- НОД по развитию речи в средней группе «Звуки [Ш]-[Ж]»
- Ход НОД
- Конспект логопедического занятия «Жук на лужайке. Звук [Ж]. Буква Ж» (старшая группа)
- Ход занятия
- Постановка звука «ж» у детей
- Причины неправильного звукопроизношения
- Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»
- Логопедическая дыхательная гимнастика
- Постановки звука «ж» поэтапно
- Второй этап постановки звука ж
- Третий этап занятия постановка звука ж
- Заключительный этап коррекции – автоматизация
- Как поставить звук ж в домашних условиях
НОД по развитию речи в средней группе «Звуки [Ш]-[Ж]»
Надежда Антонова
НОД по развитию речи в средней группе «Звуки [Ш]-[Ж]»
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель переключает внимание детей на предстоящую деятельность и приглашает на словесную игру «Кто, что умеет делать?»
Девочки умеют хлопать – хлоп-хлоп-хлоп.
Мальчики умеют топать – топ-топ-топ.
Девочки покружатся – 1-2-3.
Мальчики поклонятся – 1-2-3.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Выполняют движения в соответствии с установкой к своему полу. Ребенок готов к общению со взрослым и к совместной деятельности
Раздается звук, привлекающий внимание детей.
Вы слышите? Что это?
Воспитатель обращает внимание детей на сундук, из которого раздается звук.
Как вы думаете кто там?
Воспитатель приглашает детей за столы.
Чтобы сундук открылся надо наши пальчики размять и выполнить пальчиковую гимнастику.
Воспитатель подводит ответы детей к тому, что сундук можно открыть, если выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Сундучок закрыт наш на замок:
Кто его открыть бы смог?
Потянули и открыли! Рассматривают сундук, проявляют интерес к нему и предлагают варианты ответов.
Создание хорошего настроения. Проявление интереса к предстоящей деятельности.
Проблемная ситуация Воспитатель открывает сундук,достает игрушки: жука и змеи.
Здравствуйте, это вы нас пугали?
Наши гости говорят, что они нас не пугали. У них случилась беда, они потеряли свои песенки и просят помочь им их найти. (воспитатель произносит слова от имени героев)
Ребята, поможем? Дети рассматривают игрушки
Сообщение темы занятия Сегодня мы будем искать песенки для жука и змеи и учиться их слышать и различать.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний Но для того, чтобы правильно спеть песенки мы должны обязательно потренировать наши язычки.
Возьмите зеркала. Сейчас мы выполним веселые упражнения.
(Воспитатель напоминает правила использования зеркал во время артикуляционных упражнений).
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко
Следите, чтобы язычок не дрожал, он должен быть расслабленным и широким.
Видит: спинку выгнула
Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов.
Ну-ка, детки, с Язычком
Упражнение «Улыбка, хоботок»
Поиграем в паровозик
Вот теперь наши язычки готовы правильно произносить песенки.
Речевая игра «Угадай чья песенка»
Значит, какая песенка у змеи?
Значит, какая песенка у жука?
Уважаемые жук и змея – вот ваши песенки, больше не теряйте их.
Сейчас я предлагаю поиграть с нашими гостями: если увидите змею – шипите, а если жука – жужжите.
Воспитатель по очереди показывает игрушки и просит произнести звук.
Речевая игра «Далеко-близко».
Сейчас наш жук улетел далеко-далеко, его песенка чуть слышна.
А змея ползет близко, поэтому ее песенка слышна громко.
Жук летит близко и его песенка слышна громко, а змея ползет далеко и ее песенка чуть слышна.
Дифференциация звуков [ш] — [ж] (глухих и звонких)
Как узнать у кого песенка звонче: у змеи или жука?
Положите ладошку на горлышко и произнесите снова эти звуки.
Чем они отличаются?
Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Вывод: значит, песня жука звонче.
Дидактическая игра «Колокольчик»
Предлагаю вам поиграть в игру «Колокольчик».
Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]?
Если услышите звонкий звук [ж], позвоните в колокольчик.
Воспитатель уточняет действия детей.
Что вы будете делать?
Когда будете звонить в колокольчик?
Воспитатель произносит слова при необходимости звуки [ш]-[ж] произносит утрированно.
Слова: шахматы, жук, шар, жираф, жало, шапка, шишка, желудь.
Физкультминутка «Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу. Воспитатель выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза, а дети ходят по кругу и проговаривают текст потешки по окончанию которой воспитатель выбирает ребенка, который произносит имя водящего. Водящий открывает глаза и называет имя произносившего. Игра проводится 2-3 раза.
Мы немножко поиграем,
И в кружочек дружно встанем.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя узнай!
Дидактическая игра «Подари картинку»
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары и обращает внимание на столы с карточками, где по центру каждого стола находятся картинки жука и змеи.
Предлагаю вам подарить веселые картинки нашим гостям.
Рассмотрите внимательно картинки.
Если в картинке спрятался звук [ш]- подарите ее змее, а если звук [ж] — жуку. Работать нужно дружно.
Картинки: шар, шапка, желудь, жираф, мяч дом.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания от имени жука и змеи.
Дидактическая игра «Поезд»
Нашим гостям пора домой, их ожидает поезд. Проводим наших гостей на перрон. Посмотрите, поезд ожидают и много других пассажиров.
Все пассажиры поедут в разных вагонах.
В вагоне с колокольчиком поедут только те животные, у которых в названии есть звук [ж].
А в вагоне без колокольчика, у которых звук [ш].
Педагог уточняет действия детей.
Покажите, где у вас вагон с колокольчиком?
Какие пассажиры в нем поедут?
А какие пассажиры поедут в вагоне без колокольчика?
Возьмите карандаш и нарисуйте линию от пассажиров к нужному вагону.
(Воспитатель напоминает правила работы с карандашами, обращает внимание на осанку детей и правильно ли дети держат карандаши)
Наш поезд готов к отправке. Поехали? Звучит песня поезда.
Наблюдают за действиями воспитателя, выполняют по образцу, по инструкции взрослого, работают все вместе, осуществляют контроль.
Хоровые и индивидуальные ответы детей
Активно играют, делают выбор, осуществляют контроль и самоконтроль.
активность, выполняют действия по тексту (водящий стоит в центре круга, дети ходят по кругу и проговаривают слова потешки)
Выполняют задание по инструкции взрослого. Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Могут контролировать свой действия, движения и управлять ими.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует прежде всего в игре.
Хорошо владеет устной речью.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Кому мы сегодня помогали?
Что для этого делали?
Какое задание для вас было интересным?
А какое задание было для вас сложным?
Вы все молодцы! Сегодня мы с вами научили жука и змею петь песенки и различать их.
Отвечают на вопросы, вспоминая раннее выполненные задания.
Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют, как справились с поставленной задачей. Умеет точно отвечать на поставленные вопросы.
Дидактическая игра по развитию речи «Здесь живут звуки» МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик» для детей дошкольного возраста «Здесь живут звуки» воспитатель В. С. Мехоношина Игра основана.
Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Выявление уровня знаний детей 4–5 лет по развитию речи» Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей. Задачи: • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. • Упражнять.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки [С]-[Ш]» Цель: познакомить со звуками «С — Ш». Образовательные задачи: — закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», — дифференцировать.
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [А] и [У]» Воспитатель усаживает детей на стульчики:»сейчас ребята я расскажу вам сказку про Язычок. жил -был Язычок в своем домике. домик этот рот. и.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Полет на Марс». Звуки [С] и [С’]» Тема занятия:«Полет на Марс».(Звуки с и с’). Возрастная группа детей: старшая Подготовительный этап. Цель занятия: развитие фонематического.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: «Гласные и согласные звуки». Игра в слова. Сказка «Куроч ка-Ряба». цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; «Гласные и согласные звуки». Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: «Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка «Курочка — Ряба». цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.
Открытое занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста «Звуки весны» Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Звуки весны». Цели Дидактическая цель: Продолжить работу по формированию звуковой.
Источник
Конспект логопедического занятия «Жук на лужайке. Звук [Ж]. Буква Ж» (старшая группа)
Наталья Лыжина
Конспект логопедического занятия «Жук на лужайке. Звук [Ж]. Буква Ж» (старшая группа)
1. Закрепление правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах, предложениях;
2. Развитие мимики, артикуляционной моторики, дыхания;
3. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
4. Формирование буквенного гнозиса;
5. Развитие фонематического анализа;
6. Развитие мелкой моторики рук;
7. Развитие общей моторики;
8. Развитие памяти, внимания, мышления;
9. Воспитание у детей усидчивости, аккуратности, доводить начатое дело до конца
Оборудование: цветные карандаши -красный, синий, зеленый; на каждого ребенка- лужайка с картинками, жук
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед-Ребята, какое время года сейчас?
-Весной погода бывает разная. Какая сегодня погода?
-Давайте мы покажем, как мы огорчились, обрадовались солнышку (мимика)
-Посмотрите, наши мамы тоже огорчены, давайте им подарим лучики солнышка (показать мамам ладошки с раздвинутыми пальцами в стороны)
2. Характеристика, артикуляция звука Ж
Весной проснулся жук, расправил свои крылышки и полетел на лужок, зажужжал. Как жужжал жук?
-Какой звук поет жук?
-Посмотрите в зеркало, расскажите, что происходит с губами, зубами, языком, горлышком, когда говорим звук Ж?
-Давайте расскажем историю про звук Ж
3. Артикуляционная гимнастика
— Чтобы красиво и правильно говорить звук Ж, сделаем гимнастику
4. Автоматизация звука Ж в слогах
Жук летал с цветка на цветок и жужжал свои любимые песенки: жа-жу-жо-жи-же. Давайте и ваши жуки полетят с цветка на цветок и споют свои песенки
5. Автоматизация звука Ж в чистоговорках
-Летит жук и поет то громко, то тихо свои песенки (если подниму руку-то громко, если опущу-тихо)
Жу-жу-жу- на цветке сижу;
Жа-жа-жа-на лугу лужа
6. Выделение звука Ж из звукового ряда
-Ребята, как услышите звук Ж- посадите жука на любой цветок, если не услышите звук Ж – жук кружится над полянкой
7. Ориентировка на листе бумаги
-Ребята, сейчас мы будем открывать цветы. Сначала откройте цветок, который находится в правом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Какие картинки спрятались под цветами?
Жабы вышли на лужок.
Жабы встали все в кружок.
Важно подняли головки.
Посмотрите, как мы ловки!
Вот похлопали в ладошки.
Вот попрыгали немножко.
А потом остановились.
9. Определение места звука в слове
-Ребята, проснулась пчела, сейчас она будет носить картинки в соты. Если звук Ж в начале слова–то понесет в первую соту, в конце – в последнюю, в середине- в среднюю (соединить картинки с сотами)
10. Звукослоговой анализ слова
-Посмотрите на жука, давайте раскрасим жуку кружки, разберем слово «жук» на звуки
11. Знакомство с буквой Ж
-Ребята, посмотрите, звук Ж обозначается буквой Ж. На что похожа буква Ж?
-Найдите букву Ж на картинке жука, дорисуйте и обведите её карандашом
12. Итог занятия (развитие внимания, памяти)
-Назовите. Какие картинки были под цветами?
Какой звук повторяется в названии этих картинок
План-конспет индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Л] Автор Гребенникова Жанна Сергеевна учитель-логопед II категории МБДОУ ДС ОВ №21 ст. Азовской Краснодарского края План-конспект индивидуального.
План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.
Источник
Постановка звука «ж» у детей
Время чтения — 12 минут
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Неправильное произношение шипящих звуков называется «сигматизм». Проявляется в неправильной артикуляции: произнося «ж» ребенок просовывает кончик языка между зубами. В большинстве случаев откорректировать эту ошибку можно без особого труда. Главное — обратиться к логопеду и выполнять упражнения для постановки звука «ж» дома.
Причины неправильного звукопроизношения
Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:
- Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
- Высокое узкое твердое небо;
- Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
- Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.
В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»
Выполняют упражнения ежедневно, лучше сидя перед зеркалом. Проводят в игровой форме. Сначала ребенку показывают правильную артикуляцию звука:
- губы округляем и выдвигаем вперед;
- зубы смыкаем или сближаем;
- кончик языка поднимаем к альвеолам, но не прижимаем к ним;
- боковые стенки языка прижимаем к верхним коренным зубам;
- на выдохе посередине языка должна пройти теплая воздушная струя.
Звук «ж» — звонкий, его произносят с голосом. Чтобы научиться этому, необходимо выполнять такой комплекс упражнений.
Первое (исходное) упражнение. Инструкция: улыбнись, обнажи зубы, поставь их друг на друга, как забор. Говори про себя «и», считай до 10-ти.
Упражнение №2. Прими исходное положение, вытяни вперед губы, округли, будто хочешь сказать «о», считай до 10-ти.
Упражнение №3. Распластай язык внизу, упрись кончиком в нижние зубки. Улыбнись, открой и закрой рот. Повтори до 10-ти раз.
Упражнение №4. Распластай язык и не двигай им. Он не должен касаться нижней губы или дрожать. Нижние зубы обнажены. Считай до 10-ти.
Упражнение №5. Открой рот, чтобы были видны зубы. Погладь кончиком языка неба — вперед и назад.
Упражнение №6. Распластай язык и положи его на нижнюю губу. Оближи верхнюю губу — сверху вниз, при этом убери язык за зубы. Челюстью не двигай.
Упражнение №7. Улыбнись и приоткрой рот, распластай язык и положи его кончик на верхнюю губу. Прижми боковые поверхности языка так, чтобы посередине образовался желобок. Сделай движение, будто сдуваешь с кончика носа пушинку. Следи, чтобы воздух шел посередине языка.
Логопедическая дыхательная гимнастика
При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.
При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).
Вот упражнения для дыхательной гимнастики.
Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.
Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».
Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.
Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.
Постановки звука «ж» поэтапно
Занятие постановка звука ж проходит в 3 этапа. Проводят его в форме игры в группе из 4 – 5 деток.
На первом этапе детям показывают, как должен располагаться язык во время произношения звука.
Второй этап постановки звука ж
Логопед выясняет, как ребенок выговаривает звук «ж» и какие ошибки в артикуляции допускает. На этом же этапе проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику и приступают к отработке звука «ж» (при условии, что ученики выговаривают «ш»). Большинство детей начинают говорить его по подражанию — это самый простой прием постановки звука «ж».
Упражнение «Жучок». Ребятам показывают картинку с изображением жука и просят вспомнить, как летом летали жучки и жужжали. Потом просят повторить этот звук.
Упражнение «Шарик». Детей просят изобразить шипящий звук, когда лопается шарик. А потом — произнести то же самое, только с голосом.
Упражнение «Голос». Учеников просят повторить шипение (звук «ш») и приложить в это время ручки к шее. Спрашивают: «Что делает голосок? Спит или поет?». Детки ответят, что спит. Потом их просят произнести «ш» с голосом — они отметят, что теперь «голос поет» — в шее появилась вибрация.
По такой же аналогии, как и в упражнении «Жучок», проводят игры «Муха в паутине» и «Пчелы собирают цветы». В процессе важно контролировать правильную артикуляцию.
Эти логопедические упражнения ж можно проводить с малышом и дома для закрепления навыка.
Третий этап занятия постановка звука ж
Детки учатся правильно произносить звук «ж» в словах и фразах. Главное условие — они должны четко и безошибочно говорить звук изолированно. Для этого проводят упражнение с картинками.
Сначала воспитатель подбирает пары картинок — предметных и сюжетных. На предметных нарисован предмет, в названии которого есть звук «ж». Слова, в которых он приходится на конец или перед глухими согласными, не подходят. На сюжетных картинках изображены ситуации, в которых не хватает изображенного на первых картинках предмета. Например, девочка с бумагой (ножницы), мальчик на горке (лыжи), дом в пламени (пожарник).
Упражнение №1. Воспитатель показывает несколько сюжетных иллюстраций и спрашивает учеников, кому чего не хватает. Они называют.
Упражнение №2. Деткам показывают предметные картинки и просят назвать, что на них нарисовано. Они называют.
Упражнение №3. Воспитатель спрашивает, кому нужен изображенный предмет. Детки отвечают, например: «Ножницы нужны девочке, чтобы резать бумагу».
Так проходят все сюжетные картинки. При выполнении логопедических упражнений на звук «ж» детки должны выделять его голосом — говорить чуть дольше других звуков.
Заключительный этап коррекции – автоматизация
Постановка звука «ж» поэтапно завершается автоматизацией. Цель — научить деток произносить звук правильно изолированно, в слогах, словах и фразах.
Проводят в несколько этапов:
- Изолированное произношение звука. Подражание жужжанию шмеля, пчелы, жука, юлы;
- Произношение в слогах. Вот список слогов для логопедического упражнения на звук «ж»: «жа», «жо», «жу», «жи», «же»;
- Произношение в сочетаниях слогов. Список слогов в логопедическом упражнении буква «ж»: «жа-жа-жа», «жо-жо-жо», «жу-жу-жу», «жи-жи-жи», «же-же-же», а потом: «жа-жо-жу»,«жи-же-жа», «жу-жо-же», «же-жа-жо», добавляем еще один слог: «жи-жа-жо-жи-же», «жа-жо-жу-жи-же», «жу-жа-жо-жи-же»;
- Произношение в словах. Логопед подбирает слова на слоги: «жа», «жо», «жё», «жи», «жу», «же», а также на «жд», «жг». Сначала эти слоги приходятся на начало слова, потом на конец, потом на середину;
- Произношение в словах со стечением согласных. Например, багажник, дружба, одежда, прилежный, ножницы, южный;
- Произношение слов с двумя звуками «ж». Вот список слов: жажда, жужжать, желтокожие.
Во всех упражнениях при проговаривании слогов и слов голосом выделяют звук «ж».
Еще с детками проводят игру «Назови ласково». Дают список слов, а ученики образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Вот эти слова: снег, еж, сапог, нож, стог, пляж, дождь, утюг.
Закрепляют навык чтением текстов и скороговорок, в которых часто встречается звук «ж».
Как поставить звук ж в домашних условиях
Чтобы быстро научить малыша говорить правильно, нужно заниматься с ним комплексно — в кабинете логопеда и дома. Перечисленные упражнения отлично подходят для этой цели. Занимайтесь с малышом дома, играйте — и вы заметите, как быстро он научится говорить правильно.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Источник