друг к другу «анна» или «акка». «Анна» означает «брат», «акка» — «сестра».
  • К мужчинам в оранжевых одеждах обращаются «свами», а к женщинам — «ма».
  • Здесь всё можно купить на месте. Можно приезжать вообще без вещей и разных баночек.
  • Питание в ашраме двухразовое. По вечерам на ужин три вида еды: spicy (острая), non-spicy (неострая) и kanji diet (канжи).
  • Диета канжи подразумевает лёгкую еду, которая быстро переваривается. Обычно это салат, какие-то приготовленные тушёные овощи и сильно разваренная каша. Иностранцы чаще всего выбирают именно канжи. Приятный бонус — в канжи подают больше фруктов, чем в обычных типах питания — бананы, чику, гуаву, папайю, мандарины, джекфрут, ананасы — обычно по 2 вида фруктов из перечисленного.
  • Во время приёмов пищи все сидят на полу и едят руками. Есть несколько столов, но там чаще всего сидят бабушки.
  • Помимо основного питания, есть кафе, магазин и лавки с разными продуктами, кокосами, соками, мороженым и жареными вкусностями.
  • Ашрам находится в холмистой местности и зимой по ночам — прохладно. Лучше привезти с собой спальник или что-то тёплое.

  • На территории храмов мобильным телефоном пользоваться нельзя, а на территории ашрама нельзя пользоваться телефоном на ходу.
  • На территории ашрама всего один банкомат. И он берёт комиссию 200 рупий. Карты работают, но не везде.
  • В ашраме есть два русских резидента, поэтому даже если вы не говорите по-английски, то наверняка сможете узнать на месте много полезной информации.
  • Сюда нужно приехать и пожить.

Программа Inner Engineering

Рассказывает преподаватель йоги Роман Нарейко, прошедший в Иша 5-месячную программу обучения преподавателей.

Иннер Инжиниринг — это 4-дневная программа, регулярно проводимая в центре Иша. На ней обучают одной достаточно простой, но ОЧЕНЬ мощной крийе. Она называется Шамбхави Махамудра крийя. Крийя выполняется ежедневно в течении 21 минуты и значительно улучшает физическое и психическое здоровье. Но здоровье не самое главное с моей точки зрения. Выполнение этой крийи очень усиливает тебя на энергетическом уровне, увеличивает осознанность и способность к концентрации. И со временем ведёт к устойчивому ощущению счастья, независимо от внешних ситуаций. Ты не просто ускоренно двигаешься по духовному пути, но и становишься более эффективным во всём, что делаешь.

У этой крийи по моему мнению есть только одна проблема — она слишком доступна и из-за этого люди не относятся к ней с должным уважением. Раньше для того, чтобы получить крийю подобного уровня надо было отдать всё своё имущество и уйти в услужение учителю. И может лет через 12 ты получишь подобную практику. Сейчас — заплатил 250 долларов (это включая питание и жильё) и получил в свои руки, то что может кардинально поменять твою жизнь и вообще вектор твоего развития. Это редкий дар Садхгуру — сделать доступным для большей части людей знания, которые раньше были доступны только избранным йогинам.

Я настоятельно рекомендую всем пройти этот курс и, главное, усердно практиковать Шамбхави Махамудра крийю. Относись к ней так, как будто ты отдал бОльшую часть своего имущества и несколько лет, чтобы её получить. Попрактикуй год и сам убедись в её эффективности.

Хочется ещё сказать несколько слов насчёт центра Иша в Индии. Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый твой шаг стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие твоего потенциала. Если ты на самом деле интересуешься познанием своей истинной природы, если понятие «духовное развитие» — это не просто слова или тренд, то я очень рекомендую посетить центр Иша. Проживи там так долго, как только можешь, а потом и ещё немного.

От редакции.

Благодарим Садхгуру за его мудрость и за колоссальные усилия, которые он предпринимает для улучшения качества жизни на этой планете. Благодарим Наташу Суханову и Рому Нарейко за личный опыт и вдохновение, которым они поделились. Если у тебя есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавай их в комментариях. Мы попросим Наташу и Рому ответить по мере их возможностей.

Напоследок — подборка полезных ссылок по теме:

Источник

Читайте также:  Кольца для йоги это
Оцените статью