Артикуляционная гимнастика виды спорта

Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?»

Марина Шарлаева
Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?»

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

Пассивная-взрослый выполняет за ребенка упражнения;

Активная- ребенок самостоятельно выполняет упражнения.

Артикуляционные упражнения бывают:

Статические — артикуляционные упражнения направленные на выработку правильной позы;

Динамические – направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте! Так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.

Как проводить артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Упражнения должны выполняться точно и плавно. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

Позевывание. Глотание капелек воды, слюны.

Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Упражнения для нижней челюсти: Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ и языка:

«Улыбка» — удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук (и). Передние верхние и нижние зубы обнажены. (5-10 секунд)

«Хоботок» — вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук (у) (5-10 секунд).

«Блинчик» — широкий язык лежит спокойно на нижней губе;

«Чашечка» — улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5 (нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы);

«Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна;

«Вкусное варенье» — улыбнуться, открыть рот. Язычок в форме чашечки, облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой);

«Киска сердится» «Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние резцы, язык не должен выпячиваться в перед;

«Маляр» — улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад (выполнять 3-4 раза);

«Грибок»— улыбнуться, открыть рот, присосать широкий язычок к небу. Это шляпа гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивание улавливается нужное;

«Чистим зубки» — улыбнуться,открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо (нижняя челюсть при этом не двигается);

«Расческа» — улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его;

«Футбол» — рот закрыт, язык с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувать мячики;

Упражнения для активизации мышц шеи,гортани:

— Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад.

— Поворот головы вправо-влево.

— Наклоны головы вправо-влево.

— Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

— Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Предлагаю выполнять с детьми артикуляционную гимнастику с элементами мультимедийных систем. Показ видио.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Источник

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»

Людмила Владимировна Абалмазова
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»

Мастер-класс по теме:

«Вариативность артикуляционной гимнастики.

Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский сад № 5 станица Старощербиновская

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой

полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, усидчивости. Для достижения этих целей использую сказочные сюжеты.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.

Для специалиста, работающего с детьми с речевыми нарушениями,

стоит задача поиска эффективных методов формирования

произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками

нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе,

постепенное формирование у ребёнка прочных навыков.

Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей

И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме,

заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

В своей работе использую различные варианты проведения речевой гимнастики, как традиционные так и инновационные (нестандартные).

К традиционным приёмам, способам выполнения артикуляционной гимнастики относятся:

1. Подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики;

2. Знакомство с органами артикуляции;

4. Артикуляционная гимнастика в стихах;

5. Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зондов, шпателей.

Инновационные приёмы при выполнении артикуляционной гимнастики в рамках логопедических занятий.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Применение в логопедической гимнастике, пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок.

2. Биоэнергопластика – со дружественные движения органов речи и пальцев рук.

3. Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов.

4. Истории о путешествиях Язычка.

5. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.

6. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.

7. Пальцам — штриховка, а язычку –подготовка.

8. Логопедическое пособие «Кубик-бросай, язычком выполняй».

9. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение (детские песни, песни из мультипликационных фильмов)

3. Упражнения с шариком. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка»,цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

4. Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

3. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален,размеры: длина 10-20 см, ширина 2-4 см.

1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.

Выполняется в течение 10-15 секунд.

2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.

Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, далее, наоборот, из левого угла в правый и т. д.

Выполняется 10 раз.

4. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.

Зажим — расслабление чередуются 10-15 раз.

6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

4. Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

5. Артикуляционная гимнастика в содружестве с Песочной терапией.

6. Выработка длительного речевого дыхания.

Фрагмент артикуляционной гимнастики «Как скучное сделать веселым» Видео Уважаемые родители и педагоги, предлагаю фрагмент артикуляционной гимнастики, которую можно провести под видео сопровождение. За основу.

Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» — «Трубочка» Заборчик» — «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике на тему: «Веселые язычки». Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике на тему: «Весёлые язычки» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с понятием.

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики Самое главное в выполнении артикуляционной гимнастики, как и для любой другой гимнастики, – это систематичность. Поэтому проводить артикуляционную.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Рекомендации для воспитателей и родителей по проведению артикуляционной гимнастики Цель проведения артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,.

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики» Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики». Подготовила:учитель-логопед Подбородникова Т. В. Своевременное.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.

Источник

Читайте также:  Что нужно есть после тренировки по футболу
Оцените статью