- Артикуляционная гимнастика – учимся говорить артистично
- Зачем нужна артикуляционная гимнастика
- Правила выполнения упражнений
- Виды упражнений
- Статические упражнения
- Динамические упражнения
- Комплексы упражнений
- Урок 5. Сценическая речь
- Что такое сценическая речь?
- Техника речи: советы и упражнения
- Упражнения для постановки дыхания
- Упражнения для артикуляции
- Упражнения для звучания
- Упражнения для дикции
- Проверьте свои знания
- Артикуляционная разминка для актера
Артикуляционная гимнастика – учимся говорить артистично
В профессиональном театре высокого уровня зритель никогда не страдает от плохой слышимости или нечленораздельной речи участников действия, хотя в обычной жизни (которую театр и изображает) часто приходится вслушиваться в слова собеседника даже тет-а-тет. Задумываются об этом редко, и уж тем более никто не воспринимает идеальную речь актера как достижение. Но если речь невнятная, это непременно заметят и поставят на вид. Избежать подобного позволяет артикуляционная гимнастика для языка.
Наряду с фактурой, навыками создания образа, воплощения речи, пластикой, хореографией и вокалом, владение речью является фактором профессиональной пригодности артиста.
Есть мнение, что речь и голос – это от Бога, а в актеры берут именно одаренных людей, у которых с умением говорить от природы все здорово. Это неправда, речь – приобретенный навык, правильная и четкая речь – навык отшлифованный. Все мы рождаемся с одинаковым набором органов, способных одинаково воспроизводить звуки, разница может быть только в тембре и тоне голоса. Разумеется, мы не берем во внимание людей, чей речевой аппарат был поврежден механическим путем или пострадал в результате болезни.
То, как именно мы будем говорить в плане качества, определяется нашими ежедневными потребностями. Так как в обществе не принято кричать и разговаривать слишком громко, а наша аудитория чаще всего ограничивается 1–2 стоящими рядом собеседниками, мы не нуждаемся в идеальном и отточенном звучании. Это главная причина, по которой речь среднего человека невыразительна. Винить в этом отсутствие природных данных – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Если же задаться целью, можно догнать по звучанию рядового театрального артиста в короткие сроки, и поможет в этом артикуляционная гимнастика для взрослых.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Научиться говорить – значит натренировать подвижные мышцы языка, губ и щек работать синхронно над воспроизведением определенных звуков. Артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц речевого аппарата и выработки в них мышечной памяти. С ее помощью логопед ставит ребенку звук, а профессиональный оратор поддерживает свой главный инструмент в тонусе. Популярный способ устранения дефектов речи с помощью скороговорок тоже является разновидностью речевой гимнастики, т. к. произношение скороговорки – это упражнение на технику.
Правила выполнения упражнений
- Выполнять комплекс упражнений рекомендуется в хорошем настроении. Артикуляция напоминает обычные кривляния, но отличается качеством чеканки движений, поэтому ничто не мешает вам подурачиться и получить удовольствие.
- Помещение должно быть светлым и хорошо вентилируемым. Желательно, чтобы вам никто не мешал заниматься.
- Большим плюсом будет наличие зеркала, особенно, если ваше знакомство с артикуляционной гимнастикой только начинается.
- Нельзя заниматься сразу после еды, как и натощак. С последнего приема пищи должен пройти как минимум 1 час.
- Выполняя упражнения, не думайте о скорости, она вторична. Самое главное – нажим, напряжение мышц. После занятия вы должны ощущать усталость и разгоряченность.
- Заниматься не следует слишком долго, достаточно будет 15–20 минут в день.
Виды упражнений
Специальные упражнения делятся по группам мышц, на которые дается нагрузка: язык, губы и щеки. Еще различаются статические и динамические упражнения, то есть на движения и на удержание позиции.
Статические упражнения
Эффект достигается от фиксации мышц в определенном положении на несколько секунд. Нужно понимать, что фиксация в данном ключе – условный термин. Например, «губы трубочкой»: если вы просто сложите губы, это ничего не даст. Губы должны именно тянуться вперед, в невидимую точку, с силой и напряжением. Статика возникнет в тот момент, когда движение достигнет своего предела. Таким образом, пассивная артикуляционная гимнастика является активной, просто движение не повторяется, а выполняется перманентно.
Динамические упражнения
Это упражнения с повтором определенных движений, например, уколы языком в щеку. Движения выполняются по-разному, в зависимости от специфики упражнения.
- Последовательно. Серия из 10–15 уколов в одну щеку, затем такая же в другую.
- Попеременно. Укол влево, укол вправо.
- Серийно. 2–3 укола в одну щеку, затем столько же в другую.
Рекомендуется не выполнять более 10 движений в одну сторону. Если чувствуете, что нагрузка недостаточна, увеличьте силу нажима.
Комплексы упражнений
Чтобы привести в порядок речь и отточить дикцию, рекомендуется планомерно развивать все группы мышц. Артикуляционная гимнастика для лица предполагает несколько упражнений. Правильно чередовать их таким образом, чтобы за занятие давать всему речевому аппарату равную нагрузку.
Источник
Урок 5. Сценическая речь
Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи.
Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.
Содержание:
В этом уроке мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.
Что такое сценическая речь?
Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена.
Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.
Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.
К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.
Техника речи: советы и упражнения
Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора.
Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление.
То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.
Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.
Упражнения для постановки дыхания
Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом:
- С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
- Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).
Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.
- Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
- Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.
Упражнения для артикуляции
Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.
Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.
Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Добыл бобов бобыль.
- Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
Упражнения для звучания
Звучание – тональность, диапазон, интонация:
- Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
- Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
- Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.
Упражнения для дикции
Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения:
- Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
- Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
- Можно читать любой текст с закрытым ртом.
Это далеко не все возможные упражнения, но, даже выполняя только их, со временем вы улучшите свои навыки.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А напоследок вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.
Источник
Артикуляционная разминка для актера
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!
Итак, приступим к артикуляционной гимнастики.
Разработка мягкого неба.
1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
артикуляционная гимнастика — разработка щек
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
а) «Месим тесто» – размять язык зубами,
б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
артикуляционная гимнастика — язык
3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.
4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.
6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.
16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.
17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.
18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.
После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми
Источник