Артикуляционная гимнастика упражнения для малышей

Артикуляционная гимнастика для малышей

Наталья Лянгузова
Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционный комплекс упражнений

для детей раннего возраста(1,5 – 3 года).

(Перед зеркалом по 2-5 минут каждый день).

К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи:

А О У И Ы (И) Э (Е) М П Б В Ф Т Д Н К Г Х (К) С* З* Л*.

1. Улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов.

2. Усилить речевой выдох.

1. «Дом» — представьте, что ротик малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись».Говорим: Пока! Пока!», — и ротик закрывается.

2. «Окошечко» — открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.

3. «Вкуснятина» — приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.

4. «Лопаточка» — широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.

5. «Блинчик» — высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему,проговаривая: «Пя-пя-пя».

6. «Пузырь» — надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек и сдуваем пузырь.

7. «Волшебные дверки» — укажите малышу на его губки.Скажите: «Раз-два-три», — и губки улыбаются.Затем снова повторяем: «Раз-два-три», — и губки вытягиваются вперёд.

8. «Чистые зубки» — улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.

9. «Качели» — широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.

10. «Дудочка» — сильно вытянув губы вперёд, поём с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.

11. «Слоник» — трубочка (диаметр 1,5-2 см, а затем тонкая) зажимается губами и свободно покачивается.

12. «Ветерок» — подуть через трубочку на ладонь.

13. «Пузырьки» — выдувать воздух из трубочки через воду, чтобы вода забулькала.

14. «Насос» — вдох на наклоне. Нюхаем цветы, грибы… Предметы/картинки выкладываются на полу перед ребенком.

15. «Погончики» — Предметы/картинки выкладываются на плечи.

16. «Кошка» — Вдохи берутся слева и справа на легком наклоне.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группе Изучая тему «Птицы» мы с детьми провели ряд артикуляционных гимнастик и пальчиковых игр с учителем -логопедом Кадыковой О. В. Предлагаю вам.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

«Собирайся детвора». Утренняя гимнастика для малышей Первый вариант Воспитатель Собирайся детвора В лес гулять пойдем друзья Друг за другом все встаем (построение в колонну) Друг за другом.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Источник

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет

Чугунова Наталья
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»

— Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).

— Сами покажите, как нужно улыбаться.

— Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

— В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

— Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!

— После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

— Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»

— Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.

— Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.

— Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

— Убираем язычок, рот закрываем.

— Следует повторить упражнение 3-5 раз.

2. «Накажем непослушный язычок»

— Попросим малыша приоткрыть ротик.

— Теперь высовываем язычок.

— ….и покусаем его слегка зубками.

3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

— Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.

— Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.

— Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно,назовите нужное слово сами: «Теплая».

— Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

— Покажите картинку со снежной крутой горой.

— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».

— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.

— Если язычок беспокойно вертится во рту,помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте.Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

— Покажите малышу картинку с лопатой.

— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

— Теперь пробует малыш.

— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Подготовьте; кусочки белой ваты.

— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР Упражнения для языка 1-7 — статические упражнения 8-18 -динамические упражнения 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой.

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка» Зарядка для Язычка Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка» Упражнения для языка «ЛОПАТКА» Язычок наш, как лопатка: Закругленный, плоский, гладкий «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить,.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Артикуляционная гимнастика для маленьких ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Ваш малыш ещё мал, ещё нечётко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит». Понятно, что с возрастом всё изменится,.

Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ» 1. «Заборчик» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать.

Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста» Артикуляционная гимнастика. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Цели: развивать фонематический.

Источник

Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?

Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».

Попробуйте! У вас получится.

Скачать:

Вложение Размер
artik_gimn.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке : у-у-у.

Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?» —

Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Язык здоровается с подбородком»

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка :

— Эй, какая там погодка?

Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Чередование «Толстячки — худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали :

Видно, есть ему не дали.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава :

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Улыбаюсь, рот открыт :

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку» .

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри :

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Поперек улыбки лег –

Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.

Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).

Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).

Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

Улыбаюсь : вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

Источник

Читайте также:  Круговая тренировка чарльза бронсона
Оцените статью