Интерактивная игра «Угадай-ка» по выполнению артикуляционной гимнастики
Ирина Темирянц
Интерактивная игра «Угадай-ка» по выполнению артикуляционной гимнастики
Тема: «Интерактивная игра «Угадай-ка»
Цель: Познакомить педагогов с основными упражнениями артикуляционной гимнастики и дать практические навыки по теме.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Правила выполнения артикуляционных упражнений:
Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое- то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
В связи со вступлением в силу ФГОС ДО появилась возможность применения в работе с детьми новые формы работы с применением ИКТ. Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по выполнению артикуляционной гимнастики «Угадай-ка», которую вы можете использовать в работе с детьми как профилактики речевых нарушений.
Педагог читает детям загадку, после того как дети назовут правильный ответ раскрывается картинка для выполнения артикуляционной гимнастики.
Описание упражнения прилагается, имеются примечания по выполнению упражнений.
«Угадай-ка»
Друг за другом стали доски
Как тигриные полоски.
Только тигр не убежит
Грядки с луком сторожит
Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10
Примечание. Зубы сближены, губы в улыбке.
Взял я ножик, прутик срезал,
И в нём дырочек нарезал.
И запела дудочка!
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.
Если б не было его, Не сказал бы ничего
Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в таком положении при открытом рте под счет от 2 до 5
Примечание. Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.
Открыть рот, положить и расслабить язык на нижнюю губу.
Подержать в таком положении секунд 10.
Примечание. Не прикусывать язык ни губами, ни зубами.
Следить, чтобы язык не дрожал.
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит.
Открыть рот, язык высунуть вперёд. Напрягать мышцы языка
и делать его узким. Удерживать язык «иголочкой» секунд 10.
Примечание. Язык удерживать «иголочкой» навесу,
не прикусывая его ни зубами, ни губами.
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть.
Кончиком узкого языка попеременно
дотрагиваться до уголков рта.
Примечание: Язык движется влево-вправо касаясь уголков губы, но не касаясь верхней и нижней губы
На красной жёрдочке сидят белые курочки
Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем поднять язычок вверх и «почистить» за верхними резцами.
Примечание: Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Бабушка из сладких ягод
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты
Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
Примечание: нижняя челюсть неподвижна!
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка находится за зубами и
упирается в нижние зубы, а спинка языка
выгибается вверх, как спинка у кошки, когда она сердится.
Чередовать положение языка «киска рассердилась»,
«киска спряталась» (закрыть рот).
Примечание. Язык не прикусывать ни губами, ни зубами,
Держится она на блюдце
И боится шевельнуться.
С кипятком стоять ей тяжко.
Открыть широко рот, высунуть язык.
Кончик и боковые края языка приподнять:
Подержать язык в таком положении секунд 10.
Примечание. «Чашечка» должна удерживаться навесу,
без поддержки губ и зубов.
Не сиди и не скучай,
Посильней нас раскачай.
Вверх и вниз — и полетели.
Открыть рот, как при произнесении звука [А], языком упираться попеременно то в основания верхних зубов, то основания нижних зубов.
Примечание : язык не выскакивает за зубы, а нижняя челюсть неподвижна
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «покрасить»
твёрдое нёбо от зубов до мягкого нёба
в направлении «назад-вперёд» несколько раз.
Примечание. Язык не выскакивает за зубы, нижняя челюсть
Кто там скачет по дорожке?
У кого так резвы ножки?
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка,
Это к нам бежит.
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком.
Упражнение выполняется сначала:
а) медленно («лошадка идёт шагом»);
б) быстро («лошадка скачет быстрее»);
в) пощёлкать самым кончиком языка
Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной,
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу
широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже,
натягивая при этом подъязычную складку.
Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.
Та же «Лошадка», только без щелчка.
Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться
Прикреплённые файлы:
artikuljacionaja-gimnastika-zagadki_237o1.pptx | 2255,31 Кб |
Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.
Источник
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок»
Светлана Павловская
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок»
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Веселый язычок».
Цель: Знакомство с органами артикуляции.
-учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков;
-развивать артикуляционный аппарат;
-воспитывать культуру речи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.
«Сказка про язычок».
Этот маленький дружок-
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок,
Видит: спинку выгнула
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.
На крылечке Язычок.
Взял он клещи, Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.
Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.
Светит солнышко сутра-
В гости к тетушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Блинчики с маком
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья открыла.
Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка-
В горку медленно идет:
А с горы стрелой несется:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Да и каша манная-
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком –блл,блл,блл-
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).
Ну-ка, детки, с Язычком
Поиграем в паровозик
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».
Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая.
Вот интересная игра
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.
Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.
Итог. Спасибо. До свидания!
Упражнения по артикуляционной гимнастике «Лягушка и слоник. Качели. Вкусное варенье» Лягушка и слоник. Жил был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Дидактическое пособие по артикуляционной гимнастике «Помоги колобку попасть в домик» Дидактические пособия по артикуляционной гимнастике «Помоги колобку попасть в домик» и «Помоги пчелке отнести мед в улей» Речь – это сложный.
Конспект НОД по развитию речи «Веселый язычок» (вторая младшая группа) Конспект НОД по развитию речи «Веселый язычок» (вторая младшая группа) Гордина А. М. Цель:развитие речи, мышления, памяти,внимания. Задачи:.
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике с использованием мультимедийной презентации Цель занятия: учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звуков Р, РЬ; познакомить с органами речи (губы,.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике. Сюжетное занятие «Игроград» Конспект сюжетного занятия фитбол- гинастики. Задачи: 1. Закрепить навык выполнения изученных упражнений фитбол-гимнастики. 2. Способствовать.
Конспект занятия по спортивной гимнастике «Физическое развитие детей» План-конспект занятия по спортивно-оздоровительной гимнастике На тему: Физическое развитие детей. Укрепление здоровья детского организма.
Консультация для родителей «Методические рекомендации к артикуляционной гимнастике для занятий дома» Предлагаемая система упражнений для губ и языка поможет Вашему малышу научиться управлять своими органами речи, а это значит: • предупредить.
Конспект открытого занятия по ритмической гимнастике для детей 3–4 лет Открытый урок в младшей группе по физической культуре 25.01.2018Конспект занятий открытого урока по ритмической гимнастике дети 3-4 года.
Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» Из опыта работы. Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» 1. Пояснительная записка Массаж артикуляционного аппарата.
Рабочая программа по развитию речи в средней группе «Веселый язычок» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи «Веселый язычок» (средняя группа) Срок реализации программы 2017-2018 уч. год Составитель: воспитатель.
Источник