- Асаны хатха йоги скручивания
- Базовые позы хатха йоги: детальное описание асан
- Простые асаны стоя
- Усложненные позы стоя
- Позы воина: максимальная сложность
- Тонкости Вирабхадрасаны
- Балансы
- Классические балансы на одной ноге
- Сложные балансы на одной ноге
- Балансы на руках
- Наклоны вперед стоя
- Простые позы сидя
- Скрутки сидя
- Наклоны сидя
- Три уровня сложности Навасаны
- Базовые позы лежа
- Простые перевернутые позы
- Стойка на голове
- Приветствие Солнцу – Приветствие Луне
Асаны хатха йоги скручивания
ОБ АСАНАХ В ЙОГЕ
Эффективная тренировка в хатха-йоге начинается с практики асан, и для многих людей йога ассоциируется с попыткой завернуть свое тело во все более и более невообразимые позиции, которым мы придумываем различные названия и наделяем их мистическими чудодейственными эффектами. Но, если мы посмотрим на классические традиционные тексты, то увидим, что большинство асан, описанных в них, — это незамысловатые позиции, которые согласно Йога-сутрам Патанджали должны быть «удобны и приятны».
В современном мире многие школы йоги выполняют асаны как некую форму гимнастики или просто растяжку. Цель – укрепить тело и увеличить гибкость. Но в большинстве случаев эти люди не готовы ответить на вопрос, чем практика асан (что чаще всего используется как синоним практики йоги) отличается от обычной гимнастики или лечебной физкультуры. Является ли основной целью практики оздоровление физического тела? Является ли здоровое тело основным приоритетом на пути нашей духовной эволюции? Каковы цели практики асан в истинно духовной Йоге? Может быть это достижение сверхъестественных способностей или феноменальных качеств, которые в Йоге называются сиддхи? Может быть это успокоение ума, контроль над эмоциями, работа с тонкими энергиями Вселенной? Существует ли в этой практике тайный смысл, есть ли секрет? Или он потерян с годами, а знания, как капля вина в стакане воды, разбавлены попытками упростить Йогу, внедрить в массы и перенести на обывательский уровень?
Каждый сможет найти свой собственный ответ, тот, который отразится в душе, откликнется в сердце. Ответ, который будет индивидуален, верен в данный момент времени, в определенной точке на бесконечном пути духовной эволюции и личностного роста. При все более глубоком погружении в йогу этот ответ будет меняться, трансформироваться вместе с ростом осознанности, окрашиваться новыми красками. В этом тексте мы попытаемся кратко изложить то, что было передано нам учителями и подкреплено годами практики.
Очевидно, что практика асан оказывает положительные эффекты на здоровье человека, увеличивая гибкость тела, укрепляя мышцы, массируя и перенастраивая внутренние органы. Позы Хатха-йоги хорошо восстанавливают суставы и укрепляют позвоночник. Их практика улучшает циркуляцию крови и передачу информации в мозг через каналы нервной системы, обеспечивает гармоничное распределение жизненно важной энергии, снимая различные подсознательные блоки в теле. Эти блоки обычно начинаются на психологическом и энергетическом уровнях, а затем переходят на физическое тело, вызывая различные болезни.
Здесь мы приходим к одному достаточно важному заключению, что йоги никогда не разделяли психические и физические проблемы, работая с ними одновременно. С точки зрения йоги наше тело представляет собой систему взаимосвязанных энергетических оболочек или тонких тел. А наше физическое тело является всего лишь верхушкой айсберга или проекцией более тонких уровней в физической реальности. Энергетические и психологические проблемы, а также блоки эфирных и астральных тел будут оказывать влияние на физические структуры, начиная с зажимов в теле, мышечных спазмов, различных застойных явлений, отсутствия энергии и силы, и заканчивая различными заболеваниями и хроническими болезнями. Воздействуя на физическое тело, мы можем опосредованно воздействовать на более глубокие уровни, снимать эти самые энергетические блоки, позволяя энергии свободно циркулировать в теле.
Существует неразрывная связь между умом, эмоциями и физическим телом. Наше тело отражает наше внутреннее состояние. Сложно не согласиться с Георгием Ивановичем Гурджиевым, который утверждает, что «…в определенных позах некоторые мысли или настроения попросту не могут возникнуть. Каждой позиции соответствует определенное настроение или склонность…». В обычной жизни мы называем это «языком тела» и способны улавливать эти тонкие импульсы, таким образом «считывая» состояния других людей. С точки зрения йоги, наши эмоции, мысли, и даже состояния сознания — это, по сути, та же энергия, только находящаяся на более тонких уровнях.
Пребывая в асане, даже не будучи очень чувствительной натурой, мы можем ощутить движение этих энергий в теле. При интенсивной практике подобные ощущения могут привести в состояние, описываемое как блаженство, или даже экстаз. Это происходит потому, что, выполняя асану, мы создаем эффект замыкания цепи, индукции (как в электромагнетизме) тонкой энергии (праны), которая течет в нашем энергетическом теле. Почувствовав такой эффект, важно продолжать удерживать это состояние, что естественным образом приведет нас в гармонию с выполняемой асаной. Это состояние позволит телу сконцентрироваться на этой специфической тонкой энергии и через ее глубокий контроль достичь превосходства над своей физической природой, расширив сознание за пределы физической реальности. В этом состоянии чувства пропадают, а сознание становится свободным от физического тела и способным находиться в резонансе с Макрокосмосом Вселенной. Дистанцируясь таким образом от своего тела, йог делает первый шаг к познанию своего подлинного Я.
Позвольте этому состоянию постепенно овладеть вами полностью, а уму, по мере своих возможностей, сосредоточиться на слиянии вашего индивидуального микрокосмоса с внешним Макрокосмосом. Такой гармоничный синтез и есть подлинная Йога. Эта гармония дает возможность сохранять неподвижность тела на протяжении длительного времени, что как раз и подразумевает практика асан.
Поэтому в отличии от большинства школ, практикующих гимнастические формы йоги, на наших классах асаны удерживаются в статической позиции на протяжении достаточно длительного времени (в начале практики от 3 до 5 минут), а ум фиксируется на определенных энергетических центрах, называемых в Йоге чакрами. Опытный практик может пребывать в статической позиции с полной концентрацией внимания и успокоенным умом по 20-30, а иногда и более, минут. Некоторые классические тексты йоги утверждают, что «…тот достиг превосходства в асане, кто может находиться в ней 3 часа 48 минут». И это возможно только благодаря взаимному контакту с Макрокосмической средой, который достигается посредством концентрации внимания, и именно это взаимодействие со Вселенной позволяет физическому телу длительное время оставаться неподвижным и не испытывать усталости. Об этом говорил великий йог Вьяса, в своих комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали: «Асана в Йоге становится безупречной благодаря глубокому слиянию практикующего со Вселенной. Тогда усилие пропадает, поскольку внутри человека затихает борьба противоположностей».
Поэтому с опытом, парадоксальным образом, практика асан не становится все более и более замысловатой и физически сложной, ее целью не является достичь все большей силы и гибкости. Нет необходимости изобретать все новые и новые асаны, и травмировать ими физическое тело. Со временем практика переходит на более глубокие уровни, позволяя прикоснуться к тонкому миру энергий, ума и сознания. Такая практика все больше переводит наше внимание с внешнего мира физических форм на более глубокие аспекты нашей личности. Именно поэтому мы практикуем с закрытыми глазами, перенаправляя все действия органов чувственных восприятий (индрий) вовнутрь, приводя тем самым ум в состояние пратьяхары – отрешенности от внешних объектов и форм.
Такая практика позволяет снимать энергетические блоки, трансформировать и сублимировать эмоции астрального тела, переструктурировать психику, менять ментальные установки ума, выходя за иллюзорные границы эго, осознавая глубокую связь со Вселенной и принимая полную ответственность за все проявления своей жизни.
О ГИБКОСТИ В ЙОГЕ
Если бы мы говорили о «секрете молодости», то мы бы заметили, что фундаментальная разница между молодым и стареющим телом состоит в том, что молодое тело – намного более гибкое, в то время как с возрастом оно теряет свою эластичность. Т.е. можно сказать, что молодость – это гибкость. Адепты йоги сохраняют гибкость своего тела вплоть до глубокой старости. В ашрамах Индии часто практикующие люди в возрасте обладают даже большей гибкостью, чем молодежь. С физиологической точки зрения гибкость достигается за счет растяжения расслабленных мышц под действием медленного и постепенного вытягивания.
Источник
Базовые позы хатха йоги: детальное описание асан
Хатха йога – оптимальная практика для тех, кто желает научиться чувствовать свое тело, им управлять и поддерживать его в желаемой форме.
Перед самостоятельным изучением основных поз йоги, мы рекомендуем подписаться и просмотреть наши бесплатные видео уроки по основам йоги. Поскольку хатха йога состоит из телесной и дыхательной практики, то огромное внимание на этой ступени уделяется именно асанам – позам, которые необходимо принимать для растяжения и усиления мышц. Изначально стоит запомнить всего пару простых правил:
- Осваивать асану следует из наиболее простых вариаций;
- При выполнении упражнения возможен легкий дискомфорт или напряжение, но никак не сильная боль;
- Сменять одну асану на другую следует плавно, избегая резких движений;
- Дыхание должно быть ровным и спокойным, если другое не предусматривается правилами выполнения конкретной позы.
Заранее нужно позаботиться о месте практики: найти упругий и мягкий коврик, подобрать легкую, не сковывающую движений одежду и исключить любые отвлекающие факторы. После небольшого разогрева можно приступать к освоению асан: от простых до очень сложных.
Простые асаны стоя
Тадасана входит в самые легкие и основные стойки в хатха йоге. Выполняется максимально просто: ноги рядом, тяжесть тела приходится на середину стоп. Необходимо подтянуть живот, напрячь ягодицы и расправить грудную клетку. Важно не напрягать шею и не поднимать плечи. Взгляд прямой, руки опущены вниз, пальцы вместе. Дышать следует спокойно на протяжении всего выдерживания асаны – 30 с. Эта поза улучшает осанку и снимает усталость с нервной системы.
Падангустасана (наклон вперед), выход с Тадасаны. На выдохе нужно постепенно опустить прямой позвоночник вперед до параллели с полом. Задержаться на пару секунд, затем опуститься еще ниже, дотянувшись до пальцев ног. Если растяжка на данном этапе не позволяет выполнять Падунгастасану в полной амплитуде, то нужно задерживаться на 15-20 секунд в том положении, которое сейчас допустимо.
Усложненные позы стоя
Уттхита Триконасана представляется в позе треугольника. Находясь в Тадасане, нужно с помощью прыжка сменить положение так, чтобы ноги находились шире плеч, а руки были направлены в стороны. Постепенно следует развернуть стопы в правую сторону и наклониться вправо так, чтобы левая рука оказалась с внешней стороны стопы. Взгляд следует направить на большой палец правой руки. Важно, что от левой руки до правой должна проходить прямая линия. Обязательно следует повторить асану и на левую сторону.
Уттхита Триконасана II
Уттхита Триконасана II выполняется из того же исходного положения – ноги врозь, руки в стороны. Но наклоняться следует прямо вперед. После достижения параллели с полом нужно направить правую руку вниз и опереться на ладонь. Затем поднять левую руку вверх, направляя вслед за ней взгляд. Важно выдерживать прямую линию рук и не округлять спину.
Позы воина: максимальная сложность
Вирабхадрасана I в хатха йоге тоже выполняется из Тадасаны. Руки нужно поднять вверх, после чего сомкнуть ладони над головой. Ноги расходятся на 120-130 см, что со стороны напоминает классический выпад. Угол между коленом должен быть прямым, а правое бедро – параллельно к полу. Левую стопу можно слегка развернуть вправо. По направлению правой стопы должны быть развернуты лицо, грудь и колено. Голова запрокинута назад, а взгляд направляется вверх.
Вирабхадрасана II очень похожа на вариацию I, но руки возводятся не вверх, а направляются в стороны. Из Тадасаны нужно встать в стойку, где ноги шире плеч. Затем развернуть стопы в левую сторону и опустить левое колено до параллели бедра с полом. Корпус остается прямым, но взгляд направляется за левой рукой – влево. Ладони смотрят вниз. Важно поддерживать ровную спину, держать подтянутым живот и ягодицы.
Йога включает в себя и Вирабхадрасану III, которая достигается из Вирабхадрасаны I. Чтобы выполнить упражнение, нужно опустить грудь на бедро передней ноги так, чтобы руки составили параллель полу. Затем постепенно отрывайте левую ногу от пола, перенося тяжесть на правую. Колено опорной ноги нужно медленно разгибать, пока нога не станет ровной. Достаточно удерживать позу 30 секунд. При выполнении позы воина нужно повторять упражнение на обе стороны.
Тонкости Вирабхадрасаны
Удерживать равновесие в позе воина легче, если вес равномерно распределить на стопы. Принимая третью позицию, можно представить, как что-то растягивает тело за руки и ногу, находящуюся на весу. Если выполнять асану мешает боль в пояснице, то практиковать упражнение нужно в более облегченном варианте, опираясь руками об колено или пол.
Поза воина в любой ее вариации укрепляет мышцы брюшной полости и бедер, помогает наладить равновесие и сделать устойчивее к нагрузкам поясницу. Также развивается подвижность суставов, что полезно для тех, кто увлекается разными видами физических нагрузок. Вирабхадрасана укрепляет подколенные мышцы и позволяет быстрее восстановиться после травм в суставе.
Балансы
Асана “Стул” -Уткатасана
Один из самых простых балансов в йоге – это поза стула. Находясь в Тадасане, руки нужно возвести над головой, а затем медленно опускать таз назад, сгибая колени. Согнув колени в тупом угле, корпус стоит наклонить вперед, потянувшись за руками. Это и есть заключительная часть упражнения, в которой нужно находиться до 40 секунд.
В целом йога и балансы развивают чувство равновесия, учат сосредотачиваться и расслабляться даже в неудобных для тела позах. К тому же выполнение балансов на одной ноге развивает мускулатуру и способствует укреплению мышечного корсета. Легче всего выполнить баланс, когда взгляд направлен на неподвижную точку внизу. Самый сложный вариант – находиться в равновесии с закрытыми глазами. Промежуточным этапом может послужить прямой взгляд вперед.
Классические балансы на одной ноге
Врикшасана, иначе именуемая позой дерева в хатха йоге имеет две вариации. Для выполнения первой нужно принять Тадасану и подтянуть к животу ногу, согнутую в коленке. Опорная стопа должна строго смотреть вперед, а колено – оставаться прямым. Обхватив колено рабочей ноги, стоит выдерживать позу до 30-40 секунд. Упражнение благоприятно влияет на коленный сустав, координацию и работу кишечника.
Более сложная вариация Врикшасаны выполняется с того же исходного положения. Но теперь рабочую ногу следует развернуть в сторону и, поднимая ее вверх, подтянуть стопу максимально близко к промежности. Если нога соскальзывает с внутренней части бедра, то ее можно поддержать рукой. В противном случае прямые руки возводятся вверх, а ладони смыкаются. Асана выполняется на обе стороны. Начинать предпочтительнее с ноги, хуже удерживающей баланс.
Сложные балансы на одной ноге
Уттхита Хаста Падагуштхасана 1
Уттхита Хаста Падагуштхасана начинается с Тадасаны. Правую ногу, как и в Врикшасане I, нужно подтянуть к себе, обхватив руками большой палец. На выдохе постепенно следует распрямлять колено. Опорная нога тоже должна оставаться прямой. Во время выполнения важно держать подтянутым пресс, а спину – ровной. Но нельзя округлять поясницу, чтобы не навредить спине. Подробное описание позы позволяет выполнить ее максимально верно.
Уттхита Хаста Падагуштхасана 2
Уттхита Хаста Падагуштхасана II выполняется также, но перед выполнением следует раскрыть тазобедренный сустав. Нога выпрямляется не перед собой, а максимально в сторону. Если удерживать баланс не удается, можно выпрямить противоположную руку. Если по-прежнему сложно, то ногой можно упереться в стену, но руки следует поднять над головой. Бывает и другая проблема в становлении позы – растяжка не позволяет выпрямить ногу. Стоит использовать ремни, полотенце для захвата ступни или удерживать ногу двумя руками, но под коленной чашечкой.
Балансы на руках
Для увеличения силы рук, нужно регулярно выполнять отжимания от пола. В хатха йоге женщины нередко практикуют отжимания с опорой на коленях. После того, как сила рук уже достаточно развита, можно приступать к асанам.
Бакасана – поза журавля
Бакасана известна как поза журавль. Для начала нужно сесть на корточки и ладони разместить на полу перед собой. Постепенно смещая на руки тяжесть тела, следует поднять таз, развести в стороны колени и голени завести за плечи. Затем нужно аккуратно оторвать одну стопу. Когда это станет получаться легко, пора переносить вес на руки полностью и отрывать от пола обе ноги. Середину спины нужно тянуть вверх, за спиной таз, а за тазом и ноги. Усложнить задачу можно, если пытаться выпрямить руки в локтях.
Чатуранга Дандасана – еще одна не сложная вариация баланса на руках, которую стоит выполнять для увеличения силы. Исходное положение – всем известная планка. Затем руки нужно согнуть так, чтобы предплечья были параллельны полу, а все тело представляло собой прямую линию. Если и такое положение удерживать сложно, колени опускаются на пол.
Наклоны вперед стоя
Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз)
Адхо Мукха Шванасана иначе известна как собака мордой вниз. Начинается поза с Тадасаны и последующей Падангустасаны. Затем нужно поочередно сделать шаги назад до максимального натяжения в ногах. Важно, чтобы колени оставались прямыми. Стопы нужно слегка развернуть. Таким образом, руки и спина образуют восходящую прямую линию, а ноги – нисходящую. Подтянутый живот и направление копчика вверх сделают позу верной в выполнении.
Прасарита Падаттонасана 1
Прасарита Падаттонасана 2
Прасарита Падаттонасана предполагает такой же наклон, как и Падангустасана, но при широкой стойке ног. Итак, нужно встать в Тадасану, прыжком вывести ноги шире плеч, развернуть пятки немного наружу и выполнить наклон ровной спины вперед. Если растяжка позволяет, то руками нужно обхватить лодыжки. В противном случае йога не терпит боли: руки нужно согнуть в локтях, а кисти положить на предплечья, чтобы стало легче, и уже в таком положении тянуться вниз. Данная поза нужна для растяжения ног и позвоночника.
Простые позы сидя
Сукхасана и Стамбхасана
Сукхасана – одно из самых простых упражнений в йоге. Выполняется она легко: нужно скрестить ноги перед собой, а прямыми руками тянуться вверх. Сделав несколько дыхательных циклов, руки можно опустить, ненадолго расслабиться и повторить асану, сменив перекрест ног. Стамбхасана – немного усложненный вариант. Нужно не просто скрестить ноги, а положить одну голень на другую, максимально прижимая нижнюю ногу к полу. Руки следует положить на колени. Идеальная поза для выполнения мантр и медитации.
Вирасана, Падмасана и Гомукхасана
Вирасана выполняется таким образом: нужно стать на колени, ноги слегка шире плеч. Руки следует положить на колени. Затем нужно медленно опускать таз между стоп, удерживая спину прямой. Падмасана выполняется аналогично Сукхасане, но ноги не просто скрещиваются, а укладываются максимально близко к паху. Гомукхасана – поза коровьей головы. Для начала сесть нужно ровно, правой ногой скользить под левое колено. Левое бедро нужно уложить на правую голень, а левую голень разместить рядом с правым бедром. Правую руку поднять вверх и, согнув в локте, сцепить в замок с левой рукой. Спину нужно держать ровной.
Бадхаканасана и Бадха Падмасана
Бадхаканасана является позой бабочки сидя. Нужно сесть прямо, стопы вместе, колени направлены в сторону. Руками можно помочь коленям и, легким надавливанием, прижать их к полу, если позволяет растяжка. Бадха Падмасана является усложненным вариантом: ноги нужно скрестить, как в Стамбхасане, и дотянуться противоположными руками до ступней за спиной.
Скрутки сидя
Маричиасана – поза, названная в честь индийского мудреца. Чтобы повторить позу, нужно сесть ровно с прямыми ногами. Затем подтянуть к себе левую ногу и обхватить левой рукой с внутренней стороны, выполняя скрутку вправо. Ненадолго задержаться в этом положении, после чего с ровной спиной опуститься на прямую ногу, вытягиваясь подбородком за колено. Удерживается такая поза до одной минуты. Скрутки проще выполнять, если увидеть позу, наглядно изображенную в картинках.
Маричиасана II выполняется с того же исходного положения, но на этот раз бедро согнутой ноги захватывается противоположной рукой с внешней стороны, а руки сцепляются за спиной.
Выполняя дыхательные циклы, нужно все больше скручиваться в сторону на выдохе и удерживать положение на вдохе. Поскольку Маричиасана может быть сложной для новичка, то можно немного ее упростить: в первом варианте не делать захват руками, а упираться ими в пол, а во втором – делать захват рукой за прямую ногу. После выполнения скручивания в одну сторону, стоит повторить упражнение в другую.
Наклоны сидя
Пашчимоттанасана известна всем, кто когда-либо занимался растяжкой. Исходное положение – прямая спина и ровные ноги, вытянутые вперед. Делая вдох, следует потянуться руками вверх, а на выдохе плавно их опустить вперед, выполнив захват стоп. Важно удерживать прямую спину, вытягивая ее от позвонка до позвонка. С каждым выдохом следует опускаться немного ниже. При этом нельзя забывать о ровных коленях и прямой спине: опускаться на ноги нужно прежде всего нижней частью живота. Удерживается положение на 30-40 секунд в максимально низком наклоне.
Джану Ширшасана напоминает предыдущую асану, но на практике она выполняется проще. С начального положения (сидя с вытянутыми ногами) нужно подтянуть к себе правую ногу, уводя колено в сторону, а стопой упираясь в бедро. Затем на вдохе потянуться вверх, на выдохе – опуститься вперед, выполняя захват руками ступни прямой ноги. Здесь нужно следить за растяжкой: нельзя преодолевать сильную боль, ведь допустимый дискомфорт должен быть едва ощутимым. Постепенно, с каждой минутой нахождения в позе будет становиться проще и проще выполнять правильный наклон с ровной спиной. После выполнения на правую ногу, следует повторить упражнение и для левой ноги.
Три уровня сложности Навасаны
Навасана иначе именуется как поза лодки. Для ее выполнения нужно сесть с прямой спиной и захватиться руками за подколенные чашечки. После этого, удерживая равновесие, нужно оторвать ступни от пола и вывести ноги вверх так, чтобы голени были параллельны к полу. Руки следует тоже выпрямить рядом с ногами, вытягиваясь за ними вперед. Когда удерживать такое положение станет легко, нужно слегка опереться руками об пол и выпрямить ноги. Важно следить, чтобы низ живота не отрывался от бедер, а спина оставалась ровной.
Третий уровень сложности в Навасане предполагает выпрямление рук до их параллели к полу. Во время выполнения позы следует удерживать баланс. Причем опора должна приходиться на седалищные кости, а не копчик. Новички могут поднимать ноги не слишком высоко, но тем, чье тело позволяет выполнить более сложный вариант, следует максимально прижиматься бедрами к низу живота, оставляя спину перпендикулярной к полу. Расслабить тело после выполнения Навасаны следует в Сукхасане.
Базовые позы лежа
Шавасана включена в самые легкие и известные асаны в йоге. Поза трупа обычно завершает занятие хатха йогой – нужно лечь на спину, руки на удобном расстоянии от тела, мышцы расслаблены, а глаза закрыты. Впрочем, в середине занятия следует практиковать и другие асаны, которые выполняются лежа.
Самая простая из них – Супта Падангуштхасана. В положении лежа нужно притянуть к животу колено и обхватить стопу руками. На выдохе нога выпрямляется, пятка смотрит четко вверх. После удерживания такого положения, одну руку нужно отпустить, а ногу увести в сторону, удерживая колено прямым. Взгляд направляется в противоположную от ноги сторону. При недостатке растяжки используется ремень.
Матсиасана – поза, развивающая гибкость позвоночника. В положении лежа, ноги вместе, нужно упереться локтями в пол, постепенно отрывая спину от пола. Макушка при этом не отрывается от поверхности, но вес тела переносится не на голову, а на локти и стопы. С каждым выдохом нужно все больше раскрывать грудную клетку и тянуться спиной вверх. Даже если прогибы имеют подробное описание, лучше делать их под присмотром инструктора, чтобы не навредить позвоночнику.
Первые скрутки лежа выполняются следующим образом: нужно лечь на спину, притянуть колено, обхватив его руками, а затем опустить его на пол возле противоположной ноги. Руки направлены по сторонам, а голова развернута в противоположную от колена сторону. В такой позе можно задерживаться на несколько минут, после чего следует сменить ногу. Важно, что ягодицы, поясница и плечи не должны отрываться от коврика.
Простые перевернутые позы
Обычно перевернутые позы оставляют на конец занятия, ведь тело уже разогрето и риск получить травму минимален. Под конец занятия человек максимально совладает с телом и управляет мышцами, благодаря чему легче осваивать более сложные асаны хатха йоги. В целом же, перевернутые позы полезны для человеческого организма. Они помогают расслабиться после рабочего дня и запастись энергией, если выполняются утром.
Освоение перевернутых поз следует начинать с Сарвангасаны – позы свечи. Для ее выполнения стоит лечь на спину, прижать к животу бедра. После нескольких перекатов на спине нужно опустить ладони на поясницу и постепенно выпрямить ноги вверх, упираясь на локти и верх спины. Шея должна быть максимально разгружена на протяжении всего выполнения асаны – одной минуты.
Из Сарвангасаны продвинутые йоги переходят в Халасану – позу плуга. Выпрямленные ноги нужно опустить за голову, а руки вытянуть за спиной. При этом пальцы рук стоит переплести между собой и вывернуть наружу. Снова-таки, основная нагрузка должна приходится на плечевые суставы, а не на шею. Спину следует удерживать ровной. Принять Халасану можно и из положения лежа, когда колени прижаты к груди. После выполнения нескольких перекатов нужно увести ноги за голову и выпрямить. Поначалу ногами можно упираться в стену, со временем опускаясь все ниже и ниже.
Стойка на голове
Саламба Ширшасана выполняется в хатха йоге, но обязательно требует присутствия инструктора. Самостоятельно ее тоже можно освоить, но только после длительных тренировок и по достижению высокого уровня физической подготовки. Для начала стоит стать на колени и локти, охватив последние руками. Затем руки отпустить и переплести пальцы между собой. Голову поставить на пол, а ноги выпрямить в коленях, упираясь только на носки и локти. Вытягиваясь копчиком вверх, нужно приближать стопы к голове, прижимая бедра к животу.
Когда такое положение будет даваться легко, можно переходить к следующему этапу – оторвать ноги от пола и согнутые прижать к телу. Плечи уходят как можно дальше от головы, а основной упор приходится на локти. Со временем и этот этап усложняется – ноги можно выпрямить в коленях, направив их вверх. Поначалу такое положение достаточно удерживать на протяжении всего нескольких дыхательных циклов. Со временем стойку на голове можно продлевать до 7-10 минут. Учиться Саламба Ширшасане можно у стены – это значительно облегчит процесс.
Приветствие Солнцу – Приветствие Луне
Приветствие солнцу (Сурья Намаскар) – комплекс асан, которые могут выполняться в качестве разминки перед занятием или утренней зарядки после пробуждения.
Для любителей вечерней хатха йоги доступен комплекс асан Приветствие Луне (Чандра Намаскара), который следует выполнять в вечернее время суток или в качестве хорошего разогрева.
Подробнее с обоими комплексами можно познакомить в следующей статье.
Источник