Памятка «Артикуляционная гимнастика»
консультация на тему
Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Позанимайтесь с ребёнком дома
Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».
Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Веселая змейка». (развитие подвижности языка).
Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот
«Горка», «Киска сердится».
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.
Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» (как индюк болбочет).
Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ.
Планирование для средней группы на первое полугодие.
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки).
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз».
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий.
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание — это активный процесс, предста.
Источник
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика выполняется как на логопедических занятиях, так и дома, ежедневно в течение 15-20 минут под контролем родителей, которые следят за качеством выполняемых ребёнком движений: правильностью, точностью, плавностью и темпом выполнения.
Для занятий ребёнку нужны:
1) Зеркало на подставке.
Выполняя перед ним упражнения, ребёнок видит движения и положение органов артикуляции и может их контролировать.
2) Салфетки или носовой платок.
При активном выполнении упражнений имеет место повышенная саливация ( слюноотделение).
3) Рекомендованные логопедом приспособления для развития речевого дыхания.
Руки ребёнка во время занятий должны быть чистыми.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
1) «ТОЛСТЯЧКИ» — надуть щёки и удерживать их в таком положении на счёт 1. 7 (10), то есть в течение 7-10 секунд. Считает при этом взрослый.
2) «ХУДЫШКИ» — втянуть щёки в себя и удержать на счёт 1. 7 (10)
3) «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ» — попеременно выполнять упражения №1 и №2.
4) «УЛЫБКА» — улыбнуться, растянув широко губы (зубы не выдны), удержать положение на счёт 1. 7 (10).
5) «БУБЛИК» — произнести беззвучно звук «О» и удержать положение на счёт 1. 7 (10).
6) «ДУДОЧКА» — вытянуть вперёд губы (губы сомкнуты), и удержать на счёт 1. 7 (10)
7) » ХОБОТОК «- вытянуть вперёд губы ( губы немного разомкнуты) и удержать на счёт 1. 7 (10).
8) » ЗАБОРЧИК » — улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) иудержать на счёт 1. 7 (10).
9) «ДУДОЧКА-ЗАБОРЧИК» — попеременно выполнять упражнения №6 и №8.
10) » ПОЦЕЛУЕМ МАМУ» — вытянуть губы ( см. упражнение №6) как можно дальше и с силой их разомкнуть 7 — 10 раз.
11) » УТЁНОК » — вытянуть вперёд губы, положив на их уголки середины указатльных пальцев. Соединить пальцы, сжимая губы, и удержать положение на счёт 1. 7 (10).
12) » ГУБЫ ТАНЦУЮТ «- положить один указательный палец на верхнюю губу, другой — на нижнюю ( концы пальцев смотрят друг на друга ). Сдвигать губы встречными движениями пальцев 7 (10) раз.
13) » РАСЧЁСКА » захватить нижними зубами верхнюю губу и «причесать» 7 (10) раз. Затем «причесать» верхними зубами нижнюю губу.
14) » ПТЕНЧИК » — широко раскрыть рот, удержать широкий расслабленный спокойный язык за нижними зубами на счёт 7. (10).
15) » МЕСИМ ТЕСТО » — раскрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлёпать по нему губами с произнесением: «пя-пя-пя» 7 (10) раз.
16) » БЛИНЧИК » — раскрыть рот, положить широкий раслабленный язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались уголков губ. Удержать положение на счёт 7. (10).
17) » МАЛЕНЬКИЕ КАЧЕЛИ » — раскрыть рот, попеременно поднимать язык к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и опускать к бугоркам нижними 7 (10) раз.
18) » БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ » — раскрыть рот, попеременно поднимать язык вверх к верхней губе и опускать к нижней 7 (10) раз.
19) » ЧАСИКИ » — раскрыть рот, попеременно сдвигать язык то к правому уголку губ, то к левому 7 (10) раз.
20) » ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ » — облизывать языком то верхнюю, то нижньь губы по кругу 7 (10) раз.
1 ступенька — широкий язык положить на верхнюю губу и удержать на счёт
1. 7 (10).
2 ступенька — перевести широкий язык за верхние зубы под губу и удержать
на счёт 1. 7 (10).
3 ступенька — первести широкий язык за верхние зубы и удержать на счёт
1. 7 (10).
22) » МАЛЯР » — раскрыть рот, поднять язык к нёбу и сильно прижать. Кончиком прижатого языка совершать движения, как кисточкой, от зубов к горлу 7 (10) раз.
23) » ГОРКА » — раскрыть рот, кончик языка заправить за нижние зубы. Середину языка выгнуть дугой между зубами и удержать на счёт 1. 7 (10).
24) » ТРУБОЧКА» — раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка и удержать на счёт 1. 7 (10).
25) » ЧАШЕЧКА » — раскрыть рот, поожить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять вверх кончик и боковые края языка и удержать на счёт 1. 7 (10).
26) » КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО » — положить широкий язык на верхнюю губу и быстро её поглаживать кончиком языка сверху вниз 7. (10) раз.
27) » ИНДЮКИ БОЛТАЮТ » — выполнять упражнение № 26 с одновременным произнесением:» бл-бл-бл» 7 (10) раз. Движение языка сверху вниз.
28) » ГРИБОК » — раскрыть рот, присовать кончик языка к нёбу и удержать его на счёт 7. (10).
29) » ЛОШАДКА» — раскрыть рот, присосать кончик языка к нёбу. Громко поцокать языком, с силой отрывая его от нёба 7 (10) раз.
30) » ГАРМОШКА » — раскрыть рот, присосать кончить языка к нёбу и, не отрывая его, поднимать и опускать нижнюю челюсть 7 (10) раз.
31) » ИГОЛОЧКА » — раскрыть рот, вытянуть как можно дальше узкий язык и удержать на счёт 1. 7 (10).
32) » ЗМЕЙКА» — раскрыть рот, быстро вытягивать как можно дальше и убирать в рот узкий язык 7 (10) раз.
33) » ФУТБОЛ » — рот закрыт, кончиком языка сильно упираться то в одну щёку, то в другую 7 (10) раз.
34) » АВТОМАТ » — принять положение губ и языка как в упражнении № 8. С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: «д-д-д».
35) » ПУЛЕМЁТ » — упражнение выполняется аналогично упражнению № 34, но со звуком: «т-т-т».
36) » ПАРАШЮТ » — на кончик носа положить очень маленький и пушистый кусочек ваты. Широкий язык поднять к верхней губе ( к губе не прижимать!) и, направляя по середине языка вверх на нос воздушную струю, плавно сдуть ватку.
Источник
Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков
Гайбышева Динара Рафильевна
Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для разных групп звуков применяются специальные комплексы артикуляционных упражнений.
Специальный комплекс артикуляционных упражнений
для звуков «Ш, Ж, Щ, Ч»
Правильная артикуляция звука «Ш»:
• губы округлены и выдвинуты вперёд,
• зубы сомкнуты или сближены,
• язык находится за верхними зубами и напоминает «Чашечку»
Округлить губы как при
произношении звука «О».
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
«Накажем непослушный язычок»
Губы в улыбке.Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя.Похлопывать зубами: та,та,та.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.
Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.
Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы.Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.
Развитие плавной воздушной струи
Положить ватку на нос. Высунуть язык как при упражнении «Вкусное варенье» и с силой подуть на кончик языка. Если упражнение выполняется правильно, то ватка подлетает вверх.
Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «Р, РЬ»
Правильная артикуляция звука «Р»:
• Губы в улыбке, приоткрыты
• Зубы видны, приоткрыты на 1 см
• Кончик языка за верхними зубами, дребезжит при произношении
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «д-д-д». Убыстрять темп.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «т-т-»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «тдн-тдн-тдн» или «тт-тт, тт-тт, тт-тт»
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идёт воздушная струя, подключая голос.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.
Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.
Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы.Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.
Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «С, СЬ, З,ЗЬ»
Правильная артикуляция звука «С»:
• Губы в улыбке, приоткрыты
• Зубы видны, немного приоткрыты
• Язык лежит в «своей» ямке, посредине языка – углубление.
Улыбнуться с напряжением.
Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».
Чередовать упражнения «Улыбочка» — «Трубочка» (5 – 6 раз).
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
С напряжением вытянуть вперёд губы.
Чередовать упражнения «Заборчик» — «Хоботочек» (5 – 6раз).
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.
Чередовать упражнения «Лопаточка» — «Иголочка» (5 – 6 раз).
«Накажем непослушный язычок»
Губы в улыбке.Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя.Похлопывать зубами: та,та,та.
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние зубы.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку,переводить из одного уголка рта в другой: тик-так, тик-так!
Напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку.
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука «Л», «Ль»
Правильная артикуляция для постановки звука «Л»:
• Губы в улыбке, приоткрыты
• Зубы видны и верхние и нижние
• Язык зажат между зубами
Улыбнуться с напряжением.
Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».
Чередовать упражнения «Улыбочка» — «Трубочка» (5 – 6 раз).
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
С напряжением вытянуть вперёд губы.
Чередовать упражнения «Заборчик» — «Хоботочек» (5 – 6раз).
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.
Чередовать упражнения «Лопаточка» — «Иголочка» (5 – 6 раз).
«Накажем непослушный язычок»
Губы в улыбке.Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя.Похлопывать зубами: та,та,та.
Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.
Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы.Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.
Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щёки
Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.
Выполнение артикуляционной гимнастики:
• Обязательно сидя перед зеркалом
• обязательно каждый день
• по 5 – 6 упражнений
• каждое упражнение по 5 – 6 раз
• не более 5-7 минут
Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков. Мы уверены, что физическое воспитание для дошкольников.
Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.
Комплексная разминка из дыхательных артикуляционных и координационных упражнений 1 .Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав.
Картотека комплексов артикуляционных гимнастик для всех категорий звуков КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУПП ЗВУКОВ Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (впервые — до 10 раз, на последующих.
Комплексы общеразвивающих упражнений ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны.
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей подготовительной группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. 1-2-дугами.
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей средней группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки в стороны, вверх,.
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, параллельно, руки на пояс. 1—руки в стороны;.
Комплексы общеразвивающих упражнений в младшей группе Комплекс №1 (платочки). 1.«Поиграй с платочком». И. п. О. с., платочек в правой (левой) руке внизу. В. Поднять платочек вверх и опустить.
Комплексы упражнений для младшей группы детского сада, способствующих преимущественному развитию силы Задачи воспитания и развития детей: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению.
Источник