- Упражнения для постановки звука Р методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как завести мотор: советы родителям по постановке звука «р»
- Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)
- Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:
- 3 способа постановки звука «р»
- Какой литературой можно воспользоваться
Упражнения для постановки звука Р
методическая разработка
В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для постановки звука Р
В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.
Общие рекоменда ц ии к выполнению упражнений
- Показ образца выполнения. Утрированное (подчеркнутое) произнесение звуков Т и Д. Исключение работы нижней челюсти. Рот широко открыт, удерживается постоянное расстояние между зубами, т. е. важно следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать должен только язык.
- Зрительный контроль перед зеркалом (для ребенка).
- Фиксация внимания на ощущениях кончика языка. Дети обычно ощущают и говорят, что при произнесении звукосочетания ДЗЗЗЗЗЗ они чувствуют «щекотливость» — небольшое дрожание кончика языка. То же может наблюдаться при произнесении звукосочетания ДЖЖЖЖЖ.
- При работе над звукосочетаниями ДЗЗЗЗЗ и ДЖЖЖЖЖ сильно выдыхаем на кончик языка. Это должно ощущаться тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Это можно наглядно увидеть, поднеся ко рту полоску бумаги (при правильном выполнении упражнения полоска будет отклоняться).
— язык поднять вверх, широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам- альвеолам.
Удерживать 5-7 секунд. Повторить 3-4 раза.
— язык поднять вверх, на бугорки,
— водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад 8-10 раз.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
— язык поднять вверх, на бугорки,
— стучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д.
Делать удары сначала медленно; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Потом немного побыстрее.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок после каждой строчки стучит кончиком языка по бугоркам Д-Д-Д:
Дятел на стволе сидит – д-д-д, д-д-д.
Клювом по нему стучит – д-д-д, д-д-д.
Стук да стук, стук да стук – д-д-д, д-д-д.
Раздается громкий звук – д-д-д, д-д-д.
Я по дереву стучу – д-д-д, д-д-д.
Червячка добыть хочу – д-д-д, д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д, д-д-д.
Все равно он будет мой – д-д-д, д-д-д.
Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Важно соблюдать заданный ритм барабанного боя. Не забывайте: ребенок должен шире открывать рот и удерживать нижнюю челюсть неподвижной; работает только кончик языка.
Барабанщик очень занят – д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит — д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай – д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай – д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане – д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет д-д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся – д-д, д-д-д.
Смотри – с ритма не сбивайся – д-д, д-д-д.
Упражнения «Танк стреляет» , «Пулемет строчит» , «Заводим мотоцикл»
Данные упражнения аналогичны предыдущим. Цель упражнений – отработать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звука Д. Необходимо контролировать удержание нижней челюсти.
«Танк стреляет» «Пострелять» медленно, твердо произнося звук Д: Д-Д-Д.
«Пулемет строчит» А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: Д-Д- Д, Д-Д- Д. Постреляй быстрее, четко произнося звук Д: д-д-д-д-д… .
«Заводим мотоцикл» Заведи мотоцикл с постепенным усилением звука: д- д — д — д — д — д.
Упражнение «Песенка крокодила Гены»
Упражнение аналогично предыдущим. Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню пойте только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.
Упражнение «Заведи мотор»:
— широко открыть рот,
— поднять язык вверх,
— с силой ударять по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын… (сначала медленно; позже все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
Позднее можно заводить моторчик вот так: « ДЫН -дын-дын, ДЫН -дын-дын…» (выделенный слог нужно произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
Выполнять упражнение можно с использованием стихотворений. Взрослый читает стихи. А ребенок заводит моторчик: «дын-дын-дын».
По шоссе машина мчит – дын-дын-дын
Во все стороны рычит – дын-дын-дын
За рулем лихой шофер
Дын-дын-дын –гудит мотор.
Ну, давай поможем зайке – дын-дын-дын
Заведем скорей мотор – дын-дын-дын
И до солнечной лужайки – дын-дын-дын
Довезет его шофер -дын-дын-дын
По ухабам серый зайка –
Дын-дын-дын – летит вперед,
И успеет на лужайке – дын-дын-дын
Прополоть он огород – дын-дын-дын.
Упражнение «Веселый дождик»
Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Можно сопровождать выполнение упражнения движениями рук.
Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д, …
( Можно изобразить правой рукой падающие капельки дождя: поднять ладонь и загибать пальцы вниз)
На цветок – т-д. т-д, …
(Левой рукой изобразить цветок)
И на дорожку – т-д, т-д, …
(Из левой руки сделать дорожку)
Застучал по крыше он – т-д, т-д, …
(Обеими руками изобразить крышу домика)
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д, ….
(Дождик пошел сильнее – постучать пальцами по столу)
Упражнение «Строим домик»
Упражнение аналогично предыдущему
Строим домик для бельчат,
Целый день тук да тук – т-д, т-д,
Раздается громкий стук – т-д, т-д,
Строим домик для бельчат – т-д, т-д,
Молоточки стучат – т-д, т-д.
Дом надежный у бельчат – т-д, т-д.
Строим домик для зайчат,
Целый день тук да тук – т-д, т-д,
Раздается громкий стук – т-д, т-д,
Строим домик для зайчат – т-д, т-д,
Молоточки стучат – т-д, т-д.
Домик крепкий у зайчат – т-д, т-д.
Цель упражнения – выработать умение удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.
— язык поднять вверх, кончик языка удерживать у верхних бугорков,
— сильно выдыхать (дуть) на кончик языка, произнося ДЗЗЗЗЗ – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка); проверить силу струи воздуха – поднести тыльную сторону руки ко рту.
Прилетает по ночам – ДЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Не дает заснуть он нам – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Зло звенит, над ухом вьется – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Только в руки не дается – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Упражнение «Пчелка трудится»
Упражнение аналогично предыдущему, только вместо ДЗЗЗ поизносим ДЖЖЖ.
Домовитая хозяйка – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
Полетает над лужайкой – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.
Похлопочет над цветком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.
И домой летит с медком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
Упражнение «Машина буксует»
Упражнение аналогично упражнению «Комарик», только вместо ДЗЗЗЗЗ произносим ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЫНН.
Для постановки звука Р активно используется звук Ж. Произносить его нужно утрированно, без округления губ, перемещая кончик языка несколько вперед к верхним резцам.
— язык поднять вверх, произносить звук Ж протяжно, выделяя его, постараться кончик языка переместить несколько вперед.
Жук жужжит в железной банке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук не хочет жить в жестянке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жизнь жука в плену горька – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жалко бедного жука – ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
На лужайке я жужжу:
На лужайке я жужжу:
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжу:
Подготовить язык к звуку Р поможет и звук З, произносимый не обычно, а в верхнем положении кончика языка, у альвеол. Для того чтобы показать ребенку образец такого произношения, попробуйте сами произнести верхний звук З длительно. Такой звук способствует созданию вибрации кончика языка. Пусть так пожужжит маленькая пчелка или маленький комарик.
Такой звук З можно произносить и в слогах:
— подними кончик языка к альвеолам (бугорочкам) и длительно произнеси звук З-З-З-З,
— произнеси слог ЗЗЗА, ощущая кончик языка вверху,
— произнеси так же слоги: ЗЗЗЗО, ЗЗЗЗУ, ЗЗЗЗЗЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С» Загнать мяч в воротаВытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Наказать неп.
Упражнения для развития фонематического слуха.
Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, н.
В норме становление правильного произношения звука [Л’] происходит трём годам, а [Л] к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение в.
Артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку звуков.
Здесь Вы найдете игровые упражнения, использование которых возможно на логопедических занятиях при постановке звука [Л].
Источник
Как завести мотор: советы родителям по постановке звука «р»
Если вы замечаете, что у малыша есть проблемы с произношением звука «р», то для вас наша подробная статья с упражнениями, советами и рекомендованной литературой. Пор-р-рычим!
О бычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными.
Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)
горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;
доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;
боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.
При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.
Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.
Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.
Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:
- «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.
«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.
«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.
«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
«Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.
«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.
«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.
«Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.
«Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».
После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.
Предлагаем несколько упражнений:
надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.
мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.
кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.
дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.
снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.
3 способа постановки звука «р»
1. Постановка от звука «д».
Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).
При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.
2. Механическая постановка звука «р».
Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.
3. Постановка от звука «ж».
Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.
Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.
Какой литературой можно воспользоваться
- «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.
Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.
Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».
Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.
Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).
Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.
Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.
А Вам приходилось обращаться за помощью к логопеду или Вы сами ставили звуки ребёнку?
Поделитесь в комментариях!
Источник