- Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Артикуляционная гимнастика для звука [р] материал по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь
- Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:
- Звук Р:
- Звук РЬ:
- Нарушения произношения звуков Р, РЬ:
- Техника выполнения упражнений:
- Артикуляционная гимнастика
- «Лягушка»
- «Змейка»
- «Часики»
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
- «Маляр»
- «Индюк»
- «Лошадка»
- «Грибок»
- «Гармошка»
- «Дятел»
- Вам также будет интересно:
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
консультация
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_aritikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз. Сначала 5 повторов и постепенно доводить до 10.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый показывает выполнение упражнения.
2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P
1. Маляр
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Рот открыт.
Внимание!
1) Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2) Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Назад уходил как можно дальше.
2. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место.
3. Спрятать верхнюю губу.
Передним широким краем языка закрыть верхнюю губу. Держать неподвижно язык под счет до 5.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и нижняя губа не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3) Упражнение выполняется на улыбке.
4. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать сильно, тянуть подъязычную связку. Упражнение выполняется на улыбке. Между зубами расстояние, чтобы проходил палец.
5. Дятел.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять за верхние зубы и удерживать там его неподвижно во время выполнения упражнения. Голосом начинать гудеть звук Ы или Л и одновременно делать движения пальцем с легким надавливанием по верхней части языка. При правильном выполнении упражнения (для этого требуется время) получается вибрация языка близкая к звуку Р.
1) Язык должен удерживаться в вертикальном положении и не отрываться от зубов.
2) Положение пальца вертикальное.
3) Если ребенку трудно выполнять, то взрослый берет его руку и делает это упражнение.
4) Вместо пальца можно использовать специальные зонды с шариком на конце, соску надеть на палец или на шпатель.
Улыбнуться, открыть рот, широкий язык поднять за верхние зубы и сильно дуть на кончик языка. Следить, чтобы не было звука «х». В результате выполнения данного упражнения должна появиться вибрация кончика языка, похожая на движение крылышек бабочки.
Голос не должен подключаться.
8. Кто дальше загонит мяч?
Работа над дыханием.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1)Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2) Нельзя надувать щёки.
3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В основе образования звуков [р] и [р»] лежит подъём кончика языка к альвеолам и вибрация его. В данной презентации представлены основные упражнения с поэтапным выполнением, предше.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча.
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л.
Данный материал поможет правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Презентация предназначена для постановки звука С.
Источник
Артикуляционная гимнастика для звука [р]
материал по логопедии на тему
Этом материал может быть использован заботливыми родителями, учителями-логопедами и воспитателями в качестве подготовительных упражнений для постановки и автоматизации звуков [р], [р’].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx | 428.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Цель: о трабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает».
3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40). Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» , выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
Цель: о трабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Это Вам поможет подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно не смог освоить.
Источник
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.
Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.
Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков Р, РЬ, необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.
Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:
Звук Р:
- положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
- нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
- кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
- язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
- мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
- голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
Звук РЬ:
- артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
- отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.
Нарушения произношения звуков Р, РЬ:
Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.
Виды ротацизма:
- Горловойротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
- Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
- Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
- Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
- Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.
- Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
- Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.
Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.
Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Техника выполнения упражнений:
- Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
- Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
- Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
- Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Змейка»
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Маляр»
- приоткрыть рот;
- широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
«Индюк»
- рот открыть;
- широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
«Грибок»
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
- улыбнуться;
- сделать «грибочек»(т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Дятел»
- улыбнуться;
- открыть рот;
- кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать буклет здесь.
Вам также будет интересно:
Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Источник