Артикуляционная гимнастика звук л твердый

Артикуляционная гимнастика для звука «Л».
материал (подготовительная группа) на тему

Материал для родителей по развитию речевой моторики для звука «Л».

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka.docx 39.08 КБ

Предварительный просмотр:

БУ «Городской центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи» г. Омска

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука [л].

БУ «ГЦППМСП» г. Омска Евсеева Т.А.

Артикуляционная гимнастика для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы(для начала можно кончик языка зажимать между зубами)

— воздушная струя умеренная и теплая

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л. Ала-ала-ала.

«Отпускаем звук Л».

Кончик языка между зубов. Отталкиваемся языком от зубов. Ла-ла-ла.

Отрабатывать звук Л в слогах (открытых и закрытых), словах и предложениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц» первый комплекс сделан в программе фотошоп.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ» второй комплекс сделан мной в программе фотошоп.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии.

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков.

Источник

Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

Скачать:

Вложение Размер
7_zvuk_l.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Источник

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (губ, языка, щек, мягкого неба) к постановке звуков.

Артикуляционный уклад звуков Л, ЛЬ

Звук Л:

  • положение губ и зубов зависит от последующего гласного;
  • кончик языка узкий, поднят за верхние резцы и смыкается с альвеолами (бугорками за верхними зубами);
  • средняя часть спинки языка опущена, а корень — отодвинут назад и поднят вверх;
  • язык напоминает форму седла;
  • воздушная струя проходит про бокам языка;
  • мягкое небо при произнесении звука Л поднято (Л – ротовой звук);
  • голосовые складки сомкнуты и вибрируют (Л – звонкий звук).

Звук ЛЬ:

  • артикуляция звука ЛЬ схожа с артикуляцией звука Л;
  • отличается лишь тем, что корень языка опущен, а средняя и передняя его части более приподняты;
  • язык чуть продвигается вперед.

Звуки «Л», «ЛЬ» в норме появляются к 4,5 – 5 годам. Но часто дети их произносят неправильно, искажают, заменяют другими звуками.

Дефекты произношения звуков Л и Ль называются ламбдацизмом.

Нарушения произношения звуков Л, ЛЬ:

  1. Губно-губной ламбдацизм. При таком виде нарушения образуется звук, напоминающий У (в данном случае в произношении участвуют только губы, кончик языка бездействует).
  2. Губно-зубной ламбдацизм, при котором образуется звук, напоминающий В (нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).
  3. Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка (в норме средняя часть спинки языка опущена).
  4. Межзубный ламбдацизм. При таком виде нарушения кончик языка высовывается между зубами. Но данное нарушение является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.

К предрасполагающим факторам нарушения произношения звуков Л, ЛЬ относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка (ребенок не может высунуть язык изо рта, или при высовывании язык делится пополам), нарушение мышечного тонуса при дизартрии (при выполнении артикуляционного упражнения «Иголочка» язык дрожит, шевелится, отклоняется в сторону).

В случае, если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параламбдацизмом.

Звук Л чаще всего заменяется на У, Д, Н, В, И, З, Й, Р.

Замены звуков говорят о том, что есть проблемы в формировании фонематического слуха (различении звуков). Это нужно учитывать при коррекции данного вида нарушения.

Техника выполнения артикуляционной гимнастики

  • подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика;
  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.

Важно добиваться правильного выполнения.

Если выполнять упражнения правильно и регулярно, то есть вероятность, что родителям не придется обращаться за помощью к учителю-дефектологу и ребенок научится говорить самостоятельно.

В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ

«Лягушка«

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Слоник«

  • зубы сомкнуты;
  • губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
  • верхние и нижние резцы видны.

«Блинчик«

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Месим тесто«

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Змейка«

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Часики«

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье«

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Чашечка«

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Индюк«

  • рот открыт;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка«

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;
  • нижняя челюсть должна быть неподвижной.

«Гармошка«

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Маляр«

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков Л,ЛЬ.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ»

Вам также будет интересно:

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Источник

Читайте также:  Комплекс артикуляционная гимнастика для средней группы
Оцените статью