- МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов) презентация по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Комплекс упражнений на улучшение артикуляции у взрослых и детей
- Что такое артикуляция и для чего ее развивать
- Подготовка к упражнениям
- Артикуляционная гимнастика для губ
- Артикуляционная гимнастика для языка
- Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
- Упражнения для щек, глотки и мягкого неба
- Заключение
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
презентация по логопедии на тему
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_marchenko.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика»
с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации.
Я рада приветствовать вас на мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика». Вся работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников проводится не только учителем – логопедом, но и другими педагогами. Поэтому, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики используются так же музыкальными руководителями, воспитателями, психологом, инструктором по физвоспитанию. В своей работе логопеда уделяю артикуляционной гимнастике особое внимание, так как развитие артикуляционного аппарата, является одним из первых этапов моего опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи детей с речевой патологией». Именно артикуляционная гимнастика становится отправным пунктом в формировании интонационной выразительности речи.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Выполняя артикуляционную гимнастику с утра, мы тем самым подготавливаем артикуляционный аппарат к работе на целый день, создаем благоприятные условия для усвоения правильного звукопроизношения и улучшения дикции.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поэтому целью артикуляционной гимнастики является — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить с утра перед завтраком, во время прогулки, после сна.
3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, так как именно взрослый является образцом для детей при показе упражнения и соответственно осуществлять контроль правильности выполнения упражнений.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится при непосредственном контакте педагог – ребёнок, где педагог рассказывает и показывает выполнение упражнения, а затем ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения в начале выполняются, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, темп ускоряется. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
В дальнейшем, когда дети усвоят элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
А теперь предлагаю к вашему вниманию мастер-класс по обучению детей артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации.
Источник
Комплекс упражнений на улучшение артикуляции у взрослых и детей
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Мы продолжаем цикл статей про формирование красивой речи. В прошлый раз я рассказала, как улучшить дикцию. Сегодня же мы займемся развитием речевых органов. Я собрала для вас простые и эффективные упражнения на артикуляцию, которые рекомендуют логопеды. Они помогут поставить правильное звукопроизношение и укрепить участвующие в речи мышцы детям и взрослым.
Что такое артикуляция и для чего ее развивать
Артикуляция – это совокупность движений, которые совершают речевые органы в процессе говорения. От правильности, четкости и слаженности этих движений зависит красота нашей речи.
Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту. Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее.
Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.
Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.
К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:
- ускоренная неразборчивая речь;
- вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
- проглатывание отдельных слогов;
- ленивое произнесение согласных звуков;
- неправильная интонация;
- быстрая утомляемость речи.
Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.
Подготовка к упражнениям
У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.
Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:
- Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
- Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
- Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.
Артикуляционная гимнастика для губ
Итак, начинаем. Давайте попробуем выполнить следующие несложные действия:
- Трубочка. Вытяните губы как можно сильнее вперед. Задержитесь на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение. Это упражнение полезно выполнять каждый раз перед долгой речью в качестве разминки.
- Улыбка. Улыбнитесь как можно шире, не обнажая зубной ряд. Задержитесь на 7-8 сек.
- Заборчик. А теперь улыбнитесь так, чтобы было видно ваши зубы. Задержитесь на 7-8 сек.
- Хомяк. Сомкните зубы и приподнимите верхнюю губу, обнажив верхние резцы. Удерживайте положение 7-8 сек.
- Старушка. Откройте рот и натяните зубы на губы. В таком положении открывайте и закрывайте рот, а затем постарайтесь улыбнуться.
- Улыбка – трубочка. Попеременно чередуйте эти два движения в среднем темпе.
- Щетка. Кусайте сначала верхнюю губу нижними зубами, затем нижнюю губу прикусите верхними зубами.
- Хлопок. Глубоко вдохните и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот, чтобы получился характерный звук.
- Недовольная лошадь. Вдохните воздух через нос с сомкнутыми губами, а затем резко выдохните через рот. Губы должны завибрировать и издать фыркающий звук.
Артикуляционная гимнастика для языка
Переходим к тренировке языка:
- Лопата. Широко откройте рот и высуньте широкий язык наружу. Задержитесь в этом положении на 8 сек.
- Змейка. Исходное положение то же. Высуньте язык и постарайтесь максимально сузить его, чтобы он стал тонким, как змея. Если не получается, сложите пальцы колечком, поднесите ко рту и попытайтесь вложить в него язык. Задержитесь на 8 сек.
- Чашечка. Широко откройте рот, высуньте широкий язык и приподнимите его края, чтобы получилась форма чаши.
- Наказание. Приоткройте рот, высуньте расслабленный язык и положите его на нижнюю губу. Верхней губой слегка похлопайте по нему, произнося “пя-пя-пя”.
- Трубочка. Откройте рот, высуньте язык, сложив его трубочкой.
- Вращение. Вращайте языком в пространстве между зубами и губами. Сначала в одну сторону, потом в другую.
- Грибок. Рот закрыт, язык прилеплен к верхнему небу. Медленно открывайте рот, не отрывая языка от неба.
- Часики. Приоткройте рот, губы растяните в улыбку. Попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка.
- Уборка. Приоткройте рот и водите языком по верхнему небу вперед-назад, как будто хотите почистить его.
- Тянучка. Рот приоткрыт. Языком тянитесь сначала вперед, затем вправо, влево, вверх, вниз.
- Подлиза. Языком оближите сначала верхнюю губу и пространство над ней, затем нижнюю.
- Молоточек. Представьте, что ваш язык – это молоток. Напрягите его как можно сильнее и стучите по кончикам зубов, произнося звук “д”.
- Индюк. Слегка приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте языком вперед-назад. Сначала медленно и беззвучно, а затем динамично и с голосом.
- Лошадка. Приоткройте рот и поцокайте языком, имитируя звуки лошадиных копыт.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!
Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:
- Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
- Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
- Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
- Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
- Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
- Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.
Упражнения для щек, глотки и мягкого неба
Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:
- Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
- Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
- Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
- Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
- Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
- Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
- Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
- Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.
Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.
Заключение
Мы с вами рассмотрели комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Выполняя их каждый день, вы сможете сделать свою речь красивее и четче. В результате это положительным образом скажется на качестве общения и откроет вам новые возможности. Не пренебрегайте этими бонусами. Занятия не отнимут у вас много времени и сил.
Пробовали уже какие-то упражнения? Как впечатления? Делитесь в комментариях. Будем работать над качеством речи вместе.
Источник