- Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития презентация по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР методическая разработка (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx | 239.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА МАСТЕР КЛАССА УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА МБДОУ 73 МУШКОВОЙ Е.А АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО НОРМАЛИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое.
Проблемы возникают как с импрессивной , так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.
У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.
Часть дошкольникв с ЗПР практически не владеют речью – пользуются несколькими лепетными словами или звукокомплексами . Прежде всего это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти
В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая .Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга . При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры
Существуют различные аномалии и нарушения в строении артикуляционного аппарата. 1Укороченная подъязычная связка (уздечка) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, т. к. слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд,
2.Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким. У языка может наблюдаться гипотонус или гипертонус .
3.Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса прогению прогнатию , неправильное строение зубов или их отсутствие, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами, язык в момент речи может попадать в эти расщелины искажая звукопроизношение.
4.Толстые губы, также как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение. Многие дошкольники с ЗПР, имеют привычку держать язык между зубами, при этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения, развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и нарушается звукопроизношение.
5.Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба: узкое, слишком высокое, так называемое «готическое» небо.
Отмечается недостаточность речевой моторики у дошкольников с ЗПР: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного положения к другому
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
Перед тем как приступить к постановке звуков, мы вместе с детьми изучаем строение органов артикуляционного аппарата. В игровой форме обращаю внимание на движения губ, языка и характер выдыхаемой воздушной струи. Сидя у зеркала предлагаю ребенку показать на себе рот, язычок, зубки. Позднее предлагаю показать на себе нижнюю губу, верхнюю губу, верхние передние – нижние передние зубы.
Затем знакомимся с нашим главным органом речи – языком. Предлагаю ребенку показать язычок, образец даю сама, затем даю указание: положить язычок на нижнюю губу и рассмотреть его. Вместе с ребенком рассматриваем язык, находим его кончик, спинку, боковые края, корень языка..
На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд.
Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения динамической паузы на занятиях. * «непослушный язычок» — пошлёпать губами язык, произнося « пя-пя-пя »; * « покусывание » — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад; * «поглаживание языка губами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
В группе детей с ЗПР важен принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью детей данной категории автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения периодически повторяющиеся из занятия в занятие, в одной и той же форме, ребенку надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, это относится к старшей подгруппе, можно использовать комплекс упражнений в виде адаптированных сказок с детьми в вечернее время.
Адаптированные сказки с движениями Путешествие бусинки Путешествие язычка, могут использовать воспитатели для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.Подобное закрепление материала во второй половине дня является дополнительной коррекционной тренировкой. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности
Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с деревянным одноразовым шпателем: Использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволит достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания».
p < margin-bottom: 0.21cm; >Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл.
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. .
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её.
Артикуляциоонная гимнастика(консультация для воспитатетлей).
Я работаю над темой «Артикуляционная гимнастика — эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи» уже 4-ый год.
Источник
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа)
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционные и дыхательные игры
для дошкольников с ЗПР
Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие
артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц,
участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и
координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней
челюсти и особенно языка.
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком
для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов
Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в
день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,
становились более прочными, дифференцированными. Ее можно делать
перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5
минут. Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к
более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его
стороны. Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для
каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения
подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков,
нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально,
в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе
движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных
Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети
должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а
ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно
повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и
положение речевых органов, зеркало можно убирать и добиваться
правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов
взрослого: где находятся его язык, губы, что он(и) делают, какие они и т. д.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью
и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой
переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует
выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество
повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной
утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с
Работа над каждым упражнением идет в определенной
последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов, показ упражнения, выполнение упражнения ребенком
перед зеркалом, проверка правильности выполнения, тактичное указание на
ошибки, выполнение упражнения без зеркала. В начале занятий с ребенком
может наблюдаться замедленность, напряженность движений языка, губ. По
мере тренировки мышц напряжение исчезнет, движения станут свободными
Главная задача взрослого — вызвать у ребенка интерес к упражнениям,
стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться
правильности и точности артикуляционных движений.
В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми,
предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения,
подбадривать, ценить достижения и усилия ребенка.
Используются два вида упражнений: статические и динамические, с
Статические упражнения направлены на удержание определенного
положения, динамические — требуют ритмического повторения (примерно 6
раз) движений, координации, хорошей переключаемое™.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: от
простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных
усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять
упражнения несколько раз в день.
Можно поделить их на группы по 3-4-5 упражнений (в зависимости от
возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.
В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно
помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной
ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым
краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в
нужную сторону, поднять вверх и т. д.
Статические артикуляционные упражнения
«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю
губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-
«Чашечка» — рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь
передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам,
но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким
и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.
«Горка» — рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть,
удерживать язык в этом положении 15 секунд.
«Трубочка» — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,
прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе
Динамические артикуляционные упражнения
«Часики» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к
правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,
проделать 15-20 раз.
«Качели» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то
к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать поочередно
верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Змейка» — рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь,
сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь
рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Катушка» — кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края
языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать»
вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения
«Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
«Маляр» — рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от
верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к
левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» — прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно,
тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не
удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается
сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
«Грибок» — прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10
секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,
выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок
«Фокус» — научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот
приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы
потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике
носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее
можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
«Индюк» — приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем
языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,
добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
«Орешек» — рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и
правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно
приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут
самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и
раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.
Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых)
на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери
грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в
вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева
упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»;
«Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место
«задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со
взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает
ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости,
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и
объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать
вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать
нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается
общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.
Список использованной литературы.
1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. Дидактические
материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой
дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.
4. Дидактические игры в коррекционной педагогике //
Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /
Н.В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка.
Методические реомендации для педагогов и родителей.
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить.
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно.
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников.
материал для педагогов дошкольных учреждений, в котором предоставлены комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики по различным возрастам.
Источник