Артикуляционные гимнастики для детей зпр

Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
презентация по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx 239.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА МБДОУ 73 МУШКОВОЙ Е.А АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО НОРМАЛИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое.

Проблемы возникают как с импрессивной , так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.

Часть дошкольникв с ЗПР практически не владеют речью – пользуются несколькими лепетными словами или звукокомплексами . Прежде всего это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая .Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга . При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры

Существуют различные аномалии и нарушения в строении артикуляционного аппарата. 1Укороченная подъязычная связка (уздечка) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, т. к. слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд,

2.Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким. У языка может наблюдаться гипотонус или гипертонус .

3.Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса прогению прогнатию , неправильное строение зубов или их отсутствие, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами, язык в момент речи может попадать в эти расщелины искажая звукопроизношение.

4.Толстые губы, также как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение. Многие дошкольники с ЗПР, имеют привычку держать язык между зубами, при этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения, развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и нарушается звукопроизношение.

5.Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба: узкое, слишком высокое, так называемое «готическое» небо.

Отмечается недостаточность речевой моторики у дошкольников с ЗПР: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного положения к другому

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

Перед тем как приступить к постановке звуков, мы вместе с детьми изучаем строение органов артикуляционного аппарата. В игровой форме обращаю внимание на движения губ, языка и характер выдыхаемой воздушной струи. Сидя у зеркала предлагаю ребенку показать на себе рот, язычок, зубки. Позднее предлагаю показать на себе нижнюю губу, верхнюю губу, верхние передние – нижние передние зубы.

Затем знакомимся с нашим главным органом речи – языком. Предлагаю ребенку показать язычок, образец даю сама, затем даю указание: положить язычок на нижнюю губу и рассмотреть его. Вместе с ребенком рассматриваем язык, находим его кончик, спинку, боковые края, корень языка..

На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд.

Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения динамической паузы на занятиях. * «непослушный язычок» — пошлёпать губами язык, произнося « пя-пя-пя »; * « покусывание » — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад; * «поглаживание языка губами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

В группе детей с ЗПР важен принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью детей данной категории автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения периодически повторяющиеся из занятия в занятие, в одной и той же форме, ребенку надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, это относится к старшей подгруппе, можно использовать комплекс упражнений в виде адаптированных сказок с детьми в вечернее время.

Адаптированные сказки с движениями Путешествие бусинки Путешествие язычка, могут использовать воспитатели для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.Подобное закрепление материала во второй половине дня является дополнительной коррекционной тренировкой. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности

Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с деревянным одноразовым шпателем: Использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволит достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания&raquo.

p < margin-bottom: 0.21cm; >Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл.

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. .

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её.

Артикуляциоонная гимнастика(консультация для воспитатетлей).

Я работаю над темой «Артикуляционная гимнастика — эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи» уже 4-ый год.

Источник

Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа)

Целью артикуляционных игр является формирование правильных

движений и нужных для произношения положений речевых органов,

тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные

простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного

Скачать:

Вложение Размер
Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других 18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные и дыхательные игры

для дошкольников с ЗПР

Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие

артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц,

участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и

координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней

челюсти и особенно языка.

Целью артикуляционных игр является формирование правильных

движений и нужных для произношения положений речевых органов,

тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные

простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного

Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком

для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов

Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в

день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,

становились более прочными, дифференцированными. Ее можно делать

перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5

минут. Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к

более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его

стороны. Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для

каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения

подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков,

нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально,

в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе

движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных

Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети

должны видеть лицо взрослого и свое лицо.

Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а

ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно

повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и

положение речевых органов, зеркало можно убирать и добиваться

правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов

взрослого: где находятся его язык, губы, что он(и) делают, какие они и т. д.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью

и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой

переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует

выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество

повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной

утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с

Работа над каждым упражнением идет в определенной

последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием

игровых приемов, показ упражнения, выполнение упражнения ребенком

перед зеркалом, проверка правильности выполнения, тактичное указание на

ошибки, выполнение упражнения без зеркала. В начале занятий с ребенком

может наблюдаться замедленность, напряженность движений языка, губ. По

мере тренировки мышц напряжение исчезнет, движения станут свободными

Главная задача взрослого — вызвать у ребенка интерес к упражнениям,

стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться

правильности и точности артикуляционных движений.

В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми,

предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения,

подбадривать, ценить достижения и усилия ребенка.

Используются два вида упражнений: статические и динамические, с

Статические упражнения направлены на удержание определенного

положения, динамические — требуют ритмического повторения (примерно 6

раз) движений, координации, хорошей переключаемое™.

Упражнения выполняются в определенной последовательности: от

простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных

усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять

упражнения несколько раз в день.

Можно поделить их на группы по 3-4-5 упражнений (в зависимости от

возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.

В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно

помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной

ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым

краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в

нужную сторону, поднять вверх и т. д.

Статические артикуляционные упражнения

«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю

губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-

«Чашечка» — рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь

передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам,

но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким

и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Горка» — рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным

зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть,

удерживать язык в этом положении 15 секунд.

«Трубочка» — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,

прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе

Динамические артикуляционные упражнения

«Часики» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к

правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,

проделать 15-20 раз.

«Качели» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то

к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать поочередно

верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» — рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь,

сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь

рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» — кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края

языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать»

вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения

«Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

«Маляр» — рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от

верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к

левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» — прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно,

тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не

удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается

сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» — прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10

секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,

выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок

«Фокус» — научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот

приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы

потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике

носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее

можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

«Индюк» — приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем

языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,

добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).

«Орешек» — рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и

правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно

приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут

самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и

раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.

Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых)

на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери

грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в

вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева

упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»;

«Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место

«задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со

взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает

ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости,

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и

объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать

вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать

нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается

общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

Список использованной литературы.

1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. Дидактические

материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой

дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и

воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии

ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.

4. Дидактические игры в коррекционной педагогике //

Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.

5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /

Н.В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 251 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка.

Методические реомендации для педагогов и родителей.

очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить.

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно.

Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников.

материал для педагогов дошкольных учреждений, в котором предоставлены комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики по различным возрастам.

Источник

Читайте также:  Тренировка тотал боди шок что это такое
Оцените статью