Артикуляционная гимнастика в стихах
Лариса Васильевна Стоцкая
Артикуляционная гимнастика в стихах
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут.
1. Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
За ними прячем зубки.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
2. Блинчик вкусный и румяный
Испечёт на завтрак мама.
Раньше встанем мы с Серёжей,
Маме печь блины поможем.
Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.
Упражнение «Киска сердится».
3. Выгнув спинку, злится киска,
Очень киске нужен «Вискас».
Выгнем язычок мы тоже,
Чтоб на киску был похож он.
Губы в улыбке, зубы видны.
Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
4. Во дворе Егорка
Из снега строит горку.
Мы конечно, тоже,
Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)
5. Грозный тигр сердиться стал.
Показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на тигра быть похожим.
Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить
сомкнутые зубы (верхние и нижние).
6. Птенчики в гнезде сидят,
Очень громко все галдят.
Скоро мать, наверняка,
Принесёт им червяка.
Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.
Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
7. Губки каждый пусть сожмёт
И потянет их вперёд.
Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
8. Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
9. Под осиной, под осиной
В красной шапке гриб красивый.
Полезай в наш кузовок.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.
1. На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
2. Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Вкусное варенье».
3. Очень вкусное отличное
Съем варенье земляничное,
И широким язычком
Губку оближу потом.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Упражнение «Спрячь конфетку».
4. Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Где сейчас конфетка?
Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
Нижняя челюсть неподвижна.
5. Во дворе индюк болбочет,
Испугать детей он хочет.
Хоть его боимся, всё же
Сделать так сумеем тоже.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед — назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим:
— Цок — цок – цок, цок – цок – цок.
Наш зацокал язычок.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. Дятел на сосне сидит.
Клювом дерево долбит.
Он найдёт, наверняка,
И жука,и червяка:
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами,произнося звуки: «д-д-д-д).
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Упражнение «Почистим зубки».
8. Мы по зубкам язычком
Влево, вправо проведём.
Мы с зубною щёткой дружим,
Стоматолог нам не нужен.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Артикуляционная гимнастика 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.
Артикуляционная гимнастика Волшебная артикуляционная гимнастика Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает.
Артикуляционная гимнастика. Алгоритм выполнения упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений необходимо учитывать следование пошаговым инструкциям, способствующим постепенному, поочередному.
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект Педагогический проект (познавательно-эмпирический). «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика по теме «Птицы» Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика — это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.
Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: — сомкнуть.
Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика. Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы. Он выполнен в программе.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что.
Веселая артикуляционная гимнастика В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных.
Источник
Артикуляционные сказки «Веселый лягушонок. Иголочка. Блинчик. Часики»
Татьяна Бахтина
Артикуляционные сказки «Веселый лягушонок. Иголочка. Блинчик. Часики»
Артикуляционные сказки
«Веселый лягушонок»
Губы в улыбке. Верхние
и нижние резцы видны. Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал:
Чтоб комариков достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Блинчик»
Широкий передний край языка
положить на нижнюю губу.
Боковые края языка касаются
Повторить его зарядку
Мы сумеем по порядку.
Язык — лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка»
Узкий язык высунуть изо рта.
Напряжемся до предела!
Язычок теперь — «иголка»,
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
«Блинчик» — острая «иголка» —
Упражнение «Часики»
Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.
«Часики» — «тик-так, тик-так!»
Язык — «иголка», улыбнись,
Губ уголков «иглой» коснись.
Словно маятник язык:
Упражнение «Чистим зубки»
Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно.
Лягушонок чистит зубки
Ежедневно, каждый день!
Чистить зубки лягушонку
Ну совсем, совсем не лень!
Зубки верхние снаружи
Чистит. Чистит и внутри.
Справа — влево, слева — вправо,
Зубки нижние снаружи
Чисто чистит он затем.
Справа — влево, слева — вправо,
Помнить нужно это всем:
Челюсть нижняя на месте!
«Чистим зубки» с ним мы вместе!
Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.
Лягушонок чуть схитрил,
Закричал что было сил:
«Эй, комарики, качели!
На качели, на качели!
Я качели сделал вам!
Покачаю вас я сам!
Гибкий кончик языка
Покачает вас пока
К губе и к носу,
Наслаждайтесь без вопросов!»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.
Лягушонок очень мил,
Сам себя он похвалил:
Сам комариков ловил!
У меня хватило сил!
Язычок широкий, плоский,
Словно блинчик или доски,
Чашечкой я завернул,
К носу язычок тянул.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.
Облизнулся с наслажденьем:
«Мой обед вкусней варенья!»
Вот конец стихотворенья —
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!
Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так. (упр. «Улыбочка»)
Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так. (упр. «Дудочка»)
А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так. (уппр. «Улыбочка»)
Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так. (упр. «Дудочка», нахмурить брови)
Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так. (упр. «Улыбочка»)
Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так. (упр. «Дудочка»)
Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так. (упр. «Улыбка»)
Мы тоже любим играть с нашими язычками в «Прятки». (упр. «Прятки» 3-4 раза)
Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту. «Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза). «Положите» горошину на кончик высунутого языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать под счет до 10). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком (загибая его сильно вверх, потто снова на кончик языка (4-5 раз).
«Веселый Волк»
Материал: игрушка волка, картинки артикуляционных упражнений
«Лопатка», «Иголочка», «Улыбочка», «Дудочка».
(располагает на наборном полотне четыре картинки для артикуляционных упражнений)
Сегодня к нам в гости пришел Волк и увидел выставку картинок. Посмотрите на них внимательно.
Только Волк отвернулся, (вместе с педагогом дети опускают голову на руки, сложенные на столе)
как одна картинка пропала (убирает одну из картинок). Какой картинки не стало?
Правильно «Улыбочки». Давайте улыбнемся и не будем грустить. (упр. «Улыбочка»)
Волк задумался, (дети опускают голову на сложенные руки)
Пропала еще одна картинка. Какая?
Правильно, «Дудочка». Давайте ее изобразим.
Волк опять задумался, (дети опускают голову на сложенные руки)
И опять картинка пропала. Какой картинки не стало? Правильно «Лопаточки». Давайте ее покажем.
Что же происходит, Волк задумался. (дети опускают голову на сложенные руки)
И снова картинка исчезла. Какой картинки не стало? Правильно «Иголочка»
(упр. «Иголочка»)
Расстроился Волк. Давайте успокоим его. Будем показывать ему пропавшие упражнения.
Вспомните, какая картинка исчезла первой? («Улыбочка»)
(упр. «Улыбочка» и появляется картинка)
Какая картинка исчезла второй?
(упр. «Дудочка» и появляется картика)
Какая картинка исчезла третьей? («Лопаточка»)
(упр. «Лопаточка», появляется картинка)
А какая картинка исчезла четвертой? («Иголочка»)
(упр. «Иголочка», появляется картинка)
Очень хорошо! Волку очень понравилось, как вы умеете делать эти упражнения.
«Путешествие по реке»
Материал и оборудование: игрушки – котенок, утка, слоненок; «корабль» —
Представьте, что мы сидим на берегу и ждем корабль.
Вот к реке подошел котенок (показывает игрушку) и начал лакать воду. Как он лакает?
(чередование упражнений «Лопаточка» — «Чашечка»)
Мимо проплыла уточка (показывает). (упр. «Утиный клювик»)
По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка (показывает). Он, подойдя к реке, начал набирать воду хоботом.
(упр. «Хоботок» с сильным вдохом)
Мы забыли сделать очень важную вещь – купить билеты на корабль.
Чтобы их купить, надо назвать слово, которое начинается со звука [о]. (Дети, которые произносят слова с заданным звуком, получают билеты. Если не все выполнили задание, педагог предлагает вспомнить слова, начинающиеся со звуков[у],[и], и вручает билеты)
«Рассказ о том,
как Ветерок побывал в цирке»
1. Ветерок зашел в цирк, удобно сел в кресло и расслабился. (упр. «Лопаточка»)
Вот на арене появился жираф с длинной – предлинной, тонкой – претонкой шеей. (упр. «Иголочка»)
Жираф исполнял такие забавные номера, что Ветерок стал улыбаться, вот так. (упр. «Улыбочка»)
Но больше всего понравился Ветерку слоненок с длинным носом. (упр. «Хоботок»)
2. Вдруг на арене цирк появился аквариум, а в нем большая рыба. Она смотрела на всех выпученными глазами и беззвучно разговаривала. Рыба открыла рот вот так
(открыть рот упр. «Домик открывается»)
И Ветерок понял, что она произносит звук … (Дети: [а])
Потом рыба вытянула губы вперед в виде трубочки и беззвучно сказала… (Дети: [у]). (упр. «Трубочка»)
Затем рыба как бы пропела два звука (педагог артикулирует [ау]). Повторите эти звуки. (чередование упражнений «Домик открывается» — «Трубочка»)
3. После рыбы выступал медведь. Он катался на самокате и пел песни.
Ветерку так понравилась песня медведя, что он стал подпевать ему. Давайте и мы подпоем. (Дети подпевают концовки)
Быстро еду, еду, еду. – У-у-у, у-у-у.
Вас порадовать хочу. – У-у-у, у-у-у.
И на быстром самокате
Кого хочешь прокачу. – У-у-у, у-у-у.
ходила к зубному врачу»
Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы.Врач просит: «Открой, пожалуйста, рот». Но Маша испугалась. Стиснула губы плотно – плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша.
(плотно сомкнуть губы)
Врач стал уговаривать Машу не боятся. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка.
«Я хочу видеть все твои зубы», — говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала. Покажите, что она сделала.
(упр. «Лягушка» или «Шторки»)
Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно,как часы тикают: тик – так. Как тикают часы? (упр. «Часики»)
Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: «Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?»
Маша ответила: «Хочу, я их очень люблю». И улыбнулась. Покажите, как?
Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами.
Это случилось в день рождения петушка Пети, на которое он пригласил своего друга песика Пульку.
Песик Пулька лежал на полу и думал, что подарить Пете.
Мимо пролетал попугай Паша. (упр. «Качели»)
Попугай Паша был забиякой. Ему захотелось клюнуть песика, который показался Паше спящим. Но в это время Пулька потянулся и стал лизать свою гладкую шерстку.
(вытягивание широкого языка. Движения широким языком, имитирующие лизание)
Упрямый попугай подлетел к песику. Но Пулька подпрыгнул и поймал попугая за хвост.
(губы обхватывают широкий кончик языка)
Попугай Паша испугался и стал выдергивать свой хвост из лап Пульки. (язык пытается освободиться, губы его удерживают)
Наконец это ему удалось. Но у Пульки осталось в лапах одно легкое перышко. Обрадованный песик стал с ним играть.
(упражнение на поддувание)
В гости к нам прилетела птица. Отгадайте, какая?
«Кар-кар, я летала, кар-кар, я устала
Кар-кар, посижу, кар-кар, отдохну»
Эта птица всем знакома.
Однажды наша ворона сидела на высоком заборе.
(упр. «Заборчик», следить, чтобы губы детей были в улыбке)
Вдруг она увидела, что во дворе появился мальчик с лопаткой в руке и направился к забору. Там он начал что-то строить.
Забор был высокий, и вороне плохо видно, что делает мальчик. Она слетела с забора, подлетела поближе и спряталась в сугроб.
(упр. «Прятки»: язык находится за нижними зубами 5-7 сек.)
Любопытно вороне: что делает мальчик? Чтобы лучше видеть, она вытянула шею и вся выгнулась.
(упр. «Сердитая кошечка»: спинка языка приподнята 5-7 сек)
Ничего вороне не видно. Высунула она голову из-за сугроба. Ничего не поймет.
(кончик языка положить на нижнюю губу 5-7 сек.)
Тем временем мальчик закончил свою работу – строительство снежной крепости и ушел домой. «Ну вот, проворонила», — подумала ворона и снова взлетела на забор.
Однажды Дятел вылетел из своего родного леса и полетел в деревню к друзьям. Внизу он увидел быстро мчащуюся электричку. Ее колеса стучали по рельсам.Вот так: «Д-д-д».
Потом Дятел увидел лошадку. Она быстро бежала по дороге, цокая копытами. (упр. «Лошадка»)
Дятел не мог двигаться так же быстро, как электричка и лошадка. Зато он умел лечить больные деревья, доставая из-под коры жучков и гусениц.Сядет Дятел на дерево и стучит: «Д-д-д». Как он стучит?
Дятел подлетел к дому своих друзей Димы и Даши и заглянул в окно. Дятла уже ждали в гости. (упр. «Окошко»)
Дима играл на дудочке. (упр. «Трубочка»)
А Даша накрывала на стол: поставила самовар,
(упр. «Самовар» или «Паровозик»)
и вкусное клубничное варенье. (упр. «Вкусное варенье»)
Дятел стал стучаться в окно: «Д-д-д». Постучите и вы как Дятел. (упр. «Дятел»)
Ребята очень обрадовались, когда увидели Дятла и широко улыбнулись. (упр. «Улыбка»)
Испекла бабушка Колобок и положила его на окошко. (упр. «Окошко»)
Он был такой горячий, что тронешь его – обожжешься. Стал Колобок по подоконнику кататься – остужаться.
(упр. «Катание шарика» или «Хомяк»)
Вдруг видит Колобок – крадется к нему кошечка, и решил он от нее спрятаться. (упр. «Прятки» 5-6 раз)
Подкралась кошечка поближе и лапкой – цап! – а Колобок-то горячий. Обожгла кошечка лапку и очень рассердилась. (упр. «Кошечка сердится» 4-5 раз)
Колобок испугался и покатился куда глаза глядят.
Катится Колобок, а навстречу ему заяц скачет. (упр. «Зайчик»)
Колобок спел ему свою песенку и покатился дальше.
Катится Колобок, а навстречу ему скачет по дорожке Лягушка – квакушка. Подружились они. И Колобок покатился дальше. (упр. «Лягушка»)
Катится Колобок дальше и повстречал он двух друзей Обезьянку и Бульдога. (упр. «Прятки»)
Так Колобок познакомился со своими новыми друзьями. Теперь ему не будет скучно.
«Гена и его щенок»
У Гены есть щенок, породы бульдог. (упр. «Бульдог», «Прятки»)
Щенок любит лакать молоко. Вот так. (чередование упр. «Лопаточка» — «Чашечка»)
Однажды он так забрызгал молоком свою будку, что Гене пришлось ее отмывать. (кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята, достает нёбо. Спинка языка движется вдоль нёба вперед — назад)
Во двор Гены забежала кошка. Стоит кошка озирается по сторонам. (упр. «Часики»)
А щенок тут как тут, звонко залаял. Кошка испугалась, выгнула спину дугой – вот так. (упр. «Сердитая кошечка»)
Потом она убежала. Довольный щенок улегся отдыхать. (упр. «Блинчик»)
С само утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается. (упр. «Улыбка»)
Ему подарили велосипед, и он собрался на нем покататься. Выходя из дома, Саша увидел огромного бульдога.
Испугался Саша и спрятался за дверь. (упр. «Прятки»)
Саша выглянул из-за двери. Пес не уходит, сидит у самой двери. (упр. «Чашечка»)
Саша снова спрятался. (упр. «Прятки»)
Стоит Саша за дверью и думает: «Не буду я больше бояться собаки». Только так подумал, смотрит, а собаки-то нет, убежала
Вышел Саша на улицу, сел на велосипед и стал кататься по кругу в одну сторону. (круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт, а затем в другую сторону)
Саша катался, а веселый ветерок обдувал его во время езды. (упр. «Желобок»)
Хорошо кататься на велосипеде!
В холодный зимний вечер Маленький Зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето. (упр. «Лопаточка»)
Вдруг подул ветерок и голые веточки на кустиках задрожали. (упр. «Желобок»)
Зайчик испугался и спрятался за пенек. Выглянет из-за пенька и опять спрячется. (упр. «Прятки»)
А ветерок все дует, шевелит веточками на кустах. (упр. «Желобок»)
Понял тут Маленький Зайчик,что ему нечего бояться: это всего-навсего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся
и побежал кататься на горке. (упр. «Горка»)
Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой. (упр. «Иголочка»)
Через несколько дней на стебельке появился бутон. (упр. «Трубочка»)
Бутон становился все больше и стал раскрываться. (плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами)
И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок.Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята.
(упр. «Сердитая кошечка»)
Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!» (вдох носом, выдох ртом)
Котенок лежал на подоконнике и задремал. Ему снилась птичка, которая часто прилетала к окну. (упр. «Окошко»)
Он улыбался своей подружке – птичке. (упр. «Улыбочка»)
Вдруг котенок услышал за окном какой-то шум. Он выглянул в окно и увидел, что на его знакомую птичку громко лает большая собака. Маленький котенок не испугался собаки, он зашипел, выгнул спинку.
(упр. «Сердитая кошечка»)
Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком. (упр. «Трубочка»)
Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес. (упр. «Лопаточка»)
Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее. (упр. «Чашечка»)
Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие. (упр. «Трубочка»)
В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло.
Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.
В лесу на широком листе сидел маленький кузнечик. (упр. «Лопаточка»)
Он только что появился на свет и с интересом все разглядывал. Посмотрел вверх
и увидел большой гриб на тонкой ножке. (упр. «Грибок»)
Прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землей. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз. Здорово!Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз.
(упр. «Качели» 5-6 раз)
Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку.А песенка у него была очень красивой: «Ч-ч-ч-ч». И разлетелась песенка по всему лесу.
Женин папа работает в цирке фокусником. Однажды папа взял Женю на работу и оставил в своей комнате, где стоял сундук. (выставляет коробку).
Приоткрыл Женя крышку сундука (приоткрывает коробку) и увидел улыбающуюся лягушку.
Вдруг лягушка как прыгнет. Женя быстро захлопнул крышку (закрывает коробку). Но так хочется посмотреть Жене на лягушку еще раз. Открыл сундук… (открывает коробку, а там слоненок. Сидит и тянет к Жене свой хоботок.
Понял Женя, что это волшебный сундук. Весело ему стало: то откроет сундук, то закроет…
(чередование упр. «Улыбочка» — «Хоботок»)
В папиной комнате стоял старинный шкаф. Женя заглянул в него и увидел на верхней полке обезьяну.
Обезьяна спрыгнула на нижнюю полку, а потом опять наверх полезла. (упр. «Качели»)
Осторожно прикрыл Женя дверцу шкафа. «Наверное, она репетирует свой номер», — подумал мальчик.
В углу комнаты Женя заметил большого паука. Паук качался в паутине как в гамаке. (педагог и дети показывают широкий кончик языка, затем убирают язык; повторить упражнение несколько раз)
Паук увидел мальчика и забеспокоился. Стал бегать по потолку. (упр. «Маляр»)
Женя с интересом наблюдал за пауком, но тут пришел папа и повел Женю домой.
— Дети, сейчас мы полетим в космос.Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим под-готовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [. ] (Автомамизация звуков).
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).
Артикуляционные сказки по лексическим темам ТЕМА: Знакомство с органами артикуляции. «Сказка про Говориша» Жил – был Говориша, он был веселый и озорной, а жил он в доме за белым забором.
Поделка «Новогодние часики» Что может быть прекраснее для ребенка, чем ожидание чуда и волшебства под новый год?В предпраздничной суматохе, когда работа переплетается.
Артикуляционная гимнастика «Веселый лягушонок» и зрительная гимнастика «Ловим муху» в рамках декады здоровья С 9 по 19 апреля в нашем детском саду проходила декада здоровья. В рамках декады была проведена артикуляционная и зрительная гимнастика.
Артикуляционные считалки логопеда А/г для звука Р и шипящих На один мы губы сжали («Улыбка», Два-и зубы показали («Забор», Три-считаем «раз» и «два» («Улыбка»-«Забор»,.
Игровые пособия Снеговик, Щенок, Лягушонок Предлагаю вашему вниманию самодельные игрушки для детей от 8 месяцев до 3 лет. Для изготовления основы использовала пустые пластиковые.
Копилка дидактических игр по ФЭМП «Лягушонок» Предлагаемые дидактические игры направлены на обеспечение накопления представлений о форме, цвете и величине предметов, а также развитие.
Мини-музей «Часики» Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов. Основная идея — показать, какими разными бывают.
Музыкально-дидактические игры «Лягушонок-Коробчонок» Музыкально – дидактическая игра «ЧТО СЪЕЛ НА ЗАВТРАК ЛЯГУШЕНОК-КОРОБЧЕНОК? Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр.
Проект «Часики с секретом» Проект «Часики с секретом» Анна МОРОЗ Проект «Часики с секретом» Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение Детский.
Видео и учебно-игровые артикуляционные упражнения для звука [Р] Коррекционную работу при любых нарушениях произносительной стороны речи подразделяют на 3 этапа: 1 – подготовительный, 2 –этап первичных.
Источник